Развитие самообслуживания ребенка в семье
Елена Ковалёва
Консультация «Формирование навыков самообслуживания в семье»
Консультация
«Формирование навыков самообслуживания в семье»
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя и поддержание порядка в окружающей и зависимой от него обстановке. Но при этом важно выполнять главное условие-труд этот доступен малышам и правильно организован взрослыми. Посильный труд, отвечающий возрастным потребностям самообслуживания в процесс воспитания малыша в семье повышают его адаптацию при поступлении в детский сад. Родители должны поинтересоваться у воспитателей какие трудовые умения и навыки самообслуживания должны быть сформированы у малыша при поступлении в дошкольное учреждение. Единство подхода родителей и педагогов к проблемам воспитания трудовых навыков у детей может осуществляться только при интегративных подходах в создании условий в семье и дошкольном учреждении.
Воспитать трудолюбивого ребёнка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети приучаются к самостоятельной трудовой деятельности и вовлекаются в посильное участие. Ребёнок трёх- четырёх лет должен самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться в правильной последовательности; аккуратно складывать свои вещи и убирать в отведённое для них место; игрушки и книги ставить на своё место; следить за опрятностью и чистотой одежды и обуви; содержать в порядке игрушки и другие предметы, которыми пользуется ребёнок. Взрослый должен «с помощью показа учить детей выполнять несложные действия самообслуживания, учить соблюдать культурно-гигиенические навыки, быть опрятным и аккуратным» к ним относятся культурно-гигиенические требования, которые соблюдаются при самообслуживании :самостоятельно мыть руки; насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; формировать навык пользования индивидуальными, предметами (носовым платком, ,салфеткой, расчёской, зубной щеткой); смотреться в зеркало, чтобы определить, в порядке ли внешний вид; замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых.
Результат обучения навыкам самообслуживания зависит от правильной организации этой работы взрослыми. Начинается эта работа для родителей с определения точного алгоритма (последовательности действий) каждого навыка. Цепочку последовательных действий для каждого навыка помогают составить воспитатели и предлагают этот алгоритм использовать родителям и дома, чтобы воспитательный процесс не прерывался, был выстроен на основе преемственности. Каждое действие взрослый должен сопровождать чётким понятным объяснением, чтобы ребёнок осознанно выполнял его. Например,умывание выполняем по цепочке: расстегнуть пуговицы на рукавах; завернуть рукава повыше (чтобы не замочить); открыть кран, чтобы вода лилась тонкой струйкой; взять в руки мыло, намочить его ладошки, намылить их, положить мыло в мыльницу. Ладошки старательно потереть, сделать «пушистые мыльные варежки» (чтобы пенка всю грязь с ладошек в себя забрала); тщательно смыть грязную пену; ополоснуть их чистой водой так, чтобы «скрипели» (значит чистые) Воду закрыть; снять с вешалки своё полотенце, положив его на обе ладошки вытереть руки насухо. Повесить, встряхнув, полотенце (чтобы было аккуратным и быстро высохло); опустить рукава и застегнуть пуговицы. Важно обязательно похвалить ребёнка за то, что сделал всё правильно, аккуратно и самостоятельно! При формировании навыков самообслуживания следует подчеркнуть общий принцип последовательности выполнения действия (например при одевании и раздевании, до и после прогулки). Показывая, объясняя, помогая ребёнку, взрослый должен уточнять, что одеваться нужно «снизу вверх», а раздеваться «сверху вниз», чтобы было удобно и не жарко.Последовательно надеваем на прогулку: тёплые брюки; сапоги или ботинки; кофточку или свитер; шапку; куртку; в последнюю очередь шарф и варежки. Необходимо приучать ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к взрослому. Выполнение каждого навыка должно приносить малышу удовольствие от достигнутого результата, подкреплённого эмоциональной оценкой родителей. Для воспитания у ребёнка навыков самостоятельности в самообслуживании необходимо создать в доме специальные условия. Важно, чтобы у ребёнка было постоянное и удобное место для игрушек книг, откуда он мог бы взять их самостоятельно, а главное, без затруднений вернуть на место. Для этого малыш должен знать это место, оно не должно быть загромождено, все предметы должны быть доступными.
Хорошо, если родители следят за тем, чтобы своевременно убирались игрушки, в которые перестал играть ребёнок. Вешалки для одежды, полотенца, место для обуви должны быть удобны, доступны для самостоятельного пользования, подобраны по росту ребёнка. Дети с удовольствием будут выполнять непростые для них действия, если все предметы-помощники в этих делах (вешалки, стульчик для обувания, стакан для полоскания, зубная щетка, мыльница с мылом в виде забавной фигурки) будут не только удобными, но и привлекательными. Помогает привлечь внимание и сохранить интерес к самообслуживанию, если родители замечают в окружающем, в книгах, иллюстрациях-сценки на такую тематику и указывают детям на это, эмоционально обсуждая и подчёркивая, что они так умеют или научатся обязательно. Таким образом, приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания заключается в том, что сначала эту трудную для него работу он делает вместе со взрослым, запоминая последовательность действий. Потом начинает выполнять сам отдельные действия и, наконец, выполняет полностью всю последовательность действий самостоятельно-так формируется навык.
Успехов, вам уважаемые родители, в воспитании
трудолюбия и самостоятельности у малышей!
Источник
Роль семьи в развитии навыков самообслуживания ребенка
Посильный труд в значительной степени определяет общее развитие ребенка.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.
Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия. В процессе самообслуживания он знакомится с предметами, их свойствами, материализуемых в обиходе вещей. Труд по самообслуживанию и выполнение несложных обязанностей воспитывают у детей самостоятельность, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим, повышают работоспособность и выносливость организма, развивают ловкость и координацию движений. Эти качества приобретаются род влиянием наглядного примера взрослых членов семьи и повседневным участием ребенка в домашнем труде родителей.
Формированию навыков самообслуживания способствует создание определенных условий в семье.
Направляя внимание родителей на важность формирования у детей трех лет навыков самообслуживания, нужно подчеркнуть необходимость единых требований к ребенку в детском саду и семье. Прежде чем спрашивать с ребенка, его нужно научить и сформировать навык. Например, у ребенка по возможности должно быть разделение игрушек, машины живут в ящике, книги на полке, куклы в кроватке, мягкие игрушки в корзине и мама обязательно показывает и проговаривает в слух что и куда она убирает. Сначала совместно с ребёнком выполнять действия, затем можно помочь, но предоставляя больше свободы ребёнку. Для формирования навыка нужно время и у каждого, оно будет индивидуально. Когда навык сформирован, ребёнок самостоятельно убирает игрушки. К уборке в шкафу начинать с малого, научить ребёнка порядку в ящике где лежат трусики, маечки и носки. И опять мама показывает и проговаривает свои действия. Например, маечку складываем пополам, затем ещё пополам и ещё пополам. Желательно в ящик добавить разделители, или поставить небольшие коробки, где всё будет лежать на своём месте и ребёнку будет легче поддерживать порядок. Уборка посуды: ребёнок помогает убирать со стола посуду, ставит в раковину, затем берем губку, капаем моющее средство, наносим на одну сторону тарелки, затем на другую, и ополаскиваем водой, всё показываем и проговариваем в слух, контролируем действия ребёнка.
Любому навыку какому захотите научить своего ребёнка, мама показывает и проговаривает в слух свои действия. Чаще хвалите ребенка, сделайте своим помощником.
В то же время необходимо предостеречь родителей от категоричности требований. Если какой – то навык еще не дается ребенку, лучше терпеливо поупражнять его в нем, помочь малышу справится с затруднениями.
Известно, что действия, которым детей вовремя не научили, с возрастом перестают их интересовать и становится даже обременительными. Не испытывая интереса к предстоящему делу, ребенок старается избежать его. Так, дети, не приученные до двух – трех лет есть самостоятельно, долго не хотят делать этого без помощи взрослых, с трудом осваивают правила поведения за столом.
Родителям следует помнить, как важно в процессе обучения навыкам самообслуживания сделать эмоционально насыщенным, привлекательным для детей и сам процесс, и его результаты.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
Консультация для родителей
«Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания»
Посильный труд в значительной степени определяет общее развитие ребенка.
В процессе самообслуживания он знакомится с предметами, их свойствами, материализуемых в обиходе вещей. Труд по самообслуживанию и выполнение несложных обязанностей воспитывают у детей самостоятельность, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим, повышают работоспособность и выносливость организма, развивают ловкость и координацию движений. Эти качества приобретаются род влиянием наглядного примера взрослых членов семьи и повседневным участием ребенка в домашнем труде родителей.
Формирование навыков самообслуживания способствует создание определенных условий в семье.
Направляя внимание родителей на важность формирования у детей трех лет навыков самообслуживания, нужно подчеркнуть необходимость единых требований к ребенку в детском саду и семье. В то же время необходимо предостеречь родителей от категоричности требований. Если какой – то навык еще не дается ребенку, лучше терпеливо поупражнять его в нем, помочь малышу справится с затруднениями.
Известно, что действия, которым детей вовремя не научили, с возрастом перестают их интересовать и становится даже обременительными. Не испытывая интереса к предстоящему делу, ребенок старается избежать его. Так, дети, не приученные до двух – трех лет есть самостоятельно, долго не хотят делать этого без помощи взрослых, с трудом осваивают правила поведения за столом.
Родители должны знать и помнить, как важно в процессе обучения навыкам самообслуживания сделать эмоционально насыщенным, привлекательным для детей и сам процесс, и его результаты.
Для ребенка четвертого года жизни результат его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому хорошему настроению, желанию и старанию сделать что – то самому, способствует прежде всего одобрение родителей. Замечать нужно даже незначительные достижения ребенка.
Важно подробнее познакомить родителей и с задачами физического воспитания. Прежде всего следует подчеркнуть его влияние на нормальное умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка. Особо нужно выделить организацию детского режима в семье, поскольку он обеспечивает рациональную умственную и двигательную нагрузку и отдых ребенка. Привычный ритм жизни положительно влияет на самочувствие , настроение детей, их поведение, работоспособность, облегчает воспитание самостоятельности и дисциплинированности. Привыкшие к режиму дети спокойнее переключаются с увлекательного дела на менее интересное. Главное требование к организации режима: точное и постоянное его выполнение.
Дети младшего дошкольного возраста подвержены простудным заболеваниям. Одна из мер их профилактики – закаливание детского организма. Нужно подробнее рассказать родителям о закаливании и о повседневных условиях, ему способствующих: рациональной одежде, режиме проветривания; организации сна, умывания и мытья рук, прогулок.
Стремясь понять окружающее, разобраться в нем, дети трех – четырех лет задают взрослым разнообразные вопросы. Родители должны понять, что вопросы – дверь, через которую ребенок стремится проникнуть в мир. Отвечать на них нелегко, но необходимо. Главное правило, которое должны знать родители: ответ следует давать кратко, понятно для малыша и доброжелательным тоном. Нужно ли отвечать на все детские вопросы? Да! Но, если очевидно, что ребенок может догадаться сам или с помощью наводящих вопросов, посоветуйте родителям предоставить ему эту возможность. Пусть он не спешит отвечать и в случаях, когда вопросы задаются из желания привлечь внимание взрослого. Здесь лучше заинтересовать малыша каким-нибудь делом.
Основной вид деятельности детей этого возраста – игра. Играя, ребенок познает окружающий мир, развивается физически, усваивает нравственные нормы, учатся понимать прекрасное. Родители должны знать, как помочь ребенку развернуть игру; скажем, взять на себя роль покупателя, стать клиентом парикмахера, пациентом у врача. Включаясь в игру, взрослые могут подсказать детям интересный сюжет, который будет побуждать их к выполнению каких- либо правил, действий, к определенному поведению. Малоподвижного ребенка можно привлечь к игре «лошадки». Выполнение роли солдата, моряка будет способствовать формированию у ребенка правильной осанки, а игра с куклой поможет малышу запомнить последовательность действий в одевании и раздевании.
Для игр детей необходим и строительный материал, а также место, где они могут играть с ним. Ребенку трех лет нравятся крупные строительные детали, но лучше, если они будут полыми, т.е. легкими, что и нужно учитывать при их покупке. Чтобы малыш полюбил строительную игру, родителям нужно развивать его конструктивные умения, включаясь в строительство и, если нужно, помогая выбирать тему постройки.
Важное место в развитии детей занимают дидактические игры. В них совершенствуются восприятия, движения, речь, развивается фантазия, расширяются и уточняются представления об окружающей действительности. Нужно познакомить родителей с наиболее распространенными играми: матрешки, мозаика, пирамиды; рассказать, как проводить игры с «чудесным мешочком», «Сделай, как я»; посоветовать купить несложные настольно – печатные игры, парные и складные картинки.
Для дидактических игр в семье целесообразно использовать предметы повседневного обихода, например, посуду, а также природный материал (желуди, шишки, камешки). Рассказывая об обучающем значении дидактических игр, нужно, однако, подчеркнуть, что это все же игры, а не упражнения, и поэтому игровая ситуация в них должна быть сохранена обязательно.
О неизменном спутнике игр – игрушке можно рассказать на специальной консультации, в материалах «Уголках для родителей» и т.д. Игрушка – это главный партнер ребенка в его играх и забавах. Игрушка вводит ребенка в мир прекрасного, помогает приобрести новые знания, навыки и умения, приучает выполнять установленные нормы поведения, взаимоотношения с окружающими.
Как покупать игрушки детям? Выбирая их, родители должны руководствоваться как возрастными, так и индивидуальными особенностями ребенка. Если он малоподвижен, целесообразно приобрести игрушки, стимулирующие к движению – мячи, вожжи, разнообразные каталки, трехколесный велосипед. Приучать малыша к усидчивости помогут детское лото в картинках, мозаики, разрезные картинки. Игрушки должны быть крупные, красочные, без мелких деталей, нетяжелые. Некоторые атрибуты для игр во «врача», «повара», «продавца», а так же предметы кукольной одежды родители могут сделать сами.
Малышу необходимы забавы и развлечения. Взрослые организуют для него в семье просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов – сказок, разыгрывают кукольные представления, читают стихи. Это очень сближает детей и взрослых.
Особенно углубляют семейную любовь и привязанность праздники, проводимые специально для малышей, – дни рождения, праздник елки и др. Чтобы ребенок почувствовал, что это – именно его праздник, лучше, если большая часть гостей будут дети. Для них продумывают программу праздника (игры, танцы, песни),стараются предупредить возникновение конфликтных ситуаций. Обдумывается детское меню.
Все в этот день должно быть праздничным: убранство комнаты, костюм и прическа виновника торжества. Но главное – развлечения и сюрпризы. Подарок лучше купить и вручить заранее. Тогда, поиграв в новую игрушку, малыш с готовностью уступит ее на время гостям.
Источник
Формирование у детей в семье навыков самообслуживания
Рекомендации касаются, во-первых, создания в семье условий, необходимых для формирования у детей этих навыков; во-вторых, приёмов и методов их формирования.
Условия, способствующие проявлению самостоятельности: вешалка по росту ребёнка, чтобы он мог взять и повесить верхнюю одежду; место для хранения белья и предметов туалета; полка в нижней части шкафа, чтобы ребёнок мог сам взять носовой платок, ленту, носки. Хорошо приобрести или сделать самим удобные по размеру плечики для детской одежды. Пользование ими удобно и эстетически целесообразно: платье не мнётся, не деформируется.
Ребёнок должен привыкнуть перед сном аккуратно складывать одежду в определённое место, например на стул. Постоянным должно быть место хранения ночной рубашки, пижамы. Хорошо, если это мешочек-конверт. Такой способ хранения удобен (ребёнок сам берёт и кладёт пижаму на место) и гигиеничен. Отдельно хранят и обувь ребёнка.
Самостоятельность ребёнка зависит от того, каковы предметы одежды. Так, пуговицы на пальто должны быть достаточно крупными, а петли соответствовать им. Неудобны платья, кофточки с длинными застёжками на спине, шнуровкой, пояса со сложными застёжками. Рукава должны заворачиваться без затруднений. Для этого их делают либо на резинке, либо с легко застегивающимися манжетами. Резинки на юбочках, трусах, колготках, штанишках не должны быть слишком тугими, чтобы ребёнок мог легко надеть и снимать вещи. Размер ворота должен соответствовать голове малыша. Необходимо следить за тем, чтобы шнурки на ботинках, сапожках, туфлях всегда были с твёрдыми наконечниками, а обувь, особенно зимняя, легко надевалась и снималась.
Ребёнок пяти-шести лет должен следить за своей одеждой и обувью, сам устранять неполадки в костюме. Чтобы сформировать у него привычку постоянно заботиться о своих вещах, хорошо определить место, где можно разложить намокшую на прогулке одежду, почистить её щёткой или веником, пришить пуговицу, вешалку.
Условия, способствующие проявлению детьми самостоятельности в умывании и мытье рук. Чтобы ребёнок сам, без напоминаний мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это следует делать (после уборки комнаты, мытья посуды, ухода за животными, перед приготовлением некоторых блюд – винегрета, печенья, перед сервировкой стола и т. д.). В привычных условиях ребёнок моет руки охотно, без напоминания, если для этого созданы соответствующие удобства. Целесообразно, например, сделать устойчивую подставку к раковине.
Детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Удобный размер его – 60-70*45 см.
Ребёнок будет тщательнее мыть руки, если ему рассказать, какой труд затрачивается на стирку и глаженье белья.
Детям выделяют не только индивидуальную щётку и пасту для чистки зубов, но и мыльницу, куда кладут разрезанный на 2 – 4 части кусок туалетного мыла только для них. Это удобно, гигиенично, а родителям легче контролировать, правильно ли ребёнок пользуется мылом и следит ли за чистотой мыльницы. Перечисленные предметы гигиены должны быть привлекательны внешне: яркая окраска щётки и тюбика с пастой, красивый стаканчик для их хранения и т. п.
Условия способствующие самостоятельности ребёнка в еде. Размеры стола и стула, которыми ребёнок пользуется во время еды, должны соответствовать его росту: высота стола – 54-58 см, а стула – 30-33 см. если ребёнок обедает за общим столом, ему делают подставки (одну кладут на сиденье, другую – под ноги). Старший дошкольник может пользоваться посудой обычного размера, но лучше, если у него будут индивидуальные детские тарелка и чашка и свой столовый прибор (нож, вилка, ложка). Чтобы дети могли принимать участие в сервировке стола, её предметы располагают в доступном для них месте.
К кухонной раковине ставят подставку, используемую обычно при умывании, чтобы ребёнок мог принять участие в мытье посуды и ему не нужно было бы тянуться, а вода не затекала бы в рукава.
Для ребёнка важен пример взрослых. Требуя от него неукоснительного выполнения правил поведения за столом, присутствующие должны соблюдать их сами.
Приёмы формирования и совершенствования у детей навыков самообслуживания в семье. Приёмы должны быть едины в семье и детском саду. Невозможно выполнять дома действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает уже имеющиеся у ребёнка навыки, вызывает недовольство, раздражительность. Привыкнув самостоятельно приводить в порядок свою постель в детском саду, ребёнок суетиться, беспокоится, если дома не может это сделать, например, потому, что она убирается в шкаф, куда он не в состоянии её положить.
Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-то научить детей, показ и объяснение должны быть чёткими. Если ребёнок не может сразу выполнить показанное, ему помогают (например, при сервировке стола, пришивании пуговицы и т. п.).
Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание детей на последовательность действий: сначала нужно убрать с тарелки остатки пищи, а уже потом относить её в раковину,; сперва вытирают лицо, чтобы вода с него не капала на одежду, а потом руки; салфетку, скатерть сначала стряхивают, складывают и только потом убирают на место. При этом самих детей привлекают к решению того, как и в какой последовательности рациональнее выполнить задуманное; задают вопросы, просят аргументировать свою точку зрения.
Самообслуживание, если ребёнка не научили этому вовремя. Позже становится для него обременительным, неинтересным. Это равнодушие переносится и на другие виды труда. Если дошкольник не привык следить за порядком в своём уголке, то, став учеником, он будет неряшливо содержать свои книги, пособия, рабочее место. Умение обслужить себя закрепляется повторением, поэтому родители должны следить за тем, чтобы необходимые действия дети выполняли систематически.
Использовались материалы ИНТЕРНЕТ
Источник