Развитие совести у ребенка

Развитие совести у ребенка thumbnail

Развитие совести у ребенка

Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.

Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способом взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).

По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений. Потом это происходит в юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть. На смену совести приходят осознанность и ответственность.

Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.

Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.

Совесть у мальчиков и девочек

Не так давно смотрела по BBC очень интересную многосерийную программу про развитие детей – с пеленок и до появления первых прыщей Запомнилось много всего, но больше всех, пожалуй – серия экспериментов на тему как раз “совести”. Например:

Есть Экспериментатор (Э) (который притворяется, что просто играет с ребенком), Игрушка (заведомо сломанная и “держащаяся на соплях” кукла или машинка) и Дети (Р) дошкольного возраста.

В процессе игры Э. дает ребенку игрушку и та через несколько секунд в руках Р. разваливается. Реакция Р.? Удивительно, но раз за разом – девочки как одна огорчались, говорили “Sorry”, пытались приделать обратно руку к кукле. У мальчиков реакции были более разнообразные – кто-то терял интерес, кто-то просил Э. починить игрушку, один ржал как конь. Но ни один не выглядел виноватым, и также ни один не попытался исправить ситуацию сам.

Похоже, что у девочек совесть пробуждается раньше…

Отчего же непременно совесть? В перестроечные годы наших солдатиков пытались продавать в Италию. Контракт не состоялся, потому что по итальянским нормам солдатики должны ломаться через месяц после покупки, а наши жили больше года. Так что поломка игрушки – естественное и предсказуемое событие, а вовсе не форсмажор. И девочки демонстрировали не совесть, а сопереживание и развитое чувство вины. Так?

Источник

Развитие совести у ребенка

Откуда берется совесть?

Любые нормы для ребенка первоначально вводит семья, именно она ориентирует его «что хорошо и что плохо». Например, в большинстве семей обижать младших – плохо. Ребенка стыдят, ребенку неприятны эти чувства и со временем правила семьи становятся внутренними правилами ребёнка, и он уже сам себя винит за проступок. Так вводимые правила становятся регулятором его поведения на всю жизнь.

Стыд и вина – это те чувства, которые имеют негативную окраску, являются не врождёнными, а формируемыми обществом, они направлены на себя и связаны с нормами.

Как и другие чувства, они необходимы нам для нормального существования в социуме. Человек испытывает стыд и вину, когда его действия выходят «за рамки нормы»; это сигнал изнутри.

Взрослые создают у ребенка совесть – внутреннее психическое образование, которое будет «делать больно» за плохие поступки. Если регуляторы вины и стыда не будет сформирован у ребенка, то при отсутствии рядом взрослого, ребенок будет делать то, на что наложен моральный запрет: “Никто же не узнает, значит не накажут..”

Есть и другая крайность, когда родители злоупотребляют методом «пристыдить ребенка» и формируют «токсические чувства» вины и стыда. Такие чувства разрушают, отравляют; вместо того, чтобы исправить ситуацию ребенок погружается в вину с головой. Когда «Внутренний судья» никогда не спит и судит все поступки, действия, бездействия, мысли, не достигнутые цели и т.п.

Как правильно формировать совесть ребенка,

не “взращивая” токсичную вину

Озвучили, что так нельзя, объяснили моральную сторону, например, младших бить нельзя – им больно, а защититься они не могут. Это не честно. А потом ПОДДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА. Не оставляйте его наедине с этим чувством, оно правда тяжелое.

Вспомните себя, взрослого человека, как внутренний критик может ввести Вас в угнетённое, тяжелое состояние: я плохая / глупая / толстая / неумеха / ленивая и пр.

Читайте также:  Воспитательное значение игры в развитии ребенка

Обычно следующим этапом будет преобладать одна из предложенных стратегий поведения:
«Да пошло оно все!» или «Да гори оно все синем пламенем!». Так часто ведут себя те люди, которых в детстве родители винили, но не поддерживали: «Ты плохой», «Стыдно должно быть» и все. «Что делать?», «Как исправить ситуацию?», «Продолжают ли родители хорошо относиться ко мне?» – повисшие вопросы для ребенка… Что остается? Винить себя, делать себе плохо, больно. Родители видят раскаяние и полагают, что ребенок усвоил урок.

 «Я не виноват!», «Это потому что кто-то виноват, другой, не я». Такой вариант случается, когда ребенок отрабатывает механизмы защиты. Ребенка слишком много и часто винили. Например, ребенка винят и за то, что он джинсы порвал, и за то, что описался и за то, что ёлочную игрушку случайно разбил: «Как тебе не стыдно! Это старинная, дорогая игрушка, а ты…». Накал эмоций настолько велик, что психика начинает защищаться. Для этого у нас существует целый арсенал психологических защит.

Ребенок, в таких ситуациях «отращивает броню» и кажется, что он равнодушен. Родители еще сильнее стращают, а ребенок ещё сильнее «защищается». Так круг замыкается и получаем стратегию «Я не виноват, это вы виноваты», которая продолжает работать и у взрослого человека.

  «Я виноват. Что я могу сделать?». Такая стратегия преобладает у людей, которых в детстве в меру винили и ПОДДЕРЖИВАЛИ. Объясняли почему это плохо и выражали надежду, что ребёнок или не знал, что это плохой поступок, или что ребенок ошибся (кто не ошибается?) и предлагали выход из ситуации.

Самая эффективная реакция на проступок – последняя – «Я виноват. Что я могу сделать?». Человек осознает и принимает вину, но при этом он готов изменить ситуацию. Если желаете своему ребенку именно такую стратегию поведения, то во-первых, всегда обсуждайте ПРИЧИНУ проступка «Почему?» так произошло, так поступил. Во-вторых, ОБСУЖДАЙТЕ КАК НАДО, как стоит поступать, вести себя в подобной ситуации. Важно не акцентировать внимание на прошлом (как стоило поступить), ведь уже ничего не изменить, а рассуждать как стоит в следующий раз поступить в подобной ситуации – это эффективно!

Если Вы столкнулись с проблемами в отношениях с Вашим ребенком и настроены решать их при помощи профессионального детского психолога – приглашаю ко мне на консультацию. 

Ваш детский психолог, Татьяна Отт.

Источник

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно — малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть «сверхблагополучной», но вот отношения в ней — оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также. Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых. А на вопрос: «Тебе не стыдно кричать на маму?», ответ будет вполне логичным: «Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое».

Другая причина того, что у ребенка формируется «искривленная совесть» — это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, «счет» этот, безусловно, начинают вести взрослые. Мама говорит ребенку: «Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне) поступаешь, то и я с тобой буду также». Ничего о правде из такого «баш на баш» дети не узнают. Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы…

Личный пример

Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:

  • Отказываетесь ли вы от личных желаний в пользу помощи кому-то, в частности, ребенку?
  • Отзываетесь ли вы на призывы и просьбы ребенка?
  • Уважаете ли вы чужое пространство, мысли, чувства? Не служите ли вы сами примером не считаться с чужими вещами, чужим мнением?
  • Не сталкивается ли он с оскорблением личности – своей или кого-то еще, особенно дорогого ему человека, в семье, где он должен получать защиту, поддержку и понимание, примеры уважения и снисхождения?
  • Приобщен ли он к труду, есть ли у него круг закрепленных за ним обязанностей? Видит ли он пример трудолюбия и ответственного выполнения родителями своих взрослых обязанностей?
  • Имел ли он опыт несения ответственности за свои поступки и невыполненные обязанности?

Формирование совести у ребенка

Возрастные особенности

В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.

Совесть зарождается в душе ребенка подросткового возраста. С момента рождения Совести рождается Человек.

Читайте также:  Глина и развитие ребенка

Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.

Формирование совести у ребенка

Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.

Задача родителей – научить согласовывать свои поступки с совестью, слушать, а главное слышать свой внутренний голос чести, который должен заглушать призывы эгоистических желаний.

Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.

Что должен понять ребенок

Объяснение ребенку раннего дошкольного возраста должно быть похоже на рассказ «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Поступки против законов совести:

  • против благополучия другого человека – это совершенное нехорошее дело;
  • против его спокойствия – это сказанное нехорошее слово;
  • против целого народа или даже всего человечества – это система нехороших слов и поступков.

Поступки по законам совести:

поступки с отрицательной частицей «не»: не злорадствуй, не злословь, не обманывай, не предавай, не обижай…

Их можно объединить в систему действий по принципу «не греши», при этом не перечисляя грехи, выделить главное: не желай зла ближнему своему.

Формирование совести у ребенка

Для более доходчивого объяснения нужно помочь ребенку транспонировать плохой поступок – «перенести» на себя: психологически представить то чувство, какое может вызвать у человека чья-то бессовестная выходка. Для этого надо прибегнуть к проигрыванию тестовых ситуаций с ролевыми замещениями и с ответами на вопрос: а что чувствую я, если со мной поступают аналогичным образом.

Объясните ребенку следующую особенность хороших поступков по совести, которую вам придется повторять неоднократно: не ждать взаимной отдачи, сиюминутного и незамедлительного ответного действия.

Совершить хороший поступок – это как посадить зернышко в почву: прежде чем пустить росток, оно должно укорениться.

Развитие совести у детей

Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

Развитие совести у детей

Развитие совести у детей.

Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.

Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой Семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способам взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).

По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в Подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений. Потом это происходит в Юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если Личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть. На смену совести приходят осознанность и ответственность.

Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.

Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.

Совесть у мальчиков и девочек

Не так давно смотрела по BBC очень интересную многосерийную программу про развитие детей — с пеленок и до появления первых прыщей Запомнилось много всего, но больше всех, пожалуй — серия экспериментов на тему как раз «совести». Например:

Есть Экспериментатор (Э) (который притворяется, что просто играет с ребенком), Игрушка (заведомо сломанная и «держащаяся на соплях» кукла или машинка) и Дети (Р) дошкольного возраста. В процессе игры Э. дает ребенку игрушку и та через несколько секунд в руках Р. разваливается. Реакция Р. Удивительно, но раз за разом — девочки как одна огорчались, говорили «Sorry», пытались приделать обратно руку к кукле. У мальчиков реакции были более разнообразные — кто-то терял интерес, кто-то просил Э. починить игрушку, один ржал как конь. Но ни один не выглядел виноватым, и также ни один не попытался исправить ситуацию сам.

Читайте также:  Муз материалы для развития ребенка

Похоже, что у девочек совесть пробуждается раньше…

Отчего же непременно совестьВ перестроечные годы наших солдатиков пытались продавать в Италию. Контракт не состоялся, потому что по итальянским нормам солдатики должны ломаться через месяц после покупки, а наши жили больше года. Так что поломка игрушки — естественное и предсказуемое событие, а вовсе не форсмажор. И девочки демонстрировали не совесть, а сопереживание и развитое чувство вины. Так?

Метки: юность, личность, Подростки, семья

Похожие материалы:

  • Роль детской фотосессии в воспитании детей
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Понятие совести

Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.

Основы совести

Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.

Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину

Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка

Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.

Формирование совести

  1. изучение нравственных законов
  2. уметь отличать добро и зло, критически оценивать свои поступки
  3. не быть эгоистом
  4. совершать хорошие поступки.

Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений

Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки

Когда нужно объяснять

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что такое совесть, на это состояние нужно обращать внимание ребенка. Начать можно с книжек, где все полярно — есть четко выраженное «хорошо» и такое же явное «плохо»

Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком: «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему?.. А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»

И еще. Если родители поступили с ребенком нечестно (не выполнили обещания, не сдержали слова, накричали «ни за что»), не стоит вуалировать этот поступок усталостью, кучей проблем и т.д. Нужно просто ИЗВИНИТЬСЯ. Заставить себя проговорить «трудные» слова: «Я виноват перед тобой, мне стыдно. И оправдываться я не буду. Просто постараюсь больше не обманывать (или не огорчать, или не наказывать, не разобравшись в сути вопроса и т.д.)»

Почему это так важно? Да потому, что дети берут с родителей пример во всем. И если ребенок посчитает, что у его мамы и папы нет совести, то, скорее всего, решит, что и ему она тоже ни к чему

И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть — это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить.

Совесть с позиции религии

Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.

Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.

Формирование совести у ребенка

Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.

Источник