Развитие режим 1 год ребенку

11.07.2019

27

Распорядок дня ребенка в год в основном остается таким же, как в предыдущие 2 месяца.В этом возрасте малышу на отдых необходимо 13-14 часов в сутки. Из них на дневной сон достаточно 2-2,5 часа или чуть больше. Количество ночного сна будет варьироваться от 11 до 12 часов.

Режим дня ребенка в 1 год: сон, кормление и развитие малыша

К 1 году дети уже способны спать в течение всей ночи без пробуждений на кормления.

Обычно режим дня ребенка строится по часам с двумя дневными снами – при подъеме в 6-7 утра оптимально их начинать около 9.30-10.00 и 14.00-14.30 часов. При этом сохраняется раннее укладывание – в годик малыш будет уходить в ночь примерно через 4,5 часа после последнего дневного сна. Столько он способен бодрствовать сейчас без переутомления. 

Соблюдение стабильного режима дня  поможет вам избежать протестов во время укладывания и улучшить сон крохи. Ребенок  будет точно знать, когда время прогулки, кормления, купания/умывания, сна. 


Примерный режим дня 12-месячного малыша

Режим дня ребенка в 1 год: сон, кормление и развитие малыша

Причины, по которым сон ребенка может ухудшиться 

Нарушения сна в этом возрасте могут носить поведенческий характер. Давайте разберем, с какими проблемами вы можете столкнуться.

1. Малыш отказывается от одного из дневных снов.

Большинство годовалых детей еще не готовы к переходу на один сон, так как потребности во сне у них  пока велики. 

Нужно стремиться придерживаться режима с двумя снами до 15-18 месяцев. К этому возрасту организм ребенка  будет физически готов к более длительному бодрствованию и постепенному переходу на один сон.

Если один из снов не состоялся, делайте уход в ночь раньше, чтобы не допустить накопления усталости.

Если малыш не засыпает во время второго дневного сна, ограничьте утренний сон часом. Или же сместите начало обеденного сна на чуть более позднее время. Этот сон не нужно ограничивать. 

2. Кроха осваивает новые навыки

Малыш учится ходить, понимает, что может подняться в кроватке сам, держась за борт,  или активно начинает говорить. 

Порой для малыша новый навык становится настолько волнительным, что возникают проблемы со сном и поведением. Например, ребенок начинает переживать сепарационную тревогу, особенно во время ночного укладывания. Или отрабатывать подъемы в кроватке вместо того, чтобы спать. 

В этому случае предоставьте ребенку  возможность во время бодрствования практиковать новый навык. Через неделю-две он привыкнет к нему и сон улучшится. 

3.  Годовалый малыш полагается на постороннюю помощь при засыпании – бутылочку, соску, укачивания, грудь.

В результате даже многие 12-месячные дети часто просыпаются по ночам, спят короткие сны днем и засыпают только при обязательном присутствии мамы.

Выявите негативную ассоциацию со сном и научите малыша расслабляться и засыпать самостоятельно. При необходимости обратитесь к консультанту по детскому сну. 

4. Ребенок плохо спит из-за неподходящих условий сна

Ему мешают слишком теплая пижама, высокая/низкая температура в комнате, недостаточная темнота или влажность, неудобный матрас в кроватке, шум во время сна.

Пересмотрите условия сна и измените их при необходимости.

5.   Малыш реагирует на перемены в семье.

Любые отклонения от привычного режима могут сказаться на сне ребенка: скорое появление второго малыша, переезд в новый дом, появление няни.

Заранее подготовьте своего ребенка к важным изменениям в семье, чтобы они не расстроили привычный распорядок дня.

6.  Ребенок просыпается из-за голода.

Такое бывает, если малыш недостаточно ел днем или его питание не сбалансировано. В этом возрасте дети часто отвлекаются во время кормления и могут недоедать. Им интереснее изучать все вокруг и играть с игрушками, чем сидеть в стульчике для кормления. 

Давайте разберемся, как установить подходящий режим кормления в 12 месяцев.

Режим питания ребенка

В 1 год прикорм ребенка составляет уже около половины его рациона. Может быть больше или меньше – все индивидуально. 

Меню прикорма малыша первого года жизни  состоит из 5 групп продуктов: овощи, фрукты, мясо, крупы и кисломолочные продукты. 

Чтобы сделать рацион разнообразным, кормите ребенка одним из продуктов каждой группы ежедневно. 

Если он отказывается от одного из продуктов, не стоит заставлять его кушать. 

Вы заметите, что к году ваш ребенок хочет кушать с общего стола. Дети этого возраста уже предпочитают еду кусочками, а не в виде пюре, и начинают есть ложкой, пить из поильника или чашки. 

Способ приготовление пищи может быть разным: запекание без масла, тушение, варка, жарка на сковороде с антипригарным покрытием. Стоит помнить, что многие дети сейчас предпочитают  простые монокомпонентные блюда.

Сколько раз в день кормить малыша? Без учета грудного молока/смеси ребенок будет кушать до 5 раз в день: завтрак, обед, ужин и перекусы.  

Включайте в меню: каши, супы, паровой омлет, тефтели, блюда из рыбы и овощи. Предлагайте воду, сок или компот, лучше без сахара. На полдник можно давать печенье, фрукты или кефир. Можно включить в меню коровье молоко.

Избегайте следующих продуктов:

  • копчености
  • сладости
  • жареную на масле пищу
  • газированные напитки

Развитие ребенка в год

Каждый день годовалого малыша насыщен новыми событиями и открытиями. Он уже понимает, как можно вести себя в семье, интересуется другими детьми, но пока не знает, как с ними общаться. Тянет свои ручки к игрушке, которую хочет. Ребенок знает, как привлечь ваше внимание. 

Годовалый малыш знает названия предметов, которые видит вокруг себя каждый день. Вскоре он произнесет свое первое,  вам понятное, слово.

 Озвучивайте действия, которые он совершает, чтобы пополнить словарный запас малыша и выстроить связь слово-действие. Можно считать ступеньки, когда вы поднимаетесь по лестнице, называть цвета фруктов и овощей в магазине. Также важно читать книги с картинками и просить ребенка показывать и называть знакомые объекты. 

Ребенок уже крепок физически и многое умеет делать. Он уже сидит более длительное время и может поворачиваться в этом положении, чтобы дотянуться до игрушек. Некоторые детки обучаются стоять недолго без поддержки.  

Малыши начинают ходить. Но не переживайте, если ваш ребенок еще не пошел. Обычно этот навык осваивается детьми в период с 9 до 17 месяцев. 

Какой распорядок дня сложился у вашего малыша к году? Есть проблемы со сном?

Развитие режим 1 год ребенку

Понравиласть статья? Оцените:

Источник

Детские врачи рекомендуют родителям не допускать резких перемен в организации суток для ребенка, достигшего 1 года. Для ребенка в 1 год режим дня мало чем отличается от такового в 10–11 месяцев. Если стараться придерживаться того образа жизни, который установился незадолго до первых именин крохи, то особых проблем не будет.

Переход на одноразовый сон

Может случиться так, что ребеночек в год сам не захочет жить по своему привычному расписанию. Если раньше он легко засыпал и спал днем два раза, то теперь становится очень трудно уговорить кроху лечь в кроватку через пару часов после первого утреннего пробуждения.

Бывает, что дитя спокойно играет до самого обеда, не выказывая никаких признаков утомления или сонливости, не трет глазки, не капризничает. Попытки уложить спать в обычное время сопровождаются капризами и отчаянным сопротивлением. Когда мама все же укладывает его, он долго играет в кроватке с игрушкой, разговаривает сам с собой, без конца требует к себе внимания и засыпает тогда, когда уже пора вставать. Приходится отодвигать время обеденного кормления, а за ним и время второго сна. В итоге малютка просыпается второй раз перед самой ночью, и затем полночи не спит ни он, ни мама. Такие сдвиги во времени вынуждают менять привычный режим всей семьи.

Читайте также:  Можно ребенку в 1 год кушать торт

Если ваш ребенок явно не хочет спать до обеда, то в 1 год его стоит перевести на одноразовый послеобеденный сон (рекомендуем прочитать: сколько времени должен спать ребенок в 1 год?). Он вырос из распорядка дня младенца 11–12 месяца жизни. Для деток 1 года распределение времени должно быть удобным и комфортным для них и для родителей. Переход на новое расписание должен быть плавным, ненавязчивыми – так, не нужно ждать послеобеденного сна, если малыш устал, зевает и норовит прилечь. Иногда бывает очень непросто подобрать индивидуальный режим сна, чтобы малыш оставался веселым и спокойным, а родители могли высыпаться и полноценно справляться со своими повседневными обязанностями.

Если малыш уже не готов жить по созданному ранее распорядку, не нужно настаивать: внутренние биоритмы ребенка сами подскажут оптимальное количество, частоту и время сна

Режимы сна и бодрствования годовалого ребенка

Итак, на 13-м месяце жизни возможны два режима дневного отдыха, учитывая, что кроха такого возраста может бодрствовать без устали примерно 3–4 часа. В любом случае родители должны следить за тем, чтобы малютка спал положенное ему по возрасту количество часов – от этого напрямую зависит состояние его здоровья и психологический комфорт. В 1 год и 1 месяц уже становится заметной склонность ребенка к типу темперамента «жаворонок» или «сова»:

  1. Режим с привычным для малютки 10–11 месяцев двухразовым дневным сном. Годовалый ребеночек-«жаворонок» просыпается рано, в 6–7 утра, не прочь опять уснуть в 10. Поспав часа два, может играть или гулять примерно до 15 часов. Следующий отдых ему будет необходим где-то с 15 до 17, и уже в 20 – 21 час вечера можно укладывать его на ночь. Данная организация сна радует тем, что ваш маленький непоседа будет всегда отдохнувшим и бодрым.
  2. Режим, при котором малютка днем спит один раз. Этот вариант больше подходит для будущих «сов». Такие детки предпочитают поспать подольше утром и долго не засыпают вечером. Дитя просыпается ближе к 9–10 утра и начинает уставать после полудня. Тихий час такого малыша длится около трех часов. Ребенок может спать после обеда, с 13 до 16, тогда к 8–9 вечера он будет уже утомленным и легко рано уснет. Чем хорош второй вариант? Так как малыш долго спит утром и рано засыпает вечером, у родителей есть возможность переделать домашние дела и пообщаться друг с другом.

Если вы хотите отдать малыша в детский сад в раннем возрасте, то организация дня по типу “жаворонок” считается наиболее приближенной к детсадовской. Главное – не позволять ему спать утром слишком долго, до 10 часов утра ребенка лучше разбудить. Если это правило не соблюдать, то может перепутаться день и ночь.

Питание годовалого ребенка

После достижения ребенком возраста 1 года посадите его на специальный стульчик за общий стол (подробнее в статье: питание ребенка после года: меню). Он будет с удовольствием пробовать те же самые блюда, которые едят взрослые: борщи, супы, каши, отварную рыбу и курицу, паровые тефтельки, тушеные или вареные овощи, сваренное всмятку яичко, нежный творожок, запеканку.

Рацион питания ребеночка старше 12 месяцев должен отличаться от взрослого рациона отсутствием острых, жирных, жареных и копченых блюд, колбас, цитрусовых. Лучше пока не давать ему сладостей, мучных изделий промышленного производства, шоколада. В конфетах и пирожных содержится большое количество сахара и искусственных жиров, которые чрезвычайно вредны для маленького организма. Гораздо более полезно ставить на стол фруктовые пюре, ягоды, соки.

Хотя желудок малыша уже способен воспринять взрослый рацион, есть и существенные отличия – лучше оградить ребенка от жареной жирной пищи и продуктов с консервантами

Режимы кормления ребенка после года

Время приема пищи зависит от того, сколько раз дитя спит в течение дня:

  1. При сохраненном двухразовом сне остается привычное 5-разовое кормление. Если у мамы все еще есть молоко, можно кормить грудью перед ночным сном и на завтрак. Если грудного молока уже нет, то пусть кроха утром и на ночь сосет детскую смесь из бутылочки. Днем кормите три раза.
  2. Если ваш малыш после года перешел на одноразовый сон, то время его кормления тоже изменится. Теперь просто не получится соблюдать прежнее 5-разовое кормление. Вполне достаточно кормить малютку 4 раза в день, но при этом нельзя его перекармливать. Следует помнить, что объем пищи, съеденной за раз, должен составлять не более 250 мл. Малыш сам даст вам знать, когда насытится.

Режим сна, прогулок и питания ребенка в год

Давайте составим примерный режим дня и питания годовалого малыша по часам при двухразовом и одноразовом дневном сне, а также с учетом времени утреннего пробуждения:

Режимные моментыРанний подъемПоздний подъем
Пробуждение, утренний туалет, по возможности зарядка6.00-7.008.00-9.00
Первый прием пищи (завтрак)7.00-7.309.00-9.30
Игры, занятия или прогулка. Многие детки в этом возрасте уже пытаются общаться с ровесниками, поэтому можно ходить с малышом во двор или в парк, где обычно гуляют дети.8.00-10.3010.00-12.30
Второй прием пищи. На обед ребенок должен получать самую калорийную пищу в течение дня.10.30-11.0012.30-13.00
Сонный час на прогулке или дома11.30-13.0013.30-16.00
Третий прием пищи — полдник. Он должен быть гораздо менее плотным, чем обед, потому что скоро ужин14.00-14.3016.00-16.30
Второй дневной сон15.30-16.30
Время бодрствования — игры, занятия, чтение книжек16.30-19.0016.30-19.00
Четвертый прием пищи — ужин19.00-19.3019.00-19.30
Вечерний туалет, купание, обливание, воздушные ванны20.00-21.0020.00-21.00
Ночной сонС 21.00С 21.00

Для годовалого ребенка игра – это естественная стихия, которой обязательно должно быть отведено место в распорядке дня. Маме не обязательно все время активно участвовать – следует оставить время и для самостоятельного изучения мира

Все дети разные, поэтому данный распорядок является приблизительным и варьируется на час-два в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Время сна, бодрствования и питания ребенка 13-15-го месяца жизни можно наглядно изобразить в виде таблицы.

Сколько раз спит днемСколько раз естВремя между кормлениямиСколько спит в сутки
143-4 часа13,5-14,5 часов
252-3 часа

Подобранного расписания важно придерживаться, чтобы ребенок привык кушать и ложиться спать в одно и то же время – это позволит избежать ненужных проблем вроде отсутствия аппетита или вялости, сонливости. Если организация дня ребенку подходит, то можно ее соблюдать до 3-4-х лет.

Читайте также:  Пончо на ребенка 1 год

Мнение Комаровского

Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.

Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории
г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то
    неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

Читайте также:  Можно ли ацидофилин ребенку в 1 год

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник