Развитие самосознания у ребенка 3 лет

Развитие самосознания у ребенка 3 лет thumbnail

Ранний возраст — начальный этап в формировании личности. В этот период развиваются самосознание ребенка, его чувства, создаются предпосылки для развития воли, появляются новые потребности, удовлетворить которые уже трудно в условиях прежней деятельности и сложившихся форм общения с взрослыми.

Развитие самосознания

Уже на первом году жизни у ребенка формируется представление об отдельных частях своего тела. Первое различение, которое возникает у ребенка, это различение системы, связанной с внутренними ощущениями, побуждениями и желаниями, и системы ощущений, которые возникают в связи с внешними воздействиями, т. е. уже младенец начинает ощущать свою отдельность от всего остального мира. «Играя» своими ручками и ножками, он знакомится со своим телом, хотя не отделяет его от других воспринимаемых им предметов. Конечно, это еще не самосознание — возникают лишь первые предпосылки того, что малыш начнет осознавать себя субъектом окружающего мира. Французским психологом Р. Заззо были проведены эксперименты по изучению реакций ребенка на свое отражение в зеркале. Первый год жизни: ребенок приближается к зеркалу, лижет его, целует, разговаривает в форме лепета со своим отражением. Он толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него, и время от времени заглядывает за него: что там такое? Ребенок не осознает, что в зеркале его отражение.

Ту же картину наблюдала и В. С. Мухина. Годовалому ребенку мазали руку мелом. Он стремился потрогать пятнышко и подставлял руку, чтобы пятно стерли. Этому же ребенку намазывали мелом носик. Ставили его перед зеркалом — он не реагировал на то, что нос измазан: он себя не знает! Но уже в два года малыш ведет себя по-другому. Он испытывает замешательство при виде зеркала, отворачивается от него, и если называет свое отражение в зеркале, то не иначе, как «мальчик». На третьем году жизни, иногда несколько раньше, ребенок дает отражению свое собственное имя: «Это мама, а это — Дима». На этой стадии мы сталкиваемся как бы с удвоением «Я» в сознании ребенка. Увидев себя в кино, ребенок может сказать: «Вот Петя!», «Тот Петя!». В этом возрасте малыш впервые присваивает себе местоимение«Я». Это и есть «открытие «Я», идентификация себя с отображением в зеркале. Теперь, если ребенок видел в зеркале свой испачканный носик, он вытирал мел, потому что знал, что в зеркале он и есть.

Свое имя, которым ребенок назвал себя до употребления «Я», он усваивает в раннем детстве достаточно хорошо, так как оно отличает его от других людей, указывает на принадлежность к определенному полу. Ребенок очень часто идентифицирует себя со своим именем, протестует, когда его называют другим именем. Важно для ребенка и то, что взрослый, поощряя его поступок или действие, начинает свое суждение с имени: «Саша, ты просто молодец!», «Оля, у тебя очень хорошо получилось!». Очевидно, что для развития самосознания ребенка важную роль играет общение его с взрослым и, прежде всего, речевое общение. И все же это не единственный фактор, способствующий возникновению у него представления о себе как субъекте действительности. Чрезвычайно значимым является овладение ребенком предметной деятельностью. Преобразуя предметный мир (передвигая, разламывая, собирая предметы, конструируя из одних объектов другие), малыш осознает саму возможность воздействовать на этот мир, то есть он воспринимает себя как субъект действия. Он может воздействовать и на взрослых: подаренный рисунок вызывает интерес взрослого, который пытается угадать, что же нарисовано; плач иногда помогает достижению цели; наконец, слово, как мы уже отмечали, вызывает ответное слово или действие взрослого. Ребенок становится субъектом общения. В раннем возрасте развивается и первоначальное (эмоциональное) отношение к себе. Это отношение чаще всего выражается в словах: «Я хороший!» Источником положительного отношения к себе также является взрослый, который высказывает одобрение, похвалу действиям ребенка, постоянно проявляет любовь, нежность к нему. Даже порицание со стороны взрослого поступков малыша не влияет на отношение маленького человека к самому себе.

«Как ты себя ведешь?» — спрашиваю Катю. «Хорошо!». — «А маму всегда слушаешься?» — «Нет». — «Значит, мама не всегда говорит, что ты хорошая?» — «Не всегда». — «А как ты сама считаешь, ты хорошая?» — «Да!» (Из наблюдений Д. В. Ольшанского).

Несмотря на то что маленький ребенок не всегда выполняет требования взрослого, он уже может предвосхитить суждение взрослого о своем поступке.

Читайте также:  Основные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Вот пример из наблюдений Н. А. Менчинской: «Саня (2, 4) все время пробовал залезть на лестницу, приставленную к крыше сарая. Это ему не удавалось. Но однажды, когда кругом никого не было, Саня стал карабкаться по ступенькам лестницы вверх. Когда мать и тетя подошли, мальчик стоял почти на самом верху лестницы. Увидя взрослых, со страхом и торжеством он заявил: «Вы тойко посантлите, куда этот поясенук въез!»

Оценка взрослым поступков ребенка очень важна для формирования у маленького человека потребности быть признанным взрослым, которая служит благоприятной основой для развития положительных черт поведения, закладывающихся в раннем детстве.

Источник

Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу

заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения

в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к

взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем

образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для

подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его

деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому

дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки

взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей

деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты

хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности

(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и

недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые

выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в

достигнутом результате – нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он

понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.

Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для

него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у

малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к

переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,

но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,

действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у

ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой

являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные

цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве

ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально

значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,

малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать

ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда

ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от

взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и

оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит

дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в

этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни

способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет

ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Читайте также:  Анкетирование родителей физическое развитие ребенка

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием

делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,

способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным

намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный

компонент самостоятельности – самооценка, в основе которой лежит умение соотносить

предполагаемый и реальный результат, – формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.

младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка

является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время

имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая

принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени

придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых

форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В

ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с

конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,

проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все

действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное

действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим

производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое

сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное

поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал

кризисом отношений.К ним относятся:

– негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь

сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на

содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что

ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

– строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм

воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда

он все хочет сделать сам;

– протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

– симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

– стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к

окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,

ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

– ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление

целеполагания и целеустремленности;

– возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего

детства.

Источник

В период от 3 до 7 лет у детей происходит формирование основных личностных механизмов и образований, активно развивается эмоциональная сфера и самосознание. О дошкольном возрасте А. Н. Леонтьев писал: «Это период первоначального фактического склада личности».

Как развиваются эмоции и самосознание дошкольников?

Эмоции

К радости родителей, в этом возрастном периоде у детей не происходит серьёзных аффективных эмоциональных вспышек и конфликтов по поводу и без. В целом наблюдается спокойная эмоциональность. Это относительно спокойное эмоциональное состояние определяется динамикой представлений ребёнка. Если в раннем детстве процессы восприятия окружающего мира были аффективно окрашенными, то в возрасте от 3 до 7 лет образные представления более свободны и мягки.

Раньше эмоциональность малыша зависела от конкретной ситуации, в которую он был включён. Например, обладал ли он желаемой игрушкой или нет, умел с ней играть или у него ничего не получалось. То теперь появление представлений дают ему возможность отвлечься от ситуации, а временные затруднения воспринимаются не так остро. Следовательно, эмоциональные процессы становятся уравновешенными. Но это не говорит о том, что насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни снижена. В течение всего дня, в процессе игр и общения с близкими, ребёнок получает большую порцию эмоций, от которой к вечеру очень утомляется.

В дошкольном возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями. Действия уже не связаны с видимыми привлекательными предметами, они строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате. Эмоции, связанные с представлениями, способствуют предвосхищению результатов действий и удовлетворению желаний.

Читайте также:  Центр развития ребенка черкассы

А. В. Запорожец подробно описывал механизм эмоционального предвосхищения. До 3 лет ребёнок переживает последствия собственных действий, у него не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, и к чему он приведёт. Аффект оказывается последним звеном в цепи событий. У дошкольника уже до того, как он начинает действовать, появляется эмоциональный образ, который отражает и оценку взрослых, и будущий результат. То есть, ребёнок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит неодобрение за свои действия, возникает тревожность, способная затормозить нежелательный поступок. Предвосхищение одобрения за свои действия со стороны взрослых, способствует появлению положительных эмоций, которые дополнительно стимулируют поведение.

Взрослые могут помочь созданию положительного эмоционального образа. Например, если родители пояснят ребёнку, какую радость он им доставит, если приберёт свои игрушки, то действия не заставят себя ждать. Пожелания родителей не должны опираться на сознательность ребёнка – ещё рано. А пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение, являются более эффективными: и ребёнку радостно, и родителям приятно.

Таким образом, происходит смещение эмоционального аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится основным в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

С 3 до 7 лет меняется структура самих эмоциональных процессов. Если до 3 лет малыш, переживая обиду, плакал, падал на пол, закрывал лицо руками, произносил бессвязные фразы, кричал, ломал игрушки, то после 3 лет внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Однако, переживания становятся сложнее и глубже, т.к. понимает и оценивает то, что он делает в данный момент и что ещё предстоит сделать.

Меняется и содержание аффектов. У дошкольников появляется сочувствие к другому, сопереживание, т.к. без этих эмоций невозможно общение и совместная деятельность с другими детьми. Все виды деятельности, в которые включается дошкольник, должны быть эмоционально окрашены, вызывать положительные эмоции, иначе ничего не получится. Важно помнить: дети делают с желанием только то, что им нравится и то, что им интересно.

Самосознание

До 3 лет можно было наблюдать лишь истоки самосознания малыша. В дошкольном периоде, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, самосознание формируется к концу 7 лет. Самооценка появляется к 5 годам. Она складывается из эмоциональной («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок вначале оценивает других, а затем учится оценивать собственные действия, моральные качества и умения. Моральные качества он оценивает по своему поведению. Его самооценка совпадает с оценкой взрослых. Как правило, пятилетний ребёнок преувеличивает свои успехи. В 6 лет они хвалят себя не так открыто, но ещё завышено. К 7 годам самооценка становится более адекватной. Завышенная самооценка помогает ребёнку без страха включаться в новые виды деятельности и осваивать их.

М. И. Лысина отмечала прямую зависимость развития самосознания ребёнка от особенностей семейного воспитания. Если родители уделяют много времени своему ребёнку, адекватно и положительно оценивают его физические и умственные возможности, часто заслуженно поощряют – дети воспитываются с точными представлениями о себе. Если же родители с детьми не занимаются, часто незаслуженно наказывают и упрекают, делают замечания при посторонних – дети растут с заниженными представлениями о себе.

Важно помнить, что дети видят себя глазами родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то и представление о себе будет искажённым.

Яркой особенностью развития самосознания в этот период является осознание ребёнком своих переживаний. Практически до 5 лет ребёнок не осознаёт свои переживания, только к 6-7 годам он начинает ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и может понять, насколько он рад или огорчён. Кроме того, в этом периоде дети осознают себя как девочку и мальчика (половая идентификация). Они приобретают представления о стиле мужского и женского поведения, появляются специфические игры только для девочек или мальчиков. Также начинается осознание себя во времени. К 6-7 годам дошкольник помнит себя в прошлом, осознаёт себя в настоящем и может представить себя в будущем.

Следовательно, центральным новообразованием развития детей от 3 до 7 лет является развитие самосознания.

Источник