Развитие ритмики ребенка 2 лет
Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.
В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.
Что это такое
В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.
Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:
- ходьбу со сменой направления;
- упражнения на развитие дыхания;
- гимнастику, улучшающую тонус мышц;
- артикуляцию стихов;
- пение.
На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.
Каким деткам не обойтись без логоритмики
Родители не всегда готовы признать необходимость коррекционной педагогики для своих наследников, они развиваются с разной скоростью, и то, что доступно одному в 2 года, второй освоит в 3. Индивидуальность предопределяет систему воспитания. Но в детском развитии до 2-3 лет логоритмика окажется неизбежной, если малыш:
- заикается;
- не справляется с нормальным темпом речи;
- болен дизартрией или ему поставлен диагноз ЗРР;
- плохо ориентируется в пространстве;
- не очень быстро осваивает двигательные навыки.
Обратите внимание! Регулярные занятия музыкой и пением, игры, движение быстро решат проблемы с временным замедлением познания окружающего мира и ощущения себя в нем, подтянут и улучшат физическую подготовку
Логоритмика для детей 2-3 лет
На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:
- тренировка речевых навыков или их коррекция;
- оздоровление организма;
- развитие дыхания;
- совершенствование координации;
- эстетическое воспитание;
- улучшение чувства ритма.
В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.
Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.
Овощи и фрукты
Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.
Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время «соления капусты» малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.
При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.
Животные
Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.
Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.
Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет
Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.
Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.
Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.
Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.
Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.
Источник
Эльвира Коренек
Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Коренек Э. Р. музыкальный руководитель
Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован, открыт, эмоционален. Необходимо подобрать разнообразный музыкальный, танцевально-ритмический, стихотворный материал, атрибуты-помощники. Атрибуты-помощники – это игрушки персонажи, платочки разноцветные, ленточки, обручи, колокольчики, палочки, погремушки, шапочки. Нужно учитывать в какое время проходит занятие. Педагогу необходимо умело варьировать уровень сложности упражнений: динамичные задания сменять упражнениями на восстановление дыхания, длительное упражнение, где требуется концентрация внимания, сменить игрой. Важно отметить, занимаясь детьми раннего возраста, не следует принципиально заучивать какие-либо движения и не стремиться требовать от детей достижения правильности и точности их исполнения.
Главным приемом на занятии ритмикой должна быть игра. Игроритмика учит:
– владеть телом,
– воспринимать ритм,
– создает условия для развития ритмичной натуры,
– пробуждает воображение,
– развивает творческие способности.
Ниже приведены примеры ритмических заданий для детей младшего дошкольного возраста. Следует отметить, выполняя игровые упражнения и задания, дети 2-3 лет многому научаются: с легкостью становятся в хоровод и двигаются в хороводе, топающим шагом идут «паровозиком», выполняют движения в паре, уверенно согласовывают движения с музыкой и многое другое. Малыши в непринужденной форме увлекаются, раскрываются. Занимаясь группой, решаются коммуникативные задачи. Все дети вовлечены в единый танцевальный процесс и от каждого зависит, какой будет игра, упражнение или танец.
Игровой вход в музыкальный зал.
1. «Поезд-тренаж» (Танцуй малыш! Учебное пособие + аудиоприложение, автор: Суворова Т. И.)
Педагог: Уважаемые пассажиры, просьба занять свои вагончики, наш веселый поезд отправляется в путь!
• Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему ребенку. Педагог стоит впереди «паровоза». Акцентируем: аккуратно, нежно держим за плечики.
«Поймали» носиком «кусочек воздуха» и как настоящие паровозы выпускаем ротиком пар: «Ту-ту-у-у-у-у!». Давайте еще разок и еще раз!
• Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Это упражнение улучшает концентрацию. Проводится несколько раз, чтобы все дети подключились к выполнению задания.
Итак, в путь! Ротики широко улыбаются, глазки сверкают, освещаем путь своим хорошим настроением! Громко ножками топаем, чтобы все-все нас услышали!
• Настраиваем детей на успешное занятие!
Поезд ехал-ехал-ехал,
И колесами стучал!
Наконец-то он приехал
И ребят в кружок собрал!
• Дети шагая топающим шагом, под руководством педагога, образуют круг. Впереди стоящий ребенок догоняет последнего и кладет руки на пояс сзади стоящему ребенку.
Далее уместно провести приветствие.
«Все на ножки становитесь» Е. Железнова
Педагог: Мы в кружочке постоим,
На друг друга поглядим.
За руки сейчас возьмемся,
По кружочку все пройдемся.
• Дети берутся за руки, образуя круг. Педагог стоит вместе с детьми.
• Ставится минусовка и педагог вместе с детьми поет:
Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь,
Вместе ручками помашем,
Вместе мы споем и спляшем!
Все Арине очень рады, и Антону тоже рады,
Все Максиму и Ульяне, и Полине очень рады! Поет педагог, называя имена детей данной группы, и приглашает их в центр круга.
• Дети, чьи имена прозвучали, выходят в центр круга и кружатся на месте под первую часть музыки, под вторую часть – бегут на носочках по кругу. Сделать акцент на то, что ручки девочек крепко держат волшебную юбочку, а ручки мальчиков держат крепко бока (крепко на тот случай, если бочкам вздумается убежать от хозяина). Дети, стоящие в кругу громко хлопают в ладоши.
• Важно всех детей пригласить в круг и поприветствовать. Это задание решает коммуникативные задачи, сглаживает эмоциональное напряжение у робких, застенчивых детей.
Игровая разминка «Шпионы».
«Долго шли мы по дорожке»`, музыка Оксаны Макушиной
Педагог: Все в кружочек соберитесь и в шпионов превратитесь! – Созываем детей встать в круг, интригуем неизвестным словом «шпион»!
Ниже-ниже приседайте и головки наклоняйте. – Педагог показывает детям, как нужно присесть слегка и опустить головку так, как будто мы прячемся и не хотим, чтобы нас кто-нибудь увидел.
Тихо-тихо мы ступаем, – шагаем «крадущимися» шагами
Всё в округе замечаем. – ладонь приставляем ко лбу, глаза прищуриваем и делаем вид, что высматриваем все вокруг. Мы видим, а нас никто не видит!
Долго шли мы по дороге
И у нас устали ноги!
Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.
Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши!».
Наши ноги все шагали,
По тропинке побежали,
Побежали…
Мы бежали три часа
Через горы и леса.
Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.
Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.
Пересели на лошадки,
На лошадке ехали,
В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»
Испугал нас бегемот
Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.
Пароход по морю плыл,
Каждый очень счастлив был. Наклоны вперед, тянем носочки. При наклоне вперед делаем выдох, проговаривая: «Ух!»
Но на мель случайно сели
И на поезд пересели.
Поезд едет чух-чух-чух,
Аж захватывает дух! На корточках прыжками двигаются вперед.
Но веселый наш народ
Пересел на самолет.
Самолет летит по небу
Там никто ни разу не был!
Мы летели, а потом… Руки в стороны на носочках кружатся на месте, затем двигаются вперед. Указания: «Спинка прямая, головку не опускаем, глазки смотрят вперед.»
Прилетели – вот наш дом! «приземлились» на одно колено. Показывают крышу – «дом» – руки над головой, пальцы рук соединены между собой. Затем тянемся к солнышку – руки подняты вверх!
Танец-игра «Кактус-ёж»
Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик – это цветок из зеленых шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек.
Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед.
Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая!
1. Кактус-ёжик на окне
Колется пребольно.
До чего же, вам скажу,
Я им не довольна. Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе. Приближаются к Кактусику.
Кактус злой, кактус злой,
Не хочу дружить с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.
Кактус злой, кактус злой,
Не хочу дружить с тобой! Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой!»
Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика)
2. Кактус-ёжик на окне, –
Посмотрите сами,
Неожиданно расцвёл
Яркими цветами. Сели на корточки и прыгают как «мячики».
Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки».
Кактус-ёж, кактус-ёж,
До чего же ты хорош! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.
Ладошки подставляют под подбородок.
3. Кактус-ёжик на окне,
Чуть ли не с десяток,
Через месяц или два
Вывел кактусяток. Выросли – встают на ножки, руки на поясе. Бегут по кругу на носочках друг за другом.
Кактус мой, кактус мой,
Что же делать мне с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно.
Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются.
4. Кактус-ёжик на окне
Рассажу в горшочки, –
Пусть растут на радость мне
Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе.
Кактус рад, кактус рад, –
На окошке детский сад!
Хлопают в ладоши ритмично поочередно.
Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх.
Все дети любят танцевать и играть. Даже самые застенчивые, самые упрямые, самые тревожные дети раскрываются в танцевально-игровом процессе. А это залог успешности детей в будущем.
Источник
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
- Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
- Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
- Игры (сюжетные и несюжетные);
- Драматизации.
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
- Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
- Эстетическое развитие;
- Развитие творческих способностей и артистизма;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
- Улучшение координации движений;
- Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
- «Ходьба» (музыка – Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
- «Пилот» (музыка – Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
- «Ветер и ветерок» (музыка – Л.В. Бетховен «7 лендлеров»). Благодаря этому упражнению дети учатся внимательно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает или с различной амплитудой под музыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
- «Замри» (музыка – И. Кишко «Марш»). Для игры Вам понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
- «Регулировщик» (музыка – М. Раухвергер «Автомобиль»). В этой игре взрослый может выступать в роли регулировщика, а дети – водителей и пешеходов. Представьте, что в городе сломались все светофоры, а управлять дорожным движением приходится одному регулировщику. Вначале включается фонограмма, и малыши начинают движение, затем взрослый ставит музыку на паузу и командует повернуться направо, налево и еще раз направо. После выполнения задания «водители» должны припарковаться в заранее выбранном месте, а пешеходы продолжают движение.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник