Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Екатерина Забурдаева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов»
Тема: Путешествие в страну предлогов.
Группа: подготовительная.
Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить понимание детьми предлогов;
закрепление навыка правильного использования предлогов в речи;
совершенствовать умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним;
закреплять умение детей выделять эти предлоги в тексте;
коррекционно-развивающие:
развивать у детей пространственные представления с помощью предлогов;
развивать любознательность и познавательную мотивацию;
развивать связанную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
развивать слуховое внимание;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей самостоятельность.
Оборудование: иллюстрация яблони с яблоками, картинки яблок, схемы предлогов (для каждого ребенка, карта страны предлогов, мяч, картинки с изображением закрытых ворот, индивидуальные листы со схемами предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, у меня выросла яблоня, и с ней произошло чудо, не ее яблочках поселились предлоги. На яблоках нарисованы изученные предлоги.
Все эти предлоги вам знакомы и они не просто так поселились на яблоне, если вы сейчас сорвете все яблочки и правильно назовете предлоги, то мы сможем отправиться в путешествие по Стране Предлогов.
Дети по одному срывают яблоки и называют нарисованные на них предлоги.
Картинка ворот с замком.
(Карта «Страны Предлогов»).
Логопед: Посмотрите, перед нами ворота в Страну Предлогов и они закрыты, чтобы их открыть, нам надо придумать предложение с тем предлогом, который нарисован на вашем яблочке.
Дети по одному придумывают предложения.
2. Основная часть
Логопед: Молодцы, вот мы и попали в Страну Предлогов. Как вы думаете, кто живет в этой стране?
Дети: В этой стране живут предлоги.
На доске море.
Логопед: Посмотрите, перед нами раскинулась темное «Море ошибок».
Над морем прошел ураган и перепутал предлоги в предложениях, и чтобы нам перебраться на другой берег, надо исправить ошибки, вставив в предложение нужный предлог.
Упражнение «Найди и исправь ошибку»
Дети слушают рассказ и исправляют ошибки.
Мы предлоги, мы живем в волшебной стране. В нашем саду растут яблони. Круглый год за (НА) яблони растут яблоки. Под (В) нашей стране много новых домов. На (В) домах живут предлоги. За (ПО) улицам ходят веселые жители. Над (НА) клумбах растут красивые цветы. Наш город стоит с (НА) берегу моря. Из-под (ПО) морю плавают корабли. Между (В) море водится рыба. Наш город – самый лучший!»
Логопед: Молодцы, мы справились с ошибками, и можем путешествовать дальше. Посмотрите, в море возвышается «Остров наоборот». Слышите, кто-то плачет. Это плачут предлоги.
На острове парами живут предлоги противоположного значения, и они потерялись. Давайте поможем им найти свою пару.
Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча.
Логопед начинает фразу, дети заканчивают.
Над окном – под окном
Под землёй – над землёй
К двери – от двери
От дома – к дому
В сумку – из сумки
Из дома – в дом
На ветку – с ветки.
За домом – из-за дома.
Физминутка
Логопед: Мы с вами проделали большой путь, давайте вспомним, где мы уже побывали
Мы с тобою долго шли, ходьба на месте
В поле яблоньку нашли,
Яблочки с нее сорвали, правую руку вверх-
опустить, затем левую руку
вверх, имитируем сбор
яблок
Сели на пенек, устали, присесть на корточки
Отдохнули мы немножко
И отправились в дорожку. ходьба на месте
Море мы переплывали имитируем руками, как
плаваем
Предлоги на острове искали, наклоны,
Сейчас сядем, отдохнем дети садятся на стульчики
И опять наш путь начнем.
Логопед: Ребята, мы подошли к воротам замка предлогов. Но двери в него закрыты, чтобы попасть в замок надо подобрать ключ. Для этого нам нужно вспомнить значение некоторых предлогов и в этом нам поможет стихотворение. Перед каждым из вас двери в волшебный город.
Упражнение на зрительно – пространственную ориентировку.
Логопед: Я буду рассказывать, а вы найдите правильно место для каждого предлога.
Логопед рассказывает стихотворение, дети по ходу рассказа раскладывают схемы предлогов относительно контура ворот
У дверей растёт ромашка.
Под дверью сидит букашка.
Над дверьми летает пташка.
На дверях висит рубашка.
Все предлоги разложили
И замочек мы открыли.
Логопед: Молодцы, вот мы и добрались до города предлогов.
Индивидуальная работа в игре «Найди предлог»
Логопед: Предлоги очень любят играть в прятки. Они для каждого из вас приготовили задание.
Детям раздаются листы, на которых записаны схемы предложений, нужно нарисовать пропущенный предлог.
Проверка работ.
Логопед просит детей расшифровать предложения. Один ребенок читает предложение, а другие дети говорят, какой предлог был вставлен.
Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Мы опять оказались у ворот, которые стоят на выходе из волшебной страны. Чтобы хорошо закрыть за собой ворота, нам надо ответить на вопросы.
Игра на внимание «Да, нет?»
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
3. Итог занятия.
Логопед: Ворота закрылись и мы снова очутились в детском саду.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось больше всего?
Какие задания были интересны?
Какое задание показалось самым трудным?
Логопед оценивает работу детей.
Логопед: Мне понравилось, как вы работали на занятии, были очень внимательны. Я горжусь вами, вы все справились со всеми заданиями. Молодцы!
Источник
Занятия с детьми дома (3года). Играем и учим предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО
Речевые игры с детьми: предлоги в, на, под, около.
Игры для детей 3-4 лет.
Занятия с детьми дома по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей. Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами, 3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок, 5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.
В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)
Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
Игры для детей трех лет:
Игра 1. Играем в прятки с Мишкой.
Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».
Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)
В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:
1) Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой, и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.
2) Каждый раз меняйте и предмет, у которого Вы прячете секрет для игрушки:
- В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
- В сумке, на сумке, под сумкой, около сумки
- В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала
- В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета
- В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.
Т.е. в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д. В третий раз бегемотик ищет мячик на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку и т.д.
При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно – на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет. Задача речевой игры выполнена – ребенок незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.
Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.
Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по 5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.
Игра 2. Котёнок и собака.
Эта игра — одна из самых любимых у маленьких учеников. Это одна из любимых игр родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.
Кстати, во все игры этой рубрики можно играть не только на русском языке. Когда дети вырастут, их можно будет использовать и для обучения иностранному языку.
Играем мы в эту речевую игру так.
1. Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки.
2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.
3. Показываем указательный палец другой руки. Это котенок.
4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.
5. В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.
6. При повторении речевой игры можно специально путать детей. Мои любимые варианты:
- Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко неожиданно для ребенка сказать – «в домик!»
- Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду очень мягко и вкрадчиво – «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию.
- Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно!
В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего. Но здесь всё зависит от особенностей ребенка: для 3-летнего медлительного малыша эта роль не очень подойдет, но зато подвижный шустрый ребенок выполнит ее с удовольствием.
Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Мой опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!
В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.
Игра 3. Загадки.
Вариант 1.
Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.
Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.
«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы. — «Оранжевый». – «Я догадалась. Это апельсин?»
В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.
Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера.
Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам!
Вариант 2.
Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку.
Преимущество занятий с детьми дома в отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах «на» и «в» – то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.
Игра 4. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около).
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.
Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.
Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: » Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!»
Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.
Источник
Наталья Постаногова
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.
Р. И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.
Нарушение предложно-падежныхконструкций проявляется в виде следующих ошибок:
пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется мной в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.
Обследование велось в двух направлениях.
Выявление понимания значения предлогов.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент – дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работепридерживаюсь следующих этапов:
Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
Дифференциация предлогов в устной речи детей.
Формирование звуковых грамматических обобщений.
Осознание словесного состава предложения.
В работе над предлогами формирую у детей:
представления о смысловой значимости предлогов;
навык правильного употребления предлогов;
представления о предлоге как отдельном слове.
В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей:
пространственные представления;
умение определять расположение предмета (его изображения,
умение определять расположение предмета относительно другого;
умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;
использование графических схем и графического изображения предлогов.
В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.
При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой).
Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.
Настенное панно
Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.
Оборудование: зеркальце.
Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать.
Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался».Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»
Игра «Зверята»
Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.
Оборудование:
Карточки – схемы предлогов
Играли долго малыши. Никто и не заметил, Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.
Огляделись малыши –страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.
Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?
Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!
Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.
Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки,поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.
К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали,но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»
Игра «Весёлый поезд»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.
Оборудование : макет поезда; вагончики над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.
Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.
В 1-й вагончик – картинки с предлогом в;
Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;
В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;
В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.
Игра «забавные круги»
Игра «Найди нужный предлог»
Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами.Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.
Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.
Игра «Зашифруй предложение»
Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.
Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .
Игра «Угадай, что изменилось?»
Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,
Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.
Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.
Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.
Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.
Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки – киндеры др.);
Литература
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – Спб, 1999.
2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1981.
3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999
4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. – М., 1992.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб, 1999.
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, 1999.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.
Источник