Развитие самостоятельности ребенка в школе

«Воспитание самостоятельности».

Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства,  является самостоятельность.

Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному.

В обобщённом варианте самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое  характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Практика показывает, что у многих подростков самостоятельность не сформирована. И только когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребёнок не самостоятелен.

Самостоятельность необходимо формировать по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеются свои особенности.

Развитие самостоятельности надо начинать с самого раннего детства на этапе подражания, когда ребёнок копирует все действия и образы взрослых. В семь-восемь месяцев, когда ребёнок уже начинает сидеть и ему дают первый прикорм, ему уже нужно давать в руки ложку. Конечно, на первых порах малыш не будет попадать ложкой в рот и будет пачкаться, но рано или поздно он научится это делать, и это будет его первый шаг к самостоятельности.

Уборка игрушек после игры тоже, важный этап в развитии самостоятельности ребёнка. Сначала вы показываете, как надо убирать, потом просите помощи ребёнка, а когда он запомнит, что и куда нужно класть, нужно ему доверять убирать игрушки самостоятельно.

Следующий этап формирования самостоятельности ребёнка – это определение его зон ответственности, в которых он будет вправе решать всё сам. Например, он может сам выбирать, в каком свитере ему идти в садик, в какой последовательности делать домашние задания. Быть может, его выбор не всегда будет лучшим, но, принимая решения вместо ребёнка и не давая ему возможности совершать свои ошибки, вы будете растить пассивного, несамостоятельного человека.

Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому можно превращать  рутинные действия по воспитанию самостоятельности в весёлые развлечения. В игре ребёнок освоит новые навыки и приобретёт хорошие привычки быстрее и проще, чем под прессом скучных для него родительских указаний. Можно устроить соревнования: кто быстрее уберёт посуду или оденется на прогулку, кто лучше подметёт и т.д.

Ребёнок не может делать всё так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребёнка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить своё время и сохранить в доме порядок, вы рискуете отнять у ребёнка возможность самостоятельного обучения. Потребность делать что-то самому, оставшись нереализованной, быстро угасает. К младшему школьному возрасту ребёнку уже нравится, что за него всё делают взрослые, и воспитание самостоятельности уже будет происходить медленнее и с определённым сопротивлением.

К 7 годам к периоду поступления ребёнка в школу должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:

1. Приём пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.

2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);

3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помощью щетки, пользоваться носовым платком.

4. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.  Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Безусловно, сначала детям необходима помощь родителей, поскольку в этом возрасте они ещё плохо умеют планировать свои дела.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребёнок может:

– сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнять;

– спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

– распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание);

– понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

– применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

– представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Читайте также:  Педагогические условия развития личности ребенка

Конечно, сначала необходимо научить ребёнка выполнять уроки, но для того, чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, надо стремиться к тому, чтобы учебные задания постепенно ребёнок выполнял без посторонней помощи.

Можно сказать, что если младший школьник научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений, – это важный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребёнка ощущения неуверенности в себе («Сам я ничего не могу»). Он приучается надеяться на других, подрывается вера в свои силы.

Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него. 

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности помимо учебной, оказывает трудовая деятельность. Особенностью этого возрастного периода является то, что ребёнок проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей.

Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребёнок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается, что он оказывает помощь взрослым.

Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей.

Он может помогать по хозяйству, например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор, помогать с младшими детьми, ухаживать за домашними животными и т.д. У ребёнка должны быть свои постоянные обязанности по дому.

 Занятия спортом тоже способствуют воспитанию самостоятельности.

Основные условия развития самостоятельности ребенка.

1. Идти навстречу любой потребности ребёнка сделать что-то самостоятельно. Главное здесь – справиться с собой. Удержаться от вмешательства нелегко, ещё сложнее – создать ребёнку условия для деятельности.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам. Выясните, что обычно умеют дети в определенном возрасте, и ориентируйтесь на более высокие результаты. Важно не занижать планку искусственно: а вдруг ваш ребёнок развивается более интенсивно?

3. Помочь ребёнку научиться выбирать.  Просить совета у ребёнка. Старайтесь предоставлять ребёнку право выбора, особенно в мелочах. Привыкнув выбирать в относительно безопасных ситуациях, ребёнок постепенно научится принимать более серьёзные решения. Даже маленький ребёнок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будете просить совета у ребёнка, тем лучше.

4. Соблюдать договорённости, держать слово. Позвольте ребёнку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймёт, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.

5. Учить завершать начатое дело. Если ребёнок с детства не привык класть вещи на место, убирать за собой, доедать еду, которую сам положил себе в тарелку, то, став старше, он с большой долей вероятности будет небрежно относиться и к урокам, и к своим обязанностям по дому, и к чужому труду. То, как ребёнок преодолевает своё нежелание доделывать что-либо, как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем. 

6. Хвалить за проявление самостоятельности. Старайтесь замечать даже незначительные успехи.

Если родители целенаправленно не занимались воспитанием самостоятельности, то в подростковом возрасте они столкнуться с множеством проблем, дети сами начнут её проявлять, как правило, в негативных вариантах, особенно часто это происходит при жёстком воспитании, когда все решения принимались за ребёнка, совсем не считаясь с его мнением.

 Каковы же этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте?

1 этап  

5 класс – «Нужна ли мне самостоятельность?»

Становится непослушным и негативным: 

– сопротивляется проявлению заботы о нём и контролю; 

– преобладают детские желания и поступки.

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

– терпеливо проявлять внимание, участие; 

– акцентировать внимание на положительных качествах; 

– осуществлять поддержку; 

– повышать уверенность в себе; 

– обсуждать начало взросления.

2-й этап

 6-7 классы – «Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»

Борется за свою независимость: 

– закрывается в комнате, развешивает постеры; 

– настаивает на правах, игнорирует обязанности; 

– часто не следит за своей речью, может обидеть. 

Для успешного прохождения и оптимизации развития: 

– обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей 
(количество прав равно количеству обязанностей);

– сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка; 

– прощать и отделять реальные чувства от слов; 

– осуществлять поддержку.

3-й этап

8-9 классы – «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

Читайте также:  Закономерности и особенности развития ребенка дошкольного возраста

Есть своё мнение, не всегда верное: считает именно своё мнение истинно верным; не считается с мнением родителей; поступает так, как хочет; есть стремление попробовать всё, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.); считает, что он всё может и с ним ничего не может случиться 
(не заботится о безопасности).

  Для успешного прохождения и оптимизации развития:

– аргументировать запреты;

– обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия;

– считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим); 

– не считать свою позицию на 100% правильной; 

– поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе); 

– не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив);

– в спорах пытаться договориться.

4-й этап

9-11 классы – «Проявляю самостоятельность»

Прислушиваются к мнению родителей: сами просят советов; понимают свои реальные возможности; пытаются сами договориться; воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания; действуют самостоятельно; переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учёба, работа);

Для успешного прохождения и оптимизации развития: 

– поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действиям, к ещё большим успехам); 

– предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь; 

– минимизировать контроль;

– быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям. 

Все решения лучше принимать на семейном совете, так подросток может безбоязненно высказать своё мнение, можно аргументировать, почему вы против его решения, чего вы опасаетесь. Можно совместно с подростком выработать приемлемый именно для вашей семьи круг решений:

1. Которые подросток может принимать самостоятельно.

2. Которые будете принимать совместно.

3. Которые будут принимать только родители.

Подводя итог, можно сказать, что самостоятельность ребёнка нужно развивать во всех сферах его жизни.

Привить самостоятельность ребёнку можно только благодаря слаженным действиям всех членов семьи. Система требований должна быть понятна ребёнку и не должна зависеть от вашего настроения. «Сегодня я очень устала, поэтому у меня нет сил ждать, пока ты разденешься, давай я раздену тебя сама» – такой метод приучит ребенка к манипулированию взрослыми.

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека над ребёнком или наоборот полное устранение от поддержки его действий.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания и умения по собственной инициативе.

Чем больше ребёнок умеет, тем увереннее он себя чувствует. Снимая с ребёнка часть нагрузки, вы тем самым лишаете его возможности стать взрослее, обрести уверенность в своих силах.

Цель родителей – заинтересовать ребёнка в ответственном поведении. Чтобы воспитание самостоятельности давалось ребёнку легче, не забывайте хвалить его каждый раз, когда он этого достоин.

Многие родители все решения принимают за детей, тем самым, ограничивают их свободу и не позволяют развиваться самостоятельности.

В любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.

Очень важно уделять особое внимание развитию этого качества. Невозможно воспитывать самостоятельность не предоставляя ее.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Одна из ведущих целей работы в школе – создание условий для формирования самостоятельности младших школьников через организацию учебной, игровой и трудовой деятельности. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешной социализации. На развитие самостоятельности оказывает влияние семья, школа, общество. Однако, ведущая роль «остаётся за самим ребенком, т.е. воспитание остаётся успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания» [1, с.39]. Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. У многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребёнок ни к чему не приучен и ничего не умеет, и порой начинают винить в этом окружающих. Но, прежде всего всё зарождается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребёнок выполняет домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его делать, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сделают чего-нибудь по дому. Или ребёнок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него не позволяют ничего сделать самостоятельно. Таким образом, обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников актуально.

     Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному. Так, в Психологической энциклопедии самостоятельность трактуется как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [3, с.424]. В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщённое качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [4, с.368]. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт следующие определения слову «самостоятельный»: 1) Существующий отдельно от других, независимый. 2) Решительный, обладающий собственной инициативой. 3) Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.  [2, с.695].

Читайте также:  Монтессори актуальность на современном этапе развития ребенка

     Следовательно, самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

    Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. При этом в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции. Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни.

     Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться самостоятельность младших школьников.

     Ведущим видом деятельности младшего школьника, по утверждению отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.), является учебная деятельность. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению [5, с.39]. Для того, чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, психологи рекомендуют представлять ребёнку возможность высказывать собственную точку зрения по тому или иному вопросу и стремиться к тому, чтобы учебные задания он выполнял без посторонней помощи. Значительную роль имеют задания для самостоятельной работы на уроках в школе. Степень помощи при этом может зависеть от успеваемости конкретного ребёнка. Например, одному ребёнку для решения составной задачи достаточно текста задачи, другому необходима также краткая запись задачи, третьему в добавление к перечисленному нужна последовательность (план) решения задачи. Развитию самостоятельности школьников способствует организация внеклассного чтения, при котором дети самостоятельно знакомятся с произведением, а на уроках или во внеурочной деятельности в ходе викторин, разгадывания кроссвордов появляется возможность проявить свои читательские умения.

     Большое место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берёт себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требований, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развёртывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также влияет включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Для этого учитель составляет поисковые игровые задания по стенгазетам, сборникам, оформленным в процессе проектной деятельности.

     В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает, помимо учебной и игровой, трудовая деятельность. Особенностью этого возрастного периода является то, что ребёнок проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда. В связи с тем, что все психические процессы в этом возрасте характеризуются непроизвольностью, младший школьник не всегда действует по образцу, часто отвлекается, у него получаются какие-то случайные детали, он начинает придумывать что-то своё. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей. Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребёнок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Всё это побуждает его к активной трудовой деятельности [6, c.209].

     Развитию самостоятельности у младших школьников способствует создание ситуации выбора. Как отмечает С.Ю. Шалова, «ситуация выбора предполагает определённую степень свободы, т.е. возможность человека самому определять наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения или способ решения проблемы и т.д., и в то же время нести ответственность за свой выбор, а значит, за результаты своей деятельности. В педагогическом процессе важно, чтобы это была «позитивная» свобода – свобода … для проявления социально и личностно значимых качеств, для реализации способностей, составляющих индивидуальный потенциал каждого обучающегося» [7, с. 99].

     Поскольку деятельность младшего школьника организуют и направляют взрослые, их задача — добиться максимальной его самостоятельности и проявления активности.

Список использованной литературы

  1. Казакова Е.И. Развивающий потенциал школы: опыты нелинейного проектирования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 2. – С. 37-50
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2003
  3. Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – СПб., 2006.
  4. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.
  5. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. – М., 1992.
  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982.
  7. Шалова С.Ю. Создание ситуации выбора для студентов как условие индивидуализации образовательного процесса в вузе //Инновации в образовании. – 2013. – № 5. – с. 97 – 107

Источник