Развитие социальной компетентности ребенка с овз

Развитие социальной компетентности ребенка с овз thumbnail

Современному цивилизованному обществу для эффективного культурного развития требуются социально и нравственно развитые личности. Для обеспечения полноценной независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить в целенаправленный процесс социализации через систему современного образования.

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО, подчеркивал, что «…именно образование в самом широком смысле слова можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способному помочь каждой общине, каждому сообществу сделать шаг к лучшей жизни». Особо важное значение имеют социальные институты образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением интеллекта.

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, …происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения». Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

Изменившийся социально-экономический уклад жизни в нашей стране привёл к существенным преобразованиям всю образовательную систему государства, в том числе и систему специального (коррекционного) образования. Претерпели изменения содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром стали интересы ребёнка в новой социально-экономической ситуации, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, личностно-ориентированный подход, активная дифференциация, помощь психологов, дефектологов, медиков, пересмотр устоявшихся традиций и поиск новых путей решения основной задачи вспомогательной школы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения и как следствие нелюбовь к процессу учения, отсутствие жизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми.

Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни – реальная и посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования во вспомогательной школе передо мной встала задача: приблизить содержание образования к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.

Противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет актуальность проблемы – поиска путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации учащихся с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

С момента появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но еще не является личностью; для этого ему надо пройти сложный процесс развития биологического и психического, а главное – социального созревания, социализации.

По утверждению Л.С. Выготского ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его изначально окружает сложноструктурированный социальный мир, мир того общества, полноправным членом которого ему предстоит стать. Постепенно окружающий социальный мир открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе овладения ребенком этого «поля» социокультурных норм и правил произойдет формирование персональной ценностной нормативной системы.

Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория 3. Фрейда: «Социализация представляет процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.»

Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение (“ближнее” – родственники, друзья, знакомые и т.д. и “дальнее” – общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека.

Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных   отношений, с другой стороны, процесс личностных из­менений.

Л.С. Выготский, первый из отечественных исследователей, установил сложную взаимосвязь между понятиями «развитие личности» и «социализация». Они пересекаются, но не тождественны друг другу. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя, как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, человек может на себя воздействовать как социальный объект. Такие воздействия составляют основу развития личности.

Н.И. Шевандрин считает, что социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Это процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы, ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. По его мнению, понятие «социализация» целесообразно связать с понятиями «воспитание, обучение личности» как ее регулирующими факторами. В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий и социальный мир; как организовать свой быт, каких морально-этических нормативов придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Таким образом, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в процессе обучения и воспитания.

В настоящее время проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследовании. Отмечается неадекватность самооценки этой категории учащихся (Л.С. Выготский, В.А. Вярянен, Н.Я. Коломинский, Ж.И. Намазбаева, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев). Единичные исследования затрагивают проблему нарушений мотивационно-эмоционалъной сферы умственно отсталых подростков (Б.Б. Зейгарник, Ю.Т. Матасов, А.Г. Московкина, Б.И. Пинский, А.А. Сагдуллаев). Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства (В.В. Воронкова, А.Н. Гамаюнова, ВВ. Коркунов, МИ. Кузьмицкая, С.Л. Мирский, Ш.Н. Нигаев, Н.П. Павлова, Т.Н. Стариченко, К.М. Турчинская). По моему мнению, наиболее полно проблемы социализации детей с ОВЗ рассматривает третья группа педагогов и психологов. Я считаю, что современная коррекционная школа должна заботиться, прежде всего, расширять кругозор ребенка, формировать социальную компетентность учащихся.

Модель формирования социальной компетентности

Компетентность — понятие, которое в мировой образовательной практике второй половины XX века занимает одно из центральных мест. Его в разных источниках трактуют по-разному. В частности, компетентность рассматривают: как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности; как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружающими, продуктивно решать поставленные задачи.

В состав любой компетентности, по мнению большинства исследователей, входят:

а) знания о предмете деятельности;

б) умение ориентироваться в ситуациях, связанных с этим предметом;

в) умение правильно определять свои ресурсы, ресурсы других, ставить задачи и находить адекватные им решения;

г) опыт обращения с предметами.

«Социальная компетентность»- это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В силу этого содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.

Следовательно, социальная компетентность является системой знаний о социальной действительности и сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», и ее формирование связывается с социальным обучением, просвещением, участием в преобразовании действительности, воспитательном процессе.

При этом необходимо учитывать то, что любой ребенок может чего-то достичь в жизни, если обладает определенным объемом социальных знаний и освоил достаточный минимум общественных норм, проявляет стремление к порядку, прилежание, бережливость, ответственность, разбирается во всех гранях справедливости, демонстрирует надежность, ориентирован на партнерство в межличностном взаимодействии.

Следовательно, модель формирования социальной компетентности у учащихся в условиях коррекционной школы должна предусматривать все выше сказанное и включать когнитивную (социальный интеллект, социальное мышление), эмоционально-волевую (готовность к преодолению трудностей в социальном взаимодействии), действенно-практическую (владение приемами и способами регулирования собственных социальных действий, умениями и навыками социального взаимодействия) сферы.

Процесс формирования социальной компетентности у учащихся в образовательной среде выполняет ряд функций: воспитательную, пропедевтическую, коррекционную, здоровьесберегающую, интегрирующую, защитную, профилактическую. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет мне не только модернизировать его, но и повысить эффективность, мотивировать учащихся и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Проведенный анализ научной литературы позволил определить фундаментальные подходы и теоретические положения, на которых основывались представления о различных сторонах социализации личности. Вместе с тем исходные положения, которые ранее служили основой построения моделей социализации, не соответствуют актуальным потребностям обновляющегося общества. Не до конца решенной, на наш взгляд, осталась проблема педагогического сопровождения позитивной социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Рассмотрев все вышеизложенные точки зрения, мы делаем вывод, что социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. В сегодняшних условиях общего семейного неблагополучия наших учащихся, общеобразовательная школа играет решающую роль в формировании социальной компетентности на основе социокультурного подхода.

Источник

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему: “Формирование социальных компетенций у воспитанников с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС.”

Воспитателя: Сергеевой С. А.

Тамбов 2018 г.

Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. С ней связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме.

Одним из наиболее эффективных способов формирования уважительного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм.

Ключевые слова: социальная компетентность, учебное сотрудничество, дифференциация образовательного процесса, внеурочная деятельность.

По результатам международных исследований, российский школьник не умеет применять полученные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. В нашем обществе всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты.

В связи с этим основным направлением модернизации российского образования является достижение нового качества образования через идею компетентностного подхода, который характеризуется, прежде всего, применением полученного знания на практике. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей. Наиболее значимые из них – базовые, напрямую не связанны с содержанием конкретных предметов, но в то же время их развитие должно происходить на всех предметных занятиях и во внеурочное время.

Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. С ней связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.

С правилами школьной жизни ученик знакомится постоянно. Они проявляются в виде требований со стороны педагогов, завучей, директора, родителей. Если количество требований чрезмерно, да ещё они не согласованы одно с другим, ученики, выслушав их, быстро забывают. Мало довести до сведения учащихся нормы и правила: необходимо создать такие условия, чтобы эти правила были не просто поняты учениками, но и приняты ими. Важно, чтобы учащиеся согласились с ними, осознали их ценность, увидели их рациональность. Одним из наиболее эффективных способов формирования уважительного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм. Тогда отношение к ним будет позитивным и станет основанием для формирования социальной компетентности.

Что же такое социальная компетентность? Социальную компетентность нужно рассматривать как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Социальная компетентность очень важна в современном обществе. Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении собственной жизнью. Поэтому данную компетентность нужно рассматривать и как меру личностной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации и включать эти знания при регуляции собственного поведения.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется мне чрезвычайно актуальной. Целью своей работы я ставлю развитие творческой, социально – ориентированной личности, способной к самореализации.

Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Чтобы корректировать и планировать работу по формированию социальной компетентности, необходимо определить уровень межличностных отношений, ценностных ориентаций в классе, степень уверенности и самоуважения каждого ученика. Для этого я использую следующие методы диагностики:

  • социометрический метод исследования межличностных отношений (Дж. Морено);

  • исследование уровня нравственной воспитанности (методика «Выбор»);

  • исследование ценностной ориентации группы и её сплочённости;

  • исследование удовлетворённости школьной жизнью с использованием 10 утверждений;

  • тест « обидчивы ли вы»;

  • анкетирование родителей.

Исходя из результатов, формулирую основные задачи, которые определяют формы деятельности, направления работы. При этом учитываю следующие показатели социальной компетентности:

  • сотрудничество, работа в команде,

  • коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения;

  • способность делать осознанный выбор;

  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

Анализируя всё вышесказанное, я выделяю ряд задач формирования социальной компетентности у учащихся начальных классов в образовательном процессе:

  • партнёрства и взаимного уважения;

  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами организацию различных форм сотрудничества для создания ситуации общения со сверстниками и взрослыми;

  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения. Групповая работа – это взаимодействие учащихся в малых группах, где они самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают направление своей работы, средства для решения общей задачи, устанавливают нормы общения и взаимодействия. Я выделяю пять основных условий, на которых строится сотрудничество в учебных группах:

  • установление позитивной взаимосвязи между членами группы;

  • необходимость индивидуального вклада в результат учения;

  • оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;

  • наличие достаточно развитых социальных умений и навыков;

  • необходимость рефлексии группового процесса.

Младшим школьникам очень нравится перевоплощаться. Поэтому в обучении незаменимы такие методы, как сюжетно-ролевая игра и драматизация, которые служат основой формирования диалоговых отношений на уроке.

Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах – все эти умения формируются через организацию проектной деятельности. Это одна из альтернативных форм ведения образовательного процесса, которая также формирует умение работать в коллективе, воспитывает чувство ответственности за принимаемое решение. А ответственность является основой для развития социальной компетентности. Одной из основ успешности формирования социальной компетентности является дифференциация образовательного процесса, т. е. учёт индивидуальных особенностей учащихся. Оценивая ребёнка, нужно сравнивать его не с другими детьми, а прежде всего с ним самим «вчерашним». Реализация дифференцированного подхода осуществляется при такой организации работы, где учащийся сам определяет себе объём и степень трудности задания. В результате положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют на выполнение нового задания, происходит осознание уровня своих знаний и умений, понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня

Очень важно не упустить в процессе работы такую фазу, как рефлексия. Так как именно на этой фазе учащиеся действительно делают новые знания своими.

Социальная компетентность – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения я использую следующие методические средства: мотивация учебной деятельности, создание ситуации успеха, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции, организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель», организация самоанализа.

Важнейшей проблемой социализации современного обучения является сохранение здоровья учащихся. Непременным условием каждого урока является наличие физкультурной паузы, где проводятся упражнения на тренировку разных групп мышц, профилактика нарушений зрения. С целью укрепления здоровья проводятся также следующие мероприятия: проведение подвижных игр , динамической паузы, организация обязательного питания, посещение бассейна, тренажёрного зала, беседы о здоровом образе жизни, участие в спортивных соревнованиях.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть работы по формированию социальной компетенции личности младшего школьника. Я выделяю следующие формы данной деятельности: посещение кружков и секций по интересам, проведение экскурсий, проведение классных часов, организация праздников, посещение факультативных занятий, участие в проектной деятельности, посещение школьной и городской библиотек, участие в предметных олимпиадах, участие в конкурсах на различных уровнях, организация классного самоуправления, профориентационная работа, участие в акциях милосердия.

Всю, полученную в школе, информацию ребёнок обязательно «пропускает через призму» взаимоотношений в семье. Я провожу родительские собрания, индивидуальные беседы, родительские чтения, где рассказываю о возрастных особенностях учащихся, адаптационных моментах на разных этапах обучения, о возможных трудностях и путях их преодоления, об организационных, режимных моментах и т. д. Использую различного рода диагностику (анкеты, тесты). Родители, в свою очередь, помогают в подготовке и проведении праздников, походов, организуют экскурсии, профориентационные беседы с детьми. Совместно с родителями учащиеся ведут читательские дневники, готовят проекты.

Я считаю, что работа в направлении социализации личности младшего школьника в перспективе обеспечит благоприятное прохождение адаптационного периода при переходе учащихся начальных классов в среднее звено, успешность и возможность самореализации в дальнейшем периоде обучения.

Источник