Развитие самоуважения у ребенка
Начало формирования самоуважения закладывается еще в младенчестве и ко времени, когда дети достигают дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), они уже имеют готовый базис. Но родители и педагоги дошкольных учебных заведений тоже могут многое сделать и надстроить этот базис таким образом, чтобы ребенок сохранил чувство собственного достоинства в течение всего периода своего роста и развития.
«Самоуважение рождается из чувства сопричастности, веры в то, что мы на многое способны, и знания, что наш вклад будет оценен по достоинству, – говорит Джейн Нелсен, семейный врач из Калифорнии и автор книги «Позитивная дисциплина». – Дети с хорошей самооценкой и развитым чувством самоуважения более гибкие, выносливые, они уверенно проявляют себя, потому что ожидают положительных результатов».
Хотите помочь ребенку сформировать самоуважение уже в раннем возрасте? Вы можете узнать о том, как это сделать, далее.
Способствуйте чувству сопричастности
Хотя дошкольники еще немного юны для того, чтобы основывать свое самоуважение на восприятии их сверстниками, тем не менее, уже хорошо знают, отличаются ли они от других детей. Обучая ребенка навыкам грамотной игры и взаимоотношений, вы можете укрепить его самоуважение. Еще более важно то, как взрослые относятся к ребенку. Когда они уважают своего маленького дошкольника, внимательно слушают и откликаются на его потребности, ребенок чувствует, что его любят и ценят. В свою очередь, он тоже будет учиться отвечать тем же.
Будьте примером для подражания
Родители, уважающие себя и имеющие адекватную самооценку, естественным образом способствуют формированию самоуважения в своих детях. Если вы чувствуете себя комфортно от того, кто вы есть, существуют отличные шансы, что и ваш дошкольник будет относиться к самому себе хорошо. Дети – великие подражатели, поэтому, когда они видят, что взрослые из их окружения демонстрируют уверенность в себе и уверенность в своих силах, они обучатся такой модели поведения.
Если вы будете с юмором относиться к своим ошибкам и стараться учиться на них, ваш ребенок поймет, что ошибки можно исправить. Дети дошкольного возраста, способные рискнуть, допуская возможность совершения ошибки, более склонны пробовать что-то новое, экспериментировать и осваивать ранее неизвестные им навыки, что тоже повышает их самоуважение.
Способствуйте подходу «могу и делаю»
Когда ваш дошкольник усердно трудится и достигает успеха, обязательно отметьте его. Не ждите, пока он достигнет своей конечной цели, празднуйте каждый победный шажок на его пути. А также выполняйте следующие действия:
- как только ребенок приобретет определенный навык, предложите ему новый, что сделает его немного гибче и расширит возможности;
- придумайте ему какое-то задание, которое не сокрушит его, но при этом потребует дополнительных усилий;
- укрепите его в мысли о том, что он на многое способен, поскольку справляется с каждым новым вызовом.
Даже маленькие победы способны придать чувство уверенности в себе и укрепить его самоуважение.
Определите сильные стороны ребенка
Будьте осторожны, сравнивая своего ребенка с другими детьми. Если ваш ребенок выражает желание быть похожим на другого ребенка, ответьте ему следующее: «Да, твой друг быстро ездит на велосипеде, и ты тоже хорошо прыгаешь. Покажи мне, пожалуйста, как высоко ты можешь подпрыгнуть». Переведите внимание на вашего ребенка – на то, что у него хорошо получается, в чем лично он преуспевает. Всегда подчеркивайте, что у всех разные навыки и каждый человек по-своему особенный.
Развивайте таланты
По словам доктора Салли Сакс, психотерапевта и автора книги «Как воспитать следующего президента», одним из способов укрепления самоуважения является помощь детям в насыщении их свободного времени продуктивными занятиями. К тому же очень важно не только поощрять их игры с друзьями, но и такой род деятельности, который пробуждает желание жить и раскрывает смысл жизни.
Лучший способ реализовать сказанное – это развивать таланты и способности вашего ребенка:
- обеспечьте вашего начинающего художника цветными карандашами, фломастерами и бумагой, дайте ему мелки или акварельные краски;
- если вашего ребенка отличает большая мышечная активность, вместе проведите время за спортивными играми;
- включайте вашему маленькому меломану диски с красивой музыкой и купите ему музыкальные инструменты, на которых ему хотелось бы научиться играть.
Сделайте акцент на времени, проведенном весело и увлекательно благодаря музыкальным инструментам или спортивному инвентарю, а не на достижениях в этой области. Процесс более важен, чем конечный результат. Для вашего дошкольника главная цель – испытать радость и почувствовать себя достаточно компетентным, а не стать вундеркиндом.
«Помогите ребенку полюбить и принять все его особенности, чтоб он смог достичь чувства целостности, любви и непрерывной связи как с самим собой, так и с миром», – говорит Сакс. Связь с миром и принятие себя, как необходимые спутники друг друга, жизненно важны для здоровой самооценки и формирования достойного самоуважения – это один из самых ценных подарков, которые вы можете сделать своему ребенку.
Источник
Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.
Цели воспитания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого себя. Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он – человек, со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чувство – чувство самоуважения, осознание своего человеческого достоинства, без которого по- настоящему нет человека, нет гражданина, нет личности. Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе – залог успешности ребенка в будущем.
Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.
Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.
Самоуважение и уверенность в себе влияют на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.
Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе. Воспитания этих качеств у ребенка можно задействовать различные источники и механизмы. И в первую очередь, это те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных, либо в виде взгляда, в виде движения, в виде ласкового касания.
Используя их, ребенок строит свое самоуважение. Если это отношение окружающих позитивно, то у ребенка формируется высокое самоуважения, если негативно – низкое. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.
Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целостной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества. Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конечно, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь личное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка. Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…
Важно помнить, что дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно. Поэтому, при формировании у ребенка уверенности в себе важно прежде всего следить за своим поведением и показывать малышу положительный пример. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.
Родители многое делают для своих детей, чтобы дать им понять, что их любят. Однако детям нужно еще, чтобы их ценили. Все, что вы делаете для них, замечательно, но старайтесь побольше делать вместе с ними. В ходе взаимодействия малыши учатся приносить пользу другим людям, чувствуют себя компетентными и нужными Они должны чувствовать себя востребованными и ценными. Каждый ребенок рождается с тем или иным даром: природным артистизмом, способностью к музыке, спорту, технике. Некоторые дети отдают предпочтение книгам или балету, с удовольствием возятся с домашними любимцами. Дети чувствуют, что их ценят, когда родители выказывают одобрение, подбадривают и создают благоприятные возможности для того, чтобы они могли заниматься тем, что им нравится.
Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Проводите как можно больше времени с ребёнком. Он поймёт, что его ценят. Он чувствует свою значимость, когда родители откладывают ради него разные важные “взрослые” дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка.
Похвала – основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили. Следует помнить, что хвалить нужно искренне и за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений. Буквально с первых дней жизни ребенку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позволяет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» – уважение к будущему человеку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Макаренко, с первых дней взрослые авансируют маленького человека уважением. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.
Никогда не допускайте неуважения к себе. Будьте для своего ребенка образцом высокой самооценки. Ведь примеры родителей очень заразительны. Если вы позволяете себе ссориться при ребенке, проявлять неуважение к супругу, свекрови, родным и случайным людям (и наоборот – если все это они проявляют по отношению к вам), то вашему чаду будет сложно усвоить уроки самоуважения, что бы вы ему ни говорили. Поэтому запретите себе и близким повышать голос при детях, требуйте извинений за грубость, не допускайте, чтобы ваше мнение игнорировалось. Тогда ребенку будет легче действовать по аналогии с вами и осознать саму суть такого понятия, как самоуважение
При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются акценты в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства. Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет правильно жить и благородно поступать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или наградят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном контроле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.
Рекомендации родителям и педагогам:
Будьте очень тактичны при общении с ребенком, чтобы ни в коем случае не унизить его достоинство и самооценку, так как в старшем возрасте это может привести к недоверию вам и к появлению комплексов.
При разговоре с малышом следите за своей интонацией. Не употребляйте резких и грубых выражений. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, даже если ему будет непонятно значение некоторых слов. Ребенок будет чувствовать, что вы уважаете его, и он сам спросит, что обозначает то или иное слово. Для того, чтобы ребенок уважал себя сам, уважительно относитесь ко всем его намерениям. Часто плохое поведение у детей проявляется неосознанно. Спокойным тоном обратите внимание малыша на то, что не следовало делать. Скажите, что вы знаете, он вовсе не хотел так делать, что на самом деле он очень доброжелательный. Дайте похвалу авансом. В следующий раз он уже так не поступит.
Никогда не навязывайте детям свое мнение. Они все равно поступят противоположным образом, по принципу – «запретный плод сладок». Отнеситесь к мнению ребенка с уважение, выслушайте его, дайте совет, расскажите, к чему могут привести его действия, и что будет, если он последует вашей рекомендации.
Давайте волю ребенку в выражении своих чувств, иначе вы можете лишить его права испытывать то, что он на самом деле испытывает. Сдерживать эмоции вредно как для физического состояния человека, так и психического. Чтобы у ребенка укреплялось самоуважение, чаще показывайте ему, что он вам очень дорог и что играет существенную роль в вашей жизни. Для этого обращайтесь к нему за помощью, за советом.
Для развития у ребенка уверенности в себе дайте понять, что его многие заветные желания вполне осуществимы. Но для этого необходимо выполнять определенные действия, а не ждать, что все мечты воплотят взрослые. Помогите малышу на пути к одному из его желаний, вместе определите план действий.
Ребенок будет ощущать уверенность в себе, когда вы будете замечать даже незначительные его действия. Похвалите его, если он хорошо убрался в своей комнате, красиво расставил цветы на подоконнике. Детям, и взрослым порой тоже, бывает приятно, когда оценили такую мелочь, но сделанную с душой.
Также чтобы повышать самооценку ребенка, выделяйте его личные качества, успехи, но не сравнивайте с другими. Каждый индивидуален, и в каждом есть что-то исключительное. Проявляйте уважение к личности своего малыша. В случае, если он не может справиться с порученным делом, не ругайте его, это может больно задеть самолюбие ребенка. Лучше предложите помощь и скажите, что уверены в его успехе.
Памятка для родителей и педагогов
1.Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.
2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».
3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.
5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.
6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.
7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…
8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом – дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.
9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.
10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.
11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.
12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.
13. Самое важное – это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.
Источник
Прочтений: 353
Время на прочтение: 6 мин.
Воспитание уверенности в себе, формирование у ребенка самоуважения и чувства собственного человеческого достоинства сослужат малышу в будущем хорошую службу. Уважающим себя людям легче занять хорошее положение в обществе, сформировать круг общения на равных и заставить других прислушиваться к собственному мнению.
Чувство собственного достоинства
Обращали ли вы внимание, что в саду, в классе, во дворе есть два мальчика или две девочки, которые, казалось бы, одинаково приветливы, любознательны и общительны, но у одного из этих детей постоянно происходят какие-то стычки, недоразумения, обиды, споры со сверстниками?
В то же время второй ребенок, хоть и оказывается в центре тех же событий, но как будто даже и не замечает происходящей вокруг него бури, продолжая как ни в чем не бывало общаться со всеми. Или же местный задира, забияка постоянно пристает к одним детям, но почему-то не трогает других, хотя те, на первый взгляд, ничем не отличаются от тех, с которыми он конфликтует.
Если в процессе воспитания вы уделяли достаточное внимание формированию у маленькой личности чувства собственного достоинства, у таких детей появится так называемый внутренний стержень.
Уверенные в себе дети всегда доброжелательны, справедливы и независтливы. Их сложно разозлить, и они редко раздражаются. Они умеют не замечать в поведении некоторых сверстников тех особенностей, которые часто становятся для других детей причиной неприязни, конфликтов и отвержения. Создается впечатление, что эти дети знают, чего стоит ожидать от каждого человека. Они снисходительны и терпеливы к слабостям окружающих. Возможно, эти дети даже чувствуют свое превосходство и понимают, что им самим дано больше, чем некоторым из их сверстников (например, что им легче быть внимательными, усидчивыми, терпеливыми, что им лучше даются какие-то предметы). Они умеют понимать и прощать окружающих, но им сложно смириться, если несдержанность, несправедливость исходит от того человека (ребенка или взрослого), которого они уважают и считают равным себе.
Эти дети не задаются и не зазнаются, они как бы чувствуют, что их способности требуют от них особого поведения, им нельзя «опускаться» до оскорблений, нетерпимости, раздражительности. Они сами ненавязчивы, уважают чужие интересы, но при этом достаточно тверды в своих решениях, принципах и пристрастиях. И если уж они уверены, что что-то хорошо, а что-то плохо, то никакое мнение большинства на них не повлияет.
Безусловное принятие
В детской психологии существует термин «безусловное принятие», что означает любовь родителей к ребенку просто за то, что он есть, а не потому, что он красивый, талантливый или послушный. Именно эта любовь наделяет детей той внутренней силой, которая помогает им противостоять неприятностям, неудачам и обидам.
Семья – это тыл, утешение и реанимация для каждого ее члена. Родительское умение принять и понять особенности и интересы своего ребенка убеждает ребенка в собственной адекватности и ценности, успокаивает и дает почувствовать себя уверенно. В случае непонимания или конфликта со сверстниками именно родительские объяснения, что это нормально чувствовать то, что он чувствует, и что его реакция на происшедшее была вполне оправданна, помогают пережить обиду, наладить отношения со сверстниками и сделать выводы на будущее. Ребенок, которого поддерживают в трудной ситуации, готов выслушать и принять критику в случае, если он тоже был неправ и вел себя недостойно, неуважительно по отношению к окружающим. Ребенок, знающий, что его любят и прощают, сам готов признать свои ошибки и попросить прощения. Ребенок, с мнением которого считаются, чувства которого уважают, растет уверенным в себе человеком и никогда не захочет унижения другого.
Как уважать себя заставить
Вот несколько важных рекомендаций по поводу того, как научить ребенка уважать себя и заставить это делать других:
- Прислушивайтесь к мнениям и желаниям ребенка. Учите детей думать, размышлять, высказывать свою точку зрения. Обязательно учитывайте его мнение в семейных делах, особенно в тех, что касаются его непосредственных интересов – перестановка в комнате, запись на дополнительные занятия, предстоящий день рождения. Говорите с ребенком, чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что ты чувствуешь?»
- Позволяйте детям принимать самостоятельные решения и помогайте воплотить их в жизнь. Поддерживайте в ребенке высокий, но адекватный уровень притязаний, поощряйте идеи, различные планы, какими бы удивительными они ни казались. При этом важно, чтобы ребенок продумывал, что надо сделать для осуществления своей мечты.
- Уважайте чувства ребенка. Воспоминание о предосудительном поступке, совершенном в детстве, должно всю жизнь обжигать душу человека, вызывать у него сожаление, горестное чувство. Но осуждение – это должно идти от самого ребенка, а не от взрослых. Ребенку должно быть стыдно в первую очередь перед собой. Поэтому детям особенно противопоказаны публичные выговоры, обвинения, разбирательства – «стыд всегда требует тайны».
- Всегда давайте ребенку шанс. Следует понимать, что многие проступки маленький (и не очень) ребенок совершает не из злых побуждений и не по незнанию, а из-за слабости воли. За это ребенка стыдить нельзя, ему надо помочь преодолеть себя, справиться со своей слабостью. «Тебе так хотелось эту конфету, что ты не смог сдержать обещание. Давай в следующий раз ты попробуешь справиться с собой».
- Не подрывайте чувство человеческого достоинства. Важно, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя «на высоте». Помогите ему осознать свои достоинства. Например, напомните, какой он смелый, – прошел мимо огромной собаки. Или какой терпеливый – сопровождал вас в скучной, деловой поездке и не капризничал, не мешал. Таким образом, вы поможете ребенку лучше понять себя: каков он, на что способен. Это позволит ребенку научиться самостоятельно оценивать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за свой выбор.
- Умейте прощать. Ребенок не должен «заслуживать» ваше прощение, вы прощаете его, потому что любите и верите. Но в каждом случае прощение может быть разным: иногда достаточно всего лишь обнять ребенка; в другой раз и вам, и ребенку полезно побыть в одиночестве – подумать. Слова прощения не самые главные в осознании ребенком вины и не всегда свидетельствуют о его раскаянии. Поэтому не настаивайте на извинении во что бы то ни стало: «Не выйдешь из комнаты, пока не извинишься!» Вместо раскаяния ребенок зацикливается на том, чтобы переупрямить родителей. Извинение превращается в формальность – лишь бы отцепились. Не шантажируйте ребенка своим прощением: «Прощу, если помоешь посуду!» или «Хотели тебя простить, но раз ты так себя ведешь – не простим!» В таком случае прощение вместо облегчения превращается в еще одно наказание для ребенка. Никогда не говорите ребенку (даже в сердцах): «Я тебя ни за что не прощу!» – это звучит как приговор.
- Будьте чуткими и внимательными. Осознавший свою вину ребенок плачет, просит прощения, но не всегда. Иногда по виду ребенка сложно понять, что ему стыдно, он переживает. Однако замкнутость, уход от общения не меньше слез и слов свидетельствуют о душевных муках. Любое непривычное, нетипичное поведение ребенка может быть причиной его глубоких переживаний. Не надо постоянно стыдить ребенка, он начинает сопротивляться и постепенно привыкает к этому состоянию – «теряет стыд». Не стоит подолгу разбирать его проступки, погружая ребенка в мрачные раздумья о степени его вины. Раскаяние должно быть направлено на искупление вины, понимание: «Да, я провинился, но больше я таким не буду». Если и вы, и ребенок будете в это верить, то постепенно так и произойдет.
Нельзя обезличивать воспитание
Высокая самооценка ребенка еще не залог его успешной социализации. Если ребенок не научился уважать окружающих, то его самоуверенность, по сути, оказывается банальным эгоизмом и равнодушием к окружающим. И последствия этого бывают трагичны.
К сожалению, происшествий каждый год происходит немало в разных детских коллективах и компаниях, многие даже не становятся достоянием гласности, потому что все «обходится». Это даже опаснее и для жертвы, и для ее мучителей – все остается как прежде в их взаимоотношениях, и нет гарантии, что следующая шутка будет столь безопасна. Впрочем, как показывает приведенный пример, вмешательство взрослых и пугающие последствия нередко не производят на мучителей впечатления, то есть не гарантируют изменения их поведения.
Возможно, для всех подобных «шутников» характерно наличие так называемого синдрома «социальной дезориентации». О социальной дезориентации говорят, если ребенок не понимает, что проступки других детей более безобидны, чем его собственные, и ему непонятно, почему его поведение возмущает и злит взрослых, почему его наказывают, а других нет. Ребенок вообще не понимает, почему так делать нельзя, ему даже в голову не приходит задуматься о чувствах других или о последствиях своих действий. Однако «клиническим случаем», когда ребенку нужна помощь психолога, его поведение становится в очень редких случаях и не сразу.
К подобным результатам приводит обезличивание воспитания, когда ребенка ценят и поощряют только за успехи и достижения, если у родителей и детей отсутствуют искренние привязанность и интерес к жизни и переживаниям друг друга, а все отношения со сверстниками сводятся либо к соперничеству («Ну, и кто из нас лучше?!»), либо к поиску развлечений («А давайте замутим что-нибудь!»). И ни о каком чувстве собственного достоинства или самоуважении здесь речи не идет. Эти дети охотно пойдут на поводу у других, лишь бы «повеселиться», согласятся на любую глупость, лишь бы доказать, что «они круче».
Как показывается практика, чтобы воспитать в ребенке уважение к себе и уверенность в собственных силах, нельзя обезличивать педагогический процесс.
Быть родителями очень непросто. Это не только бессонные ночи, постоянные переживания и страхи, частая физическая и эмоциональная усталость. Это еще и груз моральной ответственности: кого ты воспитаешь, кем вырастет твой ребенок? Как страшно и больно, когда твоего ребенка обижают, когда его преследуют неудачи, когда окружающие несправедливы и жестоки к нему! Это непреодолимое чувство вины перед ребенком за то, что не уберег, не защитил. Но как же неописуемо ужасно, если твой ребенок стал тираном, мучителем, убийцей. «Я бы хотел посмотреть в глаза родителям этого нелюдя!» – часто слышишь от родственников жертвы. Что ожидают они прочесть в глазах родителей мучителя? Все было бы намного проще, если бы там читалось равнодушие или гордость за свое чадо. Тогда можно было бы негодовать, осуждать, презирать. Но нет, в большинстве случаев родители агрессора испытывают не меньшие горе и ужас. И главное – непонимание: где они совершили ошибку, что сделали не так?! Если бы у педагогов и психологов был универсальный ответ на этот вопрос, а еще лучше инструкция, как правильно воспитывать детей, насколько бы меньше в мире было разочарованных и несчастных людей! Но надежда все-таки есть – посмотрите, сколько вокруг нас достойных и порядочных взрослых людей, выходит, их родители смогли выбрать правильную тактику при воспитании своего чада. Значит, и мы сможем, если постараемся разумно любить своих детей, быть справедливыми, честными, терпеливыми и бдительными.
0 Комментариев
Источник