Развитие речи ребенка в средней группе детского сада

Развитие речи ребенка в средней группе детского сада thumbnail

Показаны публикации 1-10 из 4268.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 – 5 лет

Занятие по развитию речи в средней группе «Мама милая моя»
Тема: “Мама милая моя». Цель: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу; продолжать учить отвечать четко на вопросы; составлять описательный рассказ по фотографии; активизация в речи детей прилагательные и глаголы. Материал: фотографии с изображением мам, ватман, листы…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Игры маленьких зверят»
Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно. Задачи: Образовательные: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования; формировать знания детей о характерных признаках зверят; учить устанавливать…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» в средней группе

Публикация «Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» в средней…»
Конспект непосредственной образовательной деятельности “Путешествие по сказкам”(средняя группа) Воспитатель Ергина Н.А. Задачи: • Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; • Учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью персонажей; •…

Пересказ сказки «Колобок» с элементами театрализации по развитию речи в средней группе Пересказ сказки «Колобок» с элементами театрализации по развитию речи в средней группе
Ботникова Светлана Анатольевна. р. п Лебяжье Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Цель: Научить детей пересказывать сказку «Колобок» с помощью постановки кукольного театра. Задачи: 1. Учить детей участвовать в инсценировке…

Конспект занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза» в средней группе
Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности. Образовательные: -учить детей рассматривать картину ,составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины и рассказывать в определенной последовательности (по образцу…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Задачи: Образовательные: – учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту. – учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. – учить строить развёрнутые высказывания. Развивающие: -развивать диалогическую…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе «В гости к бабушке Людмиле»

Статья «Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной…»
В гости к бабушке Людмиле Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе. Цель: Ознакомление со сказкой «Как коровушка всех молоком напоила» для дальнейшей инсценировки. Задачи: Активизировать речь детей и умение строить диалог….

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [л], [л’]»
Цель. Упражнять детей в четком произнесении звука л(в звукосочетаниях, словах, фразовой речи. Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. Ход занятия Ребятки послушайте сказку про Язычка. Жил-был в домике Язычок. Проснулся он как-то…

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Птицы зимой»
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПТИЦЫ ЗИМОЙ» Цель: Уточнение и расширение представления о жизни птиц зимой. Задачи: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки, составлять простые…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Животные Африки»
Цель: Закрепить представление детей о животных Африки. Задачи: -Систематизировать детей знания детей о животных Африки. -Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме (джунгли,слон, тигр, лев, жираф, зебры, обезьяна, леопард, бегемот, хищный, травоядный. -Обогащения…

Источник

Виктория Максимча
Речевое развитие детей в средней группе

Нормы Развития речи ребенка

возраст 5 лет (средняя группа)

Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.

1. Импрессивная речь

1.1. Пассивный словарь

– Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

– Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

– Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

– Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье

1.2. Понимание различных форм словоизменения

-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна

-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

Пр: в, на, у, под, за, по

– Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

– Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (по­казать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут

– Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предло­женным картинкам):

Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку

1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи

– Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

– Понимание текста:

Пр: сказка «Колобок»

1.4. Состояние фонематического восприятия

– Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

мышка — мишка___

почка — бочка ___

катушка — кадушка ___

корка — горка___

– Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

речка — редька___

цвет — свет___

челка — щелка___

рейка — лейка___

2. Экспрессивная речь

2.1. Активный словарь

– Имена существительные

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным взрослым темам:

Пр:

Мебель ___

___

Овощи ___

___

Фрукты___

Птицы___

– Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Пр:

Нос ___рукав___

рот___воротник___

шея ___пуговица___

живот ___кабина машины ___

грудь___ руль___

– Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты,изображенные на картинке:

Пр:

Стул, стол, шкаф ___

Огурец, помидор, морковь___

Яблоко, банан,апельсин___

Воробей, голубь,сова___

– Глаголы

Пр: ответить на вопросы по картинкам

Как передвигаются птицы? (Летают)___

Как передвигаются рыбы? (Плавают)___

Как передвигается змея? (Ползает) ___

Как передвигается лягушка? (Прыгает)___

Как передвигается человек? (Ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)___

А как подает голос корова? (Мычит) ___

А как подает голос петух? (Кукарекает). ,

– Имена прилагательные

Пр:назвать предъявленные цвета:

Красный ___

Оранжевый___

Желтый___Зеленый___

Голубой ___

Синий___

Белый ___

Черный___

– Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Пр:

Солнце какое? (Круглое)___

Печенье какое? (Квадратное)___

Косынка какая? (Треугольная)___

Огурец какой? (Овальный) ___

2.2. Состояние грамматического строя речи

– Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Пр:

Рот — рты___

Лев___

Река___

Ухо___

Кольцо___

– Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам):

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

Пр:

Шаров___

Ключей ___

Берез ___

Ложек ___

Окон___

– Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):

Пр:

Оранжевый апельсин___

Голубая бабочка___

Белое блюдце___

– Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Пр:

Где сидит снегирь? (На дереве)___

Где стоит машина? (В гараже)___

У кого кукла? (У девочки)___

Где стоит коза? (За забором)___

Где едет машина? (По дороге)___

– Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Пр:

Два мяча___

Пять мячей___

Две розы ___

Пять роз___

Два окна ___

Пять окон___

– Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

Пр:

Забор — заборчик___

Носок — носочек ___

Лента — ленточка ___

Окно — окошечко___

– Образование названий детенышей животных:

Пр:

У зайчихи___

У волчицы___

У белки___

У козы___

2.3. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Пр:

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Источник

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Развивая речь –

мы вступаем на путь познания

Развивая мысль –

мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь – результат общения взрослого с ребенком!

Развиваем речь, играя

(домашняя игротека)

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

«Я заметил»

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

– Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

– Медведь осенью засыпает, а весной…

– Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

– Мокрое бельё развешивают, а сухое…

– Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

– Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

– Бодается, мычит, пасётся?

– Крадётся, царапается, мяукает?

– Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

– Четыре ножки, спинка, сиденье.

– Корень ствол, ветки, листья.

– Носик, крышка, ручка, донышко.

– Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»

Источник