Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Воспитатель: Глазкова Н.Д.

Цель:  Формирование  у детей познавательного интереса к жизни обитателей леса.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать представления детей об условиях, необходимых для жизни диких животных (внешний вид, жилища, еда);

–  расширять  и обогащать словарь детей  по теме «дикие животные»;

–  совершенствовать умение образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 Развивающие:

– развивать у детей наглядно-образное мышление, слуховую, зрительную память;

– развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

– формировать  нравственное, эмоциональное отношение к миру природы;

– воспитывать  бережное отношение к животным;

– воспитывать умение слышать вопросы воспитателя и ответы сверстников.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о животных.

Словарная работа: дикие звери, жилище, пища, логова, нора, берлога

Интегрирование образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

Презентация со слайдами.

Игрушка белочка, ширма, стульчики для детей, воздушные шары, корзинка для белочки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.  (Слайд)

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(Дети садятся на стульчики.)

Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы её отгадаете. (слайд-по щелчку мыши картинка)

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она.(за ширмой появляется белка(кукольный театр), белочка плачет .

Воспитатель: Здравствуй, белочка. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Белочка: Ребята, у нас в лесу случилась беда.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Срочно приходите,

Выручайте, помогите.

Все жители леса просят вас.

2. Беседа.

Ребята, скажите, а кто же это- жители леса? Назовите их.

(дети перечисляют животных)

А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)

Правильно, их можно назвать дикими животными или лесными зверями.

А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

Что же случилось с лесными жителями?

Сможем мы им помочь?

Давайте мы спросим у белки, как же нам добраться до леса.

Белка: Я сейчас вам подарю волшебные воздушные шары, и вы на них отправитесь в волшебный лес.

Белка вручает воздушные шары ребятам.

Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1,2,3,4,5 – в лес летим зверей спасать. (Слайд)

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра  «Угадай по описанию».

Ребята, посмотрите, животных совсем  не видно. Сейчас я буду описывать животное и, как только вы догадаетесь, оно сразу появится у нас на экране.

-злой, голодный,серый (волк) а как зовут детёныша-волчонок)  слайд

-маленький, длинные уши, серый или белый, трусливый (заяц- зайчонок) слайд

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса-лисёнок)слайд

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь-медвежонок) слайд

-маленький, колючий, серый (еж-ежонок) слайд

(по мере называния открываются слайд и появляются животные)

Вот,белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы повторим, как называются детеныши животных.

4. Пальчиковая гимнастика (слайд)

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка)

5. Дидактическая  игра «Кто где живет?»

Белочка: Ребята,  а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется поп кустами)

А где живу я,- знаете? –спрашивает белочка. В дупле.

У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

6. Стихотворение «Есть у каждого свой дом»

Белочка, а Василиса Галкина знает стихотворение. Давайте все вместе послушаем.

У лисы в лесу глухом

Есть нора- надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Физкультминутка «Белочка»

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день

 (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево, на сучок она присела,

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

7. Дидактическая  игра «Кто, что любит»

Ребята, а  ещё звери забыли, чем они питаются в лесу.  Давайте поможем им. На слайде  предметные картинки (малина, мед, морковь, орехи, грибы).слайды

Скажите, какая пища для них самая любимая? (дети выбирают животное).

8. Игра  «Закончи предложение»

(Белка предлагает поиграть с лесной шишкой)

Воспитатель дает ребенку в руки шишку и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение.

Заяц зимой белый, а летом…

Ёж маленький, а медведь…

Белка живёт в дупле, а лиса…

Читайте также:  Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода теория

Лиса хитрая ,а заяц …

Заяц пушистый, а ёж…

У белки хвост длинный, а у зайца…

У зайца хвост короткий, а уши…

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

9. Дидактическая  игра “Четвертый лишний”

Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

-лиса, медведь,заяц, дятел

-волк, еж, конь, лиса

-заяц, слон, медведь, белка

-ежонок, медведица, зайчонок, лисенок

-курица, белка, еж, лиса.

Слайд с салютом.

Мне кажется, белочка, что мы сегодня помогли всем животным и расколдовали их.

И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

1,2,3,4,5- в детский сад летим опять.

10. Рефлексия

Дети, расскажите, где же мы с вами сегодня побывали? Вспомните, чем питаются, где живут, какие особенности  есть у них, как называются их детеныши?

Несколько индивидуальных и групповых ответов.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Источник

Нина Глазкова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Путешествие в волшебный лес»

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Воспитатель: Глазкова Н. Д.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к жизни обитателей леса.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать представления детей об условиях, необходимых для жизни диких животных (внешний вид, жилища, еда);

– расширять и обогащать словарь детей по теме «дикие животные»;

– совершенствовать умение образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

развивать у детей наглядно-образное мышление, слуховую, зрительную память;

развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

формировать нравственное, эмоциональное отношение к миру природы;

– воспитывать бережное отношение к животным;

– воспитывать умение слышать вопросы воспитателя и ответы сверстников.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о животных.

Словарная работа: дикие звери, жилище, пища, логова, нора, берлога

Интегрирование образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

Презентация со слайдами.

Игрушка белочка, ширма, стульчики для детей, воздушные шары, корзинка для белочки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. (Слайд)

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(Дети садятся на стульчики.)

Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы её отгадаете. (слайд-по щелчку мыши картинка)

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она. (за ширмой появляется белка (кукольный театр, белочка плачет.

Воспитатель: Здравствуй, белочка. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Белочка: Ребята, у нас в лесу случилась беда.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Срочно приходите,

Выручайте, помогите.

Все жители леса просят вас.

2. Беседа.

Ребята, скажите, а кто же это- жители леса? Назовите их.

(дети перечисляют животных)

А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)

Правильно, их можно назвать дикими животными или лесными зверями.

А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

Что же случилось с лесными жителями?

Сможем мы им помочь?

Давайте мы спросим у белки, как же нам добраться до леса.

Белка: Я сейчас вам подарю волшебные воздушные шары, и вы на них отправитесь в волшебный лес.

Белка вручает воздушные шары ребятам.

Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1,2,3,4,5 – в лес летим зверей спасать. (Слайд)

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Ребята, посмотрите, животных совсем не видно. Сейчас я буду описывать животное и, как только вы догадаетесь, оно сразу появится у нас на экране.

-злой, голодный,серый (волк) а как зовут детёныша-волчонок) слайд

-маленький, длинные уши, серый или белый, трусливый (заяц- зайчонок) слайд

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса-лисёнок)слайд

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь-медвежонок) слайд

-маленький, колючий, серый (еж-ежонок) слайд

(по мере называния открываются слайд и появляются животные)

Вот,белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы повторим, как называются детеныши животных.

4. Пальчиковая гимнастика (слайд)

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка)

5. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Белочка: Ребята, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется поп кустами)

А где живу я,- знаете? –спрашивает белочка. В дупле.

У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по весу таблица

6. Стихотворение «Есть у каждого свой дом»

Белочка, а Василиса Галкина знает стихотворение. Давайте все вместе послушаем.

У лисы в лесу глухом

Есть нора- надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Физкультминутка «Белочка»

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево, на сучок она присела,

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

7. Дидактическая игра «Кто, что любит»

Ребята, а ещё звери забыли, чем они питаются в лесу. Давайте поможем им. На слайде предметные картинки (малина, мед, морковь, орехи, грибы).слайды

Скажите, какая пища для них самая любимая? (дети выбирают животное).

8. Игра «Закончи предложение»

(Белка предлагает поиграть с лесной шишкой)

Воспитатель дает ребенку в руки шишку и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение.

Заяц зимой белый, а летом…

Ёж маленький, а медведь…

Белка живёт в дупле, а лиса.

Лиса хитрая,а заяц …

Заяц пушистый, а ёж…

У белки хвост длинный, а у зайца…

У зайца хвост короткий, а уши…

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

9. Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

-лиса, медведь,заяц, дятел

-волк, еж, конь, лиса

-заяц, слон, медведь, белка

-ежонок, медведица, зайчонок, лисенок

-курица, белка, еж, лиса.

Слайд с салютом.

Мне кажется, белочка, что мы сегодня помогли всем животным и расколдовали их.

И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

1,2,3,4,5- в детский сад летим опять.

10. Рефлексия

Дети, расскажите, где же мы с вами сегодня побывали? Вспомните, чем питаются, где живут, какие особенности есть у них, как называются их детеныши?

Несколько индивидуальных и групповых ответов.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Источник

Рита Шабанова
Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром

В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы,сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость.В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром.

Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно — на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т. е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей. В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса.

Читайте также:  Задержка развития ребенка в утробе

Источник

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Актуальность: в процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим в различных видах деятельности разными средствами.

Объект: процесс развития речи при ознакомлении с окружающим.

Задачи:

1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.

3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.

В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.

Источник