Развитие речи ребенка рассуждение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2026
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ №
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬСТОВ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ – РАССУЖДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ 5 – 7 лет».
Подготовила учитель-логопед Колесник Т.В.
Москва 2016г.
Проблема связной речи занимает центральное место в обучении детей. Речь является одной из высших психических функций человека и играет огромное значение в развитии личности ребенка. В дошкольных учреждениях мы чаще всего учим детей составлять описательные рассказы, рассказы по серии картинок и рассказы по сюжетной картинке. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевых рассуждений и умозаключений.
В современной жизни рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей: причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, и поиск доказательств.
Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе. В норме ребенок-дошкольник овладевает рассуждениями самостоятельно и начинает пользоваться ими по своей инициативе.
Что же такое рассуждение?
Рассуждение – мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода. Именно речь служит важнейшим средством овладения этим процессом. По сравнению с описанием и повествованием, рассуждение – самое сложное синтаксическое строение. Базой для рассуждения являются накопленные знания. В рассуждении обычно присутствуют разные по интонации предложения: вопросительные, восклицательные, повествовательные.
Типичными для рассуждения являются такие слова: во-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот и т.д., а также подчиненные союзы: так как, потому что, если – то и др.
Вводные слова во-первых, во-вторых устанавливают логическую связь между предложениями, последовательность высказываний. Вводное слов наконец имеет итоговое значение. Слово значит выражает значение дополнительного логического следствия. Вводные слова подчеркивают и усиливают связь между предложениями.
Рассуждения требуют от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами. Основное в рассуждении – выявление причинно-следственных отношений, аргументация чего-либо. Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.
В дошкольном возрасте мышление способно уже протекать в форме сравнительного суждения, но дети опираются на память, а не на мышление. Дать причинное объяснение в раннем возрасте, – значит вспомнить причину, а не искать ее мысленно. Ребенок начинает искать причину лишь тогда, когда мышление достаточно обособленно от восприятия и памяти. Это происходит около 12 лет.
Исследуя природу возникновения рассуждения, ученые указывают следующие причины малой распространенности употребления детьми рассуждения: доверчивость, послушность, недостаточность опыта знаний. Доверчивость маленьких детей общеизвестна. Ею легко объясняется, почему им не нужны доказательства: они верят и без них. Маленький ребенок обыкновенно живет в атмосфере доверчивости. Вполне понятно, он не требует и не дает доказательств. Ребенок живет не только в атмосфере доверия, но и послушания. Послушание исключает возражение, а, стало быть, и необходимость доказывать.
Высказывание суждений есть, своего рода, действие. Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав, предложение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше от своих высказываний, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:
- Проблематические (может быть…) Может быть завтра будет дождь. Может быть завтра я встречу Диму.
- Гипотетические (если бы…) если бы я сделал домашнее задание, учитель не поставил бы мне двойку. Если бы я дал Кате мяч, она бы не обиделась на меня.;
- Отрицающий модус (…, значит не…) Я не послушался маму, значит не получу мороженого.
Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Чтобы рассуждать, надо уметь обобщать. В формировании обобщения большую роль играет практическая деятельность детей. В работах А.В. Запорожца были получены факты, свидетельствующие о том, что в процессе употребления предметов домашнего обихода, простейших орудий, дети овладевают общественно выработанными способами практической деятельности. Эти способы имеют огромное значение для качественной перестройки детского мышления и для формирования причинно-следственных связей.
Анализ психологических исследований показал, что формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает; от качественного и количественного роста его опыта; развитие представления о предметах и явлениях действительности.
Формирование предпосылок к доказательной речи следует начинать уже в младшей группе. Работа заключается в расширении представлений об окружающих предметах и явлениях. В младшей группе предпосылки к рассуждению формируются в наблюдениях за окружающим миром, живой и неживой природой. Воспитатель задает вопросы: кто это? что делает? какое это?. Затем дает знания по поводу наблюдаемого и тут же активизирует их с помощью проблемного вопроса, отвечая на который, дети создают мини-рассуждения. Например: «Куличик не получился, песок сухой, он рассыпается», «Почему не получился куличик?», «Потому что песок сухой».
Вопрос «почему?» можно использовать, разговаривая с детьми о разных событиях, бывших в опыте ребенка:
Почему надо одеваться тепло?
Почему девочка плачет?
Почему теремок сломался? и т.д.
В средней группе более содержательными становятся занятия познавательного цикла, дети получают знания из разных областей действительности, принимая участие в наблюдениях, экспериментах, проведении опытов. Воспитатель чаще задает вопрос «Почему?» и вместе с детьми ищет на него ответ: «Почему улетают птицы? Давай подумаем, какой стала погода. Куда делись насекомые? Чем питаются птицы? Значит, птицы улетели, потому что…».
В средней группе дошкольники учатся грамотно строить сложноподчиненные предложения. С этой целью используются упражнения «Закончи предложения» и «Я начну, а ты закончи», где воспитатель дает начало сложноподчиненного предложения, а дети его заканчивают. Например: Мама рассердилась, потому что….
В старшем дошкольном возрасте содержание и методика обучения определяется следующими задачами:
– учить детей устанавливать различного рода зависимости предметов и явлений,
– обогащать жизненный опыт дошкольников,
– активизировать подчинительные союзы и вводные слова,
– формировать навыки и умения, которые составляют основу связных высказываний-рассуждений.
Речевые занятия следует связывать с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (наблюдения, экскурсии, экспериментирование, игра и труд детей). Одновременно обогащать словарь дошкольников. Особое внимание уделяется прилагательным, глаголам, , подчинительным союзам. Давайте вспомним, подчинительные союзы связывают простые предложения, одно из которых подчинено по смыслу другому. Союзы делятся на группы
- Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
- Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
- Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
- Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
- Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
- Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
- Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.
I НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
В начале обучения основное внимание уделяется анализу событий, явлений, свойств предметов. Например: наблюдая за сезонными изменениями, связываем их с изменениями в животном и растительном мире: почему опадают листья? Почему заяц меняет цвет шерсти зимой? Почему улетают птицы? Почему их называют перелетными? Опишите какая сейчас зима. Докажите, что наступило именно это время года.
В результате бесед и наблюдений, в ходе рассуждений, дети учатся видеть связи, т.е. формируются причинно-следственные связи, которые необходимы для речи-рассуждения.
Детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи. Целесообразно проводить опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, снега, льда, дерева металла, разного материала и т.д. (см занятия Гербовой). В результате экспериментирования дошкольники объясняют, почему идет пар из чайника, почему у цветов без воды поникли листья, почему идет снег, почему зимой нужно надевать шубу и т.д.
Дети учатся устанавливать логические связи, выделять существенные признаки для доказательства, делать выводы.
II НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
После того как дети научились устанавливать различного рода связи и зависимости (функциональные, причинно-следственные, пространственно-временные, целевые) предметов и явлений, следует проводить работу , направленную на формирование высказывания.
Поскольку рассуждения самый сложный вид высказывания, формировать умение рассуждать целесообразно в игровой форме. Используются игры, направленные на развитие логического мышления, понимания различных зависимостей, формирование умения логично и последовательно строить рассуждения.
Небылицы в картинках – детям предлагаются картинки с изображением несуществующих животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дошкольники замечают нелогичное и объясняют, что и почему изображено не так и как должно быть на самом деле.
Игра-задача «Лишний предмет» – детям предлагается четыре предмета, один из которых не подходит по какому-либо признаку. Сокол, воробей, утка, собака – что лишнее, доказать правильность своего выбора.
Игра-задача «Опровержение»- дети опровергают заведомо ложные суждения.
В о с п и т а т е л ь. Все цветы красные.
Д е т и. Нет, это неверно. Они бывают разных цветов. Есть цветы желтые, голубые, белые, например ромашки. (Заметьте, после отрицания, дети не заканчивают этим свое высказывание, а продолжают доказывать свою правоту). Или :
В о с п и т а т е л ь. Все дикие животные – хищники.
Д е т и. Нет, не все дикие животные хищники, есть такие, которые едят траву, например, антилопа, жираф.
Игра-задача «Бывает – не бывает» – если то что скажет взрослый бывает, нужно хлопнуть в ладоши и повторить, если не бывает, объяснить, почему так не может быть.
В о с п и т а т е л ь. Кошка летает, воробей летает, рыба летает.
Заяц прыгает, стол прыгает, гусеница прыгает.
Волк бродит по лесу, волк сидит на дереве.
Отгадывание загадок – по перечисленным признакам отгадать предмет. Объяснить, почему именно этот предмет является отгадкой.
Угадайте, что за шапка?
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Игра-задача «Нелепицы» – дети учатся находить логические несоответствия, доказать это и рассказать как на самом деле должно быть.
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
III НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
Разрешение детьми проблемно-речевых ситуаций и решение речевых логических задач, направленных на обучение детей речи-рассуждению.
- Решила Маша искупать куклу. Налила в ванночку воды, опустила руку и сразу вытащила с криком: «Ой-ой!» Как вы думаете, из-за чего?
- Заболел мальчик. Доктор выписал ему лекарство. Он пьет его с трудом и морщится. Как вы считаете почему?
- Захотел медведь зайцев медом угостить. Прибежали они к высокому дубу. Косолапый с ревом слез с дерева и убежал, забыв про зайцев. Как вы думаете куда убежал медведь и почему?
Такие задания побуждают детей к активизации знаний, представлений, заставляют в умственном плане совершать логические задачи и оформлять свои рассуждения в речи.
Когда основные задачи по обучению формирования речи-рассуждения будут решены, следует совершенствовать умение детей рассуждать. Предлагается тема и дети соревнуются, кто подберет больше аргументов для доказательства, пользоваться различными способами связи смысловых частей при помощи слов во-первых, во-вторых, следовательно, значит и т.д.
Например «Угадай, про кого мы загадали?» – ребенок выходит из комнаты, дети договариваются о каком животном будут загадывать загадку. Водящий заходит и дети дают описание задуманному животному. Ребенок выслушивает, отгадывает и доказывает свой ответ.
Для упражнения в рассуждениях можно использовать и сюженые картинки.
Источник
Тема: «Развитие речи детей посредством рассуждения».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие разговорной (диалогической) речи – одна из главных. Однако развитие диалогической речи невозможно без умения рассуждать, т. к. рассуждение – это мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из имеющейся информации.
В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями, в частности с ОНР. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, объём словаря ниже возрастной нормы. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных), поиск доказательств. Характерной особенностью рассуждения является активное использование вводно-модальных слов и союзов, типичными из которых являются: во-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот, так как, потому что, если – то и другие. Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание. Поэтому большое значение приобретает проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития.
В адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет отражены целевые ориентиры возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Поэтому своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждения старших дошкольников строится с учётом современной концепции развития связной речи, разработанной под руководством О. С. Ушаковой.
В обучении широко использовалась наглядность (наглядное моделирование, сюжетные картинки).
В начале обучения основное внимание уделяется развитию умений устанавливать различного рода зависимости между объектами реального мира, решать проблемные ситуации в различных видах деятельности (в соответствии с ФГОС ДО).
Детей нужно учить выделять характерные признаки предметов и явлений, устанавливать между ними логические связи, обогащать словарь дошкольников. Особое внимание следует уделить прилагательным, глаголам, подчинительным союзам, вводным словам.
Дошкольники включаются в беседы-рассуждения на заданную тему. Для этого используются следующие методы и приёмы обучения:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. речевые игры и упражнения;
4. проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи;
5. чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Поскольку рассуждение одно из сложных типов связных высказываний
формировать умение рассуждать целесообразно в игровой форме. Важное преимущество использования игры в речевом развитии детей: она как продуктивный метод предполагает построение ими собственных связных высказываний, когда дети не просто воспроизводят известные языковые единицы, а выбирают и комбинируют их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом проявляется творческий характер речевой деятельности.
Используются игры, направленные на развитие логического мышления, формирование умения логично и последовательно строить рассуждения, направленные на обогащение речи детей специфичной для данного типа высказывания лексикой: «Небылицы в картинках», «Четвёртый лишний», «Бывает – не бывает» и другие.
Например, в игре-задаче «Небылицы в картинках» детям предлагаются картинки с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети замечают нелогичное и объясняют, что и почему не так изображено и как должно быть на самом деле.
Источник
Библиографическое описание:
Артемьева, О. И. Педагогические условия развития речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста / О. И. Артемьева. – Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. – С. 13-16. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//273/13252/ (дата обращения: 22.04.2021).
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а также с внедрением федерального государственного стандарта, традиционные взгляды на процесс развития речи дошкольника претерпевают изменения.
Одной из ведущих задач речевого развития в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи ребенка. Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога – это логическое изложение материала в виде доказательства. Речь-рассуждение не предполагает репродукции того, чему научили ребенка, а является результатом самостоятельной речевой и мыслительной деятельности, в основе которой лежит умение абстрагироваться от процесса выполнения действия и рассуждать о нем. Это выступает одним из проявлений субъектной позиции ребенка в отношении данной деятельности.
К старшему дошкольному возрасту, когда большинство психических процессов может осуществляться произвольно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к речи, т. е. от ребенка ожидается умение отреагировать языком. В этот период происходит интенсивное развитие монологической речи.
В процессе развития детского мышления происходит не только изменение отдельных интеллектуальных операций – анализа, синтеза, абстрагирования, но и направленности детского мышления, отношения к стоящим перед ним интеллектуальным задачам.
Особенностью логического мышления является искание и установление разнообразных связей, существующих в действительности между различными явлениями окружающего мира.
Маленькие дети в своих рассуждениях часто грубо нарушают требования логики, порой делают совершенно неожиданные для взрослого выводы и противоречат сами себе.
А. А. Люблинская писала о том, что развитие мышления в старшем дошкольном возрасте сказывается в том, что анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным; один и тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях, или с «разных точек зрения», ребенок овладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности.
Это позволяет говорить о том, что старшие дошкольники способны к более глубокому знакомству с явлениями и событиями окружающей действительности, это дает детям возможность один и тот же предмет включать в разные связи, сочетания, а значит широко и разнообразно использовать знания о нем.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие. Понятие формируется в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести различные ситуации.
Логическое мышление старших дошкольников характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действий в уме, и затем выполнить соответствующие действия.
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляя факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесные рассуждения к 6-7 годам превращаются в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов.
Т. к. в старшем дошкольном возрасте устанавливаются более тесные взаимосвязи мышления и речи, то это приводит к появлению развернутого мыслительного процесса-рассуждения. Рассуждение начинается с постановки вопроса, что свидетельствует о проблемности мышления.
Своеобразие детских рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами: отсутствие или нехватка знаний, опыта; несформированность способов умственной деятельности; недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям.
Таким образом, если создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной, близкой и интересной для него задачей, где он может опираться на наблюдение доступных его пониманию фактов, то уже в дошкольном возрасте наблюдается возникновение простейших видов логически правильного рассуждения.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой и без опоры на наглядный материал. Усложняется синтаксическая структура речи, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Наиболее сложным видом монологической речи является речь-рассуждение, которая характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Г. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года и 4 месяца у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствий явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причинным союзом «потому что».
Проблемами развития детских рассуждений и их особенностей свои работы посвящал Жан Пиаже. Он утверждал, что ребенку дошкольного возраста характерно отсутствие потребности в доказательстве, он не старается связывать свои суждения необходимыми связями. Между суждениями ребенка нет ни сознательных внутренних связей, ни связей доказательных. До 7-8 лет, по мнению Пиаже, не существует логических рассуждений, так как они лишены логической необходимости.
Что касается выражения детьми причинно-следственных связей, то здесь Пиаже выделил тенденцию ребенка попросту сополагать утверждения, вместо того, чтобы выявлять причинные связи.
Такую характеристику словесной мысли детей дошкольного возраста Пиаже дал, основываясь на анализе решения задач и рассуждений детей о предметах, далеко выходящих за пределы их опыта (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Д. Луков). Его взгляды по вопросам общего развития мышления ребенка и понимания детьми-дошкольниками физической причинности подвергались критике со стороны как зарубежных, так и отечественных психологов (А. А. Венгер, Г. И. Минская и др.).
Психологами доказано, что для ребенка-дошкольника характерно стремление найти целесообразность в устройстве окружающего мира, и понимание причинности ему доступно уже в 5 лет (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков). Также такими психологами как Н. Н. Поддьяков и А. А. Венгер было доказано наличие рассуждений уже к старшему дошкольному возрасту.
Особенности речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста изучались не только психологами, но и педагогами. Наиболее подробно этот аспект речи представлен в работах В. И. Яшиной. Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.
Анализ результатов данного исследования позволил выделить следующие особенности рассуждений детей 5-7 лет: по своей структуре рассуждения состоят чаще всего из тезиса и доказательства, связанных между собой союзом «потому что», выводы чаще всего отсутствуют.
Дети старшего дошкольного возраста в повседневной речевой практике и в целенаправленных индивидуальных беседах могут строить целостные связные высказывания-рассуждения даже без специального обучения. Однако, представляется, что для овладения детьми речи рассуждения как самым сложным видом монологической речи, требует создания специальных педагогических условий и систематической работы педагога по данному направлению.
Основными направлениями работы по развитию речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста являются: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; учить использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); учить употреблять при доказательстве слова «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. Представляется, что такое общение должно строится на основе создания ситуаций, которые требуют от ребенка разрешения определенных проблем, побуждают его пользоваться объяснительно-доказательной речью.
Нами были предложены следующие методы и приемы работы по развитию речи-рассуждения в разных видах детской деятельности:
1. Наглядные методы.
Нами были разработаны требования к наглядности:
‒ соответствие содержания наглядности уровню развития мышления детей, особенностям их опыта знакомства с окружающей действительностью, их интересам;
‒ доступность по форме с позиции структуры расположения деталей;
‒ воспитательный эффект, в том числе с точки зрения желания высказаться.
В соответствии с этими критериями были отобраны реальные предметы и иллюстрации, их изображающие.
2. Словесные методы:
‒ образец рассуждений воспитателя;
‒ чтение фрагментов литературных произведений, содержащих в себе элементы рассуждений (например, В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», М.Пришвин «Гаечки», «Хлопунки» и пр.) с последующим обсуждением.
3. Игровые методы:
‒ проведение дидактических игр и упражнений с использованием наглядного материала, направленных на развитие словесно-логического мышления, с последующим объяснением ребенком своих действий.
Раскроем их технологию на примере игр:
«Помоги Незнайке»
Цель: развивать способность ребенка выявлять различия отдельных элементов рисунков, умение понимать связь событий, строить последовательное умозаключение на основе образца воспитателя, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
«Как это назвать?»
Цель: развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, способность доказывать свою точку зрения.
«Подбери по примеру»
Цель: развивать способность к анализу, синтезу, умение доказывать свой выбор, рассуждать.
4. Обучение детей отгадыванию загадок, как способу ознакомления с функциями, содержанием, структурой речи-рассуждения.
Для реализации этого приема были отобраны загадки, отражающие своим содержание природный и предметный мир.
Обучая детей отгадыванию загадок, нами использовались предметные модели. Детям предлагалось отгадать загадку и объяснить отгадку. Загадки отбирались в соответствии со следующими критериями: доступность, соответствие опыту; соответствие интересам детей; соответствие степени трудности логической задачи уровню развития умственных операций, которые предстоит совершить детям.
При обучении детей отгадыванию загадок также использовались игровые приемы:
Игра «Злой волшебник»
Цель: развивать мышление детей при отгадывании загадок, учить детей доказывать отгадку двумя способами – дедуктивным и индуктивным, логично последовательно аргументируя свой ответ.
Игра-соревнование «Кто быстрее»
Цель: упражнять детей в отгадывании загадок дедуктивным и индуктивным способом, учить доказывать свою точку зрения.
Игра «Конкурс знатоков»
Цель: учить детей отгадывать загадки и доказывать свои отгадки, соблюдая логику рассуждений.
5. Метод моделирования.
Для ознакомления детей с дедуктивным и индуктивным способами отгадывания загадок, а также общей структурой рассуждения нами была разработана система предметных моделей.
‒ модель, отражающая структуру рассуждения при индуктивном способе отгадывания загадок (1 – что искать?; 2 – где искать?; 3 – признаки; 4 – гипотеза; 5 – объединение признаков; 6 – вывод).
‒ модель, отражающая структуру рассуждений при дедуктивном способе отгадывания загадок: первая карточка – гипотеза; вторая – доказательство; третья – отгадка.
‒ модель, отражающая общую структуру рассуждений: первая карточка – тезис; вторая – доказательство; третья – вывод.
6. Использование игр системы ТРИЗ.
Детям предлагались различные игровые ситуации, в которых им необходимо помочь различным сказочным героям («Черное – белое», «Вперед – назад», «Кот в одном сапоге», «Вот так Ира», «Маша и медведь»).
По результатам проведенной работы с карточками-моделями, мы пришли к выводу, что модели в значительной степени помогают детям в построении своего рассуждения, включая в него тезис, довод и вывод.
Анализируя итоги проведенной работы, мы пришли к выводу, что у дошкольников появился интерес к речи-рассуждению, они достигли более высокого развития словесно-логического мышления. Нами была отмечена общая положительная динамика в осознании детьми логики рассуждений.
Нами было доказано, что развитие речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста проходит эффективнее при реализации комплекса условий. Базой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира, поэтому первым условием является развитие словесно-логического мышления детей как основы логики и содержания речи-рассуждения.
Центральное условие – ознакомление детей с функциями, содержанием и структурой речи-рассуждения. Наиболее эффективными методами мотивации процесса рассуждения, освоения его целей являются отгадывание загадок (дедуктивным и индуктивным способом), образец воспитателя. Положительное влияние на основе логики рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий. В целях освоения речевых форм наиболее эффективным может быть образец рассуждений педагога. Важно, чтобы работа осуществлялась в рамках проблемного обучения, поэтому еще одно условие – использование проблемных методов и игр системы ТРИЗ.
Литература:
- Л. С. Выготский Мышление и речь, – М.: Издательство «Лабиринт», 1999 г.
- Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» – СПб.: СОЮЗ, 1997 г.
- С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000 г.
- А. В. Запорожец О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста
- Жан Пиаже Речь и мышление ребенка – М: Римис, 2008 г.
- М. М. Алексеева, Б. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, отгадывание загадок, дошкольный возраст, логическое мышление, монологическая речь, связь, вывод, индуктивный способ, рассуждение.
Источник