Развитие самооценки умствен о отсталого ребенка
Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.
Самооценка умственно отсталого ребёнка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким и контрастным воздействиям. В семье пока он мал, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только жалеют, но и радуются малейшему успеху, малейшему достижению. Сам ребёнок склонен также высоко себя оценить. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению, ласке.
В первую очередь самооценка зависит от родительского отношения к ребёнку в любых обстоятельствах нужно быть уверенным, что для родителей он – лучший, пусть для других он может быть гадким утёнком, но для мамы с папой он белоснежный лебедь, самый умный, самый красивый и самый любимый. А если малыш в детстве постоянно выслушивает замечания и упрёки, слышит, какой он ленивый, глупый, неповоротливый, то именно таким он вырастет. Детская доверчивость может творить чудеса, а может, наоборот, приводить к катастрофе – если родители будут ею злоупотреблять, а всё потом что в детской психологии не работают правила простой арифметики – и от перестановки слагаемых сумма реально может измениться.
Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер. Всё, то же самое происходит и с самооценкой ребёнка. Она как пазл складывается из многих деталей. И в наших силах помочь ребёнку удержать настолько высокую самооценку, чтобы он на всю жизнь сохранил уверенность в том, что может горы свернуть.
Самооценка человека формируется ещё с раннего детства. Большое влияние на неё оказывает мнение извне (родителей, друзей, одноклассников). Таким образом, будучи ещё совсем маленьким, ребёнок, как губка впитывает чужое мнение о себе, даже если оно бывает ошибочным, и со временем, его самооценка может быть заниженной. Если ребёнок плохо учиться, полненький, постоянно терпит оскорбления от одноклассников, чтобы его немного поддержать, родители начинают его хвалить, порой даже незаслуженно. А ребёнок и правда думает, что он самый лучший и его самооценка значительно поднимается. А бывает наоборот – постоянные упрёки от родителей, сравнивание его с ровесниками, формирует у ребёнка мнение, что он никчёмный. Чтобы такого не происходило, нужно говорить правду, но не в жёсткой форме, а например: «Ну да, ты полненький. Да, не переживай ты так сильно! Подрастёшь, вытянешься, и весь твой лишний вес уйдёт. А, если этого не произойдёт, тогда мы будем вместе заниматься спортом» и если вы заметили, что ребёнок идёт с неохотой в школу, значит, у него есть проблемы, и их нужно срочно решать. Лучше в спокойной обстановке поговорить с ним, пусть поделиться своими переживаниями.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно огромное терпение, так как наряду с умственной отсталостью – сопутствующий диагноз – это системное недоразвитие речи. Воспитание детей с особыми образовательными возможностями «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
- семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую относятся к категории малообеспеченных, неблагополучных.
- отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлевают в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;
- стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально – опасную» группу населения.
Хочу обратить внимание на тех родителей, которые, сотрудничают с учителями, заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей.
В своей работе на первоначальном этапе знакомства с классом пользуюсь психолого – педагогической методикой изучения личности школьника. Её задачи:
- увидеть норму и отклонения;
- изучить ценностные ориентиры;
- проанализировать полученные факты;
- изучить отношения в семье к ребёнку;
- выработать план дальнейшей коррекционной работы.
Учитывая специфику детского коллектива, пытаюсь обеспечить психологический комфорт и защищенность каждому ученику, формируя у них морально – нравственные эталоны, выстраиваю перспективу развития каждого ребёнка, что поможет им утвердиться в жизни, защитить себя от бессмысленности существования. У детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушен. Поэтому, в первую очередь стараюсь организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного поведения.
Для достижения поставленной цели реализовалась программа «Ступени роста».
Самооценка ребёнка зависит от отношения к себе матери и отца. У успешных родителей вырастают счастливые и уверенные в себе дети.
В меньшей степени на самооценку влияют способности, характер, внешность и отношение просто хороших людей.
Из вновь поступивших 12 человек, 2 ученика были с ярко завышенной самооценкой, которая выражалась в агрессивном поведении: дрались с ребятами, были очень раздражительны, обидчивы (например: объяснялось это тем, что у Толи, родители которого пили, самого его унижали, настраивали против других ребят, чтобы он компенсировал свой дефект нападками). У Никиты была проблема с мамой, которая потеряла память. Она стала предметом насмешек и унижений. А защитной реакцией мальчика на эту ситуацию явилась агрессия, раздражительность, физическая расправа с обидчиками.
У Даши была заниженная самооценка, в силу сложившихся семейных обстоятельств (мама вела асоциальный образ жизни). Девочка терпела всяческие унижения со стороны одноклассников, была закомплексована. Этот ребёнок вызывал у меня больше тревоги. Поставив перед собой цель: поднять самооценку девочки до реальных оценок, статус девочки перед родителями и одноклассниками, начала работу по претворению в жизнь поставленных целей. «Заниженность» самооценки проявлялась в походке: девочка ходила с опущенной головой, с руками переплетёнными впереди себя, она держалась обособленно, не вступала в контакт с другими детьми, внешний вид был не на должном уровне (неряшлив). Всё это вызывало негативное отношение одноклассников, особенно у одной из класса: она подвергала её физическим унижениям. Даша всё молча терпела, никому не жаловалась.
В ходе цикла этических бесед обязательно знакомила с нравственными и безнравственными поступками, выясняла, как это понимают сами дети, объясняла их смысл, давали оценку поступкам. Учила сопереживать друг другу, понимать, если кто-нибудь окажется в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать, что помощь надо обязательно оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Для поднятия самооценки ребёнка, постоянно анализировала реальные ситуации, обращала внимание на положительные качества ребёнка, чтобы вызвать у одноклассников уважение к нему. Самое главное в работе по формированию самооценки: научить обращать внимание на лучшие качества ребёнка (красивые глаза, красивые танцевальные движения, стремление быть успешным, стремление побеждать в спортивных соревнованиях, уметь подражать голосам птиц, хорошо продежурить в классе, щедрость ребёнка.) Игровые сценарии по литературным героям, мультипликационным фильмам, компьютерным играм дают представление о ценностных ориентирах современных подростков, укрепляют веру в себя. Проводимые в школе инновации должны создать у детей новую модель формирования интереса к учёбе на основе взаимодействия с самим собой. При проведении классного часа «Права ребёнка» акцент делаю на то, что любой ребёнок имеет право на защиту государства, что дети несут ответственность за свои поступки, учу умению постоять за себя. В беседе «Хорошие манеры» заостряю внимание на тактичность Даши, на умение правильно обратиться к учителю. На уроке привлекаю к рассказыванию стихов наизусть, отмечаю её желание и выразительность. Ни одного положительного момента в жизни девочки стараюсь не пропустить. К концу 4 класса у одноклассников было изменено отношение к Даше с отрицательного на положительное. Первым обратил внимание на неё сосед по парте. В день рождения он ей подарил книгу. Для одноклассников этот поступок был сигналом уважения к девочке. Так продвигалось становление Даши. Из гадкого утёнка она превратилась в красивую лебедь. Она изменилась: стала увереннее себя чувствовать на уроках (рассказывала стихи наизусть), принимала участие в классных мероприятиях, в общешкольных мероприятиях (танцевала).
Маленькими шагами продвигался к реальной самооценке и Никита. Для него был важен пример других успешных ребят. Если ему труднее давалось запоминание текста песен, но он очень хотел выступить на концерте, то он учил слова песни ночью. Сейчас он активный участник выступлений в ансамбле. Благодаря правильно выстроенной методике по повышению самооценки, с непосредственным участием матери и всех членов семьи, на лице ребёнка часто можно теперь увидеть улыбку, реже наблюдались вспышки агрессии, научился управлять своими эмоциями.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Всё большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью, чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству, поэтому работа по выработке адекватной самооценки у этих детей – главное звено в формировании личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей. Учебно – воспитательная работа во вспомогательных школах и в школе для глухонемых детей. –М., 1940, – Вып.В.
- Зейгарник Б.В. Пути исследования эмоционально – волевой сферы психически больных.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. Известия АПН РСФСР 1954.Вып.57
Источник
Представление о самооценке и её формировании в норме
По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки — один из важнейших факторов развития личности ребенка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.
Устойчивая самооценка формируется под влиянием:
- оценки со стороны окружающих (взрослых и детей),
- собственной деятельности ребенка и
собственной оценки результатов деятельности.
Острые аффективные переживания возникают, если:
- оценка со стороны окружающих
меняется в отрицательном направлении для ребёнка; - ребенок не умеет анализировать свою деятельность.
Так. например, если в семье у ребенка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем
в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость
и т. д.) При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности.
Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.
Эти данные, относящиеся к норме, могут помочь понять очень многие особенности формирования личности умственно отсталого ребенка.
Негативные факторы, влияющие на самооценку ребёнка с УО
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким и контрастным воздействиям.
В семье, пока он мал
, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только
жалеют
, но и
радуются малейшему успеху, малейшему достижению
. Сам ребенок склонен также высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению и ласке.
Но вот ребенок попадает в детский сад либо просто в детский коллектив соседей по двору, и сложившейся самооценке наносится серьезный удар.
Ни с чем не сравнимый по тяжести моральный ущерб личности умственно отсталого ребенка наносится в том случае, если он по ошибке попадает в массовую школу и начинает там обучение.
Если ребенок находится
в массовой школе краткий срок
, это
оказывается тяжелым эпизодом, который
затем в значительной мере
забывается
. Но если неправильно направленный в массовую школу ребенок задерживается там на годы, длительный, многократный неуспех приводит к возникновению и закреплению отрицательных качеств личности.
Нередко этот ущерб, этот удар усугубляется разными видами осложнений в семье. Так, например, бывает, что
отец не может скрыть раздражения и горькой досады
на «неудачного» ребенка, а
мать, пытаясь компенсировать это недовольство, чрезмерно «захваливает» своего ребенка
. В других семьях
источником унижений становится младший
, психически
полноценный ребенок
, который, подрастая,
перегоняет своего умственно отсталого брата (или сестру) и
, не понимая ситуации,
беспрерывно подчеркивает свое превосходство
.
«Симптом повышенной самооценки» (Де-Греефе)
Анализируя очень интересные данные, относящиеся к самооценке умственно отсталых детей, полученные в исследовании Де-Греефе, Л. С. Выготский дает им свое толкование.
Воспользовавшись простой, но остроумной экспериментальной методикой, Де-Греефе исследовал самооценку детей с легкой умственной отсталостью. Он показывал ребенку 3 кружка и условливался с ним о том, что:
- один кружок означает его самого,
- второй — его товарища,
- третий — его учителя,
и просил провести линии от этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному, вторая — второму и т. д.
Как правило, в этом эксперименте
олигофрен проводил самую длинную линию от кружка, который обозначал его самого
. Этот симптом повышенной самооценки олигофренов, обнаруженный Де-Греефе, Л. С. Выготский предложил назвать именем автора.
Л. С. Выготский соглашается с Де-Греефе в том, что эта некритичность олигофрена, эта повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Однако он дополняет и эксперименты Де-Греефе, и их толкование. Л. С. Выготский пишет, что повышенная самооценка, которая очень часто встречается у детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности.
Л. С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л. С Выготский считает, что Де-Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку олигофрен самодоволен, у него не может быть чувства собственной малоценности и возникающей отсюда тенденции к компенсации. Точка зрения Л. С. Выготского противоположна. Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.
Экспериментальные исследования студентов МПГУ
Студенты дефектологического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (С. Г. Байкенов, Ж. И. Аухадиева, Т. Н. Симакова, С. Н. Алешина, Н. И. Локоть) по несколько иной методике экспериментально исследовали самооценку детей, обучающихся в одноименных классах вспомогательной и массовой школы. Оказалось, что во II и III классах самооценка учащихся вспомогательной школы была намного выше, чем у учеников массовой. Далее (от IV до VI класса) это различие становилось все меньше. И лишь в VII — VIII классах снова намечались резкие различия в характере самооценки — уровень ее у старшеклассников вспомогательной школы становился очень высоким.
Возможно, что эти экспериментальные данные могут получить объяснение в свете теории Л. С. Выготского. У малышей высокая самооценка имеет аффективную обусловленность, с годами самооценка становится более адекватной. В старшем возрасте формируется псевдокомпенсаторная повышенная самооценка.
Влияние оценочной ситуации на самооценку (Б. И. Пинский)
Неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых умственно отсталых детей, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация (ситуация опроса, контроля и т. д.). Этому посвящено специальное исследование Б. И. Пинского77. Сравнивая качество выполнения двигательного задания в обычных условиях и в условиях «оценочной ситуации», он обнаружил, что
учащиеся массовой школы и взрослые нормальные люди несколько ухудшают качество своей работы
(действуют быстрее, но с большим числом ошибок).
Исследование умственно отсталых детей выявило, что количество ошибок при выполнении ими заданий в условиях оценочной ситуации возрастает, хотя темп работы остается таким же, как и в обычной ситуации. Следовательно, активности, направленной на улучшение работы, они не проявили, а ухудшение работы под влиянием оценочной ситуации все же было.
В то же время экспериментальные данные Б. И. Пинского могут быть истолкованы и в том плане, что зависимость действий от оценочной ситуации у умственно отсталых меньше, чем это наблюдается у учащихся массовой школы. Очевидно, решение этого вопроса возможно лишь при дифференцированном подходе к умственно отсталым детям:
- У некоторых из них обнаруживается
пониженная и хрупкая самооценка;
эти дети очень зависимы от внешней оценки. - У других, более глубоко отсталых, самооценка повышена;
такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. - Следует, наконец, учесть наличие
кажущейся независимости от внешней оценки.
Это явление может возникнуть
даже у ранимых и низко оценивающих себя детей,
но привыкших к неудачам и создавшим себе
своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Источник