Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка thumbnail

Елена Валерьевна Решетова
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально – коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей.

Нашей целью является: создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.

Мы обозначили следующие задачи:

• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;

• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат:

• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;

• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;

• благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;

• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;

• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.

Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения,а именно:

• для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;

• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

• обучение детей бесконфликтному общению;

• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.

Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения». Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».

Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние, которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос».

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.

Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей. Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций». В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках.

Также можно предложить детям нарисовать эмоции, используя шаблоны для рисования.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

В нашей группе есть «Сухой душ». Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации,например: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа).

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.

Так же есть «Баночки гнева». Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.

Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки – это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенкаРазвитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Источник

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Родителям необходимо:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Вот всё, что нужно знать родителям об эмоциональном интеллекте ребёнка и необходимости его развития. Если вы хотите воспитать счастливого и успешного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром, научите его понимать себя и других!

Автор статьи – Нина Сускина

Педагог-психолог.

Источник