Развитие речи ребенка по монтессори
Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:
- нормально функционирующие органы слуха и речи
- языковая среда
- желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)
При соблюдении этих условий развитие речи ребёнка происходит легко и непринуждённо. Ведь самой природой в ребёнка заложена программа на освоение речи, но кроме того, ребёнок до 6 лет обладает природными дарами, которые делают усвоение речи непринуждённым и лёгким. Дары эти в Монтессори-педагогике известны под названием впитывающий ум и сензитивный период развития языка.
Сензитивный период для развития речи создаёт для ребёнка особую притягательность и восприимчивость к окружающей его речи: ребёнок с младенчества вслушивается в звуки речи, старается их повторять, а потом с жаждой стремится познать названия всего, что окружает его и выражать свои желания с помощью слов.
Впитывающий ум, в свою очередь, делает процесс усвоения речи непринуждённым и лёгким. Ребёнок просто впитывает всё то, что слышит вокруг себя, сначала в пассивный словарный запас, а потом и в активный, нередко удивляя взрослых новыми словами, которым его никто не учил.
Понимая природу и возможности впитывающего ума ребёнка и сензивного периода развития языка, а также необходимые условия для успешного развития речи, Монтессори-педагог создаёт богатую языковую среду и всеми силами подпитывает желание ребёнка говорить.
Монтессори-среда для детей до 3 лет обустроена таким образом, чтобы всё в ней естественным образом способствовало развитию речи ребёнка.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Работа над развитием речи не ограничивается несколькими материалами в зоне языка, а красной нитью проходит сквозь всё, что происходит в тщательно организованной среде.[/pullquote]
Рассмотрим, как в успешно функционирующей Монтессори-группе для детей до 3 лет (тоддлер-группа) создаются условия для развития речи детей:
Разнообразная, чёткая, неспешная речь взрослого
Монтессори-педагог осознанно замедляет свою речь, чётко проговаривает слова, использует полные предложения. Он не стремится упрощать свою речь до уровня ребёнка, а, наоборот, использует разнообразные грамматические конструкции, точные названия предметов и действий, позволяя ребёнку слышать и впитывать грамотную, богатую речь.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]В Монтессори-педагогике огромное значение придаётся созданию богатой языковой среды с самого раннего детства.[/pullquote]
В своём общении с детьми и другими взрослыми в среде, педагог также моделирует нормы речевого этикета, осознавая, что ребёнок в этом возрасте, как губка, впитывает модели поведения и речи из окружающей его среды.
Использование точных названий предметов и действий
В Монтессори-среде для тодлеров (детей в возрасте 14 мес. – 3 лет) педагог использует точные названия предметов и действий как во время демонстрации нового вида деятельности, так и в любом взаимодействии с ребёнком.
При демонстрации нового вида деятельности в зоне практической жизни, педагог называет каждый предмет и действия, используемые для выполнения деятельности. Например, в упражнении мытья посуды, ребёнок слышит следующие названия предметов и действий: тазик, кувшин, корзинка для посуды, средство для мытья посуды, губка, полотенце, сушилка для посуды, набрать воду, открыть и закрыть кран, нести кувшин, налить воду, добавить, перемешать, принести посуду, намочить, намылить, сполоснуть, вылить, протереть, повесить сушить.
Педагог называет каждый предмет в составе упражнения, способствуя тем самым усвоению ребёнком новых слов. Источник фото: www.bergamoschools.com
Впитывающий ум ребёнка неосознанно и без усилий усваивает все эти слова, и даже если он ещё не говорит, эти слова обязательно откладываются в его сознании и со временем перейдут в его активный словарь.
Активное слушание ребёнка
Монтессори-педагог опускается на уровень глаз ребёнка, смотрит ему в глаза, даёт возможность ребёнку высказаться, внимательно слушает его, не перебивая и не исправляя его речь. Педагог может использовать технику “эхо”, то есть повторить мысль ребёнка, задать вопрос, выразить понимание.
Активное слушание поддерживает желание ребёнка общаться, даёт ему ощущение, что его мысли, чувства и переживания стоят того, чтобы их высказать, что они интересны другому человеку. А это является важным условием для развития устной речи, ведь для того, чтобы говорить, нужно хотеть говорить.
Беседы взрослого с ребёнком
В хорошо функционирующей Монтессори-среде царит доброжелательная и открытая атмосфера, где педагог и дети свободно общаются в течении дня. С небольшой беседы начинается каждый день. Педагог лично встречает каждого ребёнка, смотрит в глаза, здоровается, интересуется как ребёнок себя чувствует и слушает то, чем жаждет поделиться ребёнок.
Педагог может сам инициировать коротенькую беседу, задав ребёнку какой-то вопрос, озвучив своё наблюдение или поддержать беседу, начатую самим ребёнком.
Педагог и дети свободно общаются друг с другом в течении дня. Источник фото: montessoriguide.org
Такие небольшие спонтанные беседы пронизывают весь день и могут касаться разных аспектов жизни ребёнка. Предметом беседы может стать картина на стене, новая статуэтка на полочке, погода на улице, еда, прошедшие выходные и прочее. Беседы очень непринуждённые, спонтанные и доброжелательные.
Свободное общение детей
В истинной Монтессори-среде царит атмосфера свободы общения, где дети разговаривают не только с педагогом но и между собой. Педагог не одёргивает детей, а наоборот, поощряет их тягу к общению и выражению себя в устной речи.
Если Вы наблюдаете обратное, когда педагог просит детей «работать молча», не отзывается на позыв ребёнка поговорить со взрослым или другим ребёнком, это должно насторожить Вас и поставить под вопрос, насколько полно и глубинно в данной среде реализуются принципы Монтессори-педагогики.
Непосредственный опыт взаимодействия с окружающей средой
Тщательно подготовленнная Монтессори-среда обеспечивает разнообразное предметное окружение (картины, деревянные статуэтки, комнатные растения, предметы быта в упражнениях практической жизни, реальные предметы и уменьшенные модели в зоне языка) и свободу ребёнка взаимодействовать с этим предметным окружением.
Благодаря этому ребёнок в Монтессори-среде получает обширный опыт взаимодействия с предметами. Он моет посуду, стирает, готовит еду, садит семена растений и в этой предметной деятельности непосредственно знакомится с предметами, входящими в состав деятельности, а также их свойствами.
Какая связь между предметной деятельностью/непосредственным опытом ребёнка и развитием речи?
Дело в том, что опыт взаимодействия ребёнка с предметами и явлениями окружающей среды обеспечивает фундамент, на котором строится устная речь, а именно формирование словарного запаса.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Усвоение словарного запаса языка у ребёнка происходит на основе впечатлений и представлений, накопленных в предметной деятельности.[/pullquote]
Без этого личного опыта услышанные слова представлялись бы маленькому ребёнку бессмысленной комбинацией звуков.
Например, возьмём слово «компост». Ребёнок приносит тарелку с недоеденной едой к ведёрку для компоста. Он видит остатки еды в ведре, выкладывает остатки своей еды после обеда, он вместе с педагогом выносит содержимое ведёрка в компостную яму. Он наблюдает как меняется вид содержимого в яме со временем, и, возможно, получает возможность использовать получившуюся смесь для удобрения растений в саду при образовательном центре. Таким образом, в его голове формируется определённое представление о компосте.
Источник фото: Countryside Montessori School
Затем это мысленное представление связывается с определённой комбинацией звуков (при условии, что взрослый использует это слово в речи, обращённой к ребёнку во время его взаимодействия с компостом). Постепенно эта связь между предметом и явлением компост и словом «компост» закрепляется, и ребёнок, услышав слово «компост» уже знает, о чём речь.
Теперь представим, что ребёнок никогда не имел дела с компостом. Сколько бы раз он ни слышал слово «компост» в речи взрослых, для него это слово — просто комбинация звуков, за которой для него ничего не стоит. Он может легко научиться произносить это слово и повторять его за взрослым, но не иметь представления, что это слово значит.
Такова особенность развития маленького ребёнка — он движется от конкретного предмета, от непосредственного опыта взаимодействия с миром к усвоению языка. Монтессори-среда учитывает природу ребёнка и особенности его развития и предоставляет ребёнку богатый опыт взаимодействия с окружающими его предметами и явлениями.
Упражнения для расширения словарного запаса
Помимо естественного и непринужденного усвоения ребёнком новых слов из речи взрослых, в Монтессори-среде уделяется внимание целенаправленной работе по расширению словарного запаса с помощью дидактического материала. Для этого в Монтессори-среде для детей до 3 лет (как и в среде от 3 до 6 лет) существует зона развития языка. В Монтессори-среде для тодлеров (детей от 12-14 мес. и до 3 лет) для расширения словарного запаса в зоне языка представлены следующие материалы:
— реалистичные предметы и уменьшенные модели
— карточки с изображениями
В качестве основного языкового материала для детей младшего возраста, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребёнку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.
Далее, для тех вещей и предметов, которые невозможно принести в образовательную среду, используются уменьшенные модели. С помощью уменьшенных моделей ребёнок знакомится с названиями животных, насекомых, птиц, видов транспорта и тому подобное, в зависимости от оснащённости конкретного образовательного центра.
Реальные предметы и уменьшенные модели удовлетворяют потребность ребёнка сенсорно исследовать мир, манипулировать предметами, познавать мир активно, с помощью рук и органов чувств.
Для работы с реалистичными предметами, моделями и карточками используется методика трёх-ступенчатого урока, привнесённая из Монтессори-среды 3-6, но модифицированная для раннего возраста.
На первой ступени педагог берёт один предмет, рассматривает, называет его и передаёт ребёнку. Пока ребёнок исследует предмет, педагог повторяет название предмета ещё несколько раз. Эти действия повторяются с другими предметами в корзинке.
Выполнение действий с реальными предметами или уменьшенными моделями, в сопровождении с многократным повторением педагогом их названия, позволяет ребёнку легко запомнить новые слова. Источник фото: thekavanauhreposrt.com
На второй ступени педагог предлагает выполнять названные действия с предметами («положи слона сюда», «дай мне лошадь», «прикоснись к жирафу» и прочее), тем самым закрепляя в памяти ребёнка связь предметов с их названиями, а также позволяя ребёнку несколько раз услышать чёткое произношение слова. Такая работа проходит с энтузиазмом, в игривой форме и доставляет массу удовольствия детям.
В зависимости от возраста и развития речи, ребёнок может повторять слова за педагогом, а может и не повторять. При этом педагог не призывает ребёнка к повторению за собой, а просто сам многократно повторяет слово, доверяя, что впитывающий ум ребёнка усваивает новые слова в пассивный словарь, даже если первоначально они идут в его пассивный словарь. Педагог понимает, что однажды ребёнок самостоятельно станет использовать эти слова в своей речи.
Работа с карточками проводится аналогичным образом и позволяет расширять словарный запас за рамки ежедневных предметов и уменьшенных моделей. То, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями. Подробнее о работе с карточками можно прочитать в статье Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет.
Стихи, рифмовки, песни
Детям с самого рождения присуща любовь к ритму и рифме, поэтому они с удовольствием слушают взрослых, декларирующих небольшие стихотворения и напевающих песенки.
Источник фото: infant-community.com
Сначала дети просто слушают взрослого, постепенно начинают повторять движения, сопроваждающие стихи и песни. Кто-то начинает напевать мелодию песни или ритм стишка ещё до того, как они сами могут говорить. По мере развития речи, дети могут произносить последнее слово в строчке, а позднее уже напевать слова песни или проговаривать стихотворение вместе с педагогом.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Поэзия и песни открывают ребёнку совсем другой язык, наполненный красочными эпитетами и метафорами, грамматическимим конструкциями, интонациями, ритмами, редко используемые в ежедневной речи, но демонстрирующие богатство языка.[/pullquote]
Через песни и стихотворения ребёнок впитывает и новые слова. Например, в песенке про части тела, ребёнок слышит и запоминает названия частей тела, в стихотворении о цветах — названия цветов.
Кроме того, многие стихотворения и песенки для этого возраста сопровождаются движениями, а движения (особенно мелкая моторика) в свою очередь косвенно способствуют развитию речи.
Чтение книг
Чтение книг является неотъемлемой частью Монтессори-среды. Чтение книг ребёнку обогащает его речь, расширяет его словарный запас, знакомит с окружающим миром, развивает воображение и прививает любовь к чтению.
В свободном доступе для детей всегда представлены несколько реалистичных книг, которые они могут рассматривать самостоятельно, и которые педагог читает как небольшой группе детей, так и индивидуальному ребёнку.
Источник: www.leportschools.com
Книги регулярно меняются, поддерживая интерес детей, расширяя их кругозор и приобщая детей к разнообразию стилей, авторов, иллюстраций.
Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.
В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
Kuhl, Patricia K. Early Language Learning and Literacy: Neuroscience Implications for Education. Mind Body Education. 2011 Sep. 5(3): 128–142.
Материалы Монтессори-тренинга Ассистент Детства в Денвере, курс 2015-2016 года.
Источник
Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
Воспитатель ГККП «Ясли – сад №9» Кондрашова Т.Н.
Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание в воспитании дошкольников типично развивающихся. Большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Выбор игр по методике М.Монтессори с учётом индивидуальных особенностей развития ребенка определён таким образом:
Возраст детей
Что развивается
Игры и игрушки
От рождения до 2-3 лет
Речь
Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания
От 3,5 до 4,5 лет
Умение писать
Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски
От 4,5 до 5,5 лет
Чтение
Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами
К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зависят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (приносить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Кроме этого, артикуляционный аппарат малыша тоже нуждается в постоянных упражнениях. Слабость артикуляционного аппарата — явление физиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя.
Я работаю с детьми 3 лет. И понимаю, что в этом возрасте нужно начинать развивать речевые возможности детей. Для речевого развития детей очень актуальна технология. М.Монтессори. Технология Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который ребёнок готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышам избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем. Для развития речи детей Марии Монтессори предусматривает работу рук с любыми материалами, будь – то пересыпание, переливание, просеивание, выкладывание и т.д. Работая с материалами самостоятельно, исследуя предметы, доводя дело до конца, и получая результат, ребенок вырастет любознательной, всесторонне развитой личностью.
Кроме того, педагогическая технология М. Монтессори отводит главную роль ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает игру, деятельность, предмет с которым бы он хотел играть, в процессе игры он учиться говорить и слушать окружающих его детей и взрослых. Учится уступать другим детям, у него развивается толерантное отношение к окружающим.
Во время речевой деятельности с воспитанниками я организую, практические действия с образными и сюжетными игрушками, это помогает детям использовать звукосочетания для обозначения игрушек и других предметов. Узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукоподражание.
Для расширения словарного запаса детей я, на основании технологии М.Монтессори, подготовила наборы для активных игр. В процессе деятельности дети находят, показывают и называют игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, произносят обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом. Дети исполняют роль человека, известной им профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?».
Практические действиядля развития связной речи, построение фразы из нескольких слов разных частей речи организую через манипулирование игрушками в инсценировках сказок, копирование действий и фраз взрослого. Учу принимать на себя роль в несложной игре -постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие.
Дети выполняют постройки по кратким инструкциям взрослого, например: «Отбери все красные кубики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась дорожка». Составляют предложение по сюжетной картинке, например: «Петушок пьет воду».
Шершавые буквы
Шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков – голубой, для гласных – розовый. Как мы играем в шершавые буквы?
1. Предлагаю ребенку возможность рассмотреть игру. Затем показываю ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, называю букву сама. Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.
Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого предлагаю малышу сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.
Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.
Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву, развить мелкую моторику.
В 3 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте малыши интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.
Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода следующие упражнения:
Письмо на крупе:
Потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица.
Как играем
1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.
То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.
Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.
Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.
Рисунки на крупе
На крупе можно писать и рисовать
Шершавые слова
Потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.
Как играем: Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.
С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.
Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.
ПРИДУМАЙ СЛОВО
Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.
Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.
Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.
Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.
Карточки Монтессори с буквами
Б
ш
Д
А
ДОМИНО ИЗ БУКВ
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.
Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например, МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.
Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.
Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.
С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.
СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ
Возраст: 2,5-4 года
Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.
Как играть. Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.
Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.
Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи. Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.
Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4летребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.
Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.
КАРТИНКА-СЛОВО
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать
покупные лото с картинками.
Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмет
ЧТО НАПИСАНО?
Возраст: с 4 лет
Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.
Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.
В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.
Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного материала.
Я считаю, не зря педагогическая технология М.Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой, потому что основная идея технологии М.Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Применяя в работе с малышами технологию М.Монтессори, я стала относиться к каждому ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Источник