Развитие собственной активной речи ребенка способствует

Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми.

Основы формирования речи закладываются с первого дня жизни. Давно замечено, что все малыши с особым интересом относятся к человеческой речи. Они с интересом прислушиваются к ней и в дальнейшем пытаются повторять отдельные звуки. Так начинается долгий путь к освоению языка. Конечно, для развития речи новорожденного можно и не прилагать усилий. Достаточно просто разговаривать с ним. Ведь дети уже с первых недель жизни безошибочно выделяют голос матери среди всех остальных голосов и с удовольствием пытаются общаться. Но всё же можно и ускорить этот процесс, тем более, что это совсем несложно.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. В общей психологии общение понимается как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, целью которой является обмен информацией, познание людьми друг друга, познание человеком самого себя (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев). Межличностное общение – непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально – исторического опыта. (Н.А. Березовин). Речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Если у ребенка нет потребности в общении с окружающими, если он не тянется к разнообразным контактам с близкими людьми, речь возникнуть не может. Уже не раз в науке и практике воспитания было показано, что количество и качество эмоционального, или ситуативно-личностного, общения со взрослым существенно влияет на сроки появления первых слов, темпы речевого развития ребенка.

Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые не только обращаются к ребенку, но и много разговаривают в его присутствии. К тому же звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но заметьте, далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки.

Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто звучала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума.

Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное (понимание) и активное (произнесение слов и предложений) владение словом. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Для того чтобы ребенок перешел от пассивного понимания слов к собственной активной речи, необходимы по крайней мере три условия: эмоционально-теплое общение во взрослым; насыщение жизни ребенка слышимой речью и появление интереса к слову; становление собственной предметной деятельности. С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками.

Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Игры приводятся в такой последовательности: – знакомство; – игры с использованием игрушек и предметов; – контакт руками; – телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: – взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой; – взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием; – взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает; – взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны; – эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище – главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов. Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка и особенности раннего вмешательства

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности (играя, общаясь, они активно пользуются речью). Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено. Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня. О чём можно говорить с малышами? С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. К речи взрослого предъявляется ряд требований: говорить простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого. Опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку быстрее выделить коммуникативную речевую задачу, найти средства для ее решения. Дети смелее смотрят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движение губ человека при артикуляции им слова и быстрее перенимают это движение путем рассматривания и ощупывания рукой. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка. Практическое сотрудничество со взрослым в условиях, когда старшие организуют деятельность детей, помогают ее осуществлять и контролируют процесс ее осуществления, приводит к тому, что у ребенка формируется обобщенная позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. Это прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Читайте также:  Стратегия развития центра развития ребенка

Речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Источник

, . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1

1.2

1.3

2.

2.1

2.2

2.3 –

, , — , , , . , , , . .

— , — , , . , .

. , , . , . .

, . .

, : , . , . .

. ( , , ) .

, . , .

, , , . , 250 – 300 .

, , , , , . .

, . , .

, , , , . , .

: , , . .

.

– .

– .

– .

:

– ;

– .

, , , , — .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. . .

:

1. – .

2.

3. – .

: 7

: , , , .

1.

1.1

, . – , [15, C. 123]. , , .

, , .

, .

.. , .. , ( , , , , ) . .. , , [3, C. 107]. , .

.., .. – 3- 5 [8, C. 37].

3- .

, .

3 7 , . , .

. 4-6 3000-4000 . . , . 3 , . . 3 .

4- .

5- . 4- , . . .

, , , .

.

3- . , , . , . , , , , [9, 152].

3- . , , ( ) ; ; ( , 2,5 ), , , , , . , . , ; , [10, 101].

. , , .

, . . , . , , , , , . . . , .

1500-2000 [9, 154]. . , , : , , (, ), , (, , , , ). (, ). (, ), ( , ). , , . – , , , , , . . . , ( ). : , ; . , , , , , . . , ; , , . . , , (, ). , , , , [12, . 104].

: , (, , ). , , , . . , , . : , , , , . . [7, 104] , .

, , . : , , , . , , : , , . . , , , . . , . , , .

. , . , . , . , .

( 2500 000 ) , . , , ; , , (, , ), ( , ), , , , , ( ) [7, C. 96]. , ( ), (-, .), (, , , , ), . – , , , . , : (“” ), (, , ), .

. .

.

. , , , . , , .

, , .

: , . , . , , , [1, .160].

(, ) , , , , — , , . , , .

, , . , . , . .

, ( , 10 ) . , .

. , , . , – , . , , , [11, 157]. . . , , , , , , , , . , , , , . 1000 — 1200 ( ), . , , , , , — , , , — . , , . [5, 82].

, . .

. . . , , , . , . , , , , . , , . . , , . .

. , , , , . .

, , , , , , . .

, . , , , , , [13, . 104].

” , , . , , . ( , ; , ). , , , , , . , ( ), , ( )”. ( , ), , ( ), , , , . , , (, ), , , , . , , .

, , . , , . , , , , , , , . , , , , , , , , . .. , . , , , , , , , [6, . 84].

, , . , , , , . , , , , .

1.2

, .. , , . , , . ( ) , , , .

, , , , [16, . 75].

. . , . .. : : , . , .

. , . , , [14, . 89]. . , .

.. , . , , , , , , [20, . 105].. .. , , .

( 2 4 ) , . ? . , , , , . , . : – , – , .

. – , , , , , . , , , . : , . .

.. , – , . , , , . , . , . , , . , . , 3 – 4 ? , , . [17, . 45].

. , , , . .

, . , , : , – , , . , , , . , : , .

, , , , . , , -, . [18, . 37].

, , , .

, .

. – ; – 2 . , .

2 – , . .

. , , .

. , , , .

, . [20, . 78]. . ; , , . : , . – .

. . : , , , , .

. , , . , , , ; , , (-, -). , .

, , , ; – .

. .

. , . , . , , . . [24, . 134].

, , . (, , , ), (, , , , , .).

. , , . , , .

( , ). , , . , , .

.. , , , , .

: – , , (, , , ), ( – ), : , , , , ; : , , ; 3 — 4- , ; . [25, . 159].

1.3

, , , , , , , , . , ; , . [26, . 95].

, .

, , , . , , ( . .), .

, , , . , , .

, . , : , , . , , , [2, . 65].

. . , — , , . . , , , , , , . .

, , (, ).

, . , , (, , -), (, , ); , , . , — , , , , , , , , . . .

: , , – , , . . , . . , , , , , [23, . 58].

, , . , , ( , , , . .) ( , , . . , — , — , . .).

, , . , [19, . 74].

— , , — , , . .

, –

.. , , , ” , , , , “.[28, . 39].

, .

, .

, .. , .. , .. , . , , ” ” [4].

, , , ; , , , .

.. , .. , .

:

– . : ( ), .

– , . () , .

– . , , .

– , . – . , (), : -, .

– , . . (, , , .) , , .

– . , , , , .

– , . , , . ( , , , .).

, , . [29, . 67].

, , – [25].

.

:

– ;

– – ;

– ;

– ;

– [27, . 54].

2.

2.1

2-3 . 7 . . 2 : .

:

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– .

.

1.

.

4-5 (, , , ..), .

.

.

1 – , ;

  • . . .

    [261,7 K], 25.02.2015

  • – . , .

    [254,4 K], 13.05.2015

  • (). , . . . .

    [64,0 K], 24.09.2014

  • . . .

    [734,0 K], 06.12.2013

  • , . . . .

    [526,3 K], 21.09.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Консультация для воспитателей.

«Краткая характеристика видов речи.

Развитие активной речи

в раннем возрасте»

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и принимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развёрнутостью и насыщенностью.

Внутренняя – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мысленном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая.

Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двухстороннего обмена информацией, это разговор по очереди. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать её, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи и быть понятым участниками диалога. Диалогическая речь свёрнута во времени, многое в ней лишь подразумевается, благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение – способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством диалога один ребёнок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Не освоив диалогическую речь, малыш не сможет достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, в период дошкольного обучения предъявляются очень высокие требования.

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника.

Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он непрерываем, насыщен использованием экспрессивно – мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации.

Произношение должно быть ясным, отчётливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным.

Самое главное условие в обучении дошкольников монологу – способствовать развитию желания ребёнка говорить, он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка омск гимназия 19

Не опережайте мысль ребёнка, дайте ему возможность высказаться. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребёнка, делать замечания по ходу высказывания.

Лучший способ помочь ребёнку – повторить фразу, слово, звук правильно (делать это после того, как ребёнок закончил говорить),

чаще хвалить и особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь – уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребёнка.

Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно – ответной форме, это разговор с самим с собой как с воображаемым партнером по общению.

Функция эгоцентрической речи – это самостоятельная мелодия, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, это речь, обслуживающая самым интимным образом мышление ребёнка. Это – «речь для себя».

В психическом развитии ребёнка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, т.к. именно она является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления. Подобная речь сопровождает любую деятельность ребёнка. Постоянно эгоцентрическая речь начинает не только сопровождать действия малыша, но и опережать, планировать их. Далее она переходит во внутренний план, сменяется

внутренней речью.

Несмотря на своё ранее появление (в возрасте 2 – 3 лет), эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых.

Письменная – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внимание пишущего распределяется между содержанием и оформлением высказывания, а значит идёт поиск наиболее точной формы выражения.

Прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, её необходимо «проговорить» во внутреннем плане.

Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.

Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

1- й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченно (абстрактно) от предмета. При этом со мной остаётся слово.

2 – й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком. Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и многие взрослые с трудом овладевают письменной речью. В дошкольном возрасте ребёнку необходимо обеспечивать возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребёнка.

Развитие активной речи в раннем возрасте.

За речью ребёнка важно следить с младенчества.

Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи.

Речевое развитие ребёнка в период младенчества протекает в относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врождённой эмфатической способности осуществляется развитие и совершенствование невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции.

Общаясь с ребёнком, родители практически всегда сопровождают свои действия не только жестами и мимикой, но и речью. Так, задолго до появления активной речи, у малыша возникают и развиваются речевые диалоги, в которых взрослый выступает в двух лицах: вопрошающего и отвечающего.

Такая структура общения взрослого с ребёнком первого года жизни, по типу вопрос – ответ, имеет огромное предвосхищающее значение. Выделяя, фиксируя и обозначая с помощью вопроса и последующего самоответа какие – либо предметы, мать, общаясь с малышом, выступает для него как носитель диалогической структуры познавательного процесса, которую ребёнок путем подражания достаточно прочно усваивает.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т.е. после года. Дети не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом навёрстывают упущенное.

Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, т.к. активный запас слов помогает излагать мысль. А для этого детям следует давать возможность безбоязненно высказываться, поощрять их интерес к окружающему миру.

К трем годам, когда мы начинаем говорить о ребёнке как о личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения. Хотя в целом его достижения кажутся весьма значительными, ему предстоит пройти ещё огромный жизненный путь, прежде чем он станет настоящей личностью.

Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребёнка.

Источник