Развитие ручной деятельности ребенка

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

И.М.Волкова,

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 14», г. Орел

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности.

Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

В связи с этим возникает актуальная необходимость в осуществлении теоретико-экспериментальных исследований, направленных на разработку инновационных форм, средств, методов обучения дошкольников, которые в значительной степени позволят развить их творческую активность, проявить творческие способности.

Несмотря на многочисленные исследования в области развития детских творческих способностей, мало внимание обращается на возможности ручного труда. Хотя значимость этого вида детской деятельности велика. В процессе создания поделок дети могут осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой.

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[1]

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[5]

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки.

Отечественные и зарубежные психологи (Л.С.Выготский, Я.Л.Пономарев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, А.Л.Савенков и др.) рассматривают творчество как преобразующий комбинирующий процесс, направленный на качественный переход от известного к новому неизвестному. Выделяя деятельности творческого характера как высшую форму психического процесса, ученые определили ее существенные черты, среди которых доминируют: опережение предметного воплощения, обеспечиваемого творчески-конструктивной активностью сознания; противопоставление человеческих стремлений естественному сознанию предметов, проявляющихся в «очеловечивании» природы; наличие субъективного и объективного в творческом процессе.

Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в силу возрастных возможностей. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, конструируя, играя, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его огромна.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. На этом основании существовало целое направление в педагогике и психологии, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Н.П.Сакулина признавали своеобразие детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, поэтому применительно к деятельности ребенка целесообразно использовать термин «детское творчество».

Н.А.Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцентировать внимание нужно не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. [2]. Именно поэтому Н.П.Сакулина рассматривает как непременные составные творчества формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативу, проявляющиеся в процессе деятельности.

Детское творчество – это уникальное явление. Педагог В.Н.Шацкая считает, что детское художественное творчество – это метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности.

И.Я.Лернер выделил черты творческой деятельности ребенка:

– самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

– видение новой функции предмета (объекта);

– видение проблемы в стандартной ситуации;

– видение структуры объекта;

– способность к альтернативным решениям;

– комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Причем И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно отличается от обычного. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. Обучение видению новой функции предмета (объекта) проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например, превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее изображения в рисунке, лепке, аппликации.

Детское творчество, в независимости от вида деятельности, характеризуется искренностью и непосредственностью. Ребенок должен творить без принуждения, исходя из внутренней потребности, из собственных желаний, но для стимуляции самостоятельного проявления творческих способностей необходимо создавать благоприятную развивающую среду и подбирать методы, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять». (Т.Г.Казакова)

Таким образом, обращаясь к характеристике детского творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творческих способностей качественно меняет личность человека.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Читайте также:  Развитие ребенка в димитровграде

Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [4]. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах [3]. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п. [3]. В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки-игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона изготовляются игрушки-забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги – объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки). Занятия по изготовлению игрушек требуют предварительной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д. Детали игрушек из бросового материала соединяют различными способами: склеиванием, сшиванием, связыванием, переплетением. Само соединение может быть использовано для украшения изделия.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с нарушением зрения

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду М.:Просвещение, 1974.
  3. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., – 1977.
  4. Лиштван, З.В. Конструирование. – М., 1981.
  5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.

Источник

Организация работы с дошкольниками по ручному труду.

МБДОУ «Петушок» № 27 , группа № 3 «Солнышко» г. Саянск, Иркутской обл. Воспитатель: Кузнецова Алёна Борисовна.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через художественный ручной труд .

Задачи:

  1. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.
  2. Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  5. Развитие восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.
  6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
  7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.
  8. Умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

С какими же проблемами мы столкнулись на практике, работая с детьми логопедической группы? У детей-логопатов слабо развито произвольное внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Поэтому, сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, мы пришли к выводу, что детям с нарушениями речи необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости и пластичности пальцев. Действуя с различными материалами, бумагой, у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии.

Свою работу планируем в соответствии с задачами программы «Радуга» и дополнительной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной), особое внимание уделяем формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Перспективное планирование строится в соответствии с лексическими темами, представленными логопедом.

Наша работа с детьми осуществляется по двум направлениям:

  1. проведение специально организованного обучения;
  2. создание условий для самостоятельных практиче ских действий детей.

Проведение специально организованного обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате, на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

  1. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
  2. при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.
  3. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  1. Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
  1. любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ре бенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
  2. о результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;
  1. Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

В работе с детьми мы используем наиболее эффективные методы и приемы:

  1. Создание заинтересованности.
  2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.
  3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.
  4. Рассматривание схем последовательности работы.
  5. Показ с объяснением.
  6. Активизация речи детей.
  7. Динамическая пауза.
  8. Практическая деятельность детей.
  9. Уточняющие вопросы.
  10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.
  11. Анализ и самооценка деятельности детьми.

При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

  1. Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов,
  2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
  3. Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
  4. Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т . д.

С первых занятий приучаем детей к аккуратности в работе, разъясняем, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости.

При этом следим, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

Так были созданы различные коллекции – «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия – «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок .

Создание условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, мы в своей группе создали определенные условия. Создание таких условий предполагает следующее:

  1. наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
  2. обеспечение свободного доступа к материалам;
  3. наличие образцов построек и поделок. Такие об разцы ребенок может воспроизводить точно или в изме ненном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.
Читайте также:  Упражнения на развития интелекта ребенка

Организован «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.

Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Мы предлагали различную бумагу для выполнения поделок способом сминания, разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы. В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Учили детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки. Мастерили журналы для сюжетно-ролевых игр.(см.фото)

Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги – калька, папиросная бумага, целлофан – и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь».

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности

При оценке детских работ, стараемся отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

Используем разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции – «Яблоня», «В гостях у сказки», макет к сказке «Заюшкина избушка», «Ковер», «Торт», пластилиновая композиция «Дружба зверей», «Ферма», и т.д.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим детей общаться друг с другом и с взрослым.

При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  1. договариваться о совместной работе, ее содержании;
  2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Работа с родителями

Большое внимание уделяем работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.

Мы рекомендуем обратить внимание родителей на коррекционную работу с детьми. Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Показатели успешной работы:

Анализируя свою работу, мы с уверенностью можем сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по развитию ручной умелости является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты.

Свою педагогическую работу можно будет считать успешной, если к концу подготовительной группы дети смогут:

  1. приобрести устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда,
  2. свободно действовать с различными материалами и инструментами,
  3. овладеть простейшими навыками работы, приобрести вручную умелость,
  4. добиваться результатов в продуктивной деятельности и использовать их в игре и жизни,
  5. занимать себя практической деятельностью в свободное время.
  6. стремиться расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию ручной умелости в детском саду и семье способствует:

  1. получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
  2. возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
  3. развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
  4. закреплению положительных эмоций;
  5. подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Однако для создания наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

  1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
  2. оптимизировать методы и приемы, формы методической работы поручному труду;
  3. обобщить и представить педагогический опыт

Источник