Развитие речи ребенка подготовительной группы

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе»
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
• массажный шипастый мячик.
Особое место в уголке занимает методическая литература.
Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.
Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.
Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.
Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.
1. Придумывание рассказа по плану.
2. Придумывание рассказа по теме без плана.
3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.
Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:
• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;
• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
• использовать монологическую и диалогическую формы речи;
• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.
Источник
Показаны публикации 1-10 из 4557.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной речевой группе «Многозначные слова в связной речи»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико – грамматических категорий в речевой группе на тему: «Многозначные слова в связной речи». для детей подготовительной группы Учитель – логопед: Олейник Елена Николаевна Интеграция образовательных областей:…
Конспект интегрированной НОД по театрализованной деятельности и развитию речи для подготовительной группы «Речистые берега»
Конспект НОД интегрированного занятия по театрализованной деятельности и развитию речи для подготовительной группы в рамках психологической подготовке к школе «Речистые берега» Подготовила воспитатель: Вагина М.Г. Цель: Навык уверенного аудиторного публичного выступления Задачи…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’], буква Т»
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе…»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие », «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие». Цель: Создание условий для знакомства детей со звуком и буквой «Т». Задачи: Образовательная: – познакомить детей с механизмом…
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки», «У страха глаза велики»
Конспект НОД по развитию речи для общеобразовательной группы от 6 до 7 лет. Тема «Пересказ русской народной сказки « У страха глаза велики». Воспитатель: Голядкина Вера Сергеевна Цель НОД: Познакомить детей с русской народной сказкой « У страха глаза велики». Задачи: • развивать…
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Незнайка в городе»
«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Программное содержание: 1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение…
Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «Арифметические задачи»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: Арифметические задачи на сложение и вычитание. Счет предметов по образцу Образовательная область: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие. Цель: Закрепление умения составлять и решать…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект проведения несюжетной игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Ловишка, бери ленту»
Статья «Конспект проведения несюжетной игры для детей старшего дошкольного…»
Название игры: «Ловишка бери ленту» Количество игроков:подгруппа детей, можно всю группу Задачи: Образовательные:Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг. Развивающие:Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, ориентировку в…
Занятие в подготовительной группе по развитию речи «Сказочное путешествие»
Основные задачи : 1. Воспитательные: * создать хорошее настроение; * воспитывать доброту, чувство товарищества; * поощрять активность и самостоятельность. 2. Образовательные: * обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха,…
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы». Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: • расширять и уточнять знания детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде и образе жизни; • закреплять в речи обобщающее понятие:…
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Новогодние встречи»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: Новогодние встречи (занятие № 33) Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. Учиться отвечать на вопросы, смотря на картину. Учиться думать и отгадывать…
Источник
Марина Орлова
Организации речевого развития дошкольников подготовительной группы.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе. Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.
Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания,так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. Ведь в словарном запасе шестилетнего ребенка – около 4000 слов. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Но, к сожалению, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно– речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Поговорим об особенностях речи к шестому году жизни:
В диалогической речи дети могут пользоваться точным или кратким ответом в зависимости от вопроса. Старшие дошкольники уже более активно участвуют в беседе,разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. Также развивается умение отобрать нужные знания и найти целесообразную форму их выражения в связном повествовании. В старшем возрасте они уже овладевают основными типами монологической речи – пересказ, рассказ. Средний объем высказываний составляет 30-60 слов. Но если тема ребенка заинтересовала, то рассказ может состоять из 150-200 слов.
Соответственно, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь строить рассказ по предложенной иллюстрации, уметь грамотно пересказывать небольшие отрывки художественных произведений, поддерживать беседу со сверстниками на определенную тему, составлять сложные предложения, использовать в своей речи общепринятые слова вежливости.
Я расскажу вам о том, что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
1.В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
– Составлению творческих рассказов;
– Составлению рассказов по картине, по серии картин;
– Пересказам.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки.
4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».
5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
А в заключение дадим Вам несколько советов:что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью;
2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
3. Чаще читайте с ребенком. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Речь – величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж. По мере взросления сфера социальной жизни ребенка расширяется. В нее включаются новые люди, взрослые и дети, которых он не знал и которые составляют иную общность, чем семья. Таким образом его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учета точки зрения партнера. А это в свою очередь означает, новый высокий уровень социального развития.
Источник