Развитие социальной активности ребенка
Библиографическое описание:
Важенина, Н. Н. Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста / Н. Н. Важенина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4969/ (дата обращения: 06.02.2021).
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о том, что эффективное формирование социальной активности в обществе возможно, если начинать систематическую работу в этом направлении уже в период дошкольного детства. Предлагается терминологическое определение понятия «социальная активность» применительно к дошкольному возрасту. Выявляются условия, необходимые для развития начал социальной активности дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, социальная активность детей, педагогические условия, ДОУ, ФГОС ДО.
the article is devoted to the analysis of the pedagogical foundations of the development of social activity principles of preschool children. The social activity is considered by the author as a cross-cutting target of the state social policy of Russia. It is concluded that the effective formation of the social activity in society is possible if you start systematic work in this direction already in the period of the preschool childhood. The article offers a terminological definition of the concept of «social activity» in relation to the preschool age. The conditions which are necessary for the development of early social activity of preschool children are identified.
Key words: preschool age, social activity of children, pedagogical conditions, kindergarten, Federal state educational standard for preschool education (FSES PE).
Социальная активность — одна из важнейших ценностей современного российского общества. Вопросам развития социальной активности в России сегодня уделяется повышенное внимание на самом высоком государственном уровне.
В частности, раздел по развитию социальной активности в обществе в 2018 году был включен в качестве составной части в программу основных направлений работы Правительства РФ на период до 2024 года (раздел 4.9) [2]. В свою очередь Национальный проект «Образование», утвержденный в том же году, вобрал себя в качестве важнейшего элемента Федеральный проект «Социальная активность» [3].
О необходимости последовательного развития социальной активности в обществе неоднократно высказывался и Президент Российской Федерации. В частности, 1 марта 2018 г., выступая перед парламентариями страны с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, В. В. Путин отметил, что «социальная активность делает нас одним народом, способным к достижению больших целей» [4].
Сегодня совершенно очевидно, что формирование и последовательное развитие социальное активности граждан необходимо начинать с самого раннего, дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов ДОУ на развитие начал социальной активности дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6) [1], однако стандарт не дает разъяснения, что именно следует понимать под термином «социальная активность» при работе с детьми дошкольного возраста. В этой связи исследователи предлагают различные авторские трактовки.
Некоторые из них являются излишне обобщенными, а потому размытыми и нечеткими по своему понятийному содержанию (например, определение М. А. Нугаева, характеризующего социальную активность как «свойство и состояние деятельности человека», и определение Т. П. Богдановой и В. А. Долгополова, предложивших считать социальной активностью «свободную, осознанную, напряженную деятельность») [5].
Другие, хотя и отражают сущностные признаки данного понятия, тем не менее, не раскрывают специфики социальной активности применительно к детскому возрасту (в качестве примера можно привести определение М. И. Рожкова, который социальную активность трактует как «реализуемую готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений», и определение Е. А. Ануфриева, предложившего считать социальную активность «мерой социальной дееспособности человека»).
Среди существующих трактовок удачным на сегодняшний день можно признать определение понятия «социальная активность» применительно к периоду дошкольного детства, предложенное Е. А. Шанц. Автор в своем исследовании характеризует социальную активность дошкольников как «деятельное инициативное отношение …к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые
потребности» [6]. При таком понимании становится очевидным, что о существовании социальной активности у дошкольников можно говорить только тогда, когда в поведении детей проявляются:
− социальные мотивы их деятельности;
− социальная инициатива;
− воля к социально активной деятельности;
− ориентация на социально значимые потребности.
Сама по себе социальная активность дошкольников деятельностна по своей природе, т. е. она проявляет себя в социальной деятельности, в различных актах активного социального действия (с учетом возрастных особенностей и возможностей детей).
Можно говорить о том, что развитие социальной активности детей дошкольного возраста в целом отвечает решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, предусмотренных ФГОС ДО. В частности, целенаправленная работа педагогов ДОУ над развитием различных форм социальной активности у детей призвана способствовать активному и деятельностному усвоению ими социальных норм и ценностей современного общества, освоению дошкольниками различных навыков социального общения и взаимодействия (как со сверстниками, так и со взрослыми).
По этой причине развитие социальной активности в детском возрасте должно сегодня рассматриваться как неотъемлемый элемент социального воспитания подрастающего поколения. Целесообразность последовательного ведения педагогической работы в ДОУ в этом направлении на этапе дошкольного детства определяется тем, что такая работа позволяет на выходе из детского сада получить выпускника ДОУ, ориентированного не на пассивное созерцание действительности, а стремящегося к активному ее преобразованию в своей продуктивной социальной деятельности.
По мнению исследователей, развитие начал социальной активности у ребенка дошкольного возраста необходимо осуществлять по мере постепенного его включения в систему общественных отношений. Это, как отмечают Т. В. Поздеева и О. П. Казакова, «способствует развитию его личности, а, следовательно, и различных форм социальной активности как системообразующего фактора самой личности» [5].
Чтобы в ДОУ осуществлялось поступательное развитие начал социальной активности детей, необходимо создавать педагогические условия, способствующие этому. Таких базовых условий несколько.
Во-первых, позитивное отношение всех взрослых участников образовательного процесса в ДОУ (педагогов, родителей и др.) к социальным инициативам детей (стимулирование социальных инициатив, мотивирование к социальным инновациям, помощь в их разработке и практическом осуществлении и др.).
Во-вторых, социальная проблематизация развивающей образовательной среды ДОУ (например, посредством организации занятий с включением в них проблемных социальных ситуаций, понятных для детей того или иного возраста), что способствует развитию у детей умения видеть социальные проблемы и генерировать идеи по их положительному решению.
В-третьих, использование в образовательном процессе ДОУ социально значимых сюжетных игр, ориентированных на решение практических социальных проблем и задач (на уровне, адаптированном для детей соответствующего возраста).
В-четвертых, развитие социально-активной проектной деятельности дошкольников и предложение в качестве тем социальных проектов актуальных проблемных ситуаций, характерных для современного общества и доступных для осмысления и практического разрешения детям дошкольного возраста (в том числе с привлечением родителей и других детей к этому процессу). Проектная деятельность дошкольников по своему характеру является инновационной и творческой. Поэтому она как никакая другая стимулирует активный социальный поиск детей, стимулирует инновационность детей в социальной сфере, их активное социальное творчество. Привлекая родителей, братьев, сестер и других родственников к участию в социальном проектировании дошкольников, педагог ДОУ может повышать интерес детей к социально-активной деятельности, развивать у них не только социальную активность, но и навыки, и культуру социального взаимодействия, укреплять детско-родительские отношения.
Положительный опыт работы современных педагогов-практиков России свидетельствует о том, что систематическая работа по развитию начал социальной активности у детей дошкольного возраста при соблюдении вышеперечисленных условий позволяет к моменту выхода дошкольников из стен
ДОУ сформировать у них качества личности, обладающей выраженными навыками социальной активности, умеющих проявлять собственную социальную инициативу и последовательно выступать в поддержку социальных инициатив других людей.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — № 265.
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Утв. Правительством РФ 29.09.2018 г. — URL: https://static.government.ru (дата обращения: 22.02.2020).
- Паспорт национального проекта «Образование». Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. — URL: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 24.02.2020).
- Владимир Путин: Социальная активность делает нас одним народом, способным к достижению больших целей. — URL: https://politexpert.net/93996-vladimir-putin-socialnaya-aktivnost-delayut-nas-odnim-narodom-sposobnym-k-dostizheniyu-bolshikh-celei (дата обращения: 27.02.2020).
- Поздеева, Т. В. Развитие социальной активности воспитанников в игровой деятельности / Т. В. Поздеева, О. П. Казакова. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/24010/1/развитие %20социальной %20активности %20воспитанников %20в %20игровой %20деятельност и.pdf (дата обращения: 27.02.2020).
- Шанц, Е. А. Характерные особенности социальной активности дошкольника / Е. А. Шанц. — URL: https://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/3442/Harakternye %20osobennosti%20socialnoj %20aktivnosti %20doshkolnika.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 02.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, дошкольный возраст, развитие начал, ребенок, социальная активность дошкольников, дошкольное детство, развитие, социальная активность детей, образовательный процесс, последовательное развитие.
Похожие статьи
Развитие социальной активности детей 6–7 лет…
В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи
Ключевые слова: образовательное пространство, социальная активность, дети 6–7 лет.
Изучением развития социальной активности детей дошкольного возраста занимались…
Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале…
Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных
В блоке cоциальное развитие дошкольников обрашаются внимание на социальные и
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее…
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего…
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7
Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает
Для того, чтобы исследовать социальную активность детей 6–7 лет в образовательном…
Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного…
Дошкольное детство — это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в социальном мире, когда он
Процесс ознакомления детей с социальной действительностью, в большей степени представлен в образовательной области — «Познавательное развитие»…
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного…
Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного…
Постановка проблемы: Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом…
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного…
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав
Для выявления уровня сформированности социального опыта на начало учебного года была
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как…
Социализация личности дошкольника в процессе двигательной…
Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент успешного вхождения в
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в
Именно через двигательную активность удовлетворяются все потребности ребенка…
Роль детского сада в процессе социализации личности
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия…
Источник
Ольга Толмачева
К вопросу о социальной активности детей
Проблема развития социальной активности у детей дошкольного возраста долгие годы привлекает пристальное внимание ученых. Практически все научные школы имеют свое объяснение данного процесса.
Активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на партнера и в том, что он воспринимает действия партнера и отвечает на них. В дошкольном детстве наиболее активно процесс общения протекает в игре. Игре, как важнейшему виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании дошкольника. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Игра является “самоценной формой активности” ребёнка дошкольного возраста (В. А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
Как отмечают современные исследователи (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогический потенциал игры в процессе развития социальной активности у детей используется недостаточно. Зачастую руководство игрой осуществляется недостаточно грамотно, не учитываются особенности развития и организации игровой деятельности детей, не ведется работа по внедрению основ педагогического руководства игрой в общий образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Актуальность определения способов развития социальной активности детей в игре, продиктована требованиями времени. Способы руководства играми дошкольников в детском саду несут на себе отпечаток излишнего дидактизма и заорганизованности детей, часто они аналогичны руководства учебной деятельностью, на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития социальной активности детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре и отсутствием актуальных научно обоснованных способов руководства сюжетно-ролевыми играми, ориентированными на целенаправленное развитие этого качества.
Анализ подходов к рассмотрению социальной активности позволил мне сформулировать определение социальной активностистарших дошкольников: это деятельно-предметное инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Учитывая особенности развития социальной активности в дошкольном возрасте, базисные характеристики личности дошкольников, в определении структуры социальной активности старших дошкольников можно выделить следующие компоненты, отличающие социальную активность детейстаршего дошкольного возраста: поведенческий, эмоциональный, когнитивный.
Сюжетно-ролевая игра несет в себе мощный воспитательный потенциал. В сюжетно-ролевой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым, усваивая социальные нормы и правила, поэтому необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями. Необходимо направить детей, помочь выбрать сюжет, распределить роли и осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой, так чтобы она протекала в нужном русле и была направлена на развитие у детей социальной активности, используя для этого как прямые, так и косвенные методы руководства игрой.
В процессе работы над творческой темой мною были проведены такие игры как «парикмахерская», «больница», «школа», «магазин» и др.
Особенно хотелось бы отметить игру «парикмахерская». Дети проявили инициативу в оформлении причесок, подборе атрибутов. Вскоре заработал целый салон красоты, где работали разносторонние специалисты.
Активность детей носила творческий характер, действия их отличались самостоятельностью, целеустремленностью.
Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, воспитатель развивает это качество личности у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.
Необходимо организовывать работу с воспитателями, по повышению их грамотности в вопросах использования игры с целью развития социальной активности у детей, проводить семинары-практикумы, направ-ленные на повышение уровня знаний, умений и навыков использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательной работе детского сада. Здесь очень важна и работа, проводимая с родителями. Мы рекомендовали родителям шире использовать разнообразные сюжетно-ролевые игры дома. Для того чтобы научить этому родителей мы организовали занятия, повышающие уровень знаний об особенностях игровой деятельности детей.
Через некоторое время был сделан очень важный вывод:
развитие социальной активности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно,если:
– целенаправленно обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями;
– активно применять способы обучения ролевому поведению в игре с учетом индивидуальных особенностей детей;
– использовать косвенные способы руководства сюжетно-ролевой игрой. ;
Перспективно-тематический план по развитию социальной активности у детей старшей группы
Сроки Предварительная работа Название игры Цель Способы руководства
Октябрь показ мультипликационных фильмов Напомнить детям содержание и главных героев мультфильма. Обратить внимание детей на поведение героев.
Октябрь показ мультипликационных фильмов, изготовление атрибутов, чтение сказки «Кот в сапогах» Сюжетно-ролевая игра «Кот в сапогах» Формировать у детей социальную активность, способствовать развитию коммуникации в игре, налаживанию взаимоотношений среди детей. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, включение в игру различных ролей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры
Ноябрь показ мультипликационных фильмов, изготовление атрибутов и костюмов, чтение сказки «Щелкунчик» Сюжетно-ролевая игра «Щелкунчик» Способствовать эмоциональному настрою, объединению группы. Учить принятию собственного решения. обучения детей сговору, конструирование недостающих предметов, создание новой сюжетной линии игры, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.
Ноябрь Просмотр мультфильма, чтение сказок, игры, рисование полюбившихся героев. Закрепить полученные знания, помочь детям реализовать творческий замысел через рисование полюбившихся героев и себя в их роли. Стимулировать проявление активности детей.
Декабрь Экскурсия в больницу, беседа, чтение стихов на медицинскую тему, подготовка атрибутов Сюжетно-ролевая игра «Больница» Закреплять социальные нормы. Учить выражать свои желания. Развивать фантазию и воображение. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, предлагает сюжет в виде небольшого рассказа, создает обстановку для сюжетно-ролевой
Декабрь Беседа о семейных традициях, заучивание наизусть стихотворения о маме, беседа, подготовка атрибутов Сюжетно-ролевая игра «Семья». Развивать у детей желание общаться с другими, закреплять моральные и социальные нормы. Создание новой сюжетной линии игры, ознакомление детей с образцами деятельности и отношений взрослых, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.
Январь Экскурсия на строительную площадку, просмотр слайдов с изображением архитектурных памятников, беседа Сюжетно-ролевая игра «Архитектор» Формировать позитивное отношение к окружающему миру. Развивать стремление самостоятельно найти способы решения жизненных ситуаций обучения детей сговору, ненавязчиво направляет игру, конструирование недостающих предметов, включение в игру различных ролей
Январь Беседа о различных профессиях, чтение стихотворений о разных профессиях, подготовка атрибутов для игры. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Развивать умение общаться с людьми, формировать чувство собственной значимости. ознакомление детей с образцами деятельности и отношений взрослых, создание новой сюжетной линии игры, конструирование недостающих предметов, обучение детей сговору.
Февраль Посещение школы, подготовка атрибутов для игры, рассказ воспитателя о школе. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закреплять полученные детьми знания, помочь детям реализовать себя в игре. Развивать социальную активность. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей
Март Работа по развитию социальной активности: проведение сюжетно-ролевых игр, беседы, чтение художественной литературы и др. Итоговое занятие. «Мы играем» Закреплять полученные детьми знания, помочь детям реализовать себя в игре. Развивать социальную активность. новая сюжетная линия игры, ненавяз-чиво направляет игру, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.
Индивидуальная работа
В течение всего периода Консультации родителей, беседы с детьми, выдача домашних заданий, обыгрывание ситуаций, руководство игровой деятельностью ребенка, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, изготовление и подготовка атрибутов для игр Организация игры детей. индивидуальная работа с детьми с разным уровнем развития социальной активности. Включение ребенка в игру, распределение ролей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры, создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.
№ Тематика занятий Цель Время проведения
Работа с родителями
11. Консультации «Игра дошкольника» Совершенствовать знания родителей об особенностях развития игровой деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте. В течении года
12. Родительское собрание «Социальная активность детей» Познакомить родителей с аспектами развития социальной уверенности в старшем дошкольном возрасте, с формами и методами ее развития. Март
Работа с педагогами
13. Семинар-практикум «Развиваем социальную активность дошкольника» Совершенствовать знания педагогов о приемах, методах и формах развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. Ноябрь
14. Педагогический совет «Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольника» Познакомить педагогов с эффективными методами и приемами руководства сюжетно-ролевой игрой старшего дошкольника. Февраль
Источник