Развитие семантической стороны речи ребенка

Слайд 1

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2

« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д. Ушинский Семантика – (фр. Semantique, от греч. semantikos – обозначающий, sema – знак) (В. И. Селиверстов.)

Слайд 3

«В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», – пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина.

Слайд 4

Слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Слайд 5

Три основные семантические функции слова. 1. Слово-наименование не только называет предмет, указывает на него, но и одновременно указывает на его свойства, функции, выделяя и обобщая их. Так, слово «хлебница» содержит не только прямое указание на соответствующий предмет, но и одновременно указание на то, что данный предмет имеет отношение к определенному продукту питания, что он является вместилищем. Наконец, это слово обозначает, что в речи отображается только один, а не несколько одинаковых предметов

Слайд 6

2. Слово на основе обобщения основных признаков, свойств предмета относит его к той или иной предметной категории. Каждое слово как бы обобщает вещи, их признаки (или действия), относит их к определенной категории. Например, «книга» – это любая книга (художественная, научная, детская); «часы» – любые часы (наручные, будильник, часы с боем и т. д.).

Слайд 7

3. слово «вводит» обозначаемый предмет (действие, качество) в определенную систему смысловых связей и отношений . Например, слово «ученик» неизбежно вызывает в сознании человека такие смысловые связи (понятия), как «школа», «учителя», «уроки», «школьные принадлежности», а иногда соотносится и с более отвлеченной системой категорий, таких как «процесс обучения», «методы обучения и воспитания» и др.

Слайд 8

Задачи: Вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Накопление, обогащение словаря, эта задача тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Слайд 9

Три уровня семантического развития дошкольников. Первый уровень (высокий) – дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуются словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

Слайд 10

Второй уровень (средний) – дети называют предметы, действия и некоторые качества (цвет, размер). Связные (описательные) рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества. Третий уровень (низкий) – дети испытывают затруднения при назывании предметов, их действий и особенно качеств. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Слайд 11

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. В процессе формирования речи ребенка слово становится «основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения – орудием речевой коммуникации»

Слайд 12

Значение слова как основной компонент внутренней содержательной стороны этого универсального знака языка нельзя рассматривать в отрыве от его внешнего «материального носителя». Внешним аппаратом или материальным носителем значения является звуко-слоговая структура слов, т. е. слово как устойчивый звукокомплекс . Как указывал А.А. Потебня, «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения».

Слайд 13

То есть за каждым словом обязательно стоит система звуковых, смысловых, механических связей, которые составляют семантическое поле. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка – крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка – молоко – мышка), и понятийные связи (кошка – домашнее животное).

Слайд 14

Наличие «семантического поля» и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. «Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия – концерны. В ответ на слово – стимул дети выдают ассоциаты по типу- ситуации; словотворчества; – антонимии; синонимии; – понятийных связей; видовых связей; родовых отношений, – звуковых связей; – случайных связей; – переносного значения; омонимов и т. д.

Слайд 16

Содержание и методы обучения развитие неречевых функций: внимания, памяти, зрительно-моторной координации отработка умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов учить обобщать слова по определенному признаку Производить фонематический анализ каждого звукокомплекса, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «мальчик-мячик»;

Слайд 17

отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова; освоение механизма речепроизношення (артикуляции);

Слайд 18

Практический материал по работе над формированием семантической стороной речи.

Слайд 19

Упражнение « Скажи какой ». Цель: Учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»). От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравни апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Слайд 20

Упражнение «Сравни кукол» Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена, описывают внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики. Дети называют признаки предмета и его действие.

Слайд 21

Упражнение « Сравни медвежат» Цель: Учить различать предметы по характерным признакам. Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький. Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Читайте также:  Школа развития ребенка пермь

Слайд 22

Упражнение « Сравни разных зверят» Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку Мишка большой, а мышка (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка? Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Слайд 23

Упражнение « Назови одним словом». Цель: Закрепить представления об обобщающих словах. Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

Слайд 24

Взаимодействия всех участников образовательного процесса: логопеда, воспитателя и родителей позволят добиться более высоких результатов.

Источник

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В педагогике вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, но тем не менее многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание.

Основное внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет знаний и представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим, а также за счет активизации разных частей речи. Прежде всего детям необходимо показать: каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого детей следует учить их различать по различным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: Кто? Что? Выделять характерные признаки и качества , а также их действия, связанные с движением игрушек, животных и т.д.

В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности( ножка стула- ножка гриба- и т.д.)

Необходимо показать детям , что слова могут быть связаны между собой различными смысловыми отношениями и отношениями типа «род – вид».

Детей нужно научить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба плывет.

Семантическое отношение: « Предмет – обобщающее понятие «дети должны учить в упражнениях: шкаф – мебель, тарелка – посуда. Усваивая семантическое отношение» Название предмета – уменшит.- ласкат. название предмета», дети должны опираться на собственный опыт: дом – домик.

С отношением « Животные – детеныши» детей знакомят на примерах словообразования типа: кошка – котенок.

Знакомят детей с семантическим отношением « Действие – субъект действия» – строить – строитель, учить – учитель.

Очень важно научить детей ориентироваться на коммуникативный центр высказывания, на его интонационное оформление. При построении связных

Текстов необходимо создать условия для активизации слов, связанных различными семантическими отношениями. Так ребенку говорят: Я начну рассказ, а ты продолжи.

Как показала практика наиболее важным оказывается при составлении рассказа его описание.

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Выделяют 3 уровня семантического развития младших дошкольников.

1 уровень: -Дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуется словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

2 уровень:- Дети называют предметы, действия, некоторые качества этого предмета. Среди ассоциативных реакций преобладают внеязыковые.

Связные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества.

3 уровень: – Дети испытывают затруднения при назывании предмеов, их действий и особенно качеств. Среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Практический материал

по работе над формированием

семантической стороной речи.

Упражнение « Скажи какой ».

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».

«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слово о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравни апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Упражнение «Сравни кукол»

Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена, Описывают внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики. Дети называют признаки предмета и его действие.

Упражнение « Сравни медвежат»

Цель: Учить различать предметы по характерным признакам.

Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький.

Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Упражнение « Сравни разных зверят»

Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку

Мишка большой, а мышка (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка?

Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Упражнение « Куклы рисуют и гуляют».

Цель: Обратить внимание на слова, близкие и пртивоположные по смислу, а также на промежуточные признаки.

В гости к детям приходять две куклы: большая и маленькая. Куклы захотіли рисовать. Чем будут рисовать? Сравнение карандашей по длине.Сравнение кукольных рисунков

Куклы идут гулять, а зонтики забыли дома. Тут пошел дождь. Они спрятались под. елкой, Сравнить елочки. Дождь закончился куклы пошли домой. Стали мыть руки : открыли кран а там горячая вода, а потом пошла…..и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка уроки английского

Упражнение « Кукла веселая и грустная»

Цель: Познакомить с противоположными сотояниями.

Стала девочка Маша играть с куклами и заметила, что одна – веселая, другая- грустная. Как вы думаете почему? Каками другими словами можнр сказать какая она. Что можно сделать, чтоб она розвеселилась.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий ( платье, рубашка – одежда.), равивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части ( паровоз- трубы, окна, колеса – поїзд).

Упражнение « Назови одним словом».

Цель: Закрепить представления об обобщающих словах.

Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

Далее можно повторить все предыдущие варианты

Источник

Игры на развитие семантической стороны речи.

Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому одним из центральных направлений в коррекционной работе мною была определена проблема развития лексической системности. С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе я строила свою работу по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности,
  • формирование познавательной деятельности;
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  • совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
  • организация семантических полей (группировка слов на основе общности семантических признаков).

Занятия проводила, опираясь на поэтапную организацию семантических полей в онтогенезе (по Н. В. Серебряковой и А.И. Лаврентьевой):

1) включение значение слова в значение словосочетаний

2) усвоение смысловых связей слов, имеющих ситуативную, образную связь

3) формирование понятий, процессов классификации

4) выделение отношений синонимии.

Дети стали лучше усваивать материал, отвечать на вопросы, но в самостоятельной речи мало использовали новую лексику. Сложности актуализации слов проявлялись в употреблении их в излишне широком либо слишком узком значении, непонимании смысла, использовании слова лишь в определенной ситуации. Процесс поиска слова у детей был замедлен, отвлекался на ассоциации различного характера; проявлялся в искажениях звуковой структуры слов ( мяукает – мяучает). Таким образом, системные отношения между лексическими единицами языка оставались недостаточно сформированными.

Опираясь на собственный профессиональный опыт и диагностические данные, я предположила, что становление лексической системности у старших дошкольников с нарушениями речи будет происходить наиболее эффективно, если

– придерживаться онтогенетической последовательности в формировании словаря и ассоциативных связей,

использовать тематическую организацию лексических игр и упражнений,

тщательно отобрать лексический материал,

сделать акцент на смысловой аспект,

– лексические игры проводить во всех видах деятельности.

Решая противоречие между тематическим принципом построения логопедических занятий и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, я разработала собственную систему коррекционных игр.

Составленные на основе семантического алгоритма, игры и упражнения выстраивала в систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся речевых категорий. Для каждого вида игр предусматривала и номинативную, и адьективную и предикативную лексику, учитывала многоканальность восприятия. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к слову, творческих способностей. Лексическим материалом пользовалась как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Использовала задания на словообразование, целью которых ставила уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений. Тематическая организация дала возможность варьировать количество и сложность работ. Темы соответствуют принятым в логопедической практике: “овощи”, “зима”, “мебель” … Игры проводила как часть занятия, в подгрупповой и в индивидуальной работе, а также вне занятий – в режимных моментах, во время прогулки, в домашних заданиях, привлекала к работе воспитателей и родителей.

В соответствии с принципом природосообразности на материале каждой лексической темы я расположила игры в следующем порядке:

Игры с родственными словами:

– “Семья слов”. Вместе с детьми “выращивала” дерево родственных слов от данного “дедушки-корня” ( Ветер – ветры – ветра – ветерок – ветрище – ветреный – ветровка – ветряной- обветрить – заветрить – обветренный)

– “Чужое слово”. В ряд родственных слов включала одно слово, созвучное остальным, но отличное по семантике (рис, рисунок, рисовать, зарисовка).

Варианты этого задания – “поймай чужака”, “слово-шпион”, “слова маскируются” требовали от детей выделить существенный смысловой признак, определить не родственное слово и обосновать свой выбор.

Игры с антонимами.

Назвать пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).

– ” Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.

“Закончи предложение словом-неприятелем”.

Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлая – темная. Придумать свое предложение с этой парой.

Березовая кора светлая, а еловая… темная.

– “Сравни”. Детям предлагались два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно было построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий.

– Игра с мячом “Скажи наоборот” проводилась для закрепления материала и противопоставления лексики в рамках заданной темы (броски мяча можно заменить пантомимой): начинается-кончается, утро-вечер, теплеет – холодает, сыро – сухо, ясный – пасмурный, радостно – грустно, заморозки – оттепель, и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка подростковый возраст

Игры с синонимами.

“Придумать предложение с каждым из слов-приятелей”.

Ветер – вихрь – ураган. (синонимический ряд дается педагогом, выясняются оттенки значений, затем повторяются все слова).

“Конкурс слов-сравнений”. Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Утренний густой туман похож на… сметану, снег, сугроб, вату…

Вместе с детьми выясняла, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать словами – приятелями (цвет, непрозрачность). Олицетворения дети позже использовали при составлении рассказов.

“Как сказать?” Самостоятельный подбор синонимов к данному слову на основе предварительной работы. Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? – кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…

Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.

” У кого? У чего?” У кого и у чего бывают слезы? – у девочки, у бабушки, у дождя, у росы, у природы, у неба… Каждый вариант рассматривался в контексте, включался в предложение, подбирались синонимы, уточнялась семантика.

“Сравни и объясни”. Дети должны были самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение. Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать “сыплет ливень”? Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

– ” Когда так говорят?”. Колючий ветер – с помощью синонимического ряда дети объясняют семантику выражения.

5. Игры на развитие ассоциаций, способствующие развитию мыслительной деятельности, в частности операций сериации, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей.

– “Выбрать лишнее слово”. Грустная, печальная, тонкая, унылая. Лишнее слово – “тонкая”, потому что оно рассказывает о толщине, а все остальные о настроении. Какое слово можно подобрать вместо лишнего, тоже рассказывающее о печальном настроении? – хмурая, расстроенная.

– “Пара к паре”. Догадайтесь, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову. Туча – дождь, стручок – …(грядка, урожай, горошина). Пара стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.

Осина – лист, сосна -…(хвоя, бор, береза). Пара сосна – хвоя, потому что на осине растут листья, а на сосне – хвоя.

“Смысловые ряды”. Продолжи Осень – весна, утро -…вечер (слова-противники),

сок – бутылка, варенье -…банка вместилище, тара).

” Что общего у предметов?” Крокодил, киви, огурец – зеленый цвет.

” Выбери правильный ответ” и докажи.

Зимних месяцев -… три, пять, семь, один.

” Отгадай предмет по названию его частей”

Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.

Рассмотрим игры в рамках единого тематического цикла на примере темы “Осень”:

Игры с родственными словами.

1.”Семья слов” Дождь – дожди – дождик -дождичек – дождевик – дождевичок – дождинка – дождиночка – дождливый – дождить – дождевой…

Сырость – сырой – отсыреть – сыроватый – сыроежка…

Ветер – ветерок – ветрище – ветрина – ветряной – ветреный – ветра – ветры – обветрить – обветренные(губы) – заветрить…

2. “Чужое слово”. Осень, синий, осенний. Мокрый, крыша, мокрица, промокнуть.

Дождь, дрожь, дождинка, дождливый.

Игры с антонимами.

1.Назвать пару слов-неприятелей: Ночь, сутки, день. Пасмурно, холодно, ясно.

Выбрать из 3х – 4х слов одно, противоположное по смыслу.

Спички / свеча, пожар, огнетушитель, костер/.

3.Закончить предложение словом-“неприятелем”.

День становится короче, а ночь …длиннее.

4.” Сравни”. По температуре воздуха: лето и осень; зиму и осень.

5. ” Скажи наоборот ” Начаться – закончиться, начало – конец, ранний – поздний.

Игры с синонимами.

1.Придумать предложение с каждым из слов – приятелей: Ветер – вихрь – ураган.

Ненастный – пасмурный – хмурый.

2. “Конкурс слов-сравнений”:

Утренняя дымка похожа на …

Густой туман похож на …

Блестящая на солнце паутинка похожа на …

3.”Как сказать?” Листья опадают с деревьев – кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются…

О плохой погоде? Пасмурная, непогожая, дождливая, холодная, облачная, хмурая…

Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.

1.” У кого? У чего?” Слезы? -…у дождя, у росы, у девочки, у неба…

2.” Сравни и объясни” Хмурое утро – хмурое лицо; сырой картофель – сырой день;

полная корзина – полная женщина; гложет тоска – гложет кость;

сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки;

погода расстроилась – гитара расстроилась – мама расстроилась;

3.” Когда так говорят?” Колючий ветер, цыплят по осени считают

Игры на развитие ассоциаций.

1. “Лишнее слово”: – грустная, печальная, тонкая, унылая;

– сентябрьский, осенний, октябрьский, ноябрьский; – моросить, спать, капать, лить,

2.”Пара к паре” (аналогии): Туча – дождь, стручок – …(грядка, урожай, горошина)

3.”Смысловые ряды”. Назвать 4е слово: осень-весна, утро – … (вечер)

4. “Что общего у предметов?”: дождь, лужа, река – …вода

5. “Выбери правильный ответ”: осенних месяцев …(один, пять, три, семь)

6. “Отгадай предмет по названию его частей”

Ручка, спицы, кнопка, ткань, чехол – … зонтик

Работа в данной технологии значительно улучшила уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности у детей. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач, дети научились:

  • выделять общий понятийный признак;
  • осуществлять классификацию на основе существенных свойств;
  • проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;
  • дифференцировать понятия;
  • точно понимать значения слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;

Катамнестические данные показали 100% успешность обучения выпускников группы русскому языку и чтению в первом классе, высокий уровень коммуникативных возможностей.

Источник