Развитие соматически больного ребенка

Психологические
особенности детей, имеющих соматические заболевания
Е.Ю.Авшалом,
аспирант,
Академия повышения квалификации
и
профессиональной переподготовки
работников образования, г.Москва, РФ
Ключевые слова по тематике (10 слов): соматические заболевания,
психическое развитие, специфические особенности, дисгармония развития.
Аннотация. Исследования личностных
особенностей детей, имеющих соматические заболевания. Разработка
психолого-педагогического сопровождения подросткам, имеющим соматические заболевания.
Организация профориентационной работы в школе.
Соматически больных детей
в стране становится все больше. Анализ медицинских заключений за десять
последних лет выявил следующую тенденцию: значительное увеличение числа детей,
имеющих сложные недостатки здоровья.
У детей,
страдающих тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями,
имеются нарушения
в психическом развитии, которые препятствуют социальной интеграции:
1.
Общие интеллектуальные нарушения в диапазоне от умеренных до
значительных, когда наиболее существенно страдают функции общения и
абстрагирования, концептуальное, пространственное и математическое мышление
(наблюдаются, примерно в 85 % случаев).
2.
Нарушение функций активного внимания (60 %).
3.
Неустойчивость динамики интеллектуальной деятельности, повышенная
истощаемость (60 %).
4.
Повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость (60 %).
5.
Эмоциональная расторможенность, эмоциональная
несдержанность с элементами агрессивного поведения (40%)
6.
Низкий уровень самоконтроля и самокритики, завышенный уровень
притязаний, неадекватность самооценки (80 %).
7.
Низкий уровень развития коммуникативных навыков (45 %).
8.
Системные неврозоподобные
расстройства, преимущественно с
доминированием астенической и симптоматики (45 %).
9.
Различного рода выраженные акцентуации и психоподобные нарушения
(40 %).
10.
Десоциализация ценностных ориентаций, общий социальный инфантилизм
(80 %).
11.
Психомоторные нарушения (50 %).
Контингент детей в школе составляет
неоднородную группу по заболеваниям и проявлениям вторичных нарушений
психического развития.
Как показывают результаты
исследований, дети с ОВЗ имеют целый набор специфических особенностей,
отличающих от обычных школьников. Общая картина отличий включает в себя
следующие компоненты.
У детей
с соматическими заболеваниями обнаружена специфика в проявлении таких высших
психических функций как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, представление.
Эти функции имеют сниженный уровень развития, но это снижение обусловлено
неустойчивым процессом их формирования, способы, деформирования которых следует
обнаружить.
При
сравнении средних показателей освоения элементарных учебных навыков детей с
соматическими заболеваниями и здоровыми детьми, результаты убедительно
показывают значимо более низкий уровень готовности к школьному обучению детей с
соматическими заболеваниями, что указывает на существенное различие в развитии
этих групп учащихся.
В
психологическом портрете обучающихся в таких школах обнаруживается дисгармония
развития, снижение возможности к социальной адаптации. У детей отмечаются
личностные нарушения: незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм,
повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации.
Особенностью учащихся является неадекватная самооценка — завышенная либо
заниженная, а также искаженный уровень притязаний.
Обучающиеся
имеют нарушения в межличностных отношениях — как следствие частичной изоляции
от общества (незнание или игнорирование некоторых социальных требований и
норм).
Учащиеся
имеют слабую мотивацию к участию в общественной жизни школы, вплоть до ее
полного избегания.
В классе
массовой общеобразовательной школы такие дети ощущают себя «неспособными»
учениками и, как следствие, являются «группой риска». Поступая в школу
надомного обучения, многие из них уже имеют негативный личный опыт обучения в
массовой школе. Поэтому большинству учащихся требуется индивидуальный
образовательный маршрут, соответствующая воспитательная работа и адекватное
психолого-педагогическое сопровождение.
Изучение
истории жизни детей, беседы с родителями позволили выделить встречающиеся
практически во всех случаях факты предметной эмоциональной и социальной
депривации в младенческом и более поздних периодах жизни. Выяснилось, что
депривационный синдром формировался в условиях обездвиженности вынужденного
лишения материнского внимания в периоды обострений заболеваний и отсутствия
необходимых контактов с другими людьми. Эти условия естественным образом
способствовали созданию дефицита базовых ощущений, оттягиванию определения
пространственного ориентиров и отношений между ними. В итоге развитие высших
психических функций проходило с парциальными нарушениями. [2]
Приведенные
условия в значительной мере определяют объективную сторону общих и
специфических особенностей развития детей с соматическими заболеваниями как
категорий, находящихся в поле зрения специальной психологии. [2]
Выделяя
нарушение восприятия в качестве значимой (детерминирующей) причины,
сдерживающей онтогенетическое развитие психики ребенка, необходимо отметить,
что помимо психической причины, деформирующей начальный опыт младенца, свой
созвучный вклад в ряде случаев вносят минимальные мозговые дисфункции. [2]
Отмеченные
обстоятельства оказывают сдерживающее влияние на формирование механизма приема,
переработки и хранения информации. С возрастом человека влияние этих факторов
нивелируется, но при этом, как показывают наблюдения за семьями, имеющими
больных детей, их адаптационные возможности оказывается несколько ниже, чем у
здоровых сверстников.
В ряде
исследований раскрывается связь восприятия с личностным развитием. [1] Личность
— источник активности восприятия, поскольку на восприятие влияет память,
мышление (Х. Виткин, МА. Холодная), личностные особенности (д. Гилфорд, д.Н.
Узнадзе) и состояние сознания (С.л, Рубинштейн, А.В. Запорожец, ЛЯ. Беленькая).
Однозначного ответа на вопрос, влияет ли восприятие в той же мере на социальную
адаптивность учащихся с заболеваниями, в настоящее время нет. Но результаты в
рамках исследований показывают, что обогащение детей недостающим базовым опытом
познания окружающего мира уже в школьной реальности делает их увереннее,
способнее, здоровее. [3]
Таким
образом, предполагается, что центральной причиной, сдерживающей психическое развитие
ребенка с соматическим заболеванием, является недостаточная сформированность
важнейшего психорегуляционного механизма, отвечающего за синхронизацию психики
с окружающей средой (биологической, физической, социальной, информационной). [3]
Неизбежно
встает вопрос о психосоматическом здоровье родителей. В психологическом
портрете собирательного образа родителя позицию занимает состояние тревоги за жизнь
ребенка. Наличие этого состояния существенно снижает собственные
психофизические возможности родителей. Так, матери часто не работающие ощущают
себя больными, разбитыми на момент прихода ребенка в школу. Их эмоциональная
сфера часто оказывается неуравновешенной, поведение носит оборонительный характер,
любовь выражается в опеке, в таких условиях больной ребенок не может получить
необходимого жизненного опыта, который есть у его здоровых сверстников, за
которыми нет столь пристального внимания и ухода. Отсюда следует, что восприятие
детей формируется еще по причине родительской опеки и психологической некомпетентности
родителей в отношении самих себя.
Замещение
взрослыми самостоятельности детей, которое с избытком испытывают эти дети в
семьях, не позволяет им совершать «лечебные» микроошибки, на которых они должны
учиться. Настойчивость, саморегуляция, самоуправление, прогнозирование и многие
другие качества личности могут остаться невостребованными долгое время
школьниками в условиях тотального опекания. [4]
Несамостоятельность
детей с соматическими заболеваниями является отличительной чертой их
психологического портрета. Закрепляющаяся с младенчества, с возрастом несамостоятельность
может приобретать самые различные формы и качество.
Литература
1. Божович Л. И.
Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М.: изд-во
Институт практической психологии – 2005.
2. Государев Н.А. Специальная психология / Под ред.
Н.А.Государев – М: изд-во Ось-89, 2008.
3. Лешин
В.В. Развитие младших школьников с соматическими заболеваниями М.: 2009.
4. Ясюкова
Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное
самоопределение старшеклассников. Методическое руководство. – СПб.: Иматон,
2005.
Источник
Соматическое заболевание ребенка, тем более при условии, что это единственный ребенок,— всегда нелегкое событие для всей семьи, нередко превращающее в драму. Во время болезни ребенок может страдать от плохого самочувствия, боли,из-за ограничения активности, необходимости оставаться в постели, отрыва от детского учреждения, сверстников, школы, переносить неприятные лечебные процедуры. Однако значимых психологических трудностей у большинства при этом не возникает, хотя имеется часть детей, на чьем психологическом состоянии сказывается позиция родителей, приводя к неадекватным реакциям. Возможно несколько сценариев развития таких осложнений.
Во-первых, у больного ребенка возможно возникновение боязни вероятных серьезных последствий заболевания при чрезмерной озабоченности родителей. В такой ситуации обеспокоенность взрослых передается ребенку, и он начинает присматриваться и прислушиваться в поисках предполагаемой угрозы, напуганный грозящей ему опасностью. Из этого следует, что слишком опекаемые дети — трудные пациенты, сопротивляющиеся осмотрам, прививкам, принятию лекарств. Увещевания родителей, часто присутствующих при процедурах, нисколько не помогают, а лишь усиливают детский страх и эмоциональное напряжение, так как произносятся с такими интонациями, которые у ребенка не оставляют сомнений в угрожающем значении ситуации. В своей тревоге за состояние здоровья ребенка они забывают о том, что это несчастье, обрушившееся на семью, лишь временное. Хотя понимание того, что болезнь рано или поздно пройдет, нередко не повышает способность разумно и правильно относиться к тревоге и страданиям больного ребенка. Следовательно, многие родители не способны эффективно участвовать в процессе лечения и ухода за ребенком. Они совершенно утрачивают возможность объективной оценки состояния ребенка, преувеличивая или, напротив, преуменьшая, что бывает гораздо реже, степень тяжести болезни, у них не хватает твердости в проведении пищевого и лечебного режима. В случае прогрессирования соматического заболевания многие из них не могут, даже правильно оценивая опасность ситуации, решиться на необходимую госпитализацию или оперативное вмешательство.
С другой стороны, родительское чрезмерное беспокойство, обостренное заболеванием ребенка, автоматически вызывает у него исключительный интерес к самому себе. Излишняя сосредоточенность взрослых людей на здоровье ребенка зачастую оказывается для него источником последующих ипохондрических состояний, что особенно часто случается у очень привязанных к матери детей. В ситуации болезни дети, видя усилившуюся озабоченность матери, используют свои жалобы для получения дополнительных привилегий, прося ее не укладывать спать в положенное время, побыть подольше рядом, дать еще одну порцию сладостей.
Третья ситуация — когда в семье, где при условии гипоопеки ребенок эмоционально отвергается родителями, болезнь приводит к удивительному положительному эффекту. Отвергаемые дети нередко положительно относятся к своему заболеванию, воспринимая его как некоторую передышку от бесконечных поучений, одергиваний и наказаний. Заболевание, несмотря на плохое самочувствие и болезненные ощущения, оказывается временным освобождением от постоянных придирок и нападок, а также периодом получения желаемых внимания и заботы родителей, которых вне болезни он не получает. Заболевание, как правило, сопровождается укладыванием в постель, и больной ребенок становится главным объектом заботы и ухода. Для многих малышей это своеобразная компенсация за утрату активности и физические страдания. С другой стороны, маленькие дети не способны вернуться в недавнее младенчество, отказаться от столь недавно полученных навыков, обеспечивающих им все большую и большую независимость. У меньшей части детей, напротив, легко наступает переход в состояние беспомощного младенчества, из которого они недавно вышли. В дальнейшем, по выздоровлении, они должны практически заново обучаться многим социальным навыкам. Ограничение подвижности для многих детей может оказаться еще более тяжелым испытанием, чем даже необходимость отказа от ранее приобретенных навыков, и они становятся беспокойными, раздражительными, что приводит к переходу ребенка на более ранний уровень развития.
Источник
Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.
В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.
Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.
Спикеры:
Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).
Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.
ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?
Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.
В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.
Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.
ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?
Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.
ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?
На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.
ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?
Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.
Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.
ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?
У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.
ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?
Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.
Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.
При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.
К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.
ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?
Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.
ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?
Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.
ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?
Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.
ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?
Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.
ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?
Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.
Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.
Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.
ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?
Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.
ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?
Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.
Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).
Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.
Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.
Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.
ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?
Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.
Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).
Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).
Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).
Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).
ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?
В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.
Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?
Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.
Список литературы
- Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
- Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
- Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91
Источник