Развитие способностей ребенка дошкольного возраста
Способности
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.
Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй – степень выраженности способностей.
Способности классифицируются на:
- Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
- Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические способности подразделяются на:
- Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
- Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.
Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Уровни развития способностей:
- Способности;
- Одарённость – следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
- Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
- Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.
К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».
Условия развития способностей в дошкольном возрасте:
- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Приложение 3.1.1.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» г. Сыктывкара
Консультация для воспитателей
«Развитие способностей детей дошкольного возраста»
Вакуева Е. М.
воспитатель
Источник
Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?
Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.
Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?
Немного теории, без нее никуда!
Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.
Специфические
Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.
Специфические способности бывают:
- Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
- Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.
Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).
- Конструктивно-технические — представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
- Организаторские — ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
- Творческие — используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
- Интеллектуальные — наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
- Сенсорные — сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.
Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.
Природные
Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).
В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:
- скорость обучения знаниям и навыкам;
- предрасположенность к определенному виду деятельности;
- устойчивость к стрессам;
- наличие предельных границ способности;
- общественное признание уникальных возможностей;
- нестандартные результаты.
Способности дошкольников и условия их формирования
Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.
Основные правила организации деятельности ребенка:
- организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
- активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
- адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
- ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже — в рисовании, а уже потом в науке.
Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста
Существует такое понятие как “сензитивный период” — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.
Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)
Создание окружающей среды для развития специальных способностей
Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.
Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.
Создание окружающей среды для развития физических способностей
В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.
Создание окружающей среды для развития творческих способностей
Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может “опробовать” самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.
Создание окружающей среды для развития познавательных способностей
Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных “почему”, “как” и “когда”. Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.
Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник
Андреева Юлия
Развитие способностей дошкольников
Развитие способностей дошкольников
Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость её освоения.
Способность отличают одного человека от другого, облегчают усвоение знаний, формируют умения и навыки. В свою очередь знания, умения и навыки приводят к развитию. способностей. Природными предрасположенностями развития способностей являются задатки – то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.
Способности принято делить на общие и специальные.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самые первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности – ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен сам процесс (нравится не нарисовать картинку, а рисовать и так далее). Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы и действия, формируется активная речь).
Общие способности делится на познавательные и практические.
Формирующие познавательные способностивключены в становлении образовательных форм познания действительности: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть идет создание образного фундамента интеллекта (Леонид Абрамович).
Центральное место в структуре познавательных способностей занимают способности создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков, частей и ситуаций. К познавательным способностям относится в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Интенсивно формируются с 3-4 лет, усваиваются сенсорные эталоны. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их (представление о цветах спектра, геометрические формы и так далее). Вначале ребенок просто идентифицирует свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном,а затем усложняется процесс: ребенок сравнивает предмет и его свойства сразу с несколькими эталонами. Основу развития интеллектуальных способностейсоставляют действия наглядного моделирования: замещение использования готовых моделей и построение моделей на основе установления отношений между предметом-заместителем и замещаемым объектом. Готовая модель-план участка или др. комнаты, по которым дети учатся ориентироваться, затем сами начинают строить такой план, обозначая предметы условными знаками.
В дошкольном возрасте ребёнком осваивается три вида моделей и соответственно три вида модельных представлений: конкретные, отражают структуру отдельного объекта; обобщённые, отражают общественную структуру класса объектов; условно-символические, передающие наглядно ненаглядные отношения. Наглядные модели-это специфические средства, помогающие детям овладеть знаниями о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. Процесс овладения наглядным моделированием включает четыре основные линии.
1 линия состоит в расширении диапазона моделируемых отношений- от пространственных отношений до временных, механических, звуковых, математических, логических.
2. Линия связана с изменениями степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений. От единичных конкретных ситуаций к обобщенной модели. 3. линия- касается изменения самих наглядных моделей, с которым действуют дети. Отмоделей сохраняющих внешнее сходство к моделям с условно-символическим изображением типа графиков.
4. линия заключается в характере действий детей при моделировании.
В младшем дошкольном возрасте сформировывается предпосылка построения моделей – это действие замещения далее символическое замещение, в котором заместитель имеет с замещаемым объектом смысловую связь.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Теоретический подход Л. А. Венгера к проблеме познавательных способностей и экспериментальные исследования позволили разработать систему диагностики умственного развития дошкольника и специальную программу обучения “Развитие“.
Практические особенности. Дошкольниквключен в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд и так далее. Все они имеют совместный коллективный характер, а значит создают условия для появления и развития практических способностей, прежде всего организаторских.Для успешного взаимодействия друг с другом детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение полученного результата с предполагаемым, учёт мнения партнеров, распределение обязанностей, контроль за соблюдением правил порядка, умение решать спорные вопросы и конфликты, навыки оценки. К практическим способностям относятся:конструктивно-технологические: пространственное видение пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Специальные способности в дошкольном возрасте прежде всего в художественные. Дошкольник включен во все многообразные художественные виды деятельности (поёт, танцует, лепит, рисует). В дошкольномвозрасте проявляются:
1. изобразительные, декоративно-прикладные способности (чувство композиции, цвета, цветовых отношений, формы и пропорции).
2. Театрально-речевые (поэтический слух, выразительные интонации, мимика, жесты, позы, походка при передаче образа героя в игре или спектакле).
3. Музыкальные (эмоциональные переживания, чувство ритма, ладовое движение мелодии и воспроизведение мелодии по слуху). Музыкальные способности дошкольника обнаруживаются при прослушивании музыки в умениях воспринимать, сопереживать, различать выразительные музыкальные средства, при исполнении музыкальных произведений (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально- игровых и танцевальных). Любая специальная способностьвключает основные направляющие: определенный уровень познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Особое место в психологии способностей занимают проблемы развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обуславливают диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одарённый ребёнок по типу умственного развитияопережает своих сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение её получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одарённые дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.
Натан Семёнович Лейтес считает важной характеристикой одаренности выраженную умственную активность и её самореализацию. Выделяет 3 группы одарённых детей:
1 группа – дети с ускоренным умственным развитием: интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность
2 группа – дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники. По “своему” предмету ребёнок может значительно выделяться.
3 группа одаренных детей – дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие – особые качества отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).
В основе одаренности в соответствии с концепцией Алексея Михайловича Матюшкина лежит творческий потенциал, который раскрывается в любой профессии или области деятельности и выражается в постановке и решении различного рода проблем. Наиболее общим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность. Первые её проявления – это потребность в новых впечатлениях, которая функционирует с момента рождения, наиболее высокая чувствительность к новизне ситуации, обнаружение нового в обычном, предпочтении к звукам, цветам, формам. Познавательная потребность бывает сильнее потребности во сне и пище. Она не насыщаема, выражается в постоянной любознательности.
До 2-3 лет реализация исследовательской активности способствует не произвольному открытие мира, усвоению сенсорных эталонов.
К 3-5 годам исследовательская активность преобразовывается в постановление вопросов и проблем, ребенок задают больше вопросов, чем ровесники, причём больше глубоких по содержанию, широких по тематике
К 5-6 годам проблемность становится основным структурным компонентом развития одарённости и творческого потенциала ребёнка. Ребенок стремятся найти ответ самостоятельно, прибегая к литературе, наблюдениям и экспериментам. Познавательная потребность осознается самим ребёнком.
Структуру одаренности Ольга Михайловна Дьяченко представляет в виде 3 блоков:
1 блок – Мотивация к определенному виду деятельности
2 блок- операциональный блок – он связан с умственными способностями дошкольника. Он определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и продуктивностью воображения (творческие способности)
3 блок – воплощение достигнутых результатов решения в различных видах детской деятельности.
При такой трактовке одарённости, одаренным выступает не тот ребёнок, который быстрее начинает обучаться по школьной программе, а тот, который в наибольшей степени осваивает возможности своего возраста. Поэтому специфика умственной одаренности в дошкольном возрасте состоит не в ускоренном развитии интеллекта ребенка, а в наиболее полном овладение характерными для его возраста средствами познавательной деятельности, в соответствии с этим, разработана система выявления одаренных детей и создана особая образовательная программа “Одарённый ребёнок”.
Условия развития способностей в дошкольном возрасте. Дошкольном возрасте бурно развивается все виды способностей. Существует определенная возрастная динамика их проявления. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность (музыка, рисование, позже к науке (раньше других одаренность к математике).
1. Правильно организовать деятельность ребенка. Включать в разнообразную деятельность, избегая ранней специализации.
2.Создание предметной среды: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, клей.
3. Обучение соответствующим навыкам и умениям.
4. Получение положительных эмоций, радости и удовлетворения от процесса деятельности. 5. Руководство деятельностью ребенка.
Н. С.Лайтес указывает на два важных свойства одаренного ребенка: активность и самореализация.
Огромная работоспособность, направленная в нужное русло, развивает познавательные интересы и склонности, умение ставить цель, контролировать свое поведение, волевые усилия, формировать трудолюбие.
Для развития детской одаренности важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, и стремление обсуждать “взрослые” темы, критичное отношение к родительскому воспитанию, когда они не могут ответить на вопрос ребёнка. Одаренные дети требуют повышенного внимания, так как взрослые источник его знаний. С другой стороны, взрослый формирует у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам. Необходимо проявлять терпение, выражать сочувствие к неудачам, отвечать на вопросы, дать ребенку максимум самостоятельности и возможность заниматься интересующим делом. Однако следует помнить, что одарённый ребёнок, всё же просто ребёнок, и необходимо предоставить время для игры, других видов деятельности, помочь избежать преждевременного взросления. У одаренных детей трудности появляются и в отношении со сверстниками -они оказываются не всегда интересными одаренному ребенку, потому что его умственное развитие значительно опережает развитие сверстников. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника такого же уровня психологического развития. Трудности наблюдаются у одаренных детей по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому что дети нередко не удовлетворены результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти ответ на вопрос. И тогда ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, подержать на пути познания. Важно научить дошкольника правильно и объективно оценивать себя и получать результат.
Источник