Развитие руки у ребенка физиология

Этапы развития кисти и пальцев рук.

А.С.Большев, Л.В.Филиппова выделяют следующие, а также описывают различные виды хватки:

1 .Хватательный рефлекс. Он является рефлекторным движением, которое активизируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

2.Локтево-ладонная хватка появляется приблизительно к 3 месяцам. Новорожденный держится мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки. Локтевая – кость на той же стороне, что и мизинец, ладонная – ладонь этой руки.

3 .Радиально-ладонная хватка появляется к 6 месяцам. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

4.Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4-5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.

5 .Хватка щепотью формируется к 11-12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.

6.Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1-2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

7.Хватка “крест-накрест”. Когда ребенку исполняется 2 года, он научается держать ручку, ложку перекрестной хваткой: он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Это внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем – это большое моторное действие. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту хватку с выпрямленным указательным пальцем.

8.Хватка щетки формируется в возрасте 3-4 лет. Она также называется верхняя хватка пальцами, т.к. теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.

9.Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение становится органичным и включает движение предплечья, запястья, пальцев. Сначала хватка высока, но по мере развитие движение опускается вниз, и карандаш удерживается низко с помощью пальцев. Рука становится вращающейся наружу, расслабленная хватка.

10.Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к 5 годам. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если ребенок не может ставить большой палец “напротив” кончиков остальных, у него плохо развивается хватка “щипцами”.

Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков (письмо, резание и т.д.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия (М.М.Кольцова, В.П.Дудьев, З.Н.Тюбекина, Т.О Гиневская).

Е.М.Мастюкова, И.Эллнеби, В.П.Дудьев выделяют следующие этапы развития кисти и пальцев руки и овладение дошкольником различными навыками и умениями:

• От рождения до 1 месяца жизни. Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

• От 3 до 4 месяцев жизни. Хватательный рефлекс начинает угасать. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда ребенок хватает предмет, но держит его боком.

• От 5 до 6 месяцев жизни. Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

• От 8 до 9 месяцев жизни. Играет в игры типа “дай-возьми”. Может держать по кубики в руках и ударять ими друг об друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы пальцами; крутит и переворачивает предметы, которые рассматривает.

• От 22 до 12 месяцев жизни. Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Получает удовольствие от манипулирования с предметами, игры с ними. Хватает сверху. Двигает руками, поворачивая их внутрь.

• От 1,5 до 2 лет жизни. Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит башенку их 3-х кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек руки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. Начинает самостоятельно есть.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет ростов

• От 2 до 2,5 лет жизни. Держит мел и ложку поперек руки. Строит “башенку” из 6 кубиков. Бросает мяч в определенном направлении. Режет ножницами бумагу.

• От 2,5 до 3 лет жизни. При рисовании держит карандаш ведущей рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает мяч обеими руками, прижимая его к груди. Режет бумагу глубокими подрезами.

• От 3 до 4 лет жизни. Наливает воду в кружку. Строит “башенку” из 8 кубиков. Держит карандаш, мел “перекрестной” хваткой. Ловит мяч обеими руками.

• От 4 до 5 лет жизни. Начинает совершать движения кистью и пальцами: держим карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит маленький мяч, делая руками “чашку”. Знает, какая рука доминирует. Режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами; вырезает по кругу. Наливает воду в кружку одной рукой.

• От 5 до 6 лет жизни. Держит карандаш у основания с помощью захвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол, ловит обеими руками. Рисует художественной кистью, не нажимая на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч, бросает и ловит большой мяч хорошо. Вырезает сложные фигуры.

• От 6 до 7 лет жизни. Режет хлеб ножом, намазывает масло. Скрещивает большой палец поперек ладони. Противопоставляет большой палец остальным. Бьет большим мячом об стенку и ловит его, подбрасывает его в воздух и ловит. Обладает развитыми хватками всех типов, использует пальцы (большой и указательный) когда ест ложкой и вилкой, рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды [20,40,73].

Таким образом, обобщая результаты исследований по данному вопросу, следует отметить, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется присущим только ему качественным своеобразием и интенсивностью протекания: в норме развития тонкие дифференцированные движения рук начинают формироваться уже в младенчестве и носят примитивный характер. За 6-7 лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков – достаточное для того, чтобы движения руки ребенка имели те же качественные характеристики, что и у взрослых.

Источник

Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время непосредственно-образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет большое значение для общего физического и психического развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами и медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность усвоения изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функций речи.

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев – это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: – тренировка мышечно-связочного аппарата; – развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Сетные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со сетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребёнка с понятием «симметрия».

Читайте также:  Физкультура в общем и речевом развитии ребенка

Упражнения для средней группы.

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором.

Рисование в воздухе кистями и палицами рук. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины, выполнять под музыкальное сопровождение.

Радужные брызги. Встряхивание расслабленными кистями в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (апельсин и мяч, кубик и пирамидка, игрушечные рыбки и зайчата, кусочки бархатной бумаги и ткани).

Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается остальных пальцев.

Слоненок. Средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

Корни дерева. Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Упражнения для старшей и подготовительной группы.

Встреча друзей. Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая вращательные движения по часовой стрелке.

Подарок. Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу.

Клавиши и струны. Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

Ласковушка. Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом.

Дети делятся на две подгруппы: 1-ая – «дети», 2-ая – «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают поглаживать плечи, руки ребенка. Через 1-2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три таких смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» – с руками мамы, папы, бабушки… затем «взрослые» и «дети» меняются.

Источник

ВикиЧтение

Возрастная анатомия и физиология

Антонова Ольга Александровна

3.9. Развитие костей верхних конечностей

К скелету верхних конечностей относятся плечевой пояс и скелет руки. Плечевой пояс состоит из лопатки и ключицы, скелет руки – из плеча, предплечья и кисти. Кисть делится на запястье, пясть и пальцы.

Лопатка – это плоская кость треугольной формы, расположенная на спине. Ключица – трубчатая кость, один конец которой сочленяется с грудиной и ребрами, а другой – с лопаткой. Реберно-ключичный сустав появляется у детей с 11-12 лет; наибольшего развития он достигает у взрослых.

Скелет руки состоит из плечевой кости (скелет плеча), из локтевой и лучевой костей (скелет предплечья) и из костей кисти.

Запястье состоит из восьми мелких костей, расположенных в два ряда, образующих желоб на ладони и выпуклость на ее тыльной поверхности.

Пясть состоит из пяти небольших трубчатых костей, из которых самая короткая и толстая – кость большого пальца, самая длинная – вторая кость, а каждая из следующих костей меньше предыдущей. Исключение составляет большой (первый) палец, состоящий из двух фаланг. В остальных четырех пальцах по три фаланги. Самая большая фаланга проксимальная, меньше – средняя, наименьшая – дистальная.

На ладонной поверхности присутствуют постоянные сесамовидные косточки – внутри сухожилий между пястной костью большого пальца и его проксимальной фалангой и непостоянные – между пястной костью и проксимальной фалангой второго и пятого пальцев. Гороховидная кость запястья также относится к сесамовидным костям.

Суставы запястья, пясти и пальцев укреплены мощным связочным аппаратом.

Возрастные особенности развития верхних конечностей. У новорожденного ключица почти полностью костная, образование ядра окостенения в грудинном ее отделе происходит в 16-18 лет, слияние с ее телом – в 20-25 лет. Срастание ядра окостенения клювовидного отростка с телом лопатки происходит в 16-17 лет. Синестозирование акромиального отростка с ее телом заканчивается в 18-25 лет.

Все длинные кости у новорожденного, такие как плечевая, лучевая, локтевая, имеют хрящевые эпифизы и костные диафизы. Костей в запястье нет, и окостенение хрящей начинается: на первом году жизни – в головчатой и крючковидной костях; в 2-3 года – в трехгранной кости; в 3-4 года – в полулунной кости; в 4-5 лет – в ладьевидной кости; в 4-6 лет – в многоугольной большой кости; в 7-15 лет – в гороховидной кости.

Сесамовидные кости в первом пястно-фаланговом суставе появляются в 12-15 лет. В 15-18 лет нижний эпифиз плечевой кости сливается с ее телом, а верхние эпифизы сливаются с телами костей предплечья. На третьем году жизни происходит окостенение проксимальных и дистальных эпифизов фаланг. «Костный возраст» определяют центры окостенения кисти.

Окостенение костей верхних конечностей заканчивается: в 20-25 лет – в ключице, лопатке и в плечевой кости; в 21-25 лет – в лучевой кости; в 21-24 года – в локтевой кости; в 10-13 лет – в костях запястья; в 12 лет – в пястье; в 9-11 лет – в фалангах пальцев.

Читайте также:  Речь родителей и ее значение для речевого развития ребенка

Окостенение заканчивается у мужчин в среднем на два года позже, чем у женщин. Обнаружить последние центры окостенения можно в ключице и лопатке в 18-20 лет, в плечевой кости – в 12-14 лет, в лучевой кости – в 5-7 лет, в локтевой кости – в 7-8 лет, в пястных костях и фалангах пальцев – в 2-3 года. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается в период полового созревания: у мальчиков – в 13-14 лет, у девочек – в 12-13. Начало слияния частей первой пястной кости говорит о начале полового созревания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 32. Появление конечностей

§ 32. Появление конечностей На первый взгляд происхождение конечностей наземных позвоночных не вызывает каких-либо логических проблем. Их появление вторично по отношению к миграции предков наземных позвоночных на мелководье и формированию эффективного воздушного

3.8. Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей

3.8. Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей Тазовый пояс состоит из лобковой, подвздошной и седалищной костей, которые закладываются самостоятельно и с возрастом сливаются, образуя таз, соединенный сзади с крестцовым отделом

ИСКОПАЕМЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОСТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

ИСКОПАЕМЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОСТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ Известно, что человеческих костей среди ископаемых еще не найдено; это лишнее доказательство, что ископаемые расы не были вариациями, так как они не могли подвергнуться влиянию человека.Я говорю, что человеческих костей

Переломы костей

Переломы костей Лечение переломов костей любой локализации проводится врачом-ветеринаром с применением специальных методов, однако в подобных ситуациях назначение гомеопатических средств помогает ускорить процесс консолидации (срастания) переломов. В течение

5.1.2. Мышцы туловища и конечностей

5.1.2. Мышцы туловища и конечностей Мускульный кожух туловища состоит из мышц шеи, плечевого пояса, грудной и брюшной стенки, наружных (дорсальных) и внутренних (вентральных) мышц позвоночного столба, мышц конечностей (рис. 5.4.). Эти мышцы обеспечивают важные показатели

Болезни верхних дыхательных путей

Болезни верхних дыхательных путей Ринит (rhinitis). Ринитом называется воспаление слизистой оболочки носовых полостей.Различают ринит первичный и вторичный, а по течению заболевания – острый и хронический. Острый ринит бывает и первичным и вторичным. Хронический ринит, как

Болезни конечностей

Болезни конечностей Удаление «прибылых» (лишних) пальцев. На каждой лапе у собак нормально бывает по четыре пальца. Однако у некоторых собак, особенно у лаек и гончих, наблюдается пятый палец (рис. 108), а иногда и два лишних пальца, которые известны под названием «прибылых».

Переломы костей. Fracturae ossiume

Переломы костей. Fracturae ossiume Переломы костей чаще наблюдаются у молодых животных, у которых происходят главным образом переломы костей конечностей.Причины переломов по большей части травматические (удары, пинки, падение с высоты, покусы больших собак, переломы экипажами),

ГЛАВА 5 РЕАЛЬНОСТЬ АМПУТИРОВАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ

ГЛАВА 5 РЕАЛЬНОСТЬ АМПУТИРОВАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ ОЩУЩЕНИЕ АМПУТИРОВАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ Когда люди физически утрачивают какую-либо конечность, у них сохраняется ощущение, что она находится на прежнем месте. Отсутствующая конечность ощущается так же, как и прежде, даже если

ОЩУЩЕНИЕ АМПУТИРОВАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ

ОЩУЩЕНИЕ АМПУТИРОВАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ Когда люди физически утрачивают какую-либо конечность, у них сохраняется ощущение, что она находится на прежнем месте. Отсутствующая конечность ощущается так же, как и прежде, даже если она уже не существует материально. К какому типу

ОЖИВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ

ОЖИВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ Подобно тому как при тяжелом поражении нервных окончаний или при использовании анестезии происходит разделение и последующее слияние фантомно ощущаемых конечностей с реальными, может происходить и слияние фантомно ощущаемых

Детерминация осей конечностей

Детерминация осей конечностей Итак, правая рука отличается от левой, но как возникает различие между ними? Описание этого процесса дал Гаррисон (Harrison) на основании изучения развития конечностей аксолотля. Конечности Ambystoma при первом появлении имеют вид латеральных

Перелом костей черепа

Перелом костей черепа Переломы костей черепа относятся к очень серьезным повреждениям. Они возникают при автомобильных наездах, ударах по голове, при падении на голову с высоты и сопровождаются нарушениями целостности кожных покровов, припухлостью, кровотечениями из

Переломы костей конечностей

Переломы костей конечностей К переломам конечностей обычно приводят сильный ушиб, падение, ранение тупым предметом. Открытый перелом кости, при котором нарушена целостность кожи, сначала обрабатывается так же, как рана, а затем уже на место перелома накладывается

Исследование позвоночника и конечностей собаки

Исследование позвоночника и конечностей собаки При исследовании органов движения могут быть выявлены повреждения позвоночного столба, проявляющиеся параличами задней части туловища, искривления конечностей, ушибы, вывихи, переломы и растяжения.Искривления

Источник