Развитие речи современного ребенка консультация для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»
Консультация для родителей на тему:
“Речевое развитие
современного ребенка”
Воспитатель: Прохоренко Снежана Викторовна
Проблема развития речи детей дошкольного возраста актуальна в психолого-педагогической науке, практике дошкольных образовательных учреждений. Формирование речи – одна из серьезных задач воспитания, т. е. речь – одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Поэтому в содержании образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.
Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
В педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.
Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками.
Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы: – партнёрство родителей и педагогов; – единое понимание педагогами и родителями целей и задач; – помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей; – знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
– постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
– изучение семьи; – привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
– изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; – просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; – работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей. Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
Источник
Консультация для родителей
«Развиваем речь детей».
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами диеграфии и дислекции.
Хочется особо заметить: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как из опыта работы видно, что наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии, в основном, начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и последующие годы) мы стараемся убедить родителей в том, что именно из роль в речевом развитии значима; что все наши усилия без вашей помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит углублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречия друг с другом.
Я сейчас вас познакомлю с некоторыми играми-занятиями, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- «Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из борща?, Винегрета?, Кухонного шкафа?, Плиты?»»
- «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
- «Приготовим сок». «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из… (апельсина) и т.д.
- «По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
- «Перепутанница». «Жили были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: басока (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и пр.».
Игра на обогащение словаря ребенка.
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.д.
Игра на развитие грамматического строя речи.
- «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, платье, кино, метро, пальто). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
Очень важно развитие мелкой моторики рук, я уже неоднократно вам говорила, что чем развитие пальчики, тем лучше речь детей. Вот некоторые упражнения. Вы на кухне готовите, малыш рядом, дайте ему перебрать горох, рис, гречку, прямо как «Золушке».
- «Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
- Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.
И в конце своего выступления, я хочу предложить вам игру «Я дарю тебе словечко». Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…). Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними своих друзей. Мы же записываем эти слова на маленьких листочках бумаги каждое слово, а на оборотной стороне – имя и фамилию того, кто принес. Все бумажки складываются в коробочку.
В любое время мы можем достать эту коробочку и поиграть, например: ребенок берет бумажку, воспитатель читает слово, а ребенок объясняет значение этого слова и наоборот.
Источник
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, логично, последовательно излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи очень высоки, т.к. на уроке первоклассник должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, а в том числе ее звуковой стороне, большое внимание.
Старший дошкольник приобретает достаточный словарный запас, реже допускают грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний предлогов. На вопросы отвечают развернутыми фразами, пользуются сложными предложениями. Однако, не всегда шестилетний ребенок может быстро подобрать нужное слово.
К шести годам почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу.
И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее, проводить с дошкольниками специальные упражнения необходимо – они помогут закрепить достигнутое. Задания теперь должны быть более сложные, т.к. ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.
Необходимо стремиться к тому, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми, показывать пример ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Совершенствует связную речь ребенка традиция ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок взрослому. Рассматривая с детьми их работы, нужно побуждать детей к рассказу о созданных ими воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности.
По рекомендации логопеда проводите со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению нарушений в звукопроизношении. Игры могут быть направлены на формирование умения различать, слышать звуки, выделять из группы слов те, которые начинаются с того ли иного звука. Например, назвать предметы одежды, которые начинаются со звука «Ш». При рассматривании картинок предложить назвать сначала те предметы, в которых слышится звук «С», затем звук «З» и т.д.
Можно составить звуковую цепочку из слов, т.е. назвать слово и выделить в нем последний звук и подобрать на этот звук другое слово и т.д.
Интересны игры, где нужно назвать слово, которое начинается на определенный слог или заканчивается им.
Особое внимание необходимо обращать на отчетливое и внятное произношение слов и фраз, умение пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить выразительно. Произношение фраз, пословиц, чистоговорок шепотом, тихо, медленно, быстро, с разной интонацией приводит к более отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.
Содержательность речи зависит от умения использовать богатство языковых средств. Знакомство с художественными средствами языка дает возможность выбирать более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли. Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.
Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы).
Дети с интересом подбирают к названным словам слова противоположного значения (антонимы).
Способствуют расширению словаря ребенка и классификация предметов по определенным признакам. Предложите перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику предмету, например, солнышко – (какое?) – круглое, яркое, лучистое, теплое, доброе и т.д.
Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, например, молоток, пила, топор – инструменты. К обобщающему слову предложите подобрать слова, например, дикие животные Севера – морж, тюлень…
Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных.
Шапка из меха какая? – меховая. Линейка из пластмассы – пластмассовая. У дятла длинный клюв, дятел какой? – длинноклювый.
Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов.
Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Можно попросить дать описание картинки по памяти. Спросите, где происходит действие, в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.
Вместе с тем, учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.
При чтении художественного произведения обращайте внимание на языковые средства, используемые автором.
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
– Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка;
– Не перегружайте его речевыми занятиями, речевой материал должен соответствовать возрасту;
– Говорите с ребенком,не торопясь, звуки и слова произносите четко;
-Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка;
– Тактично исправляйте ошибки, покажите, как надо произнести то или иное слово;
– Напоминайте, что говорить надо внятно, четко и не спеша;
– Не оставляйте без ответа вопросы ребенка, проверьте, понятен ли ему ваш ответ;
– Записывайте речь ребенка на магнитофон, указывая возраст, записи помогут в работе над речью.
У ребенка шестого – седьмого года жизни проверьте:
– Насколько полно и точно он дает описание предметов; умеет ли пользоваться голосовым аппаратом, понижая и повышая силу голоса;
– Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется, краткими или развернутыми?
– Может ли самостоятельно составить рассказ по картине, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
– Какие допускает грамматические ошибки – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи, правильно ли употребляет предлоги?
Источник