Развитие речи у ребенка с пороком сердца

Развитие речи у ребенка с пороком сердца thumbnail

Нервно-психическое развитие детей с врожденными пороками сердца.

Сознание болезни вызывает то или иное отношение больного к себе. Изменение психики больного обусловлено объективными изменениями организма, вызванными болезнью в биологической структуре, или субъективным к себе отношением.

В этом последнем случае большое значение имеет соотношение логической оценки и эмоциональных реакций. Логическое суждение о своей болезни так связано с эмоциями, что последние нередко оказывают влияние и на характер логического вывода.

Чаще всего эмоции приобретают такую силу, что затрудняют логический анализ своего состояния. Это положение подтверждается при исследовании психологического состояния и оценок своего положения больными врачами.

Известно, что даже выдающиеся врачи в случае тяжелых заболеваний не могли объективно оценивать своего состояния, уклонялись от постановки диагноза тяжелого заболевания или, наоборот, ставили себе диагноз тяжелой болезни, когда ее не было в действительности(3стр54)

Сознание болезни, таким образом, имеет объективные и субъективные причины, границы между которыми условны. Особое место в сознании болезни и переживаниях больных следует отвести прогнозу. Больной понимает возможные результаты болезни, хотя и не всегда его представления соответствуют характеру болезни.

С помощью врача он стремится выяснить свое положение и возможные последствия. Прежде всего его беспокоит, наступит ли полное выздоровление; будут ли остаточные явления или осложнения; возможность наступления смерти.

Только в некоторых случаях, характеризуемых как деградация личности в результате тяжелой болезни, больной не способен задаваться подобными вопросами. От того, к какому выводу приходит больной, будут зависеть состояние его психики и степень сопротивления патологическому процессу. При этом диагноз болезни интересует больного лишь постольку, поскольку он дает некоторую информацию об исходе. В литературе имеются разноречивые мнения о характере психических нарушений у больных врожденными пороками сердца, в том числе и у детей. Некоторые авторы считают, что среди умственно отсталых врожденные пороки сердца встречаются в 7 раз чаще, чем среди здорового населения. Вместе с тем высказывается мнение, широко распространено среди практических врачей – хирургов и педиатров – о том, что большинство детей с врожденными пороками сердца, в том числе цианотического типа, отличаются нормальным, а нередко даже повышенным по сравнению со сверстниками интеллектуальным уровнем.

Задачей настоящего сообщения является систематическое описание отклонений в психическом развитии и нервно-психических нарушений у детей и подростков с врожденными пороками сердца в разные возрастные периоды. Для решения этих задач изучено в динамике 158 детей и подростков с врожденными пороками сердца цианотического (триада и тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов, общий аортальный ствол, болезнь Эбштейна) и «бледного» типа (дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, трехкамерное сердце, коарктация аорты и др.).

Характерным для детей с врожденными пороками сердца в возрасте 1 года является наличие различных невропатических симптомов: ранний отказ от груди, плохой аппетит, срыгивания, рвота, повышенная чувствительность к температурным колебаниям, нарушение ритма сна и бодрствования или бессонница, обычно сопровождающаяся общим беспокойством и криком. В возрасте старше 3 лет нередко отмечаются отдельные проявления диэнцефальной недостаточности: повышенная жажда, эпизодические беспричинные подъемы температуры. Интенсивность проявлений невропатии зависит от выраженности сердечно-сосудистой недостаточности, у больных врожденными пороками сердца «бледного» типа они почти не отмечаются. В возрасте 3-4 лет у больных с пороками цианотического типа при наличии тяжелых гемодинамических нарушений наряду с симптомами невропатии начинают выявляться признак и задержки и умственного развития. Дети позднее начинают говорить, речь долго остается косно – язычной, запаздывает формирование навыков самообслуживания. Если здоровый ребенок предодошкольного возраста весь как бы находится во власти внешних впечатлений, его очень легко привлечь к чему-либо, но также легко и отвлечь, то дети с врожденными пороками сердца особенно цианистического типа, вяло реагируют на окружающее, у них отсутствует живость и любознательность, присущая данному возрасту, не обнаруживают выраженной привязанности к матери.

В дошкольном возрасте признаки невропатии отходят на второй план, уступая место неврозподобным нарушениям, которые в наибольшей степени выражены у больных с цианостическими пороками и проявляется повышенной раздражительностью, капризностью, плаксивостью, беспокойным сном с частыми пробуждениями и ночными кошмарами, неусидчивостью, отвлекаемостью. Реже наблюдается неврозоподобные страхи и ночной энурез. Изменения в интенсивности и характере неврозоподобных нарушений в основном зависит от соматического состояния больных. При ухудшении общего состояния и нарастании гипоксии в начале неврозоподобные нарушения усиливаются, а, затем, по мере развития сердечно – сосудистой недостаточности, ослабевают и постепенно исчезают. В психическом статусе начинают преобладать выраженная астения, вялость и апатия.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка пятигорск

Клиническое психологическое исследование часто выявляют уже в дошкольном возрасте признаки интеллектуальной недостаточности которые проявляются в основном слабостью памяти, ограниченностью запаса знаний, бедность фантазии, замедленным темпом психических процессов. У наблюдавшихся больных интеллектуальная недостаточность чаще встречалась при пороках сердца «бледного» типа. Изредка она достигала степени дебильности. В конце дошкольного возраста и в школьном возрасте у больных наряду с признаками отставания в физическом развитии, становятся отчетливыми проявления инфантилизма в психической сфере. Особенно личности детей при психофизическом инфантилизме характеризуются такими чертами, как преобладание интересов, свойственных более младшему возрасту, неспособность к занятиям, требующим длительной концентрации внимания (вследствие чего затруднено обучение в школе), отсутствие самостоятельности в поведении. При психологическом обследовании обнаруживаются формальные нарушения интеллектуальных функций. Запас знаний и представлений у детей мал, не сформированы отдельные понятия, не выражены интеллектуальные интересы, недостаточно развиты логические формы мышления. Но в целом структура интеллектуальной недостаточности отличается от структуры дефекта при олигофрении.

Чаще всего у больных врожденными пороками сердца «синего» типа в отличие от больных без цианоза наблюдались явления парциального психического инфантилизма. В психическом статусе этих детей на первый план выступали черты незрелости в эмоционально-волевой сфере при отсутствии отставания в интеллектуальном развитии. Дети отличались наивностью, непосредственностью, свойственными более младшему возрасту, преобладанием игровых интересов, отсутствием инициативы, самостоятельности, невысоким уровнем притязаний. Представляется возможным внутри этой группы выделить вариант парциального психического инфантилизма в сочетании с невропатическими чертами. При этом наряду с проявлениями психического инфантилизма, дети обнаруживали повышенную чувствительность, впечатлительность и плаксивость. У них отмечен страх перед медицинскими манипуляциями, перед операцией при отсутствии чувства и сознания болезни. Часто выражена склонность к невротическим реакциям (страх темноты, одиночества, беспокойный сон, кусание ногтей, раздражительность) в ответ на помещение в стационар, разлуку с матерью. Указанные явления, как правило, были характерны при меньшей тяжести общего состояния. При более тяжелом соматическом состоянии черты парциального инфантилизма проявлялись на фоне выраженного астенического состояния, проявлявшего главным образом в непереносимости даже минимальны физических нагрузок.

Начиная с младшего школьного возраста, постепенно обнаруживаются явления личностной незрелости. К 7 годам у детей отсутствует стремление учиться, стать школьниками. Уже будучи школьниками дети обычно не понимают назначение учебы, не переживают из-за плохих оценок, не стремятся учиться лучше. Привязанность к родителям часто носит потребительский характер. Недостаточно развитое чувство долга, ответственности проявляется и в том, что, находясь в стационаре, дети легко примиряются с мыслью о необходимости пропустить учебный год. Как правило, отмечаются беспомощность в практических вопросах, отсутствие целеустремленности и самостоятельности, присущих данному возрасту, наивность, стремление к общению с детьми более младшего возраста, нередко преобладают игровые интересы. Безынициативность, несамостоятельность, отсутствие интересов свойственных возрасту, часто ставят таких детей вне коллектива сверстников. Наиболее отчетливо элементы личностной незрелости проявляются в подростковом возрасте. Наблюдавшиеся подростки нереально оценивали свои возможности, строили заведомо несбыточные планы на будущее, что обычно коррелировало с недостаточно выраженным сознанием и чувством болезни. Интерес к противоположному полу у них не был выражен, что еще больше затрудняло их контакт со сверстниками. В рамках возрастного периода до 17 лет выявить сколько-нибудь значительной тенденции к сглаживания черт личностной незрелости у больных цианотическими пороками сердца не удалось. При белых пороках явление личностной незрелости выражено в меньшей степени и в клинической картине превалирует склонность к невротическим реакциям, связанные с большим осознанием своего болезненного состояния, а в интеллектуальном развитии эти дети, как правило, опережают больных с синими пороками обычно учатся в массовой школе. С 9-10 лет на фоне эмоциональной незрелости, и инфантильности у отдельных детей и подростков с врожденными пороками сердца синего типа наблюдаются признаки своеобразного формирования характера в виде особой недетской рассудительности и серьезности, сочетающихся с проявлениями психического инфантилизма. Основное значение в формировании такого диспропорционального склада личности имеют неправильные условия воспитания таких детей, связанные с наличием порока сердца. В результате тормозится нормальное волевое и эмоциональное развитие, прививается несамостоятельность и неуверенность в себе.

Динамика изменений нервно-психического состояния больных после оперативного вмешательства позволяет выделить 3 основных периода. Первый – астено – адинамический с явлениями легкого оглушения, продолжающийся 2-3 дня после операции. Второй период характеризуются повышением активности и возникновением или усилением неврозоподобных явлений, длящихся до 10-12 дней. Третий период – постепенного обратного развития неврозоподобных нарушений. Астено- адинамический период с явлениями оглушения характеризуется бедностью мимики, замедленностью всех движений, молчаливостью, часто безучастностью. Выражение лица безразличное, тупое. Легко наступает дремота, нередка постоянная сонливость. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются не сразу и их смысл понимается с большим трудом.

Читайте также:  Развитие ребенка в ясельной группе по фгос

Неврозоподобные расстройства после операций на сердце обычно проявляются астенической симптоматикой: раздражительностью, слабостью, эмоциональной лабильностью, нарушением сна, снижением аппетита, вегетативными расстройствами. У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают или усиливаются черты инфантильности, дети начинают говорить с интонациями малышей, проявляют беспомощность, требуют, чтобы их кормили , одевали и т.д.; отличаются вялостью, заторможенностью. С течением времени астенические явления постепенно сглаживаются. При присоединении осложнений (пневмонии, нагноения раны, вторичной анемии) иногда возникают расстройства сознания с отрывочными зрительными галлюцинациями, что обычно свидетельствует о выраженном токсикозе и ухудшает общий прогноз. В этих случаях необходимы строгий надзор, инъекции аминазина или пипольфена под контролем измерений артериального давления. При лечении неврозоподобных расстройств послеоперационного периода показано применение элениума, судексина и снотворных средств.

психический больной порок сердце

Заключение

Катамнестическое наблюдение больных, перенесших операцию на сердце, продолжительностью от 0,5 года до 10 лет, позволяет считать, что терапевтический эффект операции в отношения нервно-психических нарушений зависит в основном от возраста, в котором произведена операция и от степени коррекции порока. После успешной проведенной в дошкольном возрасте радикальной коррекции порока цианотического типа отмечается тенденция к постепенному сглаживанию и устранению соматической астении, неврозоподобных расстройств и явлений нерезко выраженной задержки психического развития. После операции паллиативного характера описанные нарушения становятся менее выраженными лишь в первые годы, а затем, по мере ухудшения общего состояния и нарастания цианоза, вновь усиливаются. При пороках «бледного» типа терапевтический эффект оперативного вмешательства в отношении нервно-психических нарушений полностью зависит от возраста, в котором произведена. Если она сделана в младшем возрасте, постепенно сглаживаются явления задержки развития, инфантилизма, неврозоподобные нарушения.

Знание особенностей нервно-психического развития детей и подростков с врожденными пороками сердца и его изменений после операции на сердце должно помочь врачам-педиатрам в решении вопросов социальной адаптации детей, а также в адекватном комплексном их лечении.

Использованная литература

1. Ковалев В.В. Проблемы судебной психиатрии М., 1963

2. Литтманн И.,Фоно Р. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов М., 1954.

3. Ковалев В.В. Ж. Педиатрия № 6

4. Ковалев В.В. Ж. невропатол. И психиатр., 1964, в. 7 с. 1074.

Источник

Врожденные пороки сердца представляют собой группу патологических изменений различных структур сердца, возникающих во внутриутробном периоде и в связи с которыми значительно нарушается деятельность сердца.

В настоящее время у новорожденных и малышей в возрасте до трех лет все чаще диагностируют врожденные пороки.

Наиболее часто встречаются:

  • аномалии отхождения крупных сосудов;
  • изменение положения сердца;
  • нарушения внутрисердечных морфологических структур (перегородок, стенок или клапанов).

Приобретенные пороки сердца развиваются у детей младшего, школьного и подросткового возраста – они связаны с инфекционно-воспалительными или аутоиммунными процессами клапанов сердца.

Почему возникают врожденные пороки сердца

Для нормального функционирования сердца и других органов кровообращения большое значение имеют правильная внутриутробная закладка органов у плода и анатомические особенности крупных сосудов и сердца в детском возрасте.

Эмбриональная закладка крупных сосудов и сердца начинается с 2-й недели внутриутробного развития плода.

Сначала образуется первичная сердечная трубка из удвоенной складки мезодермы (сердце), а из скопления клеток, образующих кровяные островки формируются основные структурные отделов сердца (первичные сосуды) в результате их активного роста на 3-й неделе беременности.
Важно знать, что сердечнососудистая система является одной из пер­вых систем организма плода, которая начинает функционировать у зародыша.

При этом полное структурное формирование сердца заканчивается на 8-й неделе внутриутробного развития.
Поэтому наиболее опасными и неблагоприятными в плане отрицательного воздействия различных факторов считаются первые три месяца внутриутробного развития плода.

Именно в этот период воздействие физических, генетических, биологических или  химических агентов нарушают сложный механизм закладки сердца и крупных сосудов.

В результате этих влияний часто возникают врожденные пороки сердца.

Причины развития врожденных пороков сердца у детей

Наиболее часто развитие врожденных пороков сердца связанны с неблагоприятным  воздействием различных повреждающих факторов во время закладки сердца и магистральных сосудов плода (со 2-й по 8-ю недели беременности).

К ним относятся:

  • перенесенные острые инфекционные вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь);
  • хромосомные нарушения, мутации генов;
  • возникновение и активное прогрессирование внутриутробных инфекций (хламидиоз, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция);
  • эндокринопатии у матери, чаще всего сахарный диабет и сложная патология щитовидной железы;
  • прием различных лекарственных средств (изотретиноин, варфарин или препараты лития), прием наркотических препаратов;
  • злоупотребление алкоголем, курение;
  • выраженные токсикозы на первого триместра беременности;
  • возраст родителей.
Читайте также:  Предметы для развития ребенка в 1 год

На сегодняшний день определение врожденного порока сердца возможно при УЗИ- диагностике еще во внутриутробном периоде, но уточнение диагноза врожденного порока осуществляется непосредственно после рождения малыша.

Возможно проявление порока не сразу после рождения, а по мере активного роста малыша, в связи с возрастающей нагрузкой на сердце и анатомо-функциональными особенностями сердца и сосудов у детей.

Поэтому необходимо знать какие виды пороков сердца существуют и первые симптомы проявления этой сложной патологии.

Виды врожденных пороков сердца у новорожденных

Врожденные пороки сердца в среднем диагностируют у 1% новорожденных.

Их подразделяют на «белые» и «синие» аномалии.

Наиболее часто диагностируют «белые» пороки, когда артериальная кровь смешивается с венозной в связи с различными дефектами:

  • межпредсердной или межжелудочковой перегородок;
  • в сочетании с открытым артериальным протоком.

«Синие» пороки относят к сложным и опасным для жизни патологиям – они отличаются множественными аномалиями структур сердца или нарушениями выхода крупных сосудов.

Важно помнить, что при сложных врожденных пороках сердца у новорожденных хирургическое вмешательство считается наиболее успешной методикой лечения, поэтому ранняя диагностика и наблюдение малыша у кардиолога или кардиохирурга является залогом благоприятного прогноза для здоровья и жизни ребенка.

Признаки порока у детей

Главными симптомами наличия порока сердца у новорожденных и детей раннего возраста являются:

  • слабость, вялость, плохая прибавка в весе;
  • ухудшение состояния малыша при кормлении и крике: синюшность носогубного треугольника, конечностей (особенно кистей и стоп);
  • приступы одышки;
  • появление отеков.

Малыш отстает в физическом и психоэмоциональном развитии, отмечаются частые респираторные заболевания.

При этом педиатром выслушиваются сердечные шумы, отмечается учащенный сердечный ритм, перкуторно определяются увеличенные размеры сердца.

Анатомо-функциональные особенности сердца у детей, усугубляющие признаки и течение порока сердца

Сердце новорожденного имеет сравнительно большие размеры, составляя около 0,8% (у взрослого – 0,4%) от массы тела с наиболее активным его развитием и совершенствованием структур с двух до шести лет и в подростковом возрасте.

Неравномерный рост отделов сердца отличается в разные возрастные периоды ребенка:

  • увеличение преимущественно предсердий (до двухлетнего возраста);
  • рост всего сердца в целом (до десяти лет);
  • интенсивное увеличение желудочков (старше десяти лет).

Также с возрастом изменяется форма и расположение сердца.
У детей с ростом происходит функциональное совершенствование сердца и сосудов:

  • качественная перестройка мышцы сердца – от малодифференцированной ткани до полноценного миокарда с активным развитием эластичной и соединительной ткани;
  • у детей до трехлетнего возраста отмечается учащенное сердцебиение (тахикардия), что объясняется активным влиянием на сердце симпатической нервной системы;
  • по мере роста малыша (с 3-4 лет) происходит дифференцирование проводящей системы сердца и блуждающего нерва с преимущественной активацией парасимпатической нервной системы.

После 3 лет характерно постепенное урежение частоты сердечных сокращений, может отмечаться дыхательная аритмия, а в подростковом возрасте – различные виды аритмий и блокад, которые исчезают по мере развития проводящей системы сердца.

Также с возрастом изменяется внутреннее строение и кровоснабжение сердца (строение клапанов  и  оболочек сердца, тип расположения коронарных сосудов, увеличивается толщина и просвет стенок крупных сосудов).

Отмечается неравномерный рост крупных сосудов, сердца в целом, а также отдельных его частей в сочетании с особенностями нейрорегуляции миокарда и дисгормональными изменениями (в пубертатном периоде) является предрасположенностью к развитию, как патологических изменений, так и функциональных расстройств сердца и сосудов.

Все эти возрастные изменения могут провоцировать усугубление клинических симптомов даже компенсированных пороков сердца.

Поэтому при диагностировании врожденного порока сердца ребенок должен постоянно находиться под наблюдением кардиолога и кардиохирурга, при необходимости проводится оперативная коррекция.

Крайне важно наблюдение за состоянием ребенка в период вирусных и других заболеваний, наслоении патологии других органов и систем, особенно печени, почек, эндокринопатий.

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник