Развитие речи ребенка второй год жизни

Развитие речи ребенка второй год жизни thumbnail

Лена Галеян

Особенности речевого развития детей второго года жизни

На протяжении второго года жизни у детей происходят очень значительные изменения, как в физическом, так и в нервно-психическом развитии. Особенно велики достижения в развитии речи, а именно в понимании речи. Запас понимаемых слов быстро растёт и к 1 году 6 мес. дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, понимают уже названия изображений знакомых предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей 2 года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако нужно обратить внимание на то, что предмет, интересующий ребёнка, находится среди множества других предметов. В этих условиях малыш не всегда может его отыскать. Поэтому необходимо в разумных пределах развивать ориентировку в окружающем, следить, чтобы связь «предмет – его название» сохранялась в изменённой, усложнённой обстановке.

Ребёнка нужно научить отыскивать предмет по просьбе воспитателя (в играх «я спрячу, а ты поищи», во время экскурсий по группе). При этом постепенно увеличивается число предметов, среди которых ребёнку нужно отыскать требуемый, усложняется обстановка. Необходимо отрабатывать чёткий двигательный ответ на предложение «покажи где…», «дай то-то», «принеси», «найди». Эта задача ставится в работе с детьми начала 2 года жизни. На 2 году ребёнок начинает понимать смысл действий, которые он проделывает сам с игрушками или предметами. В 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев ребёнок при показе ему инсценировки с игрушками понимает её сюжет, т. е. несколько взаимосвязанных действий. Новое действие малыш может выполнить только в случае, если слово сочетается с показом; до 1 года 5 месяцев он выполняет поручение, состоящее из нескольких действий, лишь в случае, если они даются поэтапно. К 2 годам улучшается понимание речи – ребёнок понимает небольшой рассказ и без показа, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми предметами и действиями и развитии памяти ребёнка.

В процессе игровой, предметной деятельности и общения с окружающими пассивный словарь детей обогащается за счёт определения размера предмета (большой – маленький). К 2 годам они знают название трёх основных цветов, и различают по ним предметы. Они усваивают слова, с помощью которых выражаются простейшие пространственные отношения (там – тут, даётся общая оценка деятельности, поступку, вещи (хороший, плохой, красивый, некрасивый, нельзя). Необходимо, чтобы взрослые, обогащая понимаемый ребёнком словарь, называли предметы из ближайшего окружения малыша, их качества (цвет, размер, действия с ними. Важно, чтобы общаясь с детьми 2 года жизни, взрослые подчёркивали, показывали в первую очередь характерные для предметов действия, движения и чтобы дети сами проделывали их.

Развитие активной речи. Подражание.

В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать всеми доступными для ребёнка средствами. К концу первого года ребёнок повторяет слоги, лепетные слова, то есть слова, состоящие из повторяющихся слогов (ма – ма, причём это подражание часто проявляется как отсроченное. Ребёнок к 1 году 6 месяцам – 1 году 8 месяцам учится сначала подражать облегчённым словам, затем и правильным, и даже начинает повторять короткие фразы. При правильном воспитании дети к концу второго года, повторяя слова за взрослым, точно воспроизводят число слогов в слове.

Словарь. Активный словарь на втором году жизни характеризуется значительными индивидуальными различиями. У одних детей он обогащается постепенно и относительно равномерно, другие до 1 г. 8мес. – 1г. 10мес. молчаливы. Они как бы «накапливают» слуховые образы. Потом происходит «скачок»: дети начинают говорить сразу, обо всём, и, зачастую, короткими фразами. Поэтому произношение у них чаще менее совершенно, чем у детей с относительно равномерно развивающейся речью.

До 1 года 6 месяцев ребёнок произносит около 30-40 слов, простых по звуковому составу. Во втором полугодии число произносимых слов увеличивается до 200-300. Облегчённые слова заменяются обычными. В речи детей, кроме слов, обозначающих предметы и действия, появляются названия качеств и отношений, т. е. отдельные прилагательные и наречия. Местоимениями, особенно личными, дети к концу второго года пользуются часто и без особого труда.

Освоение грамматического строя речи. К 1 году 3-4 месяцам дети могут составлять предложения, которые выражаются одним словом и дополняются жестом, а также соответствующей мимикой. К 1 году 6 месяцам появляются двухсловные предложения, облегчённые слова заменяются правильными. К концу второго года в предложениях ребёнка может быть до 3-4 слов. Встречаются повествовательные, восклицательные и даже вопросительные предложения. Но вопросительных слов ещё нет и вопрос выражается интонационно. В конце второго года дети начинают изменять слова в роде и числе. Предложения чаще всего состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения.

Общение со взрослыми. Ребёнок по-прежнему очень подвижен, эмоционален, также нуждается в частом общении со взрослым. Изменяется характер его общения с окружающими – оно становится речевым. Интересующие ребёнка явления, предметы побуждают задавать взрослому вопросы, что свидетельствует о развитии ориентировочно-познавательной деятельности. Ребёнок любит слушать рассказы, часто протягивая книгу, просит «читай». Всё же ребёнок говорит, в основном, только с близкими людьми и, хотя произношение становится лучше, всё-таки легко понимают его только те, которые часто с ним общаются.

Методические приёмы развития речи ребёнка второго года жизни.

Детей необходимо учить понимать слова, обозначающие людей, предметы, элементарные действия, простейшие фразы, учить понимать и выполнять поручения. Расширять запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями. Ребёнок должен знать своё имя, имена близких людей, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, средств передвижения, нескольких животных и растений, находящихся в ближайшем окружении. Его следует учить понимать слова, обозначающие части тела человека и животных, бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить, спать, гулять, игровые действия (покатай, сними, закрой, а также слова, обозначающие признаки предметов (большой, мяч, красный цветок). Формировать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, неудовольствие, и т. д.).

Читайте также:  Развитие интеллектуально нравственной сферы ребенка

Необходимо расширять речевое общение ребёнка, побуждая его вступать в диалог с взрослыми всеми доступными для него средствами, переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звукосочетаний.

С этой целью в процессе разговора хорошо привлекать к диалогической речи детей, владеющих речевыми навыками и малышей, которые пока плохо владеют активной речью, выразить удовольствие по поводу диалога с активным в речевом отношении ребёнком, создав ситуацию возможного подражания. Таким образом, поощряют и тех и других.

Необходимо так строить фразу, обращённую к ребёнку, чтобы он приобретал навык понимать, а затем и строить предложения, используя предлоги и наречия. Одним из способов активизации речи ребёнка второго года жизни являются поручения. Обучение названиям действий происходит в процессе показа способовдействий с предметами игрушками: «что ты делаешь?», «что ты будешь делать?» и т. д.

Побуждая ребёнка к речевому подражанию, следует отчётливо, выразительно произносить слово, фразу, с целью активизации усиленной слуховой ориентировочной реакцией. Приём вопросов является особо действенным, так как вопросы активизируют мыслительную деятельность людей.

Приёмы развития речи детей раннего возраста следует варьировать. Полезно использовать моменты сильной заинтересованности, которые возникают случайно или создаются специально.

Одним из приёмов активизации речи является раскрытие не только способов действий предметами, но и их мотивации («будем одеваться, чтобы идти гулять»). Ребёнок учиться видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и направленность действий с ними.

Повседневные целенаправленные разговоры способствуют тому, что во втором полугодии 2 года жизни изменяется характер общения – оно становится обоюдным. Ребёнок активно задаёт вопросы. Так создаются предпосылки для развития диалогической речи.

Иногда используется приём собственного вопроса -ответа: эмоционально обыгрывая бытовые ситуации, задаёт вопрос и даёт образец ответа, как бы отвечая за ребёнка («Что пьёт Оля? – молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»).

На протяжении 2 года у детей развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления, а также понимать речь взрослого на более высоком уровне, воспринимая его пояснения, требования, объяснения. Постепенно речь становится важнейшим средством познания.

О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Самое простое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки,очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме присказки «Сорока – ворона», можно использовать и другие. А так же различные упражнения для развития мелкой моторики («разноцветные прищепки», «котёнок», «прищепки на верёвке», «сухой аквариум», упражнения с грецким орехом, упражнения с волчками, упражнение «резиночка», игры с бусинками, игры «мозайка», игры – шнуровки и т. д).

Источник

Речь ребёнка в два года проходит фазу активного развития, ему необходима активная помощь родителей. Без неё малыш может столкнуться с задержкой речевого развития и его последствиями.

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми – главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.

Особенности речевого развития детей 2-3 лет

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3-4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

  • размеры предметов (большой, маленький);
  • цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
  • свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • качества (хороший, плохой);
  • форму (круглый, квадратный, треугольный).

В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи – фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс – компресс.

Грамматические особенности речи

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.

Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

Звукопроизношение

Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.

Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка – тавка).

Слова из 3-4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.

Норма речевого развития от 2 до 3 лет

Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Признаки задержки развития речи

После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:

  • ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
  • дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
  • распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
  • в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
  • при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
  • он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
  • у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Читайте также:  Задания для развития памяти ребенка 7 лет

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию. Неправильное произношение взрослым многих звуков, «сюсюканье» с ребёнком могут стать причинами функциональной задержки речи.

Самостоятельная диагностика задержки

Проведение диагностических мероприятий лучше запланировать ближе к концу третьего года жизни. Для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.

Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:

  • свистящие – с, з, ц;
  • шипящие – ш, ж, ч ,щ;
  • звонкие – в, б, г, д;
  • сонорные – л, р.

Одновременно определяют, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова. Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных. Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2-3 слова.

Как избежать задержки развития речи

Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:

  • Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.

Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната – мебель, игрушки», «Мы едим – овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.

Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать зрр. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.

Источник