Развитие речи ребенка ребенок понимает ребенок говорит
Развитие активной речи ребенка невозможно без первого и очень важного шага: сначала он должен научиться понимать ее! 🙂 Отсюда и вытекает непреодолимое желание научиться говорить самому. Первый словарный запас крохи и строится то — только на том базисе слов, которые он понимает из Вашей речи – иначе и быть не может.
Мы дадим Вам несколько простых, но действенных советов, как научить малыша понимать Ваши слова:
• Обращаясь к ребенку, произносите слова четко, неторопливо. Поймите — период понимания информации у ребенка более замедленный, чем у взрослого. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь. Сопровождайте свои фразы — действиями — тем самым позволяя малышу влиться в Ваш темп речи. Предложения делайте упрощенными — старайтесь их выстраивать из 2-3 слов.
• Конечно же, Ваши слова должны быть подтверждены наглядной ситуацией – в этот же момент, то есть синхронно. Если Вы играете, то, наглядная ситуация показывается медленно, неторопливо (вспомните предыдущий пункт), своевременно совпадает в Вашими комментариями. Например, Вы говорите: «Ляля едет на лошадке! (Показ действия в течение полуминуты и сопровождается «стуком копыт» — производимым Вами — Цок, цок, цок!) Ляля бух! Упала! (Показ). Ляля встала, отряхнулась, села на лошадку (Показ). Ляля поехала (Показ). Цок! Цок!»
• Внимательно смотрите и замечайте ситуации, когда ребенок с увлечением за чем то наблюдает, чем-то живо интересуется. Всегда поддерживайте их словом. Например, такое часто бывает на прогулке: летит самолет, малыш слышит громкий шум – укажите на небо, обратитесь к малышу: «Смотри, самолет летит! Шумит! Как он шумит?». Или: «Птичка в луже купается! А как птичка поет?»
• Всегда поясняйте свои действия, для чего, зачем они совершаются. Мотивируйте ребенка на них. Например, в режимных моментах: «Бери ложку – пора кушать кашу!». Или: «Давай мыть ручки – ручки будут чистыми».
• Проводите параллель между полными словами и лепетными. А это: собака – ав-ав! Киса – Мяу! Кукла – Ляля и так далее… Малыш будет воспринимать последние как показания к действию – и быстрее заговорит. Но если он уже хорошо выговаривает лепетные слова – то не нужно на них зацикливаться, необходимо своевременно начать переход на «следующий уровень», то есть переучать кроху на выговаривание полных слов. Это нужно делать плавно и постепенно – чувствуя возможности ребенка.
• Чаще создавайте ситуации живого интереса ребенка к происходящему – тут пригодятся разнообразные наглядные средства: картинки, книги, игрушки. Показывайте их в замедленном темпе, комментируя детали в процессе демонстрации. Ставьте ударение именно на результате действий.
• Интригуют малышей и «сюрпризные» моменты, к примеру, внезапное появление игрушки, непредсказуемый поворот сюжета игры, сказки. Все действия должны быть синхронны Вашим словам. Наблюдайте за малышом: если он недопонимает, нужно повторять, причем более доступными методами (тот же порядок действий, но медленнее; слова произносим четче).
• Активизируйте ребенка в разговоре, втягивайте его в совместную беседу, задавайте вопросы, например: «где собачка?», «Что она делает?». Если он говорит, но результат Вас не устраивает, ни в коем случае — не критикуйте его. Дорогу осилит идущий. А Вы пока в самом начале пути.
• Будьте искренни с ребенком, проявляйте неподдельный интерес к совместным занятиям, не скрывайте эмоций. Использование жестов и мимики играет особую, очень важную роль в становлении речи ребенка – ведь язык эмоций, по сути – язык детства, пусть он будет первым опытом в доречевом общении малыша.
Самое важное правило эффективного общения с ребенком:
Разговаривайте с малышом так, чтобы он не просто понимал Вас, но и радовался своему самовыражению. Налаживая контакт с детьми – не стесняйтесь сами становиться ребенком, общайтесь на равных, глаза в глаза – причем на уровне глаз ребенка! Ребенку будет легче Вам довериться, откликнуться навстречу Вам, проявить свою природную любознательность. Ему будет с Вами еще спокойнее и уютнее, если Вы научитесь по-настоящему весело играть с ним, будете заразительно смеяться, шалить, подбадривать его первые шаги. Цените эти счастливые моменты – потом, когда Ваш кроха повзрослеет, Вы их будете с большим наслаждением вспоминать!
Малыши имеют исключительную способность удивляться и радоваться всему, что их окружает, видят чудесное в обыденном, видят красоту там, где мы и не догадываемся ее искать. От отношений ребенка и матери – напрямую зависит его основополающее доверие к окружающему миру, уверенность в себе. Чему же учится из общения с Вами малыш? Только ли пониманию звуков, слов, речи, только ли их воспроизведению? Нет, он учится любить и быть любимым, он учится позитивному открытому отношению к окружающему миру.
Источник
Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.
Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста
Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.
До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.
Могут ли патологии вызвать задержку?
Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.
Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.
В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).
Почему важно развивать мелкую моторику
Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.
В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:
- пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
- массаж ладошек;
- листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
- разрывание бумаги;
- рисование пальцами;
- складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
- пазлы, мозаики;
- рисование на песке.
Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.
Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать
С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.
Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.
- В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
- Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
- Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
- Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
- Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
- Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
- Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.
Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать
Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.
Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.
После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.
Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.
Источник
Когда дети начинают говорить?
В первые два года жизни ребенок учится говорить. Задолго до того как он произнесет своё первое слово, он учится правилам языка и тому, как взрослые общаются.
В первые два месяца ребенок начинает использовать свои губы, язык, нёбо и если вдруг так случилось совсем ранние зубы, для того что бы издавать звуки. Сначала это просто плач, затем вздохи и совсем скоро после этого активно лепечет. Уже в 6 месяцев слезы навернутся уже на ваших глазах от слов «папа» и «мама».
С этого момента малыш будет постоянно изучать новые слова. Он будет узнавать их от вас и от всех окружающих. Примерно между 18 месяцами и двухлетием он начнет составлять предложения от двух до четырех слов. По мере развития своих умственных и эмоциональных способностей ребенок научится описывать мир вокруг него, все что он видит, слышит, чувствует, думает и конечно же хочет.
Но до того как он начнет радовать вас своими словами, есть определенные вехи в развитии, которые ему предстоит пройти.
Как дети учатся говорить.
Вот примерные ключевые даты в развитии разговорной речи у ребенка. Если ребенок растет в билингвальном окружении, то даты будут примерно те же для обоих языков.
В утробе
Многие исследователи полагают, что изучение языка начинается в утробе. Так же как нерожденный еще малыш слышит звук вашего сердца, так же он слышит и вашу речь и может отличать вас от других.
0 – 3 месяца
Плач, это одна из первых форм взаимодействия с вами.
Один плач отличается от другого.
Пронзающий может означать, что хочется есть, отрывистый хныкающий, что пора менять подгузник. Со временем репертуар расширится, и вы будете слышать разнообразные трели от ребенка.
В это время малыш начнет понимать, что такое слова и как они складываются в предложения.
4 – 6 месяц
В этом возрасте ребенок начинает лепетать, совмещая гласные и согласные. Примерно в шесть месяцев ребенок может начать откликаться на своё имя.
В этом возрасте вы можете услышать «мама» и «папа». Но, несмотря на то, что это вас очень трогает, пока что, скорее всего ребенок не ассоциирует вас с этими словами, это будет позже примерно в год.
Малыш пытается разговаривать долгими монологами из неразрывно связанных слов. Вокализация это игра для вашего ребенка, малыш экспериментирует с языком, зубами, нёбом и голосовыми связками, ведь это так весело.
В это время, лепет ребенка одинаков, на каком бы вы языке дома не разговаривали, на Русском, Английском или Японском. В тоже время вы можете заметить, что у малыша появились любимые звуки, которые он повторяет чаще всего, ну просто, потому что ему нравится.
7 – 12 месяц
Теперь лепет ребенка больше напоминает речь. Он пытается подражать вашим звукам. Помогите ребенку, разговаривая с ним и читая ему.
13- 18 месяц
В это время ребенок начинает использовать одно или несколько слов, и даже понимает, что оно значит. Малыш пробует пользоваться интонациями, например вопросительными. Он понимает важность языка для общения с людьми.
19 – 24 месяц
Несмотря на то, что ребенок, скорее всего, произносит менее 50 слов, понимает он при этом намного больше. И каждый день ребенок узнает несколько новых, так что следите за языком. Уже может научиться формировать простые предложения: «Неси меня».
К двум годам ребенок уже может использовать более сложные предложения из двух-четырех слов. И даже напевать что-то. Начнет описывать что хочет, что нравится или не нравится, о чем думает и что чувствует. Возможны проблемы с местоимениями.
25 – 36 месяц
Ваш малыш может еще не понимать какую надо использовать громкость при разговоре, но вскоре научится. Уже научится правильно использовать местоимения.
Между двумя и тремя годами словарь вашего ребенка расширится, и он будет понимать практически все, что вы говорите. Начнет использовать существительные и глаголы вместе в одном предложении.
К трем годам ребенок уже имеет опыт в ведении беседы. Он может поддерживать диалог с вами, а вы будете понимать большую часть того, что он говорит.
Как помочь ребенку в развитии речи
Вы можете помочь ребенку в развитии речи частым обучающим общением. Самое важное это:
Разговоры. Нет необходимости разговаривать без умолку, но старайтесь всегда разговаривать с ребенком, когда вы вместе. Рассказывайте, что вы делаете, указывайте не предметы и описывайте, задавайте вопросы, пойте песенки. Попробуйте использовать нормальную речь, это важно для развития ребенка, больше чем ваше подражание ему, хотя и это тоже важно для стимуляции.
Чтение. Чтение ребенку отличный способ расширить словарный запас ребенка. Показать, как слова объединяются в предложения. Младенец будет наслаждаться вашим голосом, более взрослый ребенок историями которые вы рассказываете.
Слушайте. Когда ваш ребенок что-то говорит вам, слушайте внимательно, отвечайте ему. Если он увидит ваш интерес, то это будет стимулировать разговаривать с вами.
Что делать если ребенок не говорит
Вы лучший оценщик скорости развития речи вашего малыша. Если у вашего ребенка есть какие-либо признаки, описанные ниже или ваш что-то беспокоит то вам надо обсудить возможные задержки в речевом развитии ребенка с врачом. Возможно вам потребуется помощь логопеда.
6 – 12 месяц
Ребенок не издаёт ( и даже не пытается издавать) звуки или не устанавливает с вами зрительный контакт. Не издаёт согласные звуки. Не откликается на своё имя или звуки рядом в возрасте 6 месяцев. Не лепечет в 9 месяцев. Не произносит отдельных слов «папа» или «мама» в 12 месяцев.
13 – 18 месяц
Малыш не указывает на вещи, не учит новых слов, не знает как минимум 6 слов в 18 месяцев. Или теряет уже изученные навыки речи.
19 – 14 месяц
К 24 месяцам ребенок не указывает на части тела, не может выполнить простые указания, не повторяет слова и действия. Использует только одно слово, не составляет предложения.
25-36 месяц
К 36 месяцам ребенок не начал использовать предложения из 2-3 слов. Не выполняет простые указания. Говорит бессвязно или его трудно понять.
Если ребенок заикается это не обязательно признак проблем. Заикание часть нормального развития, особенно если у вашего ребенка речь развивается стремительно. Иногда просто малыш не будет успевать вспомнить слова, чтобы описать то, что проносится в его голове.
Но вот если заикание продолжает после 4 лет, или он напрягает челюсть или появляются гримасы при попытке говорить. Вам надо обратиться к врачу.
Спасибо за просмотр! Ставьте лайки и подписывайтесь. Много интересного еще впереди.
Сайт автора:daddyknows.ru
Источники:
1. AAP. 2011a. How do I know if my child has a language delay? American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Delay.aspx
2. AAP. 2011b. Language development: 1 year olds. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Development-1-Year-Olds.aspx
3. AAP. 2011c. Language development: 2 year olds. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/Language-Development-2-Year-Olds.aspx
4. AAP. 2011d. Language development: 4 to 7 months. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Language-Development-4-to-7-Months.aspx
5. AAP. 2011e. Language development: 8 to 12 months. American Academy of Pediatrics. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Language-Development-8-to-12-Months.aspx
6. ASHA. 2011. One to two years. American Speech Language Hearing Association. https://www.asha.org/public/speech/development/12.htm [Accessed 2011]
7. CDC. Undated. Milestone moments. U.S. Centers for Disease Control and Prevention. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/parents_pdfs/milestonemomentseng508.pdf [Accessed 2011]
8. Garcia-Sierra A, et al. 2011. Bilingual language learning: An ERP study relating early brain responses to speech, language input, and later word production. Journal of Phonetics doi:10.1016/j.wocn.2011.07.002. https://ilabs.washington.edu/sites/default/files/Bilingual_infants_ERP_Garcia-Sierra%20et%20al.,%202011.pdf
9. Mampe B, et al. 2009. Newborns’ cry melody is shaped by their native language. Current Biology 19(23):1994-7. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19896378
10. Werker JF, et al. 2009. Bilingual beginnings to learning words. Philosophical Transactions of the Royal Society of London 364(1536):3649-63.https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19933138
Источник
Я часто пишу о важности понимания речи и о том, как его развить у детей с сенсорной, сенсомоторной алалией и аутизмом. Но пока ещё не задевала тему о том, каким вообще должно быть понимание в норме, чего в плане понимания речи можно требовать от ребёнка конкретного возраста, а чего нет.
фото из открытых источников
Какие уровни понимания речи вообще существуют?
При обследовании детей на уровень понимания выделяют следующие уровни:
- Нулевой
Характерен для здорового младенца 3-6 месяцев. Малыш ещё не понимает речь, но узнаёт голоса знакомых людей, уже может иногда откликаться на имя (ближе к 5-6 месяцам), способен различать интонацию – пугается и радуется в зависимости от того, каким тоном с ним общаются взрослые.
Мы с диагнозом “сенсомоторная алалия” болтались на таком уровне понимания примерно до 2 лет.
- Ситуативный
Уровень детей в возрасте от полугода и до 10 месяцев. Понимание до сих пор хоть и очень ограниченное, но всё равно понемногу развивается: появляется понимание отдельных слов-существительных (игрушек, частей тела, бытовых предметов) и частых простых инструкций, типа “Нельзя”, “Дай ручку”, “Пока-пока”.
У нас появилось около 2 лет и сохранялось до 2,6.
- Бытовой (он же номинативный)
Проходит через несколько этапов развития.
Примерно с 10 до 12 месяцев ребёнок накапливает словарный запас и может показать предмет в реальном мире, но ещё не узнает их на картинках в книжках.
В 12-14 месяцев дети могут узнавать знакомые предметы по простым изображениям, как на карточках Домана, где один предмет располагается на белом фоне.
А ближе к полутора годам малыши начинают вычленять предметы на насыщенных сюжетных картинках. Появляется понимание глаголов.
Для детей с нарушением понимания речи в период нахождения на уровне бытового понимания характерно то, что ребёнок знает преимущественно обиходные и бытовые предметы-существительные, но плохо ориентируется в глаголах – знает парочку часто употребляемых типа “дай”, “принеси”, “иди”, но дальше ему уже сложно. Кроме того, характерны сложности с узнаванием действий на картинках.
Из-за недостаточного понимания глаголов у таких детей нередко присутствует этакое додумывание просьб. Например, вы попросили “Отнеси мяч в комнату”, а ребёнок вам наоборот этот мяч тащит, так как знакомое слово-существительное “мяч” он услышал и понял, а вот то, что вы попросили сделать – нет.
Также, на этом этапе у детей с нарушением речи падежные вопросы, сложнее чем “Кто?”, “Что?”, вызывают ступор. То есть, если вы спросите “Чем помоем руки?”, “Кому дадим яблоко?”, ребёнок вас просто не поймёт.
Бытовой уровень понимания мы проходили с 2,6 примерно до 3,6 лет.
- Предикативный
В норме такое понимание речи должно быть сформировано к 2,6 годам.
Ребёнок знает много глаголов. Уже не будет теряться, если задаются сразу 2 вопроса (“Покажи, кто стоит, а кто лежит“). Сформировано понимание сложных инструкций – как минимум, 2 ступени. То есть, может быть выполнена просьба не просто “Отнеси мяч в комнату“, а “Отнеси мяч в комнату и положи в коробку“. Становится понятно значение простых предлогов (на, под, в, за).
На примере своего алалика, скажу, что у детей с ТНР такое понимание речи может формироваться очень неравномерно. Например, в 3,6 мы уже уверенно выполняли двухступенчатую просьбу, но предлоги мучили до 5 с хвостом лет. И на картинках показывала, и на мебели в реальной жизни – никак. Предлоги учились туго.
Также, у детей с нарушениями речи в этот период наблюдается сильные аграмматизмы – не изменяются слова по падежам. Речь находится примерно в одном едином падеже, выглядит примерно так: “Мама красный куртка”, а не: “У мамы красная куртка”.
К слову, аграмматизмы в норме могут наблюдаться и у здоровых детей до 3 лет). Это нормально и проходит как только ребёнок начинает уверенно склонять слова, изменяя их окончания (“стол – на столЕ”).
- Расчленённый
К 5 годам формируется понимание правильной конструкции предложения и грамотное склонение. Аграмматические перлы могут встречаться только в редко употребляемых словах.
Не знаю, когда этот этап наступает у детей с нарушениями речи, потому что нам 5,9, а аграмматизмов много до сих пор, пусть и намного меньше, чем ещё год назад.
Уровни развития понимания речи выше используются для оценки понимания ребенком речи в дефектологии, чтобы можно было сравнить отстаёт ли ребёнок от нормы и насколько.
Если отойти от дефектологической оценки, то дальше понимание речи начинает развивается до:
- Понимания абстрактных понятий
Формируется к 5 годам. Вот, например, сейчас сложилась ситуация с карантином. Карантин нельзя показать и потрогать – для ребёнка это абстрактное понятие. Но если он на достаточном уровне понимает речь, то должен понять и ваше объяснение что это такое, почему закрыты площадки, носят маски и запретили гулять.
Что интересно, с расчленённым уровнем у нас ещё есть проблемы, но с пониманием абстракций всё довольно неплохо уже где-то полгода.
- Полного понимания речи, включая пословицы, иносказания и переносный смысл
А вот это может формироваться очень долго, вплоть до подросткового возраста из-за недостаточного развития ассоциативного мышления у дошкольников и младших школьников. К слову, даже не все взрослые понимают смысл пословиц и иносказаний, но могут додумать значение на основе ассоциаций со своим опытом и знаниями. У детей же попросту недостаточно жизненного опыта, чтобы сложить ассоциацию.
Кроме того, в современном мире сложность понимания пословиц может быть связана не с тем, что у ребёнка проблемы с речью или с мышлением, а с тем, что многие пословицы связаны с предметами из прошлого, которые нельзя увидеть в реальной жизни.
Например, мы знаем, что пословица “Куй железо пока горячо” означает “Делай дела, пока есть возможность“, потому что из железа можно что-то выковать пока оно горячее и поддаётся формовке. Но за последние 70-80 лет кузницы, по сути, остались только в музеях, тематических парках и в сказках. На литейный завод “просто так посмотреть” тоже не сходишь. Без реального подкрепления, ребёнку сложно объяснить смысл пословицы и на какой ассоциации она основывается, что и приводит к затруднениям.
Кстати, неоднократно читала, что алалики так в полной мере и не овладевают иносказаниями и пословицами – слишком сложная форма высказываний. Выяснить так это или нет на примере своего ребёнка я смогу только через 6-7 лет.
Как видите, полное формирование понимания речи достаточно длительный процесс. На раннем этапе развития ребёнка ситуация с пониманием в норме меняется очень быстро: ребёнок может что-то не понимать, не так говорить, но проходит несколько месяцев-полгода и он сильно вырастает в своих речевых навыках.
Дети с нарушениями речевого развития могут долго топтаться на тех уровнях, которые норма уже давно прошла. Усвоение речи идёт неравномерно и трудно. Но ребёнок растёт, постепенно созревает его мозг и если параллельно ведутся коррекционные занятия, нарушения речи можно существенно сгладить.
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк – так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (глаголы)
Задержка психического развития (ЗПР) – что это такое простыми словами
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Источник