Развитие рук годовалого ребенка

Развитие рук годовалого ребенка thumbnail

Вашему малышу испол­нился год. Он уже неплохо вла­деет руками. Может взять любую игрушку или пред­мет (раз­но­об­ра­зие форм и раз­ме­ров зави­сит только от вас) любой рукой, паль­цами или всей ладо­шкой, умеет пере­кла­ды­вать игрушки из руки в руку. Любит бро­сать игрушки, ронять, стал­ки­вать с чего-либо, может есть руками неболь­шие кусочки пищи, пыта­ется сам пить из неболь­шой чашки. Откры­вает и закры­вает крышки коро­бок и бано­чек, может достать оттуда что-либо и поло­жить обратно. Умеет или пыта­ется наде­вать и сни­мать с палочки или вере­вочки колечки с боль­шими отвер­сти­ями, ста­вить кубик на кубик, закреп­лять детали про­стей­шего кон­струк­тора на под­ставке или соеди­нять одну с другой.

Какие игры и упраж­не­ния могут помочь малень­ким и пока еще не вполне уме­лых ручек стать совершеннее?

Предо­ставьте ребенку воз­мож­ность мани­пу­ля­ции со все­воз­мож­ными пред­ме­тами, раз­ными по раз­меру, форме, фак­туре поверх­но­стей: коробки, банки, фла­коны и бутылки (из пла­стика или кар­тона), кусочки тка­ней, палочки, камушки и мно­гое другое.

Учите его пере­ли­вать воду из ста­кан­чика в дру­гую (более широ­кую) емкость. Нали­вать воду в ста­кан­чик из-под крана, вылав­ли­вать руч­ками или ситеч­ком пла­ва­ю­щие в воде неболь­шие пред­меты. Все это, конечно, лучше делать в ван­ной во время купания.

Дайте ему для игр сыпу­чие мате­ри­алы. Если сей­час лето, больше играйте в песоч­нице: учите насы­пать песок лопат­кой, совоч­ком, руками в ведерки и фор­мочки раз­ного раз­мера. Про­се­и­вать через ситечко. Стройте малышу кули­чики, пусть ломает их руч­ками или совоч­ком. Ни под каким пред­ло­гом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое про­изо­шло (в пер­вый же раз!!!), немед­ленно пре­кра­тите игру, сло­жите все игрушки и уйдите из песоч­ницы. Малыш будет огор­чен, что его увели. Вы должны очень эмо­ци­о­нально, чтоб про­из­ве­сти нуж­ное впе­чат­ле­ние, огор­читься тому, что слу­чи­лось, ска­зать, что этого нельзя делать. И вер­не­тесь в песоч­ницу, только после просьб ребенка и дого­вора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повто­ри­лось, уйдите из песоч­ницы совсем и не воз­вра­щай­тесь туда пару дней. Про­ходя мимо, гово­рите, что вы сожа­ле­ете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он пой­мет, что этого все-таки делать нельзя.

Если сей­час зима, то сде­лайте дома импро­ви­зи­ро­ван­ную песоч­ницу. Для этого можно исполь­зо­вать любую крупу, при­чем лучше каж­дый раз раз­ную. Ее тоже можно пере­сы­пать из одной емко­сти в дру­гую, пере­кла­ды­вать руч­ками или лож­кой, про­сы­пать сквозь сито. Но если ребе­нок пыта­ется ее брать в рот, исполь­зуйте для таких игр соль. Ни одни ребе­нок не будет доб­ро­вольно есть соль.

Играйте также мака­ро­нами раз­ной формы, фасо­ли­нами, буси­нами, пуго­ви­цами, дру­гими мел­кими пред­ме­тами (конечно, сле­дите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пере­сы­пать, пере­кла­ды­вать руками или лож­кой, про­тал­ки­вать в отвер­стие в банке (возь­мите метал­ли­че­скую банку от кофе с пласт­мас­со­вой крыш­кой и сде­лайте нуж­ное вам отвер­стие). Их можно рас­кла­ды­вать в ячейки для яиц и выни­мать обратно.

Если ребе­нок уже научился брать пред­меты двумя паль­чи­ками, пода­рите ему коробку мас­ля­ной пастели (если не най­дете в про­даже, можно попро­бо­вать вос­ко­вые мелки, но они жестче, ими слож­нее поль­зо­ваться). Пастель сухая — очень сыпется, а мас­ля­ная — то, что нужно. Возь­мите один мелок, отло­мите от него кусо­чек сан­ти­метра в три, дайте ребенку. Себе в руки возь­мите такой же и нач­ните водить им по листу бумаги. Малыш уви­дит линии на бумаге и нач­нет пытаться водить своим мел­ком, чтобы полу­чить тот же резуль­тат. Такой малень­кий кусо­чек мелка невоз­можно дер­жать в кулачке, как обычно посту­пают малыши с каран­да­шами или фло­ма­сте­рами. Поэтому он сразу научиться дер­жать его “щепот­кой”. В послед­ствии, вам легко будет научить его пра­вильно дер­жать карандаш.

Не рисуйте ребенку ника­ких зве­рю­шек или чело­веч­ков. Рисуйте только “каляки-маляки”, то есть то, что он тоже может рисо­вать. Или вскоре смо­жет этому научиться. Кроме этого, рисуйте раз­лич­ные фигуры: линии (пря­мые и вол­ни­стые), круги, овалы, квад­раты и тре­уголь­ники, закра­ши­вайте их. Про­сите малыша вам помочь, пусть про­бует хотя бы попа­дать внутрь нари­со­ван­ной вами фигурки своим мел­ком. Во время рисо­ва­ния, можете ком­мен­ти­ро­вать то, что рису­ете. Заодно, конечно, обра­щайте вни­ма­ние на цвет линии, остав­ля­е­мой мелком.

Не стоит за один “урок рисо­ва­ния” ста­раться пере­про­бо­вать все цвета. Каж­дый раз — новый цвет.

Бумага должна быть довольно боль­шого раз­мера, допу­стим А3, чтобы малыш не про­ма­хи­вался мимо.

Если малыш овла­дел мас­ля­ной пасте­лью, научился ее пра­вильно дер­жать, попро­буйте дать ему фло­ма­стеры. Если ему еще трудно с ними обра­щаться, вер­ни­тесь к пастели.

Можете также попро­бо­вать рисо­вать с малы­шом кисточ­кой, правда, это гораздо слож­нее. Купите самую тол­стую кисточку, кото­рую най­дете. Отпи­лите часть ее ручки, так, чтобы она стала дли­ной не более 10–12 см. На про­ти­во­по­лож­ный щетине конец наденьте рези­но­вую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, слу­чайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и аква­рель (лучше — рас­фа­со­ван­ную в тюбики, чем сухую). Раз­ве­дите немного краски до густоты кефира в плос­кой емко­сти с невы­со­кими бор­ти­ками, чтобы в нее удобно было попа­дать. Исполь­зо­вать допол­ни­тельно воду в про­цессе рисо­ва­ния не потре­бу­ется, так как вы будете каж­дый раз поль­зо­ваться крас­кой только одного цвета.

Поса­дите малыша в высо­кий стуль­чик у стола. Встаньте у него за спи­ной и, держа его ручку в своей руке, пра­вильно зажав кисточку, нач­ните водить ею по бумаге, пред­ва­ри­тельно, обмак­нув в краске. Не вся­кий малыш поз­во­лит дер­жать свою руку. Если у вас сло­жи­лась такая ситу­а­ция, дайте ему попро­бо­вать рисо­вать самому или ослабьте свое уча­стие, лишь слегка под­прав­ляя поло­же­ние кисти.

Такие заня­тия должны про­дол­жать всего две-три минуты. Потом малыш теряет инте­рес к появ­ле­нию линий на бумаге, а начи­нает тис­кать кисточку всей ладо­нью, хва­тать краску, возить рукой по рисунку. Быстро пори­со­вали и быстро пере­несли малыша в дру­гое место, но не оста­вили его одного ску­чать и кри­чать о своем жела­нии про­дол­жать про­цесс, а увлекли дру­гим, не менее инте­рес­ным делом, пред­ва­ри­тельно вымыв ручки. А послед­ствия “урока” убе­рете потом, напри­мер, когда он будет спать.

Читайте также:  Развитие чувства прекрасного у ребенка

Позна­комьте малыша с пла­сти­ли­ном. Не надо пока из него ничего лепить. Разо­мните пла­сти­лин до мяг­ко­сти и отры­вайте от него неболь­шие кусочки. Пусть ребе­нок попро­бует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, кон­фетки, что-то дру­гое) и “скла­ды­вать” их в нари­со­ван­ную на листе бумаге кор­зинку или таре­лочку. Можно раз­ма­зы­вать кусочки пла­сти­лина по бумаге. Можно вты­кать в него раз­ные мел­кие пред­меты (фасо­лины, пуго­вицы, бусины и так далее).

Обя­за­тельно играйте с малы­шом в паль­чи­ко­вые игры. Про­стей­шие потешки на две — три строчки снаб­жайте неслож­ными дви­же­ни­ями паль­цев и всеми ладо­шками. Рас­ска­зы­вайте их малышу сами и пока­зы­вайте. Посте­пенно малыш сам ста­нет за вами повторять.

Пред­ло­жите малышу поиг­рать с колеч­ками (жела­тельно с боль­шими отвер­сти­ями), кото­рые можно оде­вать на палочки и сни­мать обратно. Такие колечки несложно сде­лать самим — возь­мите пла­сти­ко­вую бутылку с плот­ными стен­ками, раз­режьте ее попе­рек на несколько частей. Сле­дите, чтобы края коле­чек были глад­кими, без заусе­нец. Кроме пало­чек попро­буйте исполь­зо­вать вере­вочку для нани­зы­ва­ния предметов.

Попро­буйте играть с короб­ками — копил­ками. Сна­чала малышу проще, в основ­ном, про­тал­ки­вать в отвер­стия пред­меты округ­лой формы или плос­кие (их легко пра­вильно сори­ен­ти­ро­вать отно­си­тельно отвер­стия). Позже про­буйте дать ему более слож­ное зада­ние. Сде­лайте коробку, в кото­рую нужно про­тал­ки­вать кир­пи­чики или кубики, их еще нужно сна­чала повер­нуть пра­виль­ной сто­ро­ной, чтобы деталька про­ва­ли­лась в отвер­стие. Для начала не делайте коробки, в кото­рых на выбор пред­ла­га­ется более двух вари­ан­тов дета­лей. Посте­пенно услож­няйте задачу.

Для раз­ви­тия рук и мыш­ле­ния ребенка можно начать играть с ним в раз­ви­ва­ю­щую игру “Рамки и вкла­дыши Мон­тессори”, подробно опи­сан­ную в кни­гах Ники­тина. Только исполь­зо­вать ее нужно немножко не так, как там реко­мен­ду­ется, потому что вы будете начи­нать поль­зо­ваться игрой несколько раньше, чем поло­жено. Жела­тельно исполь­зо­вать игру, сде­лан­ную из фанеры или пла­стика, а не кар­тон­ный вариант.

Начать можно с показа вкла­ды­шей. Для начала возь­мите круг, овал, квад­рат, рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник, пока­жите их малышу, назо­вите. Пока­зы­вать лучше, не держа в руках, а выкла­ды­вая по одной фигурке на одно­тон­ную поверх­ность (не на цвет­ную ска­терть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Пока­зав по одной фигурке, дайте их все малышу для само­сто­я­тель­ного раз­гля­ды­ва­ния и мани­пу­ля­ции. Заодно можете пред­ло­жить коро­бочку или баночку, в кото­рую он смо­жет их поло­жить и высы­пать обратно. Так можно про­де­лы­вать не один раз. Посте­пенно позна­ко­ми­тесь со всеми 16‑ю фигу­рами комплекта.

После пред­ва­ри­тель­ного зна­ком­ства с вкла­ды­шами, пока­жите рамки. Назы­вая фигуру, в виде кото­рой про­де­лано отвер­стие. Гово­рить можно по-раз­ному: “Смотри, вот дырка в виде круга” или “Вот круг­лая дырка”.

Тре­тий этап. Возь­мите одну рамку “круг” и соот­вет­ству­ю­щий вкла­дыш. На гла­зах у малыша закройте “окошко”, потом снова его откройте, ком­мен­ти­руя сло­вами “окошко закрыто, окошко открыто” или “мама закры­вает окошко, откры­вает…”. Потом, оста­вив окошко закры­тым, пред­ло­жите малышу самому его открыть. Воз­можно, он сразу не пой­мет, что он дол­жен сде­лать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помо­гите ухва­титься и откройте его вме­сте. Потом сами опять закройте. Так повто­ряйте несколько раз. На дру­гой день возь­мите дру­гую рамку.

Через неко­то­рое время пред­ло­жите ребенку попро­бо­вать само­сто­я­тельно закрыть самое про­сто окошко — круг­лое. Потом потре­ни­руй­тесь с оваль­ным и квад­рат­ным окошками.

Заня­тия про­во­дятся сна­чала с одной рам­кой: вы выни­ма­ете и вкла­ды­ва­ете вкла­дыш, пред­ла­га­ете малышу вынуть, потом попро­бо­вать закрыть. В слу­чае неудачи, закры­ва­ете сами и опять даете открыть. Посте­пенно у ребенка нач­нут полу­чаться все фигуры.

Только после этого нач­ните пред­ла­гать ему две рамки одно­вре­менно. Пусть попро­бует не только закрыть, но и пра­вильно подо­брать вкла­дыш к рамке. Если малыш не может сде­лать этого сам, не пока­зы­вайте сразу паль­цем, чего куда нужно класть, пого­во­рите с ним. Ска­жите: “это круг, его нужно поло­жить в круг­лое око­шечко; где оно?”. Пусть малыш попро­бует найти ее по вашей под­сказке. Если же совсем не полу­ча­ется, нужно ска­зать не “давай я закрою”, а “давай сде­лаем вме­сте”. И направьте его руку в нуж­ном направлении.

В сле­ду­ю­щее заня­тие опять пред­ло­жите малышу попро­бо­вать само­сто­я­тельно спра­виться с заданием.

Когда малыш легко научился справ­ляться с выбо­ром из двух очень про­стых рамок (круг и квад­рат), к одной про­стой и хорошо зна­ко­мой добавьте еще одну послож­нее. Зада­ние будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким спо­со­бом все рамки, нач­ните пред­ла­гать три на выбор, потом четыре. Больше четы­рех малышу еще сложно охва­тить взгля­дом, долго их рас­смат­ри­вать он тоже не будет и, ско­рее всего, про­сто отка­жется от такой слож­ной задачи.

Если малыш успешно справ­ля­ется с гео­мет­ри­че­скими рам­ками, попро­буйте поиг­рать в рамки “худо­же­ствен­ные” — с силу­эт­ными изоб­ра­же­ни­ями живот­ных, листьев, машин или чего-то дру­гого (сей­час таких рамок довольно много в про­даже). Сна­чала позна­комьте его с силу­этами, назо­вите, попро­сите пока­зать то или иное изоб­ра­же­ние. Выньте вкла­дыши из рамок или попро­сите малыша сде­лать это само­сто­я­тельно. Потом нач­ните вкла­ды­вать обратно. Сна­чала вкла­ды­вайте сами, только спра­ши­вая его, где чей “домик”. Потом, на вто­рой-тре­тий раз пред­ло­жите вста­вить хотя бы один вкла­дыш самому. Если малышу трудно попа­дать на место, помо­гайте ему своей рукой.

Для раз­ви­тия рук малыша хорошо под­хо­дит мани­пу­ля­ция раз­ными кноп­ками и выклю­ча­те­лями. Есте­ственно, что поз­во­лить малышу “поль­зо­ваться” по сво­ему усмот­ре­нию кноп­ками и выклю­ча­те­лями насто­я­щих при­бо­ров нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет масте­рить, то пусть сде­лает сво­его рода “пульт управ­ле­ния”.

Поста­рай­тесь при­ду­мать что-нибудь свое, не оста­нав­ли­вай­тесь на выпол­не­нии моих сове­тов. Поста­рай­тесь про­явить как можно больше фан­та­зии в играх с малы­шом, в при­ду­мы­ва­нии новых игру­шек или приспособлений.

Зани­ма­ясь с малы­шом, не устра­и­вайте уро­ков или заня­тий. Про­сто играйте с малы­шом, искренне и непринужденно.

Автор: Елена Данилова

Фото: Ирина Д., г. Пенза

Источ­ник: сайт www.danilova.ru

Источник

Вашему малышу исполнился год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет (разнообразие форм и размеров зависит только от вас) любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой.

Читайте также:  Школы развития ребенка пяти лет к школе

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелых ручек стать совершеннее?

1. Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

2. Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

3. Дайте ему для игр сыпучие материалы. Если сейчас лето, больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. Стройте малышу куличики, пусть ломает их ручками или совочком. Ни под каким предлогом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое произошло (в первый же раз!!!), немедленно прекратите игру, сложите все игрушки и уйдите из песочницы. Малыш будет огорчен, что его увели. Вы должны очень эмоционально, чтоб произвести нужное впечатление, огорчиться тому, что случилось, сказать, что этого нельзя делать. И вернетесь в песочницу, только после просьб ребенка и договора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повторилось, уйдите из песочницы совсем и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо, говорите, что вы сожалеете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он поймет, что этого все-таки делать нельзя.

4. Если сейчас зима, то сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито. Но если ребенок пытается ее брать в рот, используйте для таких игр соль. Ни одни ребенок не будет добровольно есть соль.

5. Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

6. Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая – очень сыпется, а масляная – то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его «щепоткой». В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш.

Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только «каляки-маляки», то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.

Не стоит за один «урок рисования» стараться перепробовать все цвета. Каждый раз – новый цвет.

Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.

7. Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.

8. Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше – расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.

Посадите малыша в высокий стульчик у стола. Встаньте у него за спиной и, держа его ручку в своей руке, правильно зажав кисточку, начните водить ею по бумаге, предварительно, обмакнув в краске. Не всякий малыш позволит держать свою руку. Если у вас сложилась такая ситуация, дайте ему попробовать рисовать самому или ослабьте свое участие, лишь слегка подправляя положение кисти.

Такие занятия должны продолжать всего две-три минуты. Потом малыш теряет интерес к появлению линий на бумаге, а начинает тискать кисточку всей ладонью, хватать краску, возить рукой по рисунку. Быстро порисовали и быстро перенесли малыша в другое место, но не оставили его одного скучать и кричать о своем желании продолжать процесс, а увлекли другим, не менее интересным делом, предварительно вымыв ручки. А последствия «урока» уберете потом, например, когда он будет спать.

Читайте также:  Центр развития ребенка первая школа ставрополь

9. Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

10. Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две – три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

11. Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим – возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

12. Попробуйте играть с коробками – копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

13. Для развития рук и мышления ребенка можно начать играть с ним в развивающую игру «Рамки и вкладыши Монтессори», подробно описанную в книгах Никитина. Только использовать ее нужно немножко не так, как там рекомендуется, потому что вы будете начинать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено. Желательно использовать игру, сделанную из фанеры или пластика, а не картонный вариант.

Начать можно с показа вкладышей. Для начала возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: «Смотри, вот дырка в виде круга» или «Вот круглая дырка».

Третий этап. Возьмите одну рамку «круг» и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте «окошко», потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает окошко, открывает…». Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое просто окошко – круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками.

Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: «это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?». Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не «давай я закрою», а «давай сделаем вместе». И направьте его руку в нужном направлении.

В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

14. Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки «художественные» – с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей «домик». Потом, на второй-третий раз предложите вставить хотя бы один вкладыш самому. Если малышу трудно попадать на место, помогайте ему своей рукой.

15. Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, что позволить малышу «пользоваться» по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, то пусть сделает своего рода «пульт управления».

Постарайтесь придумать что-нибудь свое, не останавливайтесь на выполнении моих советов. Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений.

Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.

Источник