Развитие речи у ребенка с нарушением речи
этапы развития речи
—
признаки нарушений речи
—
виды дефектов речи
—
причины нарушений речи
—
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка – это глина: пока она сырая – ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Что же обозначает логопедическое заключение?
Дислалия – это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 – 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
- речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
- избегайте психических и физических травм (особенно головы);
- не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
- не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
- не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
- не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм – ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм – состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
- дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
- часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
- с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
- для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
- ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР является малопонятной;
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень – полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
- при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» – это и кукла и девочка);
- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) – сидеть, «пать» (спать) – кровать;
- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
- нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца;
Источник
Департамент образования САО города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Подготовила учитель-логопед
Рахманова Е.С.
Москва, 2017 г.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, отличающихся недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, вследствие чего дети часто не могут сформулировать ответ полным предложением и четко выразить свои мысли. Многие дети волнуются, говорят невнятно, не знают, как объяснить, что им нужно сделать. Поэтому необходимо как можно раньше обратить внимание на связную речь детей и начать работу по развитию навыков построения полного предложения, а в последующем формировать и развивать умения вначале с помощью педагога, а затем и самостоятельно пересказывать тексты по наводящим вопросам и плану, составлять распространенные предложения по картинке и серии картин, правильно выстраивать последовательность передаваемого сюжета.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка
у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает
содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между
собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями
от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по
заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по
данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в
связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить
ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Использование приема наглядного моделирования дает
возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отсчета);
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит
средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над
всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети
знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать
символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения,
силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие
другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы
используются геометрические фигуры, своей формой и цветом
напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник –
елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети
выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае
они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый,
трусливый и т. п.).
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут
служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на
картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным
признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих
рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана,
обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить
некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного
высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду
деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции
речи дошкольников.
ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного
текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой
составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование
следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и
основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей
(предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с
расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”,
“Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать
сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети
учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом.
Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно
выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей
сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные
изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого
манипулирования элементами модели переходят к составлению
пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит
планом пересказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов
по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности
композиционного фона картины, а также умение додумать причины
возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и
последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в
основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка
рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а
по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко
снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело
Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели
капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка.
Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые
листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню.
Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки –
фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели
пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по
пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при
пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными
элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на
пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую
нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают
объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и
свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка
составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На
болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды.
Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.
А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как
черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.
Аналогично проходит работа по другим картинкам. «Оживлялки» легко
накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные
композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления
рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного
рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных
персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое
высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета.
Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о
каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из
фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой
картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими
цвета прямоугольника, который они открывают первым.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
В развитии навыка составления описательных рассказов большую
помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления,
накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами
модели описательного рассказа становятся символы-заместители
качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых
предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета,
принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети
научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или
явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания
двух и более предметов по плану. При этом символы описания
выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении
обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети
сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше.
У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса– хищник.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка
перед построением творческих связных рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый
замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и
событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить
элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное
высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов.
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению
творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка
составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы
произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель
рассказа (сказки) задается логопедом;
логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а
пространственное оформление модели ребенок придумывает
самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными
изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в
характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели,
элементами которой являются неопределенные заместители персонажей
рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа:
например, “Весенняя сказка”;
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего
рассказа.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является
обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве
элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений,
людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало
сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В
темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки
растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают
сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в
отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ,
не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера,
настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети
наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На
последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной
теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого
рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста – составление модели – пересказ текста по
модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность
коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью
моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Источник