Развитие речи ребенка пятого года жизни

Консультация для родителей

«Развитие речи детей пятого года жизни»

            Развитие речи детей пятого года жизни важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

            Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

            формирование звуковой культуры речи;

            обогащение активного и пассивного словаря;

            формирование грамматического строя речи;

            развитие связной речи.

          Остановимся на словарной работе, то есть планомерном обогащении словаря дошкольников.

          Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают пассивный и активный словарь. Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о кокам-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

          Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:

            дидактические, развивающие, настольные игры;

            подвижные игры с текстом;

            сюжетно-ролевые игры;

            драматизация сказок;

            игровые упражнения;

            чтение художественной литературы;

            рассказывание сказок с участием детей;

           заучивание стихотворений;

            беседы после просматривания картин, иллюстраций.

            Что же могут сделать родители для развития словаря своего ребенка? Еще раз повторюсь: необходимо как можно больше и чаще беседовать с ним на самые разнообразные темы. И если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно скорее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника – это, прежде всего, игра, увлекательная и интересная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

            По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.

            Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас в кухне и т.д.

            Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель – добиться, чтобы ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.

            Вот еще подбор игр:

· Игра «Я заметил».

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

· Игра «Вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга».

Взрослый и первый ребенок поочередно называют «сладкие» слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют «соленые» слова и т.д.

· Игра «Доскажи словечко».

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а заяц…».

· Игра «Давай искать слова на кухне».

Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова можно найти в кухонном шкафу?».

            Предлагаю ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры – увеличить словарный запас ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребенку новое для него слово, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне – имя того, кто его принес. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочередно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достает карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребенок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

            Надеюсь, что данный практический материал принесёт пользу вашим детям и поможет вам в общении с ними.

Источник

Любовь Артанова
Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Развитие речи детей пятого года жизни.

Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находиться в пря мой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением. Сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизнивстречаются следующие нарушения:

– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

– у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

-имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую строну слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Источник

«Особенности речевого развития детей пятого года жизни»

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие, отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны. Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги, появляются обобщающие слова. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

Но воспитание речи в семье, день за днем – задача не из простых. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее воздействие на него оказывает окружающий мир. И тем больше ответственности у пап и мам, бабушек и дедушек. В руках семьи – мощные рычаги воспитания и развития, возможность стимулировать детскую речь, направлять и совершенствовать ее.

Что же может посоветовать логопед умным, терпеливым и самоотверженным родителям?

♦ Читать. Уверены: в вашей библиотеке не один десяток детских книг, и с многими из них вы успели познакомить ребенка. Самое время обсудить прочитанное: все ли слова понятны малышу в известной, почти наизусть заученной сказке? Правильно ли он воспринимает ее события, сюжет? Потихонечку начинайте пересказывать: без этого у ребенка не разовьется свободная речь, умение связно и грамотно излагать впечатления, мысли.

♦ «Копить слова». Стул, табуретка, стол – это мебель. Ты налил чай в чашку, а молоко будешь пить из стакана. На кухне есть и другая посуда. Мама работает врачом, а папа инженер. Профессия дедушки – плотник. Знаешь, кто это? Чаще обращайте внимание ребенка на предметы и события, которые его окружают. Пусть называет увиденное. Так вы не только пополните словарный запас дошкольника, но и сможете заложить фундамент для первых «экзаменов». Дело в том, что данный пласт знаний: родовые и видовые понятия – служит одним из показателей развития речи.

♦ Готовить руку ребенка к письму. Конечно, ваши сын или дочка умеют держать карандаш и неплохо рисуют. Пора предложить что-то новое! Штрихуйте и обводите, продолжайте узоры, печатайте буквы. Подумайте о столике для малыша и первых детских прописях. Тонкие движения пальцев рук улучшают речь!

♦ Уделите внимание прилагательным. В речи практически всех четырехлетних детей их недостаточно. Самое простое и эффективное задание – «Назови, какой» – почти не требует усилий (по крайней мере, от родителей): показываете шапку и спрашиваете: «Она – какая?», ну а малыш старается подобрать: «красная», «теплая», «мягкая», «осенняя». Машина на обочине – какая? Мяч – какой?

♦ Слушать. Слушаете, конечно, вы. Ребенок говорит. Постепенно монолог станет для него привычным делом. Какая погода на улице? Что было в детском саду? В гостях? Проявляйте живой интерес, побуждайте к полному, распространенному ответу, уточняйте подробности и детали, радуйтесь: маленький человек вырос настолько, что может общаться, выражать словами переполняющие его чувства.

♦ Время от времени проводить «грамматические тренинги». Ребенок должен научиться использовать разные формы слов, правильно употреблять окончания. Грамматика – дело сложное. Но и здесь на помощь приходит игра. Читайте стихотворение, а малыша попросите заканчивать строчку:

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый… (кот).
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от… (кота).
А теперь и за версту
Не приблизится к… (коту).
Крыса старая – и та,
Видя грозного… (кота),
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с… (котом),
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о… (коте). (А. Грачев)

♦ Развивать слуховое внимание. Различать звуки, прислушиваться к ним, научат рифмовки. Поощряйте «сочинительство» малыша. Сначала – договорит, позже – придумает сам.

На тарелочке у Маши
Много вкусной сладкой… (каши).

Чтоб зимой не мерзли ножки,
Купим Мише мы… (сапожки).

Мы на улицу пойдем,
Мячик мы с собой… (возьмем).

Подчеркнем, что практические рекомендации, упражнения, предложенные здесь – традиционные и широко используемые, и эффект от их применения давно доказан. Любите своего ребенка и помните: все, что вы дали ему сегодня, ваши усилия и время будут вознаграждены стократно: чистой, красивой, грамотной речью малыша.

Логопед.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  комбинированного вида детский сад №3 «Зоренька»

Консультация для родителей

Тема «Особенности речевого развития детей пятого года жизни»

                                                 Подготовил     Бацева Галина Борисовна,

                                                                             воспитатель  старшей

                                                                             группы №1  «Карапузы»

Лобня

Сентябрь , 2016 год

 На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

1.     Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого   общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2.      Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.                                                                                                          

3.      Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

1.Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

    В это время происходят заметные изменения     в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка в него играют»), начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).  

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая  сторона речи, т.е. все те умения , которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и  сонорные звуки;
  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:

    – согласование существительных и прилагательных в роде и числе

           – употреблении родительного падежа множественного числа.                            

 В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться

своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.

Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.

Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)

Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.

Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

·          

               Рекомендации родителям

Не забывайте, что решающее значение для разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

  •  Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать из внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке ,сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы.                                                                                                                                                                                        
  • Этим вы пополните словарь малыша.

  Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малыша с фольклером, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.

Источник