Развитие речи слепого ребенка

Развитие речи слепого ребенка thumbnail

Поскольку
деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не
нарушается, овладение речью и ее функциями, а также ее структурой при
слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих,
однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс
определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике
развития и накопления языковых средств и выразительных движений,
своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором
отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение
родного языка, т.е. формирование фонетического слуха и механизма
звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И
если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых
представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и
зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции
звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и
зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного
или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные
движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его
людей. Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко
распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм —
неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в
различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л;
ротацизм — недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения
произношения звуков д, т и др.

Развитие звукопроизношения зависит от времени потери зрения: по данным
М.Е. Хватцева, среди слепорожденных и ослепших до появления речи
недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более
старшем (дошкольном) возрасте — до 5-7 лет, т.е. до окончательного
завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6%
случаев.

Речевые расстройства у слепых детей отражаются на их письме. По данным
М.Е. Хватцева, 25% ошибок связаны с неправильным произношением
соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно произносимые звуки
обусловливают неверное написание.

Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят
психическое развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени, чем
нормально видящих. Недостатки произношения отрицательно влияют на
речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда
детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств
личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость,
аутизм, негативизм).
На основе развивающегося у ребенка к концу 1-го года жизни
фонематического слуха и формирования голосового аппарата начинается
овладение смысловой речью. Выделение и развитие обозначающей функции
речи относится примерно к полутора годам и характеризуется быстрым
ростом словарного запаса, одновременно с которым происходит и овладение
грамматическим строем родного языка.

Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество
воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и,
что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие
свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению
процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на
темпах речевого развития.

Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах:
количественно — как увеличение числа используемых и понимаемых слов и
качественно — как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и
обозначаемых ими предметов, как процесс все большего и большего
обобщения значения слов.
Неограниченные у слепых детей возможности речевого общения
(непосредственное общение со взрослыми, прослушивание радиопередач и
т.д.) способствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем
школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным
некоторых исследователей, превзойти его. Богатый словарный запас
является одним из непременных условий компенсации ограниченного
чувственного опыта, однако для этого он должен хотя бы минимально
опираться на конкретные представления.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону
словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с
соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта,
а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных
данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным
овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций.
Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается
в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность к
овладению обобщенным значением слов и выше его уровень.

Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и
явлений и их свойства лишает слепых возможности произвести сопоставление
усвоенных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет
значение слов.

Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или
ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются
вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение
слов либо неправомерно сужается — слово остается как бы привязанным к
единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно
отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое
значение.
Однако отсутствие соответствия между словом и образом, вербализм знаний
могут быть в значительной степени преодолены путем специальной работы по
конкретизации речи.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со
взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При
нормальном общении с окружающими слепые дети имеют все условия для
успешного овладения грамматическим строем родного языка. Но достаточно
часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко
ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на
формировании у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи
родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение
связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей,
осуществляется у слепых детей по тем же закономерностям, что и у
нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть
задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.

В специфику развития речи слепых детей включаются также особенности
усвоения и использования ими неязыковых средств общения — мимики,
пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи.
Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и
непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих
отрицательно сказывается как на понимании ситуативной, сопровождаемой
мимикой и пантомимикой устной речи, так и на внешнем оформлении речи.

Слепой ребенок не воспринимает массу мимических движений и жестов,
придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и
значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами он существенно
обедняет свою речь, она становится маловыразительной.

Наиболее тесно со временем и степенью потери зрения связаны из
неязыковых средств общения мимика и пантомимика. При врожденной и рано
возникшей слепоте страдают как инстинктивные, так и прижизненно
формирующиеся социальные выразительные движения.

Последние у данной категории слепых вообще отсутствуют, а инстинктивные
мимические движения (например, сопровождающие смех и плач) оказываются
слабо выраженными.

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов
речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить,
что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со
стороны родителей и воспитателей достигает нормального уровня и служит
мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во
всех видах деятельности.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же
закономерностям, что и развитие в норме. С помощью компенсаторных
приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия
между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму
смещенные или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим
приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или
восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из
важнейших задач реабилитационной работы.

Включение в деятельность людей при слепоте или слабовидении приводит к
формированию нового способа поведения. Например, компенсаторные
приспособления, обеспечивающие ориентацию в пространстве, возникают в
тех случаях, когда слепой активно и самостоятельно овладевает
пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно
пользующихся услугами сопровождающих, ориентировочные навыки не
формируются.

Включение в деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также
благотворно влияет на компенсаторное приспособление. Участие в игровой,
а затем учебной и трудовой деятельности повышает их активность,
развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность
сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на
развитии высших психических функций.

Среди большого количества работ, посвященных исследованию роли
деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает
монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты». В ней
экспериментально доказано, что деятельность в различных ее видах
является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути
психического развития при ранних нарушениях зрительной функции, так и
для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при поздней
слепоте.

«Наши наблюдения, — пишет М.И. Земцова, — показывают, что когда ослепшие
включаются в интересующий их общественный труд, то их самочувствие
заметно улучшается. Их охватывает чувство радости, бодрости,
удовлетворенности успехами труда, у них укрепляется вера в свои
возможности и силы, постепенно сглаживаются и ослабевают болезненные
проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией
личности на слепоту».

Т. Б. Епифанцева

Нужна консультация невролога? Запишитесь
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник

Нарушения зрения накладывают некоторый отпечаток на формирование речи. Динамика ее развития, выразительность движений, содержание лексики, словарный запас тесно связаны со зрительным восприятием. При этом отклонений в психике при правильном воспитании ребенка возникнуть не должно. Рассмотрим подробнее основные вопросы по этой теме.

Речь слепых и зрячих людей

Речь слепых и зрячих людей принципиально не отличается. Независимо от показателей зрения, люди с нарушениями зрительных функций адекватно воспринимают окружающую действительность. Собственно, органы зрения не являются определяющим фактором, который оказывает влияние на процесс формирования речи. При этом полностью исключить его невозможно. Определенный отпечаток на развитие речевых способностей зрительное восприятие все же оказывает. От него зависит словарный запас, накопление языковых средств, содержание лексики, динамика развития речи и пр.

Речевая деятельность является основным способом общения. Она носит ярко выраженный социальный характер и выполняет несколько важнейших для человека функций:

  • коммуникативная (общение);

  • сигнификативная (обозначение);

  • обобщение;

  • абстрагирование.

Также в тифлопсихологии — разделе специальной психологии, изучающем психическое развитие при слепоте и других сильных нарушениях зрения, выделяют компенсаторную функцию речи. При этом психологи говорят не о какой-то новой структуре речевой деятельности или принципиально новом ее содержании, а о некотором ее аспекте, который связан с сужением сферы чувственного познания. Компенсаторная функция позволяет компенсировать эту особенность, ликвидировать последствия такого сужения, благодаря чему удается избежать отклонений в психике при слепоте и прочих тяжелых зрительных патологиях.

Компенсаторная функция отражается на познавательной деятельности, способствуя правильному и быстрому усвоению материала, запоминанию новой информации. В процессе восприятия слабовидящий или слепой человек формирует в голове образы не так, как зрячий. Компенсирующая отсутствие зрительных возможностей функция направляет пациента, уточняет его. Поэтому она сказывается не только на познавательной деятельности, но и формировании личности в целом. У слепых людей меньше возможностей поддерживать контакт с окружающими людьми. Речь для незрячих — это основной инструмент общения. Таким образом, правильное ее становление становится залогом активной социализации человека. Неверно считать, что отсутствие зрения обязательно негативно отражается на формировании речевых способностей и развитии психики, но с трудностями при воспитании слепого ребенка родители все же сталкиваются. Рассмотрим некоторые нюансы.

Косноязычие при слепоте

https://www.ochkov.net/images/2019/06/19/132813.text.4842.jpg

Косноязычие представляет собой расстройство речи, связанное с невнятным произношением. Человек проговаривает определенные слова неясно, неточно, невыразительно. При слепоте нередко наблюдаются проблемы с воспроизведением звуков «з», «с», «ш», «л», «т», «д», «ч», «р» и пр. Подобные речевые дефекты тесно связаны со временем возникновения слепоты. У незрячих от рождения детей плохая артикуляция выявляются в 16% случаев. Если же ребенок утратил зрение позже, но в дошкольном возрасте, то трудности с воспроизведением звуков бывают только у 6% пациентов. При этом могут быть и проблемы с правильным написанием звуков. Некорректное произношение отражается на неверном начертании. Если не заниматься коррекцией этого дефекта, у ребенка возникнут проблемы с обучением. Если же слепота развивается у детей после 7 лет, косноязычия, как правило, не наблюдается. В любом случае оно уже не связано с отсутствием зрения.

Трудности в овладении смысловой речью

Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.

ребенок начинает активно осваивать через год

Слепота и особенности невербальных средств общения

Невербальные средства общения, или язык тела — это способ коммуникативного взаимодействия между людьми без использования языковых и речевых приемов. Оно осуществляется посредством мимики, пантомимики, интонации, жестов и пр. Подобные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать психологический контакт между индивидами;

  • регулировать направление процесса общения;

  • расширять смысловую нагрузку терминов;

  • направлять истолкование речевого текста;

  • выражать эмоции.

Без невербальных средств общение между людьми становится менее интересным, сухим, индифферентным. Ребенку с нарушениями зрения намного труднее выражать свои эмоции посредством речевой деятельности. Ему тяжелее воспринимать интонации. Жесты и мимику он не видит. Отсутствие невербалики может отрицательно сказаться на развитии речи. Это лишает ее выразительности, эмоциональности и других особенностей, которые свойственны человеку.

Слепота и психическое развитие ребенка

Как утверждают специалисты, особенности формирования речи у ребенка со слепотой отражаются на его психическом развитии. Проблемы с произношением приводят к трудностям в общении со сверстниками. Здесь же стоит упомянуть неадекватное восприятие некоторыми людьми, в том числе детьми, незрячих и других детей с теми или иными особенностями здоровья. Многое зависит от сформированности гражданского общества, развитости инфраструктуры, которая облегчает жизнь инвалидам и больным людям.

социализации нарушится у детей

Предпосылки того, что слепой ребенок станет замкнутым, нелюдимым, неразговорчивым, конечно, есть. При неблагоприятных обстоятельствах он будет отдаляться от общества, в результате чего процесс адаптации и социализации нарушится. Из-за этого потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством, созданием семьи и пр. Однако все эти дефекты поддаются коррекции. Главное, начать исправлять последствия неправильного психического развития ребенка как можно раньше.

Трудности в овладении речью у слепых и слабовидящих, безусловно, имеются. В процессе обучения ребенок столкнется со многими проблемами и задачами, от правильного решения которых может зависеть его будущее. Решить же их помогает грамотное воспитание, основанное на принципах, которые сформулированы дефектологами, тифлопедагогами и тифлопсихологами. Эти специалисты помогают детям с нарушениями зрения учится, познавать мир, социализироваться, чтобы стать полноценными членами общества.

Тифлопедагогика как наука

Она представляет собой один из разделов социальной педагогики и дефектологии, занимающейся обучением лиц с нарушениями зрения. Развивается эта наука на основе философии и принципов гуманистического воспитания. При этом общедидактические правила не исключаются. При обучении просто учитываются особенности здоровья, то есть зрения. Тифлопедагогика находится на стыке непосредственно педагогики, а также медицины и психологии. Зачастую эту науку рассматривают в качестве отдельного раздела дефектологии и тифлологии, которые включают в себя вопросы, связанные с обучением и воспитанием незрячих детей. При этом они объединяют знания таких дисциплин, как офтальмология, психиатрия, нейрофизиология, невропатология и др.

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Все перечисленные науки достаточно сложные. Они изучаются на протяжении многих лет в высших учебных заведениях, аспирантуре и докторантуре. Попробуем кратко сформулировать основные приемы воспитания детей с нарушениями зрения, которые могут освоить все родители, независимо от их уровня образования.

Если Вы обучаете ребенка произношению определенного слова, воспроизводите его четко. Можно взять ручку малыша и провести в момент речи по своим губам и лицу. Незрячие дети обычно с усилием нажимают на тот или иной предмет, когда знакомятся с ним. Приучите ребенка прикасаться к лицу мягко, чтобы он отмечал малейшие движения мышц. Большое внимание следует уделить методу обучения. Детям лучше давать новую информацию в виде игры. Если же у малыша есть проблемы со зрением, то такой способ является еще более предпочтительным. Обучающийся должен не просто повторять слова, а показывать их движениями, как он спит, ест, плачет, радуется и т.д. При развитии разговорной речи применяются методики, связанные с дыханием. С ребенком можно играть в такие игры, как «подуем на кашку» или «подуй, как ветер».

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Как уже было отмечено ранее, слепым намного сложнее соотносить слово с конкретным предметом. Необходимо расширять его словарный запас и углублять знание о понятиях. Существуют различные методики, которые улучшают слух, осязание и других анализаторы, в том числе остаточное зрение. Чем больше малыш знакомится с окружающим миром, тем богаче становится его внутренний мир. Его словарный запас расширяется, а знания о предметах становятся глубже.

Осязательное обследование способствует более полному освоению информации. Большую помощь в этом могут оказать такие игры, как «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Взрослый должен произносить текст, а ребенок загибает/разгибает пальцы: «С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил…».

Со второго-третьего года игры, задания, упражнения можно усложнять. Дайте ребенку какой-нибудь предмет, название которого он уже должен знать, но не называйте его. Пусть он немного подумает и вспомнит его самостоятельно. При этом комментировать необходимо каждую операцию, которую Вы выполняете с ребенком. Речь идет об одевании, кормлении и пр. Старайтесь всегда говорить четко и кратко. Длинные предложения воспринимаются значительно сложнее.

В качестве примера детального объяснения действий можно привести следующую ситуацию. Вы садитесь за стол обедать. Можно произнести фразу «сейчас будем кушать». Попросите ребенка пощупать пустую тарелку, сопровождая его действия словами о том, что тарелка пустая и в нее нужно налить суп. Пусть малыш прислушивается к тому, как льется суп. Возьмите его ручку и аккуратно прикоснитесь к горячей тарелке. Со временем ребенку придется объяснять все меньше. Он будет понимать, что происходит вокруг по знакомым запахам, посредством осязания и слуха.

Эти и другие подобные методы родители осваивают, посещая специалиста. Параллельно ребенок учится в коррекционной школе или другом учебном заведении, пользуется специальными книгами и компьютерами. Процесс обучения слепых очень сложный. Но при правильной его организации ребенок сможет освоить все необходимые навыки и практически не будет отличаться от других.

Источник