Развитие речи ребенка с рда
анастасия сиротина
Развитие речи при раннем детском аутизме
Содержание:
1) Введение
2) Невербальная коммуникация
3) Особенности развития речи у детей с РДА
4) Основные этапы работы над речью у детей с РДА
5) Вывод
6) Список используемой литературы
Введение
Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Современный этап развития теории и практики специальной психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии и общей психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей речевого развития детей с РДА, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число детей с аутизмом.
Это вызывает необходимость изучения речевой деятельности детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм логопедического воздействия для каждого отдельного случая.
Одним из основных нарушений при аутических расстройствах является нарушение развития речи. Спектр речевых расстройств детей с аутизмом очень широк варьирует от полного мутизма до опережающего (по сравнению с нормой) развития.
В связи с выше сказанным,целями нашей работы является: изучение особенностей невербальной коммуникации детей с РДА, изучение специфичных для аутизма особенностей речи, изучение основных этапов работы над речью у детей с РДА.
Невербальная коммуникация
Наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста указывают на то, что махание, растопыривание пальцев, хватание, а также положение кисти, аналогичное указательному жесту и др. активно появляются задолго до того, как аналогичные движения будут использоваться ребенком с целью общения. Тем не менее уже в возрасте 9-15 недель активность рук в определенной последовательности связана с поведенческими реакциями.Например: указательная поза до или после вокализации при взаимодействии лицо в лицо с матерью, сжимание кисти во время вокализации, растопыривание пальцев в те моменты, когда младенец отводит взгляд от ее лица. Появление таких двигательных актов на ранних этапах развития, необходимо для того, чтобы в более позднем возрасте те же самые реакции были реорганизованы и могли быть использованы для обслуживания функций речи. Действительно, результаты экспериментальных исследований здоровых детей показывают связь развития жестов с уровнем развития речи.
Очевидно, что в тех случаях, когда отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, этот подготовительный этап будет протекать аномально, а это не может не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации,а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются такие типичные для здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Что делает здоровый ребенок первого года жизни.
Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как “да” или “нет”. В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. речь ранний детский аутизм
Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.
В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.
Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как “деревянная”, “скучная”, “механическая”. Нарушены тон и ритм речи.
Особенности развития речи у детей с РДА
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения “Я” и других личных местоимений в первом лице.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть “километрами”. Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.
У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные этапы работы над речью у детей с РДА
Основные задачи этой работы представляются следующими:
– дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
– установление эмоционального контакта с ребенком;
– активизация речевой деятельности;
– формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
– развитие речи в обучающей ситуации.
Основные этапы работы над речью у детей с РДА
Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м», должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.
1. Первичный контакт
На этом этапе определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.
2. Первичные учебные навыки
На данном этапе у ребенка стараемся выработать необходимые учебные стереотипы (подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа.) На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание.На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи».
3. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет».
Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.
4. Обучение чтению.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
1. аналитико-синтетическое чтение;
2. послоговое чтение;
3. глобальное чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Вывод
Говоря о речевой характеристике детей с аутизмом в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для аутизма особенности.
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Важно выяснить,с чем они связаны: с малой речевой практикой и недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или другой неврологической патологией.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА.
Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.
Список используемой литературы
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., и др.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. с. 95-98.
2. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 1990. №5 с. 66-71.
3. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 1990. №5. с. 59-66.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.
5. Румянцева О. А., Старосельская H. E. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. с. 42-48.
6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. https://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Хубиева Фатима Борисовна
Россия, Ростов-на -Дону, Южный Федеральный Университет
В статье определена специфика коррекционной работы с детьми- аутистами при работе над развитием их речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей. Рассмотрены особенности невербальной коммуникации детей с ранним детским аутизмом, специфические для аутизма особенности речи. Представлен план поэтапной работы над речевым развитием детей с РДА.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, невербальная коммуникация, нарушение коммуникативной функции речи, этапы работы над развитием речи.
Аутизм– психическое расстройство, отличающееся недостатком личностных, социальных, референтивных и других спектров развития и навыков общения. Для аутистов свойственны склонность к самоизоляции, обособленность от реального мира и утрата связей с ним, замкнутость в мире личных переживаний, отсутствие навыков социального поведения, полное или частичное отсутствие речевых навыков, стереотипные или постоянно повторяющиеся действия или интересы в отношении в основном неодушевленных объектов.[5, с.15]В связи с возрастанием числа детей аутистов в последнее время возросла актуальность усиленного внимания к изучению особенностей речевого развития детей с РДА. Этим вызвана необходимость исследования вербальной функции детей не только до, но и во время их воспитания и обучения, разработка микропрограмм логопедической работы для каждого отдельного случая. В своей работе в этом направлении можно опираться на научно – практические труды Нуриевой Л.Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С.С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах», Ловаас О.И. «Модификация поведения аутичных детей», Башиной В.М. и Симашковой Н..В. «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом», а также научно – практические труды Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. и др.
Одним из основных, при аутизме- является нарушение речи. Спектр речевых расстройств у детей с РДА очень широк и разнообразится от развития, опережающего норму до полного молчания (мутизма). В связи с этим, рассмотрим подробнее особенности невербальной коммуникации детей с РДА, специфические для аутизма особенности речи, а также основные этапы работы над речью у детей-аутистов.
Отсутствие контакта с окружающими у детей с РДА наблюдается с младенчества. Уже на первом году жизни, у большинства из них отмечается слабая выраженность голосовых реакций. Для них характерны отсутствие певучего гуления , они не используют жест и лепет для общения. Эти дети не предпринимают попыток имитировать вслед за взрослыми звуки или слоги, отсутствует интонационное разнообразие голосовых рефлексов, интонационно-мелодическое подражание произнесения простой фразы. Годовалые дети с РДА не имеют такого словарного минимума как «мама», «дай», они не обращают внимания на голосовые инструкции и не смотрят на лицо говорящего, что свойственно для обычных детей этого возраста.[6] Наиболее отчетливо речевые расстройства становятся видны после 3 лет. В случаях, когда ребенок преодолел мутичность и начинает говорить, его речь во многом остается аномальной: наблюдается повторение одних и тех же фраз, выраженная стереотипность и тенденция к эхолалиям, личные местоимения повторяются, как слышатся (о себе в третьем лице), долго думают над «да» и «нет», часты перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.
У детей с РДА очень ограничены возможности восприятия речи. В годовалом возрасте для этих детей речь окружающих не более, чем любой другой шум. [4 с.68] Они не реагируют на свое имя и долго не способны выполнять простые функции. В то же время, у некоторых аутичных детей наблюдается опережающее, относительно нормального, развитие речи. Они легко выслушивают и запоминают достаточно объемные отрывки текста практически дословно. При рассказе используют выражения, присущие речи взрослых, из-за чего их речь звучит не по-детски. Однако, вести продуктивный диалог они не могут, они не воспринимают переносный смысл фраз, метафоры, подтекст и из-за этого понимание речи у них затруднено. Для ребенка с аутизмом есть только его опыт, он не может ставить себя на место другого. Он не понимает шуток, не понимает обман. Эти признаки особенно характерны для детей с синдромом Аспергера. Так же аутичных детей отличают особенности интонации, отсутствие в их речи динамических оттенков, нарушение тона и темпа речи. Отсюда, речь становится «деревянной», «статичность», «скучной», «механической».[1. с 95]
У детей- аутистов, прежде всего, нарушена коммуникативная функция речи. Общим для всех вариантов развития речи у аутичных детей являются: нарушение звукопроизношения, темпа, динамики, плавности речи, нарушение коммуникативности речи, стереотипность, словотворчество, склонность к неологизмам, эхолалиям.[2, с.70] Разговор о себе во втором или в третьем лице. Скандированность, толчкообразность речи, обусловленная нарушением темпа и ритмической организации речи, что говорит о нарушениях моторного звена реализации речи. Из всего вышесказанного, глубина нарушения и степень адаптации ребенка к окружающим его условиям определяет успешность работы над развития речи у детей с РДА и являются достаточно вариативными. Работа по развитию речи аутичных детей ведётся поэтапно и последовательно. Занятия по формированию речи ребенка, порой заключающаяся в работе над однообразными звуками и должны максимально опираться на включение в процесс обучения зрительной опоры, так как для аутичных детей характерен «буквальный» тип мышления.[3, с 60] На всех этапах работы с ним необходимо отдавать предпочтение картинкам, предметам, помещающимся в руке. Для успешной работы с неговорящими детьми необходимо использование визуальных опор и выстраивание визуального ряда. При этом наглядные пособия должны быть красочными и разнообразными. Изначально необходимо провести детальную диагностику уровня речевой сформированности: определить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития. Морозова С. С. в своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» подробно освещает этапы работы по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии.
Первый этап работы. Установление контакта.
На этом этапе необходимо адаптировать ребенка к окружающим условиям, диагностировать сформированность речи в данный момент, и главное, установить эмоциональный контакт между инструктором и ребенком.
Второй этап. Выработка учебного стереотипа
Вырабатываем навык сидения за столом. Ребенку это может не нравиться, вызывать отторжение и негативизм по отношению к учебной ситуации. Ребёнок достаточно долго преодолевает чувствовать страха по отношению к педагогу .
Третий этап. Зрительный контакт. Начальные коммуникативные навыки.
Цель – отработать умение смотреть «глаза в глаза», навык слежения взглядом за движением собственной руки, за игрушками, предлагаемыми педагогом, удерживаемыми рукой ребенка, реакцию оживления и слежения. Отрабатываем указательный жест, жесты «да» (кивок головой) и «нет» (отрицательный жест головой)
Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.
Для начала обучения необходимо, чтобы у ребенка с РДА был частично сформирован «учебный стереотип», чтобы он выполнял инструкции типа «Дай» и «Покажи». Это нужно для того, чтобы можно было обучить ребенка пониманию названий предметов.
Пятый этап. Обучение экспрессивной речи.
Главная задача— установить контроль над подражанием.
1.Имитация речевых (произносительных движений): подражание основным движениям; имитация манипуляций с игрушками; имитация мелких и точных движений; имитация вербальных (произносительных движений).
2.Работа над навыком длительного выдоха.
3. Работа над формированием фонематического слуха.
4. Постановка звуков речи.
5. Работа над расширением словарного запаса: соотнесение предмета с картинкой; накопление номинативного словаря; накопление предикативного словаря; накопление атрибутивного словаря; работа с картинками
Таким образом, то, что в норме является основой организации вербального взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – здесь нет активного словотворчества, свободного владения речевыми формами. Преобладают речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении. Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА. Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.
Литература:
1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. с. 95-98.
2. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 1990. №5 с. 66-71.
3. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 1990. №5. с. 59-66.
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработ. /Л.Г. Нуриева.-Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2006.-6 с..- ( Серия «Особый ребёнок»).
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.
6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ.https://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.
6
Источник