Развитие самостоятельности при подготовке ребенка к школе
Ткачева Татьяна
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе
1 слайд. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ»и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
2 слайд. В период завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок способен к волевым усилиям;
– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– способен к принятию собственных решений.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
3 слайд. Что же такое самостоятельность?
Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
По мнению педагогов и психологов, истоки самостоятельности зарождаются уже в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.
Самостоятельность – это психическое состояние личности,включающее в себя:
– способность ставить перед собой задачу;
– способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения;
– способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.
Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.
4 слайд.
1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
5 слайд. 2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
6 слайд.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
7 слайд.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, без побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила присесть соседке, которая зашла к маме. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает в себя знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивации деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения.
В процессе обычной повседневной деятельности в детском саду происходит формирование коммуникативной самостоятельности, которая является естественным дополнением, как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям.
Таким образом, выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой возрастной группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности.В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:
8 слайд.
Развитие Черт характера: дисциплинированности, самообладания, терпения, трудолюбия, честности;
Умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;
Устойчивого целостного мировоззрения;
Навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);
Навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, решать конфликтные ситуации).
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
9 слайд.
Моя коллега, выступающая передо мной, подробно рассказала, что такое инициатива и как ее развивать. Хочется добавить, что инициативы бывают ответственные и безответственные.
Безответственная инициатива – когда человек может сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Ответственная инициатива – инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. А самостоятельная деятельность как раз и способствует развитию детской инициативности.
10 – 14 слайд. Развивающая стена имеет большое значение для развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Вашему вниманию представлены функционирующие развивающие стены, оформленные в группах детского сада № 17 «Звёздочка».
Они выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, что эффективно и целесообразно для дошкольников при подготовке их к обучению в школе. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене я думаю, вы увидите положительную динамику развития самостоятельности у своих воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с вашими детьми, способы их мотивации.
15 слайд. Спасибо за внимание!
Источник
Подготовила Чеботаева Г.Н. 28.08.2015г.
Самостоятельность при подготовке детей к школе!
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.
Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность. Самостоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. В готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте.
В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).
Учителя не хотят — да и не могут, учитывая переполненность классов — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чествуют себя в школе неуютно.
Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, становятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.
У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус. Чрезмерная опека лишает ребенка инициативы, подавляет его волю. Спросишь у такого мальчика или такой девочки «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга»? А они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессовую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бояться ответов у доски, контрольных, учительницу. Со временем у них может развиться, школьный невроз и учеба пойдет насмарку.
Гиперопека вообще порождает множественные страхи. Таким образом опекая ребенка, стремясь оградить его от опасностей, мы сами того не сознавая делаем еще «хуже». И возникает закономерный вопрос: как подготовить ребенка к школе?
Мы все понимаем, что это нужно делать не за неделю до прихода в первый класс. Некоторые навыки, о которых речь пойдет ниже, требуют времени, чтобы стать частью жизни ребенка. Поэтому, целенаправленно развивать самостоятельность лучше с четырех или пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности ребенка.
– Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Тренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, – на молнии, липучках и так далее. Переоденется.
-Работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка.
-Шестилеток-семилеток стоит приучать к выполнению не разовых, а постоянных домашних поручений таких, которые не требуют больших усилий, но зато должны выполняться ежедневно. Имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное выполнение определенной работы необходимо, прежде всего, ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы. – Постоянно обогащайте знания и умения детей.
– Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность.
– Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;
– Тренируйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;
– Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;
-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задач составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Источник
Подготовила Чеботаева Г.Н. 28.08.2015г.
Самостоятельность при подготовке детей к школе!
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.
Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность. Самостоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. В готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте.
В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).
Учителя не хотят — да и не могут, учитывая переполненность классов — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чествуют себя в школе неуютно.
Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, становятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.
У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус. Чрезмерная опека лишает ребенка инициативы, подавляет его волю. Спросишь у такого мальчика или такой девочки «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга»? А они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессовую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бояться ответов у доски, контрольных, учительницу. Со временем у них может развиться, школьный невроз и учеба пойдет насмарку.
Гиперопека вообще порождает множественные страхи. Таким образом опекая ребенка, стремясь оградить его от опасностей, мы сами того не сознавая делаем еще «хуже». И возникает закономерный вопрос: как подготовить ребенка к школе?
Мы все понимаем, что это нужно делать не за неделю до прихода в первый класс. Некоторые навыки, о которых речь пойдет ниже, требуют времени, чтобы стать частью жизни ребенка. Поэтому, целенаправленно развивать самостоятельность лучше с четырех или пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности ребенка.
– Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Тренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, – на молнии, липучках и так далее. Переоденется.
-Работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка.
-Шестилеток-семилеток стоит приучать к выполнению не разовых, а постоянных домашних поручений таких, которые не требуют больших усилий, но зато должны выполняться ежедневно. Имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное выполнение определенной работы необходимо, прежде всего, ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы. – Постоянно обогащайте знания и умения детей.
– Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность.
– Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;
– Тренируйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;
– Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;
-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задач составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Источник