Развитие самостоятельности ребенка в раннем возрасте

Развитие самостоятельности ребенка в раннем возрасте thumbnail

Близнюк Ирина
Консультация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста»

Близнюк И. А.

г. Челябинск, Россия

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассмотрены ступени развития детской самостоятельности, методы навыков самообслуживания.

Ключевые слова: самостоятельность, самообслуживание.

Bliznyuk, A. I.

Chelyabinsk, Russia

THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN YOUNG CHILDREN

Abstract: the article describes stages of development of children’s self-reliance, methods of self-help skills.

Keywords: autonomy, self.

Одним из ведущих качеств личности ученые выделяют самостоятельность. Это качество личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., К. П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р. С. Буре, Л. Ф. Островской, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

В развитии детской самостоятельностивыделены три ступени:

— первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь);

— вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. (Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.);

— на третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

За самостоятельностью ребенка любого возраста всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того, насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Организация в ДОО образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в учении их разнообразным предметным действиям,в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, одеваться, раздеваться и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка. Педагог организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания детей.

Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам. Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей, а внутренним (удовольствие получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели, мы уже имеем дело с волевым действием.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОО навыки самообслуживания у детей раннего возрастаможно формировать разнообразными методами:

1. Метод показа – подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

2. Метод практического действия (упражнения) – навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

3. Метод общего напоминания – метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

4. Игровой метод – повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

5. Метод с использованием художественной литературы – чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система образовательной работы с детьми.

Самостоятельность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно.

Список литературы

1. Абузярова Л. Предметно – развивающая среда ДОУ. [Текст] /Ребёнок в детском саду. 2004.-№6.-с. 30-32.

2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] // -М., 2006.

3. Блонский П. П. Дошкольный возраст. [Текст] -М., 2008.-с. 89-119.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – 3-е изд., перераб. И доп. -М.-: Издательство «Ювета», 2011.-176с.: ил.

Источник

Самостоятельность  у детей раннего возраста.

                                                   Человек беспомощен до тех пор, пока ему есть на кого рассчитывать.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

.Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал. Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

В годы раннего возраста дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь, т. е. каким навыкам и привычкам вы научите своего ребёнка в дошкольном возрасте, то и сохранится у него на протяжении всей жизни.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.

Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний.

В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок и умеет ли он им пользоваться? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

С самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!

Ребенок будет становиться старше, он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку». Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).

Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что лицо и руки у малыша грязные, и моете их, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок самостоятельно.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

— Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

— Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

— Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

— Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

— Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

— Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

— Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности

Источник

Самостоятельность детей — ключевое понятие Монтессори-педагогики. Мы всё время говорим о ней как о достижении ребёнка и взрослого, который стремится быть ребёнку полезен. И при беглом взгляде может создаваться ощущение, что метод Монтессори сосредоточен на ранней самостоятельности. Но это не совсем так.

Освоение новых навыков происходит по мере готовности ребёнка

Фактически речь идёт не о раннем, а о своевременном развитии, о том, чтобы как можно больше достижений происходило по мере готовности ребёнка.

В некоторых племенах матери первые два года носят детей подвешенными в слинге и не ставят на землю в принципе. В такой ситуации дети начинают ходить не около года, как они могли бы по внутренним причинам, а в два года — по возможности, навязанной извне.

Там, где бытует этот обычай, в нём есть смысл: на земле много ядовитых змей и насекомых. Подросших детей можно научить избегать их, а вот девятимесячному крохе наверняка не объяснишь, что вот эта яркая штука потому яркая, что ядовитая, и от неё нужно держаться подальше. Если не давать детям учиться ходить ещё дольше, то они и вовсе не научатся делать это, потому что окно возможности освоить этот навык со временем закрывается. Так сложился компромиссный вариант, при котором детей опускают на землю в два года.

Подобное стеснение можно найти в любой культуре. Например, упомянутые дети аборигенов в 7–8 лет уже самостоятельно перемещаются по большой территории, охотятся или пасут скот наравне со взрослыми, и как-то не теряются ни в лесу, ни в саванне. Приобретение этой компетенции приходит по мере внутренней готовности. В мегаполисе же мы сопровождаем ребёнка даже на короткие расстояния до 12–14 лет, оберегая его от опасности быть похищенным или сбитым машиной. И в этом мы тормозим детей нашей культуры внешним препятствием.

Но если речь не идёт о безопасности, то полезно не замедлять процесс снаружи, а, наоборот, помогать тому, чтобы скорость детского развития регулировалась возможностями ребёнка, а не рамками, поставленными извне.

Если мы для всего создаём такую ситуацию, при которой каждый новый шаг упирается в самого ребёнка, то он будет учиться всему не раньше и не позже, чем будет готов. Почему эта своевременность ценна? Потому, что с ней качество всякого нового приобретения напрямую связано. Чем более не вовремя мы учим, тем хуже ребёнок учится. И опоздать в этом деле так же вредно, как и начать слишком рано.

Ребёнок легко перенимает умения, подражая взрослым

Ну, хорошо, соглашаются родители. Мы поняли эту идею о своевременности. Мы образованные люди, нас даже словами «сензитивный период» не испугаешь. У детей должно быть детство, пусть играют, а не трудятся, мы можем себе это позволить. Дадим малышам развивающие игрушки, красочные, разработанные психологами, а скучную домашнюю работу оставим себе.

Но вот в чём фокус: малышу наши дела в новинку, он совсем не видит в них обременительную рутину. Наоборот, он жаждет в меру своего разумения повторять за нами. Как стать взрослым? Притворяйся, копируй, вливайся в то, что делает тот, кто уже умеет, пока не станешь таким же.

Включённость, коммуникация и подражание — основа развития. А в какой роли ребёнок видит взрослого раньше всего? Конечно, в роли родителя, который заботится о беспомощном младенце, ухаживает за ним, переодевает и моет. Да, ещё кормит, но кормление грудью младенцу воспроизвести сложно. А вот когда к этому способу добавляется прикорм — то и самостоятельная еда на манер взрослого становится желанным занятием.

Ребёнок сам естЧтобы в будущем избежать капризов за столом, достаточно позволить ребёнку есть самостоятельно с начала прикорма

Если бы вы целыми днями играли развивающими игрушками, малыш тянулся бы более всего к этому. Но вы заняты иным — и малыш хочет быть там, где вы. Возможность повторить за взрослым его, взрослого, способ быть, и даже проделать это таинство вместе создаёт более зрелую эмоциональную связь со взрослым.

Развивается крупная и мелкая моторика

Крупную моторику можно развивать в специальном спортивном уголке. Но если делать это только в нём, когда-нибудь учиться тому, что помогает справляться с обычными бытовыми задачами, всё-таки придётся. Мало того, что вовремя лучше, чем с задержкой. В целом работы у малыша прибавится: не все умения, вынесенные из игры в спорткомплексе, без доработки годятся для натягивания штанов или ловкого ношения предметов. Так что всё равно придётся потратить время на освоение навыков самообслуживания.

Аналогично и мелкую моторику можно оттачивать, играя в замечательные игрушки. Но это не заменит необходимости пробовать самому держать ложку, вилку, нож. Наливать себе питьё, застёгивать липучки и пуговицы, управляться с гибкой и тонкой тканью, и прочее, и прочее.

Ребёнок сам пьётПри наливании воды у ребёнка тренируется зрительно-моторная координация, он учится точности движений и аккуратности

Развивается речь

Можно выучить слова, называющие предметы, действия и качества по карточкам и книгам. Но пополнение словарного запаса через работу с картинкой возможно позже, чем через работу с предметом — и таким образом мы опять тормозим человека извне.

Но главное даже не в этом. Вы сами предпочтёте учить новый иностранный язык по карточкам в виде отдельных слов, или результативнее будет поговорить по теме, составить собственный рассказ с новой лексикой, сопровождать слова движениями и реальными действиями? Детям, пусть они и вооружены ресурсом впитывающего разума, тоже гораздо проще запомнить слово из опыта реальной коммуникации и во время реального дела. С их ещё очень наглядно-действенным мышлением так и должно происходить узнавание языка.

Мальчик загружает посуду в посудомойкуРебёнок быстрее выучит названия посуды, помогая готовить, накрывать на стол, загружать и разгружать посудомойку, чем если будет изучать предметы по карточкам и книгам

Ребёнок учится учиться

Во время практики самообслуживания и бытовых навыков ребёнок включается в сложную деятельность, состоящую из алгоритмов разной степени длины и сложности. Это становится практико-ориентрированной тренировкой держать в голове план действий и следовать ему. Малыш начинает с коротких алгоритмов: взять с подноса кувшин, налить в чашку воду, поставить кувшин, взять чашку, поднести к губам, наклонить, выпить, ополоснуть, поставить на место к кувшину.

Постепенно он с лёгкостью начинает справляться с более длинными процессами. Например, открыть контейнер с кусочками фруктов, положить по очереди на разделочную доску, разрезать ножом, придерживая вилкой, взять шпажку для канапе, нанизать аккуратно кусочки фруктов в произвольном (надо выбрать ещё, каком) порядке. Положить в контейнер готовый продукт и поставить на стол, вымыть за собой нож, вилку, доску. Положить новую порцию фруктов и шпажку, убрать на место или продолжить работу.

Всё дольше получается удерживать внимание, всё чаще требуется волевое усилие, чтобы довести дело до конца.

Ребёнок загружает и включает стиральную машинуСначала ребёнок помогает только сложить бельё в стиральную машину и закрыть дверцу. А позже он легко проходит весь процесс самостоятельно — засыпает порошок, загружает бельё и включает нужную программу

Для успеха важны собственные ошибки. Разумеется, те ошибки, которые мы имеем возможность не только совершить, но и осмыслить и исправить. В бытовых делах, если они правильно организованы взрослым, это совершенно очевидно. Ты или налил себе попить в стакан аккуратно, или разлил воду и можешь её вытереть. Ты или попал каждой ногой в свою штанину, или нет. Ты или сыт после всех усилий, или нет, и так заинтересован продолжать действовать, как ничто извне тебя не замотивирует.

Совершение, контроль и исправление ошибок — фундаментальный механизм, по которому люди учатся.

Ранняя самостоятельность влияет на становление личности малыша

Но всё это — дело техники. Гуманистическая педагогика же ориентирована прежде всего на личность, а не одну только тренировку и развитие знаний, умений, навыков. И с этой точки зрения нельзя не сказать о парадоксе раннего детства.

Ребёнок в первые три года жизни закладывает основы собственной личности. Составляет мнение о том, имеют ли значение его усилия, приведут ли они к результату – хотя ещё не так много умеет. Создаёт представление о себе, как об успешном или не очень, деятельном или пассивном, ловком или неуклюжем — тогда, когда ещё едва учится сложным движениям, достигает успехов в том, что взрослый давно и намного лучше умеет.

Позитивное самоотношение и адекватная самооценка появляются у человека на основе самоанализа того, что он делает. И даже в год-два ребёнок прекрасно видит разницу между «взрослыми делами» и «детскими игрушками», и гордится своим вкладом в общее дело. Он рад быть полезным, доволен, если сумел исправить ошибку или сделать лучше, чем раньше.

Удовольствие от того, что ты разбираешься в жизни, не сравнимо по насыщенности и глубине с удовлетворением от того, что ты славно ориентируешься в своих игрушках.

Ребёнок обуваетсяРебёнок получает больше радости от того, что сам обулся, чем от очередной развивашки

Жизненный опыт малыша пока очень конкретен и содержательно состоит из того быта, который окружает его. Так что в раннем возрасте тот тёртый калач, кто умеет сам высморкаться и знает, где лежат его запасные штаны. Да, на наш взрослый взгляд это пустяковая мудрость. Но малышу она ценна.

Принцы британской короны, которые по долгу традиции обязаны принимать помощь других людей в бытовых мелочах, уже во втором поколении растут в Монтессори-школах. Осваивают бытовую независимость, заботятся о других и среде сообщества класса. Их родители правы — даже принцам это очень помогает развивать чувство собственного достоинства, уверенности в себе и своих силах.

Что будет, если лишить ребёнка возможности проявлять самостоятельность в раннем возрасте

Я перечислила плюсы бытовой самостоятельности, но верно и обратное: когда её нет в жизни ребёнка до трёх лет, возникают проблемы.

Не научился ребёнок самостоятельно есть, когда так хотел этого в год, не начал помогать вам одевать его, не смог помогать вам на кухне, попротестовал, да и привык, что так и должно быть. То бы вы ему радостно позволяли делать то, что он хочет (хоть и получается у него долго и не сразу, но вагон упорства у него, только бы вы выдержали и не начали помогать). А теперь — уговариваете, ругаете, сами устали от бесконечных препирательств.

Ведь если я кукла, которую кормят, одевают, то мне скучно. Я выбрасываю ложки, переворачиваю тарелки, бегу из-за стола и уже без мультиков или семейного Дю Солей терпеть эту нудятину не согласен. Я вою и прячусь, саботирую одевание, если у меня сильный тип нервной системы. Я ною и ухожу в себя – если чувствительный.

Там, где могла быть гордость за себя, опыт решения задач – привычка капризничать, ныть, драться, отстраняться. Там, где у меня могла быть мама, с которой я говорю об общем, интересном для нас, — у меня мама, занятая работой сиделки. Там, где я мог бы слышать благодарность, видеть радость, чувствовать удовлетворение — я слышу «не мешай», вижу недовольство, чувствую себя лишним рядом с близкими людьми. И это очень разный опыт, который становится моей реальностью.

Разумеется, речь не идёт о том, чтобы заставлять делать всё самому против того, чтобы делать за ребёнка подольше. Эти две позиции ближе друг к другу, чем противоположны. Говоря о функциональной независимости, Монтессори-педагогика говорит именно о том, что вы даёте ребёнку посильный для него способ для его желания делать то, что вы делаете.

Детская самостоятельность не делает жизнь взрослых проще, во всяком случае, не сразу. Родителям нужно вложить много усилий, чтобы помочь детям стать независимыми в повседневной жизни — провести подготовительную работу по обустройству среды, приспособиться к ритму ребёнка, много раз показать и проговорить одни и те же действия. Поддерживая самостоятельность в раннем возрасте, мы помогаем не себе, а нашим детям. 

Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
Фотографии из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Добавить в избранное
Распечатать

Источник