Развитие речи ребенка с использованием монтессори


Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:
- нормально функционирующие органы слуха и речи
- языковая среда
- желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)
При соблюдении этих условий развитие речи ребёнка происходит легко и непринуждённо. Ведь самой природой в ребёнка заложена программа на освоение речи, но кроме того, ребёнок до 6 лет обладает природными дарами, которые делают усвоение речи непринуждённым и лёгким. Дары эти в Монтессори-педагогике известны под названием впитывающий ум и сензитивный период развития языка.
Сензитивный период для развития речи создаёт для ребёнка особую притягательность и восприимчивость к окружающей его речи: ребёнок с младенчества вслушивается в звуки речи, старается их повторять, а потом с жаждой стремится познать названия всего, что окружает его и выражать свои желания с помощью слов.
Впитывающий ум, в свою очередь, делает процесс усвоения речи непринуждённым и лёгким. Ребёнок просто впитывает всё то, что слышит вокруг себя, сначала в пассивный словарный запас, а потом и в активный, нередко удивляя взрослых новыми словами, которым его никто не учил.
Понимая природу и возможности впитывающего ума ребёнка и сензивного периода развития языка, а также необходимые условия для успешного развития речи, Монтессори-педагог создаёт богатую языковую среду и всеми силами подпитывает желание ребёнка говорить.
Монтессори-среда для детей до 3 лет обустроена таким образом, чтобы всё в ней естественным образом способствовало развитию речи ребёнка.
[pullquote align=»full» cite=»» =»» color=»» class=»» size=»»]Работа над развитием речи не ограничивается несколькими материалами в зоне языка, а красной нитью проходит сквозь всё, что происходит в тщательно организованной среде.[/pullquote]
Рассмотрим, как в успешно функционирующей Монтессори-группе для детей до 3 лет (тоддлер-группа) создаются условия для развития речи детей:
Разнообразная, чёткая, неспешная речь взрослого
Монтессори-педагог осознанно замедляет свою речь, чётко проговаривает слова, использует полные предложения. Он не стремится упрощать свою речь до уровня ребёнка, а, наоборот, использует разнообразные грамматические конструкции, точные названия предметов и действий, позволяя ребёнку слышать и впитывать грамотную, богатую речь.
[pullquote align=»full» cite=»» =»» color=»» class=»» size=»»]В Монтессори-педагогике огромное значение придаётся созданию богатой языковой среды с самого раннего детства.[/pullquote]
В своём общении с детьми и другими взрослыми в среде, педагог также моделирует нормы речевого этикета, осознавая, что ребёнок в этом возрасте, как губка, впитывает модели поведения и речи из окружающей его среды.
Использование точных названий предметов и действий
В Монтессори-среде для тодлеров (детей в возрасте 14 мес. – 3 лет) педагог использует точные названия предметов и действий как во время демонстрации нового вида деятельности, так и в любом взаимодействии с ребёнком.
При демонстрации нового вида деятельности в зоне практической жизни, педагог называет каждый предмет и действия, используемые для выполнения деятельности. Например, в упражнении мытья посуды, ребёнок слышит следующие названия предметов и действий: тазик, кувшин, корзинка для посуды, средство для мытья посуды, губка, полотенце, сушилка для посуды, набрать воду, открыть и закрыть кран, нести кувшин, налить воду, добавить, перемешать, принести посуду, намочить, намылить, сполоснуть, вылить, протереть, повесить сушить.
Педагог называет каждый предмет в составе упражнения, способствуя тем самым усвоению ребёнком новых слов. Источник фото: www.bergamoschools.com
Впитывающий ум ребёнка неосознанно и без усилий усваивает все эти слова, и даже если он ещё не говорит, эти слова обязательно откладываются в его сознании и со временем перейдут в его активный словарь.
Активное слушание ребёнка
Монтессори-педагог опускается на уровень глаз ребёнка, смотрит ему в глаза, даёт возможность ребёнку высказаться, внимательно слушает его, не перебивая и не исправляя его речь. Педагог может использовать технику “эхо”, то есть повторить мысль ребёнка, задать вопрос, выразить понимание.
Активное слушание поддерживает желание ребёнка общаться, даёт ему ощущение, что его мысли, чувства и переживания стоят того, чтобы их высказать, что они интересны другому человеку. А это является важным условием для развития устной речи, ведь для того, чтобы говорить, нужно хотеть говорить.
Беседы взрослого с ребёнком
В хорошо функционирующей Монтессори-среде царит доброжелательная и открытая атмосфера, где педагог и дети свободно общаются в течении дня. С небольшой беседы начинается каждый день. Педагог лично встречает каждого ребёнка, смотрит в глаза, здоровается, интересуется как ребёнок себя чувствует и слушает то, чем жаждет поделиться ребёнок.
Педагог может сам инициировать коротенькую беседу, задав ребёнку какой-то вопрос, озвучив своё наблюдение или поддержать беседу, начатую самим ребёнком.
Педагог и дети свободно общаются друг с другом в течении дня. Источник фото: montessoriguide.org
Такие небольшие спонтанные беседы пронизывают весь день и могут касаться разных аспектов жизни ребёнка. Предметом беседы может стать картина на стене, новая статуэтка на полочке, погода на улице, еда, прошедшие выходные и прочее. Беседы очень непринуждённые, спонтанные и доброжелательные.
Свободное общение детей
В истинной Монтессори-среде царит атмосфера свободы общения, где дети разговаривают не только с педагогом но и между собой. Педагог не одёргивает детей, а наоборот, поощряет их тягу к общению и выражению себя в устной речи.
Если Вы наблюдаете обратное, когда педагог просит детей «работать молча», не отзывается на позыв ребёнка поговорить со взрослым или другим ребёнком, это должно насторожить Вас и поставить под вопрос, насколько полно и глубинно в данной среде реализуются принципы Монтессори-педагогики.
Непосредственный опыт взаимодействия с окружающей средой
Тщательно подготовленнная Монтессори-среда обеспечивает разнообразное предметное окружение (картины, деревянные статуэтки, комнатные растения, предметы быта в упражнениях практической жизни, реальные предметы и уменьшенные модели в зоне языка) и свободу ребёнка взаимодействовать с этим предметным окружением.
Благодаря этому ребёнок в Монтессори-среде получает обширный опыт взаимодействия с предметами. Он моет посуду, стирает, готовит еду, садит семена растений и в этой предметной деятельности непосредственно знакомится с предметами, входящими в состав деятельности, а также их свойствами.
Какая связь между предметной деятельностью/непосредственным опытом ребёнка и развитием речи?
Дело в том, что опыт взаимодействия ребёнка с предметами и явлениями окружающей среды обеспечивает фундамент, на котором строится устная речь, а именно формирование словарного запаса.
[pullquote align=»full» cite=»» =»» color=»» class=»» size=»»]Усвоение словарного запаса языка у ребёнка происходит на основе впечатлений и представлений, накопленных в предметной деятельности.[/pullquote]
Без этого личного опыта услышанные слова представлялись бы маленькому ребёнку бессмысленной комбинацией звуков.
Например, возьмём слово «компост». Ребёнок приносит тарелку с недоеденной едой к ведёрку для компоста. Он видит остатки еды в ведре, выкладывает остатки своей еды после обеда, он вместе с педагогом выносит содержимое ведёрка в компостную яму. Он наблюдает как меняется вид содержимого в яме со временем, и, возможно, получает возможность использовать получившуюся смесь для удобрения растений в саду при образовательном центре. Таким образом, в его голове формируется определённое представление о компосте.
Источник фото: Countryside Montessori School
Затем это мысленное представление связывается с определённой комбинацией звуков (при условии, что взрослый использует это слово в речи, обращённой к ребёнку во время его взаимодействия с компостом). Постепенно эта связь между предметом и явлением компост и словом «компост» закрепляется, и ребёнок, услышав слово «компост» уже знает, о чём речь.
Теперь представим, что ребёнок никогда не имел дела с компостом. Сколько бы раз он ни слышал слово «компост» в речи взрослых, для него это слово – просто комбинация звуков, за которой для него ничего не стоит. Он может легко научиться произносить это слово и повторять его за взрослым, но не иметь представления, что это слово значит.
Такова особенность развития маленького ребёнка – он движется от конкретного предмета, от непосредственного опыта взаимодействия с миром к усвоению языка. Монтессори-среда учитывает природу ребёнка и особенности его развития и предоставляет ребёнку богатый опыт взаимодействия с окружающими его предметами и явлениями.
Упражнения для расширения словарного запаса
Помимо естественного и непринужденного усвоения ребёнком новых слов из речи взрослых, в Монтессори-среде уделяется внимание целенаправленной работе по расширению словарного запаса с помощью дидактического материала. Для этого в Монтессори-среде для детей до 3 лет (как и в среде от 3 до 6 лет) существует зона развития языка. В Монтессори-среде для тодлеров (детей от 12-14 мес. и до 3 лет) для расширения словарного запаса в зоне языка представлены следующие материалы:
– реалистичные предметы и уменьшенные модели
– карточки с изображениями
В качестве основного языкового материала для детей младшего возраста, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребёнку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.
Далее, для тех вещей и предметов, которые невозможно принести в образовательную среду, используются уменьшенные модели. С помощью уменьшенных моделей ребёнок знакомится с названиями животных, насекомых, птиц, видов транспорта и тому подобное, в зависимости от оснащённости конкретного образовательного центра.
Реальные предметы и уменьшенные модели удовлетворяют потребность ребёнка сенсорно исследовать мир, манипулировать предметами, познавать мир активно, с помощью рук и органов чувств.
Для работы с реалистичными предметами, моделями и карточками используется методика трёх-ступенчатого урока, привнесённая из Монтессори-среды 3-6, но модифицированная для раннего возраста.
На первой ступени педагог берёт один предмет, рассматривает, называет его и передаёт ребёнку. Пока ребёнок исследует предмет, педагог повторяет название предмета ещё несколько раз. Эти действия повторяются с другими предметами в корзинке.
Выполнение действий с реальными предметами или уменьшенными моделями, в сопровождении с многократным повторением педагогом их названия, позволяет ребёнку легко запомнить новые слова. Источник фото: thekavanauhreposrt.com
На второй ступени педагог предлагает выполнять названные действия с предметами («положи слона сюда», «дай мне лошадь», «прикоснись к жирафу» и прочее), тем самым закрепляя в памяти ребёнка связь предметов с их названиями, а также позволяя ребёнку несколько раз услышать чёткое произношение слова. Такая работа проходит с энтузиазмом, в игривой форме и доставляет массу удовольствия детям.
В зависимости от возраста и развития речи, ребёнок может повторять слова за педагогом, а может и не повторять. При этом педагог не призывает ребёнка к повторению за собой, а просто сам многократно повторяет слово, доверяя, что впитывающий ум ребёнка усваивает новые слова в пассивный словарь, даже если первоначально они идут в его пассивный словарь. Педагог понимает, что однажды ребёнок самостоятельно станет использовать эти слова в своей речи.
Работа с карточками проводится аналогичным образом и позволяет расширять словарный запас за рамки ежедневных предметов и уменьшенных моделей. То, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями. Подробнее о работе с карточками можно прочитать в статье Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет.
Стихи, рифмовки, песни
Детям с самого рождения присуща любовь к ритму и рифме, поэтому они с удовольствием слушают взрослых, декларирующих небольшие стихотворения и напевающих песенки.
Источник фото: infant-.com
Сначала дети просто слушают взрослого, постепенно начинают повторять движения, сопроваждающие стихи и песни. Кто-то начинает напевать мелодию песни или ритм стишка ещё до того, как они сами могут говорить. По мере развития речи, дети могут произносить последнее слово в строчке, а позднее уже напевать слова песни или проговаривать стихотворение вместе с педагогом.
[pullquote align=»full» cite=»» =»» color=»» class=»» size=»»]Поэзия и песни открывают ребёнку совсем другой язык, наполненный красочными эпитетами и метафорами, грамматическимим конструкциями, интонациями, ритмами, редко используемые в ежедневной речи, но демонстрирующие богатство языка.[/pullquote]
Через песни и стихотворения ребёнок впитывает и новые слова. Например, в песенке про части тела, ребёнок слышит и запоминает названия частей тела, в стихотворении о цветах – названия цветов.
Кроме того, многие стихотворения и песенки для этого возраста сопровождаются движениями, а движения (особенно мелкая моторика) в свою очередь косвенно способствуют развитию речи.
Чтение книг
Чтение книг является неотъемлемой частью Монтессори-среды. Чтение книг ребёнку обогащает его речь, расширяет его словарный запас, знакомит с окружающим миром, развивает воображение и прививает любовь к чтению.
В свободном доступе для детей всегда представлены несколько реалистичных книг, которые они могут рассматривать самостоятельно, и которые педагог читает как небольшой группе детей, так и индивидуальному ребёнку.
Источник: www.leportschools.com
Книги регулярно меняются, поддерживая интерес детей, расширяя их кругозор и приобщая детей к разнообразию стилей, авторов, иллюстраций.
Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.
В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.
Юлия Бортко – montessori-way.ru
Источники:
Kuhl, Patricia K. Early Language Learning and Literacy: Neuroscience Implications for Education. Mind Body Education. 2011 Sep. 5(3): 128-142.
Материалы Монтессори-тренинга Ассистент Детства в Денвере, курс 2015-2016 года.
Источник
Темой сегодняшнего дня стало изучение вопроса, как используется в логопедической работе методика Монтессори М. Как методика Монтессори для детей может внедряться в коррекционную работу с малышами, имеющими различные нарушения речи.
В коррекции речевых расстройств логопед в первую очередь делает акцент на тренировку артикуляционного аппарата и постановку правильного произношения звуков.
Однако с серьезными нарушениями речи намного быстрее можно справиться, если сначала нормализовать деятельность высших систем организма и побороть психические отклонения, вызывающие речевые расстройства.
Сделать это можно с помощью специальных упражнений на восстановление координации движений, улучшение памяти и внимательности, развитие моторики, чувствительности, фонематического слуха. Такие упражнения включает метод Марии Монтессори.
Методика Монтессори для детей – основные принципы и идеи при работе в логопедической группе
Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом Италии. Будучи неврологом и работая с отклонениями разной сложности, Монтессори доказала сильное влияние среды на коррекцию неврологических, а следовательно, и речевых нарушений у детей.
Она разработала систему восстановления пациентов путем их активного саморазвития и лишь частичного вмешательства педагогов.
Девиз монтессори-методики: «Помоги мне сделать это самому». В этом высказывании и заключается вся суть ее теории: ребенок должен пробовать развиваться сам, без вмешательства взрослых, иметь возможность выбирать, что делать в тот или иной момент времени, иметь доступ ко всем развивающим предметам и явлениям.
А родители, педагоги и врачи могут только наблюдать и при необходимости помогать малышу в получении тех знаний и навыков, которые он выбирает.
Условия проведения занятий в логопедических монтессори-группах:
- Помещение для занятий поделено на 5 зон: практическая, сенсорная, математическая, языковая, космическая.
- В группе обязательно должны быть дети разных возрастов. Когда люди говорят о необходимости общения ребенка, то обычно подразумевается взаимодействие со сверстниками. Но для полноценного всестороннего развития каждого малыша не только ровесники должны участвовать в его жизни. Младшие воспитанники олицетворяют «путь развития» на глазах ребенка, а старшие – «будущее», то есть к чему важно стремиться. Кроме того, о младших нужно заботиться – это тоже важный опыт, а у старших – учиться чему-то новому.
- Малыш сам думает, чем ему заняться. Воспитатели же помогают освоиться в том, что он предпочел. Компаньонов также выбирает сам воспитанник – это его право, преподаватели не должны предлагать и навязывать кого-то другого.
Разделения среды на зоны
Мария Монтессори считала, что помещение, в котором пребывает ребенок должно делиться на 5 основных зон с пособиями для упражнений:
- Практическая – там находятся пособия, которые любой человек постоянно встречает в обычной жизни. Ребенок может учиться гладить, готовить, подметать, чистить обувь, завязывать шнурки.
- Сенсорная – здесь имеются игры, которые развивают органы чувств и мелкую моторику – с предметами разной формы, цвета, размеров, материалов.
- Математическая – предполагает обучение счету с помощью деревянных дощечек, счетов, геометрических фигур (для малышей).
- Языковая – дает представление о составе слова – различными способами изучаются звуки, буквы, слоги, устная и письменная речь.
- Космическая – знакомит подопечных с окружающим миром – животными, растениями, городами, странами, природными явлениями.
Правила, действующие в монтессори-группах
Помимо прав у ребенка есть также обязанности в группе. Существуют правила, которые все подопечные должны соблюдать:
- В помещении по М. Монтессори должна быть тишина. Каждый занимается своим делом, но не мешает при этом другим. В такой обстановке дети учатся соблюдать дисциплину, контролировать себя и уважать других.
Это важно! Если ребенок возбужден, сильно расстроен, он может выразить свои эмоции в отдельной комнате. Должны быть выделены также зоны отдыха и релаксации, где дети могут прийти в себя, когда устали, побыть наедине с собой.
- Все используемые пособия после каждого упражнения должны быть аккуратно сложены и убраны. Порядок – это важная составляющая жизни каждого ребенка.
- Нельзя портить вещи, вредить другим ученикам.
- Должно соблюдаться личное пространство каждого. В конкретную игрушку или конструктор играет тот, кто первый взял.
Преимущества и недостатки методики М. Монтессори
В итоге проведения курса занятий в монтессори-группе родители получают не только психически здорового ребенка с правильно поставленной речью, но и самостоятельную, независимую личность с широким кругозором и желанием двигаться вперед, познавать мир и совершать новые открытия. Плюсы методики:
- Нормализует психическое развитие и речь.
- Улучшает память, фонематический слух.
- Развивает усидчивость, терпеливость, внимательность.
- Формирует в ребенке уверенность в себе, своих силах.
- Воспитывает уважение к себе и другим.
- Корректирует поведение воспитанника, приучает его к порядку в делах и голове.
Традиционные педагоги выделяют у метода также ряд недостатков:
- излишняя демократичность. Существует мнение, что в монтессори-группе царит вседозволенность, таким детям сложно адаптироваться в условиях обычных садов и школ. Однако опасения слегка преувеличены – в группах нет полной вседозволенности, а устанавливаются также свои правила и порядки. Если говорить о предпочтениях, то да, в монтессори-группе ребенок привыкает делать то, что его увлекает в данный момент, а в обычных школах и садах все делают то, что сказал воспитатель или учитель. Сложность может возникнуть также из-за разницы отношения к ребенку в стандартных учреждениях и центрах М. Монтесори;
- не подходит застенчивым и гиперактивным детям. Отчасти это правда – с такими детьми воспитателям справиться сложнее – однако гиперактивность и застенчивость также имеет свои первопричины, которые со временем можно нейтрализовать. Рано или поздно даже самый застенчивый малыш захочет подойти и посмотреть игрушки – и когда он поймет, что здесь можно все брать и пробовать, ему будет проще, а гиперактивному ребенку придется следовать общим принципам – со временем пример других детей окажет свое влияние;
- отсутствие важных для развития ролевых игр. Да, это, действительно, так – М. Монтессори отрицала положительное влияние игр. По ее мнению, они уводят от реальности. Не стоит сразу осуждать автора теории «свободного выбора», ведь, в ее словах есть логика – дети, чрезмерно увлекающиеся творчеством, часто живут будто в другом мире – возможно, это она имела в виду. В современных монтессори-центрах детям все же дается возможность играть друг с другом в свободное время (на прогулках или в определенные часы);
- недостаток творческой составляющей – автор метода отрицала пользу творчества, однако отмечала большое значение музыки в жизни маленького человека. Сегодня монтессори-центры включают и творческие зоны: с музыкальными инструментами, рисованием и лепкой.
Методика Монтессори для детей – упражнения при работе с сенсомоторной алалией
Метод М. Монтессори оказывает положительное влияние на детей с речевыми нарушениями, в том числе с сенсомоторной алалией. Основные признаки этого заболевания следующие:
- несвязная речь или ее отсутствие;
- сниженный фонематический слух;
- проблемы с координацией;
- сложности в самостоятельном обслуживании;
- плохая память, нарушена концентрация внимания;
- гипо- или гиперактивность;
- ограниченный словарный запас.
Практико-сенсорные упражнения
Часто у детей с сенсомоторной алалией имеются пробелы в области практических навыков из-за ограничений родителей и недостатка внимания с их стороны.
Поэтому в первую очередь нужно заполнить эти пробелы, то есть дать малышу возможность получить свой опыт. Нужно давать ему больше свободы действий: позволять делать многие вещи в быту, которые доступны дома только взрослым – мыть посуду, резать продукты, готовить еду, зашивать дырки в одежде.
Существуют следующие практико-сенсорные упражнения для реабилитации сенсомоторных алаликов:
- Пересыпание песка или переливание воды из емкости в емкость. Сосуды лучше брать разной формы и размеров.
- Застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний на пособиях или на собственной одежде.
- Вышивание иглой с ниткой на картоне или шнуровка на деревяшке с отверстиями.
- Прищепки и скрепки – прикреплять прищепки или скрепки к картону разной формы. Ребенок может сделать с помощью них ежика, львенка, человечков с ручками, ножками. Дома можно также давать малышу прикреплять прищепки к переносной сушилке или развешивать белье вместе со взрослыми и закреплять его прищепками.
- Катушка – разматывать-наматывать нитку или веревку на катушку. Подойдут обычные нитки или специальное пособие.
- Накручивание резинки – на цилиндр или скрученную бумагу надевают-снимают сначала небольшую резинку одним слоем. Потом берут резинки разных цветов, размеров и учат воспитанника надевать их двойным, тройным слоем, потом снимать.
Каждое упражнение делает сам ребенок. Если у него не получается, помогает педагог.
Также важно развивать фонематический слух: малыш с закрытыми глазами слушает звуки и определяет их источник. Например, можно сжимать бумагу, фольгу, пакет или играть на разных музыкальных инструментах.
Также используется прием определения направления звона погремушки (сверху, снизу, справа, слева, перед лицом). Глаза ребенка должны быть закрыты повязкой.
Упражнение на координацию движений «Ходьба по эллипсу»
Для нормализации координации движений полезным будет упражнение «Ходьба по эллипсу» – на полу рисуется или клеится толстой линией круг, а лучше эллипс. Задача – ходить четко по линии.
Дальше можно добавить ходьбу спиной, боком, прыжки. Когда все упражнения будут прилежно выполняться воспитанниками, можно усложнить задание: положить в руки сосуд с водой (с каждым занятием все более наполненный) или ложку с шариком.
Упражнения на развитие речи
Непосредственно языковая зона развития по Монтессори предлагает следующие упражнения для детей с сенсомоторной алалией:
- Штриховка – тренировать руку в письме путем штрихования или обводки какой-либо фигуры. Малыши любят, например, рисовать по точкам – на листке расставлены точки, которые воспитанник должен соединить по цифрам или самопроизвольно. Помимо моторики это упражнение развивает воображение, память и внимательность.
- Шершавые и подвижные буквы – запоминание звуков и букв с помощью объемных или шершавых букв. В этих упражнениях усвоение информации происходит на основе 3 составляющих восприятия: сенсорной (трогает, ощущает), визуальной (видит), слуховой (слышит – педагог проговаривает). После ознакомления с подвижными буквами проводится упражнение: «волшебный мешочек» – буквы определяют на ощупь. Следующим этапом букву прописывают и сочиняют слово, начинающееся с нее. Также буквы можно искать в контейнере с сыпучим материалом (песком).
Для расширения словарного запаса используются игры:
- цветные коробочки – берут 3 цветных коробки, в каждой из которых игрушки на определенную тематику, например «животные», «растения», «бытовые предметы». Сначала воспитанник называет предмет, потом раскладывает игрушки по коробкам.
- наборы карточек – по типу предыдущей игры используется 3 набора карточек с картинками на разные темы.
Фрагмент занятия по методике М. Монтессори с детьми, имеющими нарушения речи
Занятие по Монтессори в группе детей с нарушениями речи включает несколько этапов:
- Ходьба по эллипсу.
- Приветствие.
- Занятие в кругу.
- Минута тишины.
- Свободная работа.
Тема занятия: «Домашние животные»
Ходьба по эллипсу
Начинается урок с «Ходьбы по эллипсу» (можно по линии или кругу). На полу рисуется эллипсовидная линия толщиной 5-10 см, больший диаметр – 4-4,5 метра. Дети становятся друг за другом на расстоянии 0,5 метра и по команде «Дети, идем» идут по нарисованному эллипсу, делая 2 круга по часовой стрелке, 2 круга против часовой стрелки.
Дальше 2 круга нужно пройти спиной по часовой стрелке и против. На следующих занятиях можно добавлять прыжки на одной ноге (левой и правой поочередно). Усложнить также можно задание, положив какой-либо предмет в руки – нести кувшин с водой, ложку или поднос с шариком.
Приветствие
Воспитанники садятся в воображаемый круг и здороваются друг с другом по очереди: каждый со своим соседом. Процесс легче организовать, если при этом малыши будут передавать друг другу какой-то предмет, например мяч, стакан с водой или свечу.
На первых занятиях словами приветствия могут быть: «Здравствуй (привет), Коля», «Доброе утро (день, вечер), Катя». Затем в приветствие добавляется уменьшительно-ласкательное имя: «Здравствуй, Коленька», «Доброе утро, Катенька».
Впоследствии можно вводить приятные, добрые слова (прилагательные), характеризующие того, с кем здороваются: «Здравствуй, хороший, добрый Коленька», «Доброе утро, милая, улыбчивая Катенька». Также можно менять громкость голоса при произнесении приветственных слов (один день громко, другой – тихо, еле слышно).
Приветствие, тем более с уменьшительно-ласкательными именами и приятными словами, настраивает учеников на мирный лад, приподнимает настроение, создает дружескую атмосферу в группе.
Занятие в круге
Дальше начинается само тематическое занятие с педагогом. Все сидят по кругу в удобном положении. Для урока необходимо подготовить следующие материалы:
- фигурки домашних животных: кошки, собаки, коровы, барана, козла, лошади, свиньи, осла;
- пособия в виде их еды: косточка, трава (настоящая или искусственная), рыба, молоко, желуди. Лучше, чтобы это были игрушки, а не картинки;
- картинки с жильем животных (хлев, будка, кошачий домик, нора, лес и т.д.). Хорошо, если есть возможность достать игрушки в виде их жилья;
- коробки с невысокими краями, коричневая и зеленая;
- фильм по теме.
Ход тематического урока:
- Педагог рассказывает детям сначала о каждом домашнем животном. Объясняет, почему их называют домашними. Информация должна включать: название, окрас шкуры, как разговаривает, чем питается, где живет. Здесь четко должны проговариваться все названия, учитываться оттенки и форма окраса: бело-рыжая, полосатая (кошка), бело-черная, пятнистая (корова).
- После рассказа о конкретном животном логопед передает фигурку животного и его еды, а также картинку с жильем по кругу. Когда пособия посмотрели, они убираются в коробки: животное в зеленую, еда – в коричневую. Картинки с жильем расставляются рядом с коробками.
- Дальше воспитанников по очереди просят принести то или иное животное: «Дай мне кошку», «Покажи мне корову», «Возьми собаку». Если малыш ошибся, то нужно без указания на ошибку назвать принесенное животное правильно, а затем дать ему возможность найти нужное животное.
- Дети по просьбе педагога приносят еду и жилье для названного животного: «Коля, принеси мне то, что кушает корова», «Катя, дай мне картинку с изображением жилья кошки». Затем они вместе с логопедом проговаривают название принесенных предметов.
- Когда преподаватель видит, что все освоили предыдущие задания, переходит к следующему этапу. Каждый ребенок выбирает по одному животному.
- Дальше все по очереди называют животное и описывают его (какого цвета, как говорит): «Это корова, домашнее животное. Корова бело-черная, пятнистая, говорит МУУУУ». Если малышу трудно описать самому, то логопед задает наводящие вопросы и при необходимости подсказывает.
- Затем ученики сами подбирают животным еду и жилье. Каждый должен рассказать, что животное ест, где оно живет: «Это собака, она ест косточки, живет в конуре». Если осталось время, дети могут поменяться животными и рассказать информацию о другом представителе класса. После упражнения каждый кладет пособия на место.
- Педагог задает различные вопросы на тему: «Оля, кто из домашних животных ест траву?», «Саша, как говорит кошка?», «Юля, кто живет в хлеву?» – а ученики отвечают на них.
- После обсуждения темы и выполнения заданий показывают фильм по указанной тематике. Показ видеоматериала можно перенести на следующее занятие.
Сложность урока зависит от уровня развития речи подопечных. Если речь развита слабо, то можно упростить информацию о самих животных (название, цвет, как говорит) или уменьшить количество животных.
Название следующего урока будет «Дикие животные», далее пойдет сравнительная тема «Дикие и домашние животные».
Темы занятий могут быть любыми: «Растения», «Насекомые», «Фрукты и овощи», а также различные бытовые «Посуда», «Одежда». По теме «Фрукты» берутся настоящие продукты: на уроке их разрезают, пробуют, пьют сок. При этом весь процесс подробно описывается, поясняются цветовые и вкусовые качества каждого фрукта.
Занятие пополняет словарный запас ребенка, учит выражать правильно мысли, способствует получению новых знаний.
Минута тишины
После тематического урока воспитанники ложатся на ковер и отдыхают в течение 2-3 минут. Упражнение проводится в тишине, либо с успокаивающей музыкой. Некоторым детям сложно лежать неподвижно в течение некоторого времени – к ним подходят и гладят, успокаивая.
Такое упражнение расслабляет, восстанавливает силы. Ребенок учится быть с самим собой, молчать, слушать тишину – а это умеет делать даже не каждый взрослый.
Свободная работа
В свободное время подопечные расходятся по средовым зонам. Каждый занимается тем, что ему нравится, воспитатели предоставляют дополнительный материал по выбранному ребенком занятию, при необходимости помогают и объясняют непонятное. При этом все соблюдают основные правила поведения в монтессори-группе.
Источник