Развитие речи ребенка первые предложения

Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи это возраст от 1 года до 5 лет. Логопедическая помощь наиболее эффективна в период с 2,5 лет до 5 лет. По устоявшейся традиции родители игнорируют доречевой этап развития речи. Ребенок не говорит, еще не время, разве могут быть уже логопедические проблемы? Родители ждут время, когда ребенку исполнится 3 года, и он сам заговорит. Если ребенок к 3-м годам владеет только лепетными словами, это уже не задержка, а недоразвитие речи

Любому ребенку, для того, чтобы он заговорил, нужна стимуляция речевого развития. Чем больше родители стимулируют речь ребенка, тем раньше он заговорит. Точнее сказать, если родители будут мотивировать ребенка на общение он заговорит в рамках возрастных норм. В противном случае, ребенок заговорит, когда он попадет в среду, где от него требуется общение и когда он накопит пассивный словарный запас.

Логопедическая диагностика возможна уже на первых месяцах развития ребенка и вполне по силам родителю. Речь у всех детей развивается в определенном порядке, это называется онтогенез речи. Речь может появится позже указанных нормативных сроков, но в любом случае формирование звукопроизношения осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Фото из интернета

Фото из интернета

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев). В наиболее общем виде их принято соотносить с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» .

Стадии речевого развития в младенчестве:

1. Крик – появляется с рождения. К 3-му месяцу жизни крик ребенка приобретает множество оттенков – недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое. На следующих этапах крик не исчезает. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

2. Гуление – примерно с 2-3-х месяцев. Мелодичное пропевание звуков. Дети всего мира гулят одинаково. С 3-4 месяцев уже ребенок испытывает потребность в диалоге, в обратной связи. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Можно использовать для общения с ребенком тактильные игры. На видео дочке 5 месяцев:

3. Лепет – В 6-10 месяцев появляются первые слоги – «ма», «ба», «па». Со временем складываются в цепочки: «ма-ма-ма», «па-па-па». Это звуки раннего онтогенеза, в норме они должны появиться у ребенка до года. Для стимулирования лепета нужно проговаривать простые ритмичные стишки и потешки.

Кашу кушаю я сам – АМ, АМ, АМ!

Бам, бам, бам – это мой барабан!

Ма-ма-ма, ма-ма-ма, скоро к нам придет зима!

Можно начинать слушать простые логопедические распевки. Простые песенки есть у Михаила Лазарева (методика раннего развития “Сонатал”), у Екатерины Железновой (методика Железновой или “Музыка с мамой”).

Вариант распевок

Вариант распевок

4. Первые слова. После 10 месяцев. Появляются первые важные для ребенка слова. Ими могут быть «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Дети очень часто повторяют звуки за «говорящими» игрушками и животными. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Появляются лепетные слова и звукоподражания – корова “му”, сова “у-у”, волк “ууу”, “бух” – упал, “бай-бай” – спит, “лё-лё” – телефон, “жжжж” – фен, “уф” – утюг, горячий. Появляются облегченные слова – бака (собака), тата (трактор)

Стоит отметить, что дети гораздо быстрее запомнят “ав-ав” при контакте с собакой, чем по картинке. Первым выученным словом было “гав-гав”, около 10 месяцев. У нас под окном два раза в день по тропинке в парк идут гулять собаки. Корову мы мучили несколько месяцев до 1 года 3 месяцев, а потом у бабушки дочь поиграла с игрушкой-бычком, говорящим при нажимании: “Ты чего?? Я же обидеться могу! Буду мычать и всё -МУУУУ!”. На следующий день дочь уже отвечала, что корова говорит: “му”.

10 месяцев. Дочь подпевает щенку Fisher-Price:

Что может быть “тревожным звоночком” в младенчестве:

– в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;

– до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;

– после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;

– после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;

– к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

Читайте также:  Занятия задержка развития речи у ребенка 2 лет

Развитие речи у дочери (статьи и видео)

✔ 10 месяцев. Подпеваем щенку Fisher-Price. Видео

✔ 11 месяцев. Наш словарный запас. Наши первые 10 слов и памятка по речевому развитию до трех лет (когда нужно бить тревогу).

✔ 1 год 1 мес. Детские слова, пытаемся говорить Видео

✔ 1 г 1мес. Читаем Репку Тренируем понимание речи, расширяем пассивный словарный запас. Видео

✔ 1 год 2м. Запомнили как говорит корова: “Мууу”. Собака, кошка, корова и пока всё 🙁

✔ 1 г. 3 мес. Речь медленно, но развивается 🙂 Какие слова узнали за месяц. Какие звуки должны быть

✔ 1 г 3 мес. Дочь поёт песню “Калинка-малинка” 🙂 ???????????? Видео

✔ 1 г 3 мес. Играем в мяч, кричим гол ???????????? . Используем любые возможности, чтобы стимулировать речь. В этот период мы разрабатывали звук О (его долго не было). Постоянно моделировали игровые ситуации, где можно использовать слова со звуком О – гол, ко-ко-ко и т.д. Видео

✔ 1 г. 4 мес. Дочь выстраивает коммуникацию 🙂 Дочь пытается донести мне информацию, а её не понимаю)))

✔ 1 г 4 мес. Агния подпевает трём поросятами ???????????? Видео

✔ 1 г. 4 мес. Агняша рассказывает сказки 🙂 ???????????? Дочка сказки уже запомнила, теперь пытается сама “рассказать”. По картинкам – что вижу, то и говорю. Видео

✔ 1г 5мес. Агния пытается говорить. Озвучивает нарисованное на картинках 🙂 ???? В речи Агуши появились “взрослые” слова – катать, го-ка (горка). Шапка – капка, бабочка – ба-ка. Коляска – ка-я-ка. Видео

✔ Почти 1,5 года, первые 30 слов. Какие слова говорит Агния.

✔ 1,5 года. Агуша-повторюша, игра “Повтори слово” ????Видео

✔ 1,5 г. Проигрываем стишок “Идёт бычок качается” ???????????? Видео

✔ 1,5 г. Дочь играет с буквами. Знакомство с алфавитом. Проговариваем разные звуки ???? Видео

✔ 1,5 года. Развиваем речь, занимаемся по книге О.А. Новиковская “Большой альбом по развитию речи для самых маленьких” ???? Видео, 7 минут

✔ 1г 8 мес. Расширяем словарный запас ребёнка ???????? Видео

✔ 1г 8 мес. Дочь что-то эмоционально рассказывает на своём языке 🙂 ????

✔ 1г 9 мес. Дочь говорит “чи-чи”. Неделю ломала голову, что это значит. ????

1 г 9 мес. Дочь поёт колыбельную песню из м/ф Умка ???? Видео

✔ Племяннику ровно 2 года. Разговариваем и поём песни. Без проблем поддерживает диалог ???????????? Видео

✔ 2г. 3мес. Сэмик поет взрослую песню про танки ????‍♂️ Племянник поет мне песню “На поле танки грохотали”.

Развитие речи в преддошкольном детстве (с 1 года до 3-х лет)

В этом возрасте уже хорошо заметны индивидуальные темпы овладения речью. Начало года характеризуется предложениями из одного слова. Первые слова обобщённо-смыслового характера: одно слово – это и предмет, и просьба, и чувство. Понять можно только в ситуации общения с мимикой, жестами. Например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»

Следующий этап предложение из 2-х слов. Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц. Кто-то чуть позже перейдет к употреблению фраз из двух слов, кто-то чуть раньше.

К концу 2-го года жизни ребенка формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.

Примерные нормы развития речи от 1 года до 3-х лет:

Нормы развития речи

Нормы развития речи

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный Лубовским В.И., показывает, ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания.

Примерно до 1 года и 5 месяцев речь развивается очень медленно. Переломный момент происходит около 1,5 лет. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками.

Очень полезно для развития речи чтение книжек и рассматривание картинок. Для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с цикличным сюжетом – Репка, Курочка Ряба, Колобок, Три медведя. Каждая сказка читается многократно, в процессе рекомендуется просить показать ребенка на картинках персонажей.

Читайте также:  Роль книги в развитии ребенка

1 год 1 месяц, Читаем Репку:

Через некоторое время ребёнок запоминает сюжет и пытается рассказать сказку самостоятельно. Точнее произносит отдельные слова, нарисованные на картинке.

1 г. 4 мес. Агняша рассказывает сказки 🙂 ????????????

У Агнии к году активный словарный запас был около 10 слов. К 1,5 годам словарный запас был около 30-45 слов.

Для стимулирования первых слов в игре выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, Курочка Ряба. Играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение.

Проигрываем стишок “Идет бычок качается”, 1,5 года:

Примерно в 1 год 6 месяцев- 1 год 8 месяцев дети пробуют повторять за взрослым слова. Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки».

1,5 года. Агуша-повторюша, игра “Повтори слово” ????

Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, стимулируйте его на проговаривание фразы из двух слов.

Первый способ – это повторение с дополнением. Например, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс». Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка – киса. Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит» . Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай».

Второй способ – это повторение с уточнением. Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса». Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ. Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай».

Рекомендую к ознакомлению книгу О.Е. Грибовой “Если ребенок не говорит”. Почитать можно тут.

Для занятий по развитию речи мы используем книгу О.А. Новиковская “Большой альбом по развитию речи для самых маленьких”. Много книжек по развитию речи можно найти тут.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал – будем расти вместе!

Источник

Каждый маленький ребенок индивидуален. Каждый человек индивидуален. Несмотря на это каждая мама рано или поздно начинает интересоваться вопросом: «Когда же заговорит мой сынок/дочка?». «Сколько пройдет времени?» Разные детские специалисты определяют разные возрастные нормы развития речи, поэтому довольно сложно сразу сориентироваться в этом вопросе, тем более, если ребенок первый.

У педиатров свои показатели, у неврологов другие. Логопеды же говорят, что первые слова малыш начинает произносить в 7-8 месяцев (при условии нормального физического и умственного развития).

Как правило, каждая мама ориентируется на то, что зарождение речи начинается уже после появления на свет младенца – первый крик, плач, гуление, лепет, звуки.

Формирование речи ребенка

В последние годы отмечается стабильная тенденция – дети начинают позже говорить. Это связано с плохой экологией, наличием хронических заболеваний у матери, экстренными или затяжными родами. Многие детки уже рождаются с неврологической патологией, незрелой нервной системой – а ведь именно в головном мозге находятся речевые центры, недоразвитие которых вызывает различные нарушения речи, а также полное ее отсутствие.

Овладение речью – довольно сложный процесс. Он включает не только сами фразы, но также понимание речи, обращенных слов, предложений, разговорный язык, выражение собственных мыслей и эмоций. Как правило, девочки начинают говорить быстрее мальчиков.

Нормы развития речи

Нормы развития речи довольно условное понятие, так как они зависят от множества факторов − влияния окружающей среды, особенностей семейного и образовательного воспитания, наличия каких-то заболеваний и т. д.

Первый год жизни ребенка известный отечественный психолог А. Леонтьев подразделяет на 3 периода: первый крик, гуление (ближе к 6 месяцам), лепетную речь. На данном этапе раннее развитие подразумевает знакомство с окружающим миром, тренировку дыхания, голосовых связок, артикуляционного аппарата.

От года до трех лет появляются первые слова. Ребенок, произнося одно и то же слово, может иметь в виду различные понятия, например, машиной будет любое транспортное средство и т. д.

С трех до семи лет идет активное развитие речи, увеличивается словарный запас, усложняются проговариваемые предложения, формируются все звуки, которые до этого времени искажались или опускались при произношении.

Возможные отклонения

Есть некоторые моменты, на которые важно и нужно обращать внимание ближайшему окружению уже после появления на свет маленького человека:

  • Слабый монотонный крик младенца – сразу после рождения.
  • Отсутствие крика при любом дискомфорте – 1 месяц.
  • Младенец не улыбается при общении с мамой или папой – 4-й месяц.
  • Отсутствие единичных звуков, слогов – 5-й месяц.
  • Не стремится привлечь к себе внимание с помощью издаваемых звуков – 7-й месяц.
  • В 9 месяцев отсутствуют слоги «ма-ма», «па-па» и пр.
  • К годовалому возрасту не говорит ни одного слова.
  • К полутора годам нет осмысленного произнесения «папа», «мама».
  • К трем годам не понимает значения противоположных слов.

Если вы заметили многие из этих проблем, то желательно выяснить причину их возникновения, и при необходимости проконсультироваться у некоторых детских специалистов.

Диагностика и коррекция

Диагностикой уровня речевого развития занимаются логопеды. Однако отдельные детские специалисты, такие как отоларинголог, невролог, педиатр, могут заметить и обратить внимание на отставание от нормы. Поэтому стоит всегда прислушиваться к рекомендациям профессионалов своего дела.

Читайте также:  Значение колыбельной в развитии ребенка

В зависимости от того, какой специалист выявил определенные проблемные моменты, можно начинать комплексное лечение и развивающие занятия.

Как помочь ребенку без каких-либо отклонений начать разговаривать

Не у всех родителей есть возможность обеспечить своего ребенка занятиями с нужным специалистом (территориальное проживание или финансовое благосостояние семьи), поэтому существует несколько техник или способов, как помочь ребенку заговорить.

  • Не зацикливайтесь на таких словах, как «скажи» или «повтори». Многие логопеды утверждают, что такое усиленное стремление взрослого «заставить» малыша повторить сказанное слово или фразу, ни к чему хорошему не приводит, а лишь вызывает в ответ негативное отношение (так называемый речевой негативизм). Как же быть? Что делать в таком случае? Ответ прост – в процессе игры с сыном или дочерью, просто произносите все то, что делаете, озвучивайте действия игрушечных героев, их фразы. Старайтесь быть эмоциональными, используйте различные интонации.
  • Максимально используйте произносимые ребенком звукоподражания и лепетные слова. Для этого необходимо вести блокнот или тетрадь и записывать их туда. С течением времени вы заметите, что они легко вводятся в игру и превращаются в слова, которые он будет повторять.
  • Тактильный контакт – обнимашки! Этот прием отлично работает, так как позволяет стать эмоционально и физически ближе. Взрослый таким образом подает пример, как можно выражать свои эмоции, как действовать в той или иной ситуации и др. Малыш чувствует доверие, положительные эмоции, начинает испытывать гордость и уверенность в том, что делает, а, следовательно, появляются успехи в речи.
  • Игрушки – наши помощники. С их помощью можно изучать новые слова, части речи, предметы и действия с ними. Тем самым увеличивается словарный запас.

Речевые занятия и игры

Существует огромное количество упражнений и игр на развитие речи. Их можно комбинировать, изменять, перемешивать, лишь бы они работали на благо и приносили пользу. Некоторые родители и логопеды стараются сами придумать и разнообразить существующие игры, ведь главное − привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. Начинаться и проводиться любая игра должна в увлекательной форме. По ходу действия можно вносить изменения и дополнения, все будет зависеть от возраста и особенностей каждого ребенка.

Упражнения с логопедом в домашних условиях

Специальные логопедические упражнения можно делать

дома. Они могут включать:

  • пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • игры на формирование слухового восприятия, звукоподражания;
  • логоритмические игры.

Для того чтобы домашние занятия были эффективны, необходимо заниматься каждый день. Однако, важный момент – они должны быть интересными и увлекательными, а не однообразными. Ребенку монотонность быстро надоест, пропадет энтузиазм и ему просто не захочется к чему-то дальше стремиться. Поэтому нужно продумывать каждое занятие, а впоследствии можно будет ориентироваться уже на «ходу».

И пожалуй, самое важное – запаситесь терпением!

Полезные советы:

  • Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, акцентируйте внимание на всех деталях, любых изменениях. Таким образом увеличивается общий кругозор, развивается память, запоминаются слова, действия.
  • Совместные занятия и времяпровождение сближает детей с родителями – вместе играйте, делайте домашние дела, готовьте, изучайте окрестности и т. д.
  • Поощряйте любую речевую активность – пусть кроха сначала говорит неправильно, не стоит сразу исправлять неправильное звукопроизношение, со временем недостающие звуки появятся.
  • Если ваш сын или дочь готовится что-то сказать, не перебивайте, не пытайтесь сделать это за него, а дайте возможность выполнить должным образом.

Таким образом, чтобы ваша маленькая радость заговорила как можно быстрее целыми предложениями, общайтесь, проводите как можно больше времени с ней, разговаривайте обо всем, что видите и слышите!

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник