Развитие речи слепого ребенка занятия
Конспект занятия (со слепым ребенком Кирилл М., 4,5 г.)
Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения.
Тема: «Звук «С».
Учитель-логопед: Лебедева Т.В.
Тема: «Звук [С].
Цель: Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [с] на материале лексико-грамматических игр.
Задачи:
- Образовательные:
- Уточнить правильное произношение звука [с];
- Обучать спряжению глагола «Хотеть»;
- Учить употреблять формы косвенных падежей существительных единственного числа;
- Коррекционные:
- Учить на слух выделять звук «с»;
- Развитие фонематического восприятия;
- Продолжить развивать навыки обследования предметов;
- Развитие общей моторики;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Воспитательные:
- Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.
Оборудование:
Игрушки, насос, самолет, автобус, слон, бегемот, носорог, сабака, курица Сонька.
Звуковые «дорожки».
Лексический материал:
Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как твои дела? …
К нам в гости пришла игрушечная птица. Посмотри руками и постарайся узнать ее.
(обследуем игрушку, выделяя основные признаки).
Кирилл: это курица.
Логопед: правильно, а зовут ее Сонька. Она сегодня с нами будет играть.
Логоред: Давай поиграем в интересную игру «Летает – не летает» я называю слова, а ты внимательно слушаешь, если предмет, который я назову, может летать, то ты поднимаешь руки вверх; а если он не может летать – то руки вниз.
Тебе понятно?
Кирилл: Понятно! (Кирилл уточняет, когда он будет поднимать руки, а когда опускать).
Логопед: «Ласточка, собака, самолет, санки, сорока, соловей, самокат, синица, стул, аист, оса, лес, стол, листья, письмо, автобус, лось, сокол и т.д.
Молодец! Давай вспомним, какие предметы летали
Кирилл:… самолет, сорока, сокол, оса и т.д.
Логопед: Умница! Ты был очень внимательный!
- Новая тема:
• Введение в тему:
Логопед: Кирюш, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах:
с – самолет, с – сорока …
Кирилл: Звук «с».
Логопед: Правильно! «Посмотри», какую Сонька принесла тебе игрушку – это насос
=> рассмотреть игрушку.
(Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета).
-Послушай, как «поёт» наш насос!
Логопед: А теперь мы с тобой «споем» эту песенку:
-губы у нас растянуты в улыбке ,потрогай руками мои губы…, а теперь свои – у тебя так же? А у мамы?
(Кирилл «осматривает» артикуляцию логопеда, мамы)
Кирилл: Да.
Логопед: между зубками у нас щель (потрогай…).
Кирилл: Да.
Логопед: Широкий язычок спрятался за нижние зубки. Где у тебя нижние зубки? Покажи? Правильно.
Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам!
Давай «посмотрим», у мамы получилось?
Кирилл: Получилось!
• Произнесение звука «с» изолированно, в слогах, словах. Ориентировка на листе бумаги.
Логопед: Это у нас звуковая дорожка,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.)
С-С-С-С-С;
(Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).
• «Подскажи словечко»
Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.
Логопед: Кирюш, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про … осу. Я начинаю, а ты заканчивай.
Са – са – са
Ой – ой – ой! Летит -…
Кирилл: Оса!
Логопед: Сы – сы – сы
Не боимся мы …
Кирилл: Осы!
Логопед: Су-су-су
Видел кто из вас …
Кирилл: Осу?
Логопед: Сы – сы – сы
Мы не видели …
Кирилл: Осы!
Логопед: Са-са-са
Отгадайте, где…
Кирилл: Оса!
Логопед: Кирилл, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец!
- Игра «Магазин».
Обучать спряжению глагола «хотеть.
Логопед: Давай еще поиграем?!
Кирилл: Давайте, а во что?
Логопед: «В магазин». Я принесла тебе игрушки. Значит магазин у нас будет какой?
Кирилл: Игрушечный.
Логопед: Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель.
«Посмотри» ручками, какие игрушки есть в нашем магазине.
(Кирилл внимательно обследует и называет каждую игрушку: слон, бегемот, насос, … мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов).
А покупать нужно только те игрушки, в названии которых есть звук «с». Понятно? Отвечать полным предложением.
Кирилл: Понятно!
Логопед: Кирилл, чтобы ты хотел купить в магазине?
Кирилл: Я хочу … собаку!
Логопед: Кирюш, а что мама хочет купить?
Кирилл: Мама хочет купить … самолет!
Логопед: Кирюш, а как сказать про детей?
Кирилл: Дети хотят купить … насос!
Логопед: Молодец!
- Физминутка.
- Развитие памяти, четкости, речи.
Логопед: Послушай стихи про самолет:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
Логопед: Кирюш, а как же самолет летает? Он машет крыльями?
Кирилл: Нет. Он железный. А птица машет.
(мама с Кириллом берут нашу курицу Соньку и пробуют – машет она крыльями или нет. Тоже самое проделывают с самолетом).
Логопед: Правильно!
Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?
Кирилл: звук «с».
Логопед: мама тоже посмотрела, послушала.
Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный!
До свидания!
Источник
У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих, так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка речи.
И если к трем годам у слепого ребенка отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, и ребенка следует показать специалисту.
В то же время в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности.
Первой особенностью являются трудности в овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонации, с которой произносится каждая фраза.
Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р» и «л».
Второй и наиболее важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств.
Работа родителей по развитию речи ребенка
раннего возраста с нарушением зрения
Трудности, связанные с овладением правильным произношением и артикуляцией звуков речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.
Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ребенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.
Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется.
Развитию разговорной речи детей также способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку.
Второй важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия.
В отношении слепого ребенка важно развитие тонких движений пальцев рук еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего.
Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом могут оказать игры-потешки, такие, как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
До знакомства ребенка третьего года с этой потешкой следует объяснить ему, показывая на его пальцы: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».
Можно использовать и другую потешку о пальчиках:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Остается один большой палец. Взрослый, обращаясь к нему (взяв его в руку), говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Затем, разгибая все пальцы ребенка, весело заканчивает:
Встали пальчики.
Ура!
Нам вставать уже пора.
Знакомя ребенка второго-третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: «Что это?» – и дать одну-две минуты поманипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществляться познание им окружающего мира.
Выполняя действия, в которых так или иначе участвует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, выполняемую родителями, и каждый предмет, с которым совершается действие. Говорить надо четко, быть немногословным, так, чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета.
Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобретении навыков. Оно, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследованием предметов. Так, посадив ребенка третьего года за стол, взрослый говорит: «Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, попробуй (следует обследование тарелки). Надо налить суп. Я сейчас возьму большую ложку и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (прикасается рукой ребенка к теплой тарелке)…». Со временем ребенку будет достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это отразится как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнить взрослому и т.д.).
Нужно учить ребенка подражать различным звукам (как лает собачка, как мяукает кошка, как капает вода, как едет машина и т.д.).
Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова «можно», «нельзя», глаголы в форме повелительного наклонения типа «ешь», «иди» и т.д.
На втором году жизни с появлением первых слов в активной жизни ребенка нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начинает протягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.
На третьем году жизни, с развитием фразовой речи, ребенок начинает выполнять простейшие поручения: «Подойди ко мне», «Положи куклу…». К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.
Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предлогов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его руки в свои. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коробочке, произнося: «Где игрушка? Спряталась!» Затем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из-под нее.
Важную роль в развитии речи ребенка играют потешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослым слова потешки или простого по структуре стихотворения, предназначенного для маленьких слушателей, ребенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стихотворения, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и память ребенка, необходимые при прослушивании и самостоятельном повторении произведения. Вначале ребенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это понимание придет позже.
При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют выполнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.
Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие – ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением. При этом не обязательно, чтобы он понимал значение каждого слова произведения. Так, слушая сказку «Курочка Ряба», ребенок стучит кулачком по столу, изображая, как дед и баба били яичко, показывает, как они плакали, когда яичко разбилось. Речь взрослого должна быть предельно выразительной и эмоциональной.
Для объяснения ребенку третьего года жизни содержания прочитанного могут служить игрушки. Например, читая потешку:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись;
Наша Катенька пойдет –
Через киску упадет,
ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показывают, как может упасть Катя.
Читая стихотворение А. Барто «Уронили Мишку на пол», можно дать ребенку в руки мишку и в конце стихотворения пожалеть мишку вместе с ним.
После того, как ребенок заговорил, с ним можно общаться с помощью речи, воздействовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.
При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.
Источник
Постановка звуков у дошкольников, является одним из важных компонентов формирования и развития речи. Зачастую в работе логопеда, родители и, к сожалению, нередко другие педагоги видят ее суть. И они по-своему правы, в первую очередь бросается в глаза и режет слух обывателю, то, что к определенному возрасту ребенок не выговаривает ряд звуков, или заменяет их. При условии полноценного формирования речи, ее грамматический строй, смысловая нагрузка, наполняемость словарного запаса вопросов не вызывает.
И мало кто, кроме специалистов, учителей-предметников и лингвистов в современном косноязыком мире гаджетов обращает пристальное внимание на развитие всех ее компонентов. А ведь выпадение одной из составляющих, несомненно тянет за собой целую цепочку последующих проблем.
Ребенок, про которого пойдет речь в данной статье, является скорее исключение в этой закономерности. Так как имея достаточно серьезный диагноз (слепота) развитие и формирование ее речи, хоть и отличалось от развития речи ее зрячих сверстников, но все эти этапы она освоила довольно успешно. Сколько трудов и терпения вложили родители и педагоги, известно только им, но результат стоил того однозначно. В свои неполные пять лет девочка отлично общается со взрослыми и детьми, поет в хоре, принимает участие в концертах, играет и учиться каждый день чему-то новому. Надо сказать, что тяга к знаниям и открытиям у нее развита довольно сильно и постоянно поддерживается родителями.
Да, есть на ее пути и сложности, и одна из них, это постановка нарушенных звуков. Все неравнодушные родственники учили ее правильно говорить, «ставили» звуки по своему представлению, уча свистеть или шипеть, там, где это делать категорически нельзя. Неправильно закрепившаяся артикуляционная поза, только усугубила проблему.
То, что ребенок со зрением может попытаться воспроизвести по подражанию, незрячий ребенок сделать не в состоянии. И переучить произносить тот или иной звук серьезная задача, требующая ежедневных усилий как от педагога, так и от самого ребенка. В современных реалиях образовательной системы, практически все педагоги перегружены сверх норм, и при всем желании просто не в состоянии физически ежедневно проводить индивидуальную работу. А это необходимо, как воздух. Замечу, что ситуация с каждым годом только усугубляется, и количество детей с речевой патологией, со сложной структурой дефекта растет с геометрической прогрессией. Зачастую, жизнь и родителей ставит в положение, когда они вынуждены работать и нет возможности уделять достаточного количества времени детям.
На педагога ложиться двойная нагрузка, он выполняет не только свои профессиональные обязанности, но еще и пытается компенсировать нехватку родительской любви и ласки.
С любовью к детям, пониманием их проблем, принятием всех недостатков и особенностей получается сделать порой кажущееся невозможным.
Итак, к практической стороне:
- Первая особенность: почти у всех детей со схожим нарушением, это значительное отставание (своеобразие) мимико-артикуляционных движений, она же есть у детей с нарушением слуха.
- Вторая особенность: артикуляционные позы часто вызывают недоумение, т.к. они очень своеобразны и непохожи на артикуляционные позы в норме для того или иного звука. Здесь как раз приходится много работать и переучивать, и формировать правильный артикуляционный уклад заново.
- Третья особенность: правильный по звучанию звук, или почти правильный, иногда формируется при помощи иных звукопроизводящих органов, чем у видящих детей.
Существенно страдает формирование речедвигательных образов, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей. У данного ребенка есть следующий ряд нарушений: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, ш, ч); ламбдацизм — неправильное произношение звука л; ротацизм — недостатки произношения звука р.
Работа логопеда с незрячим ребенком отличается следующими приемами:
- Она основывается преимущественно на слухе, осязании и кинестетическом чувстве. На занятиях используется множество пособий, через осязание которых ребенок осваивает нужные движения. И главное, ощупывает движение педагога и повторяет его, проверяя так же ощупыванием себя (самоконтроль);
- Время на постановку и формирование правильного звучания затрачивается гораздо больше;
- Привлечение родителей и проведение консультаций (демонстраций), предоставление видеоматериалов и постоянная связь с ними позволяет достигнуть лучших и скорейших результатов;
- Детальное и повторяющееся описание заданных движений, т.к. слепой с рождения ребенок никогда их не видел. На помощь приходят разного рода уловки: зондозаменители, игрушки, бумажки, дающие результат при правильном действии (использование модели языка).
При отсутствии пособий всегда можно использовать руку, как образец, что часто мы делаем со зрячими детьми. Объяснив ребенку, чтобы он представил свою кисть в качестве языка, и для начала проделывать все движения с ним вместе (рука в руке) сверяя с движением языка, ощупывая. Важно не забывать про гигиену и соблюдать нормы санитарных требований. Когда ребенок понял артикуляционную позу и сам правильно воспроизвел ее рукой, переходим к языку. И проделываем тоже, уже во рту. Исправления и замечания делаются сразу по ходу формирования движения, с использованием зонда или руки, но в данном случае мы все сначала проговариваем и даем ребенку все ощупать, чтобы не напугать его.
Для помощи ребенку, мы используем сказки, мультфильмы о непокорных звуках, над которыми работаем в данный момент. Даем ощупать букву, рисуем ее, чтобы как можно полнее дать картину этого звука. Например, в работе над звуком [р], нам помог мультфильм про трактор, который научился выговаривать букву р. Упражнения с приклеиванием к кончику языка бумажной полоски, на которую дул ребенок и мог тактильно ручкой ощутить ее трепещущее движение. Вызывание вибрации от движения мотора на губах и далее. Со звуком [с] действенным оказалась речедвигательная ритмика по методике А. Я. Мухиной. Начиная работу над тем или иным звуком не знаешь, что именно окажется наиболее действенным, поэтому использовать следует как можно больше разнообразных методик и средств в работе со слепым ребенком.
Так как представления у таких детей иногда недостаточно сформированы, и мыслить абстрактно им довольно сложно, стоит использовать больше параллелей с реальным миром. Логопед может воспользоваться своей фонотекой записей звуков природы, животных, проводя аналогии в звучании того или иного звука. А может выйти к ребенку на прогулку и послушать как под ногами шелестит листва, попытаться вместе изобразить этот шорох, подключить других ребят и организовать целую игру.
Для того чтобы работа приносила результат и удовлетворение стоит раздвигать рамки и границы, искать новые пути решения сложных задач, комплексно воздействовать через все возможные сохранные анализаторы, подключать семью.
В моем случае работа с незрячим ребенком принесла видимый результат, на сегодняшний день поддерживается взаимосвязь и отслеживается дальнейшее продвижение. Хочу пожелать всем ребятам и их родителям преодолеть все препятствия на своем пути и быть счастливыми.
Литература.
1. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения.//ж. «Дефектология», №1, 2000, С.14-19.
2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др..; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия».
3. Кирилова Л., Юганова И. Советы офтальмолога. // ж. «Дошкольное воспитание», №9, 1998, С32-36.
4. Лапп Е.А. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.// ж. «Логопед», «4, 2005, С9-12.
5. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Факультета пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 книгах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – книга 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи; Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
7. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. 2001.
Источник