Развитие слабовидящего ребенка в раннем возрасте

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.
А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.
Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее
1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.
По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.
Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.
Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.
В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.
Данные специальной психолого-педагогической литературы
(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого
отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.
Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,
Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.
Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).
Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).
Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.
Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности
Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.
Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.
В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.
Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).
В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.
Источник
Татьяна Крючкова
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения
Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. Зрительные нарушения вызывают у детей затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные отношения и контакты, ограничивают их ориентировку и возможность заниматься некоторыми видами деятельности.
Из-за нарушения зренияони плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение.
Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, но и влияет на развитие речи, памяти, воображения, освоение навыков самообслуживания. Иногда дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной помощи. Важным этапом в развитии и как составляющая лечения таких детей является совместная с взрослым деятельность.
Особенно важно как можно больше времени уделять играм, упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, обучающим определенным навыкам. При организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.
Особое значение в развитии детей с нарушением зрения занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве.
Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать, сопровождать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.
Исследования, проведенные, в последние годы подтверждают то, что потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции снижены. У слабовидящих детей задержка интеллектуального развития выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации и замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности у таких детей проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживается известная слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению с детьми, не имеющих отклонений в зрении, их представления и знания о предметах реального мира скудны, схематичны, не отражают полностью существенных признаков.
В развитии ребенка велико значение зрения. Именно зрение:
– делает деятельность и общение более свободным, позволяет находить нужного человека среди окружающих в большом пространстве;
– выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается один человек к другому;
– позволяет овладевать средствами общения по подражанию;
– с помощью зрения ребенок учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека.
Закономерно, что дети с нарушением зрения существенно ограничены во многих сферах неречевого общения. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности восприятия на расстоянии, мимики. Затрудненность восприятия мимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей с ослабленным зрительным восприятием в значительной мере затрудняется процесс межличностного общения.
Коммуникативная деятельность детей с нарушениями зрения во многом опирается прежде всего на индивидуальные возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют деятельность в практическом сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.
Нарушение зрения затрудняет развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Использование в работе с детьми малых поэтических форм как средства организации поведения позволит пробудить у малышей с нарушением зрения потребность в общении и развить их коммуникативные способности.
Источник
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Малыш учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста проявляются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика: ребенок взаимодействует с предметами (переворачивает, бросает их, старается все ощупать и попробовать на вкус). Появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Однако если ребенок от рождения имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность — все это становится недоступным для него.
В последние годы участились случаи рождения слепых или слабовидящих детей (около 8 % от общего количества новорожденных). Семьи с такими детьми особенно нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалистов, обучении навыкам общения. Работу с родителями необходимо начинать сразу, как только у ребенка выявляется патология. И здесь огромное значение имеет обучение матери приемам взаимодействия с малышом, ее психологический настрой и поддержка, так как именно мама в первые годы жизни ребенка является его проводником в окружающем мире.
Слепой малыш не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, привлекать ее внимание к окружающим предметам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен. Но как развивать такого ребенка, как достигать положительных результатов в обучении малышей с ограничениями здоровья?
Рекомендации родителям по развитию и адаптации слепого ребенка
- Ориентировать ребенка в окружающем его пространстве. Задача мамы — стать первым «неисчезаемым объектом», так как у слепых детей все предметы появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Всякий раз, заходя в комнату ребенка, мама должна приветствовать малыша и представлять себя. Независимо от того, поворачивает ребенок к ней голову или нет, комментировать свои и совместные действия и информировать ребенка о своих и совместных планах.
- Организовывать окружающую ребенка среду так, чтобы пространство и время несли для него неизменную смысловую нагрузку. Вещи в пространстве на одних и тех же местах, одни и те же действия имеют постоянную пространственную привязанность. Когда мама будет подходить к одной и той же стороне кроватки, ребенок будет ожидать ее именно с той стороны. Игрушки следует располагать в том месте, где их всегда можно найти. Кормить ребенка, слушать с ним радио, играть необходимо в одних и тех же местах квартиры. После исследования пространства квартиры, можно исследовать внешнее пространство, так же озвучивая все, что окружает ребенка. Не беда, что малыш не может повторить за мамой названий предметов, он их запоминает, затем сможет использовать в совместной деятельности.
- Побуждать детей двигаться в пространстве. Игра типа «прятки», стимулирует ребенка, находящегося в кроватке, двигаться на голос матери, меняя направление. Передвигаясь с ребенком по квартире, маме следует говорить, откуда и куда они идут. Благодаря этому малыш будет отмечать характерные особенности пространственных локусов (место расположений): по шуму воды и прохладному полу, по ковру и звукам из окна, по запахам и теплу от плиты.
- Соблюдать строгий режим дня. Необходимо, чтобы ребенок просыпался, ел, купался, занимался тактильным исследованием домашней обстановки, предметов, построением диалогов, в одно и то же время. Тогда возникающие ожидания ребенка будут оправдываться, мир станет более определенным, у малыша снизится уровень базовой тревоги.
- Стимулировать самостоятельную и исследовательскую активность ребенка. Задача мамы — проявлять максимум активности, но не подавлять ее у ребенка, побуждать его двигаться (переворачиваться, ползти, вставать, ходить и т.д.), стимулировать голосом, или звуком любимых игрушек и т.д.
- Развивать двигательную активность ребенка, заниматься с ним физическими упражнениями. Не следует потакать привязанности к одним и тем же игрушкам и занятиям, которая часто проявляется у детей с нарушениями зрения. Нужно демонстрировать новые игрушки, подкрепляя интерес ребенка собственным интересом к ним. После того, как ребенок начнет ходить, давать ему поручения, которые будут способствовать его передвижениям по квартире.
- Развивать слуховое и тактильное восприятие. У детей с нарушениями зрения на первых этапах возникают сложности с анализом звуковой и тактильной информации. Ребенка не должно окружать многообразие звуков, в которых трудно разобраться. В то же время, необходимо планомерно обращать внимание ребенка на разные звуки в окружающей среде: тиканье часов, дверной звонок, шум воды, пыхтение чайника, звук радио и т.д. С самого раннего возраста нужно учить ребенка ориентироваться на звуки в пространстве, двигаться за звуком, за голосом мамы, меняя направления вслед за источником звука. Особое внимание уделить тренировке поиска «замолчавшего объекта». Звонить погремушкой до того момента, как положить ее на стол перед ребенком, подбадривая его, чтобы он ее нашел и взял. Развитию звукового восприятия способствуют и занятия музыкой, пением, танцами.
- Развивать тактильное восприятие и обучать прослеживающим движениям руки. Расслабляя ладонь ребенка, передвигать ее вдоль разных предметов, обращать внимание на разные поверхности: гладкие, шершавые, ворсистые, необходимо связывать качество этих поверхностей с предметами.
- Формировать ментальные репрезентации. Объекты окружающего мира для детей с грубыми нарушениями зрения часто представлены фрагментарно, и это не позволяет сформировать у них полные и устойчивые ментальные представления об этих объектах. В понимании формы помощь оказывают занятия лепкой. Начинать эти занятия нужно рано — в 2–3 года. Рисование также доступно слепым и слабовидящим малышам. Эти занятия помогут развить прослеживающие движения ребенка и сформировать более точные представления о форме.
- Заниматься развитием речи. Нужно постоянно стимулировать имитационную активность ребенка, подбадривая его словами: «скажи, как мама»; «подними руки вверх, как мама» (ребенок не видит маму, но будет уверен, что он повторяет за ней); «подметай, как мама»; «повторяй за мной» и т.д. Большое внимание уделять жестовой активности. Во-первых, развивать пространственные указания: «Покажи рукой, где стоит радио, где окно, дверь и т.д.». Во-вторых, стимулировать развитие коммуникаций через жесты: «Покажи мне, какая у тебя игрушка, мне интересно, и т.д.». В третьих, развивать конвенциональные жесты и просить ребенка делать благодарственный наклон головы, когда ему что-нибудь дают, делать прощальный взмах рукой, когда он прощается и т.д. Для детей с нарушениями зрения большое значение имеет и сама речь взрослых. Она должна быть медленной, ясной и отчетливой. Это поможет ребенку быстрее дифференцировать слова и запоминать их.
Применение родителями рекомендаций поможет слепому ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать себя уверенно и комфортно, быстрее развиваться и познавать мир.
Использованный источник:
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Под. ред. Г.П. Коваленко.- М., 2003.
И.Ю. Андросова, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов
Источник