Развитие самосознания ребенка 3 года
В период от 3 до 7 лет у детей происходит формирование основных личностных механизмов и образований, активно развивается эмоциональная сфера и самосознание. О дошкольном возрасте А. Н. Леонтьев писал: «Это период первоначального фактического склада личности».
Как развиваются эмоции и самосознание дошкольников?
Эмоции
К радости родителей, в этом возрастном периоде у детей не происходит серьёзных аффективных эмоциональных вспышек и конфликтов по поводу и без. В целом наблюдается спокойная эмоциональность. Это относительно спокойное эмоциональное состояние определяется динамикой представлений ребёнка. Если в раннем детстве процессы восприятия окружающего мира были аффективно окрашенными, то в возрасте от 3 до 7 лет образные представления более свободны и мягки.
Раньше эмоциональность малыша зависела от конкретной ситуации, в которую он был включён. Например, обладал ли он желаемой игрушкой или нет, умел с ней играть или у него ничего не получалось. То теперь появление представлений дают ему возможность отвлечься от ситуации, а временные затруднения воспринимаются не так остро. Следовательно, эмоциональные процессы становятся уравновешенными. Но это не говорит о том, что насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни снижена. В течение всего дня, в процессе игр и общения с близкими, ребёнок получает большую порцию эмоций, от которой к вечеру очень утомляется.
В дошкольном возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями. Действия уже не связаны с видимыми привлекательными предметами, они строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате. Эмоции, связанные с представлениями, способствуют предвосхищению результатов действий и удовлетворению желаний.
А. В. Запорожец подробно описывал механизм эмоционального предвосхищения. До 3 лет ребёнок переживает последствия собственных действий, у него не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, и к чему он приведёт. Аффект оказывается последним звеном в цепи событий. У дошкольника уже до того, как он начинает действовать, появляется эмоциональный образ, который отражает и оценку взрослых, и будущий результат. То есть, ребёнок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит неодобрение за свои действия, возникает тревожность, способная затормозить нежелательный поступок. Предвосхищение одобрения за свои действия со стороны взрослых, способствует появлению положительных эмоций, которые дополнительно стимулируют поведение.
Взрослые могут помочь созданию положительного эмоционального образа. Например, если родители пояснят ребёнку, какую радость он им доставит, если приберёт свои игрушки, то действия не заставят себя ждать. Пожелания родителей не должны опираться на сознательность ребёнка – ещё рано. А пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение, являются более эффективными: и ребёнку радостно, и родителям приятно.
Таким образом, происходит смещение эмоционального аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится основным в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.
С 3 до 7 лет меняется структура самих эмоциональных процессов. Если до 3 лет малыш, переживая обиду, плакал, падал на пол, закрывал лицо руками, произносил бессвязные фразы, кричал, ломал игрушки, то после 3 лет внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Однако, переживания становятся сложнее и глубже, т.к. понимает и оценивает то, что он делает в данный момент и что ещё предстоит сделать.
Меняется и содержание аффектов. У дошкольников появляется сочувствие к другому, сопереживание, т.к. без этих эмоций невозможно общение и совместная деятельность с другими детьми. Все виды деятельности, в которые включается дошкольник, должны быть эмоционально окрашены, вызывать положительные эмоции, иначе ничего не получится. Важно помнить: дети делают с желанием только то, что им нравится и то, что им интересно.
Самосознание
До 3 лет можно было наблюдать лишь истоки самосознания малыша. В дошкольном периоде, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, самосознание формируется к концу 7 лет. Самооценка появляется к 5 годам. Она складывается из эмоциональной («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок вначале оценивает других, а затем учится оценивать собственные действия, моральные качества и умения. Моральные качества он оценивает по своему поведению. Его самооценка совпадает с оценкой взрослых. Как правило, пятилетний ребёнок преувеличивает свои успехи. В 6 лет они хвалят себя не так открыто, но ещё завышено. К 7 годам самооценка становится более адекватной. Завышенная самооценка помогает ребёнку без страха включаться в новые виды деятельности и осваивать их.
М. И. Лысина отмечала прямую зависимость развития самосознания ребёнка от особенностей семейного воспитания. Если родители уделяют много времени своему ребёнку, адекватно и положительно оценивают его физические и умственные возможности, часто заслуженно поощряют – дети воспитываются с точными представлениями о себе. Если же родители с детьми не занимаются, часто незаслуженно наказывают и упрекают, делают замечания при посторонних – дети растут с заниженными представлениями о себе.
Важно помнить, что дети видят себя глазами родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то и представление о себе будет искажённым.
Яркой особенностью развития самосознания в этот период является осознание ребёнком своих переживаний. Практически до 5 лет ребёнок не осознаёт свои переживания, только к 6-7 годам он начинает ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и может понять, насколько он рад или огорчён. Кроме того, в этом периоде дети осознают себя как девочку и мальчика (половая идентификация). Они приобретают представления о стиле мужского и женского поведения, появляются специфические игры только для девочек или мальчиков. Также начинается осознание себя во времени. К 6-7 годам дошкольник помнит себя в прошлом, осознаёт себя в настоящем и может представить себя в будущем.
Следовательно, центральным новообразованием развития детей от 3 до 7 лет является развитие самосознания.
Источник
. 3- . . . .
. ,
, , , , .
- 3
- 1. 3- 6
- 1.1. 6
- 1.2. 10
- 1.3. 20
- 28
- 29
- , , , , , , . – , .. . – . . . . . . – ., 1972. – 23 .. – . , , , . – . , , .
, , , , , .
- .. .., .. . – .: , 1979. – 96 ., .. , .. .. ߔ.- .: , 1978. -367 .; .. .- .: , 1984. -335. , .. .. . – 4- . – .: – . -, 1981. – 584 . , . – , , , . , , .
. , . , .
- , .. . , , , , – ( .. ) .. ߔ.- .: , 1978. – .109..
- . .. , , , . , . – .
. , .
, .
, :
1. ;
2. ;
3. 3-
4. 3- .
, , , , , , .
1.1.
, , , . – . (, , ) , . , . , , . , , , . , , , .
7 . .
. ( , ) , : , , . , , . , : , , : ? , : – , . . : : . . – .: , 1994. – .89.
, , . , . , , – . , : ( – ). . , . , , : , , , , . .
, , , – . , . .
. , , , . (-), , . – : , . . , , .
– , , , , . , , : . , , : .
, , . . , , , . ( , ).
, , – , , . – – . . .
. .
3 , , , : , , , . .. . – .: , 1978. – .19.
, , , , . . , , . , , , ; – , . – . , , . , . , . , , . , , , .
, ; .
1.2.
. . . , , , , . “”, , . , .
3 , . , . , .
2-3 , . 4 . , .
, , . , , , . .
1,5 10 , 1,8 – 50 , 2 – 200. 900 – 1000 .
.
1,5 – 2 , , , . , , . : ” “, ” ” .. . ., 1966, – . 228 – 239..
. 1 3 , . , , , . , , , . , , . , , , , – . , .
. , , . . , , .
. , , . , , .
– , , . . , , ; , ; , . , , . , : , . , – ; , , . / . .. .. . – .: , 1967. – .18.
. ( ) . , – , . , , . , . , . . , , , , , , . , , , , , , , , . , .
. , , , . : , , . / . .. . – .: , 1981.- .48.
, . . , , , . , – , , , . , : , . , . , , . , , , , .
, . , , , . , , , .
? – , . – , – , . : . , : .
. , , , , , , . , , : , .
, , . , , , – , . – , (, , , ) , .
, , , , . , . . , , , . , , , , , , , . , : , , . . , , , – , , . , , , , , , , , .
3- , , , . , 3 , , . – , – . . : / .. , .. , .. , .. , .. , .. . – .: , 2004. – 160 . ( ).
, , – . , : , , , .
, . , , – – , , .
– . 2 . – , . , – , : “”, “”. , , “”. , – “”, , ” “, ” “, ” “. , ( ). , , .
3- :
– . – , , , , . , , . , .
– – , -. – , 3- . – , , , , .
– , , , . , , , , .
– . , , . . , .
– – . , , . . , , .
– , , . .
– , . , , . .
, . , , , , . “” “”.
, (, ). . , . . , , . , .
, , . , “” () “” (). . , : “” “” “” “”.
, , , – , . , . – . , , ” , , ” (.).
, , . : / .. , .. , .. , .. , .. , .. . – .: , 2004. – .92. ( ).
1.3.
, , . – . , . , , . , – . , , .
– .
, . : ; , , .
, ()
, . , , ( , , , , ).
(), . , , , , , . , , , , .
“”, ” “, ” ” ” , . / . .. .. . – .: , 1967. -.258.
– 3 . 3- : 3 – – .
3 .
1) – . , , . – , ( , . – , .. , ). .
2) 3 – . , – , , , , . – , . , , , .
3) 3 , – . , , , . 3- ( ), , ( ) ..
4) , , ();
5) – .. ; 1- , , , .
6) -, ; ” , “
7) – ( 1 ), .
. , :
1. , .
2. , , , . ( ).
3. .
4. – , , , .
5. .
6. .
7. – – , , , , . , , . , , : – , .. .
, , , . , , .
, , ” , , ” (.) .. ( 17 ): . -.: – , 1996. – .161.. 3 , – , (. ” “).
. , “” . . . , , , , . .
– , 6-7 . – , . . , .
. , .
– , , , . , , .
. , ( , , ).
, , – . .
. , , . . , , . , . , , . “”. : 18 ; , 3,5 – 4 .
.
2,5 – 3 . . . 5 . 19 .
, , , . , , .
. , – , , , , , . , , , , , , , . . , .
, , – , . . , . 1 3 , . . . . , (, ). , , ! , . .
, , .
, – , – , . , . .
. . -. .
[23,8 K], 09.12.2014
. . . . .
[58,5 K], 03.09.2012
. . – .
[92,0 K], 26.05.2009
. . . , . .
[49,2 K], 23.05.2014
. . , .
[165,2 K], 16.06.2015
. . . .
[24,9 K], 31.10.2009
– . . . .
[192,6 K], 17.08.2016
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Кризис трех лет связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов. Он характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми.
Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.
Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера.
Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволиевыражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.
Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Выготский Л.С., 1991).
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.
Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.
К 3 годам происходит становление самосознания. Появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста – единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка Ситуативно – каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое, свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого; 2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением; 3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; 4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому; 5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. 36. Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста. Дошкольный возраст настолько насыщен событиями и значимыми изменениями в психике ребенка, что весь период подразделяют на младший дошкольный возраст 3-5 лет и старший дошкольный – 5-7 лет. Ребенок-дошкольник владеет ходьбой, речью, круг общения его расширяется стремительно, у него появляются товарищи по играм, с ним общаются соседи и даже посторонние люди: водитель, врач, продавец, парикмахер… (У. Бронфенбреннер, наблюдая такие контакты с посторонними, заметил: «По-видимому, воспитание детей – любимое национальное занятие у русских»). В результате у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции. Даже мама уже не «ты-мама», а мать какого-то ребенка; у игрушки-котенка тоже есть мама-кошка. Взаимодействие со взрослым переходит из плана предметного в план отношений. И моделью отношений становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Часто можно слышать предложения типа: «Давай, я буду мама, а ты – дочка. Дочка, иди в угол!». И даже игрушки не нужны, чтобы выразить отношения. Развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд, и каждый из них вносит свою долю в формирование личности дошкольника. Интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое общение, сложившиеся в раннем возрасте, все еще важны для ребенка, радуют его. Вот подходит внучка к дедушке. – «Что ты хочешь, маленькая?» – «Чтобы на ручки взял». Дед берет на руки. – «А еще что ты хочешь?» -«Чтобы обнял». – «А еще?» – «Чтобы поцеловал меня!» – Все существо ребенка тянется к ласке, как к солнышку. Но появляются новые важные формы общения. С развитием речи общение становится информативным, познавательным. Просто ласки уже недостаточно. Дети начинают задавать вопросы «почему» (их даже прозвали «почемучками»), просят почитать или рассказать сказку. Даже в условиях болезни просят: «Рассказывай еще, а то ухо болеть начинает». Книжка и сказка становятся средством воспитания. «Вот если быстро уберете игрушки, будет минутка сказку почитать», – говорит взрослый, и послушание почти гарантировано. Кроме того, в информативном общении развивается познавательный интерес, который подкрепляется новизною знаний, а не чем-нибудь вкусным. На нем будет строиться дальнейшее обучение. |
Источник