Развитие речи ребенка от рождения до школы
ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района
СТАТЬЯ
«Развитие речи детей от рождения до школы»
Составила: Федянина Ольга Олеговна
Санкт-Петербург-2017
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.
Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.
Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К одному году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.
Основная часть
Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого.
Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.
К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т.д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т.д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Общение родителей с ребенком в этот период является залогом того, что ребенок как можно раньше начнет произносить первые слова. Для ребенка важно видеть губы взрослого, когда тот говорит и иметь возможность потрогать их, исследуя источник звука.
В 4-5 месяцев ребенок с ребенком можно поиграть, показывая игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».
В 6-7 месяцев ребенок уже с удовольствием рассматривает небольшие детские книги, выбирает наиболее привлекательные для него. Он с удовольствием прислушивается, если родитель прочитает ребенку книжку несколько раз, называет ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке.
В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка». В современном мире большинство детей отстают в развитии мелкой моторики, что, конечно же сказывается на речевом развитии. Уровень развития моторики рук – важный диагностический фактор в дошкольном возрасте, который определяет который определяет уровень развития общей моторики и речи. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.
К двум годам в речи детей появляются простые предложения
Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика с ребенком можно поиграть в игры «Лиса и зайчик». На вопрос взрослого: «Кто это?». ребенок уже отвечает предложением из 2 – 3 слов. Дети с удовольствием играют со взрослыми в игры, направленные на развитие речи, типа с игрушками», «Назови игрушку» и др. Внимание детей легко привлечь разнообразными иллюстрациями животных, птиц. Речь детей развивается в процессе разнообразной деятельности: в общении со взрослыми, детьми, в процессе наблюдение за окружающими. Дети 2-3 лет очень наблюдательны и эмоциональны. Рассказывая детям о животных, птицах, необходимо использовать иллюстрации, маски и т.д. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?»
Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи, так как ребенок произносит остаточно много звуков, но также многие звуки произносит не чисто или не произносит совсем. Для этого можно использовать игры типа «Ауканье» «Ветер, «Комарики», «Свисток» и др.
Речь детей четвертого года жизни становится более разнообразна, осмыслена. Внимание детей становится более произвольным, слова взрослого являются стимулом, и речевая инструкция для ребенка становится более приоритетна, чем другие.
На четвертом году дети уже с большим удовольствием осмысленно слушают сказки участвуют в их обыгрывании, рассказывании. Они способны отвечать на вопросы по содержанию.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.
Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т.д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т.д.
В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать игры типа: «Бывает – не бывает» «Какая, какой, какое», «Закончи предложение», «Загадай, я отгадаю»
Пять лет – это наиболее активный период, в плане речевого развития. В возрасте 5-6 лет словарь детей очень активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. По данным А.Гвоздева, к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики. Развивается лексическая сторона речи. В ней появляются синонимы, антонимы, дети свободно употребляют существительные с разными суффиксами. Дети используют много описательных прилагательных, возрастает число глаголов с разной эмоциональной окраской. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н), шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе, при этом взрослые должны быть терпеливы. «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.
Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я», «Рифмы», «Загадки», «Угадай сказку», «Кто больше» «Противоположности».
Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Без помощи взрослого ребенок может передать содержание сказки, фильма, описать события. Ребенок способен правильно построить предложение. Он часто употребляет в речи союзы «потому что», «тогда» и др. Дети в этом возрасте способны анализировать, сравнивать, делать выводы. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас детей. В этом им помогут игры типа «Закончи предложение», «Ласковые слова». Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Дети еще могут затрудняться в подборе слов, и им еще необходима в этом помощь взрослых.
Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине), определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду», «Стол находок», «Рассыпанные буквы» и др
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод: если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.
Литература:
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от1 года до 3 лет»,
Я.Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»,
О.С.Рудик «Развитие речи детей в свободнойдеятельности».
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 136
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 136
_____________________И.Н. Львова
Приказ от ____________№_________
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Возрастная категория: дошкольный возраст (5-6 лет)
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик:
Бруховецкая Ю.Н., воспитатель
Рассмотрено членами методического
объединения МАДОУ ЦРР д/с № 136.
Рекомендовано к использованию.
Заседание МО от _______протокол № __
Калининград
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Актуальность программы.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет развитие.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях по обучению грамоте. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Исследования лингвистов, психологов, педагогов, показали, что пятый и шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольника в звуковую систему родного языка необходимо уже во время предшкольной подготовки.
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические – и на их основе – развитие связной речи.
Цель и задачи программы
Цель: развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
- продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
- добиваться правильного и четкого произношения слов;
- помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
- упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости;
- учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- учить составлять по образцу простые и сложные предложения;
- совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
- побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- помогать, доброжелательно общаться друг с другом.
Адресат программы
Программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часов.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Возрастные особенности развития речи у детей 5-6 лет.
У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Планируемые результаты освоения программы детей старшей группы
К концу года дети старшей группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Активно употреблять в речи слова, обозначающие: эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Содержание образовательной работы по развитию речи.
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый -сильный, пасмурно – солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)
доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Календарно-тематическое планирование образовательной области
«Речевое развитие» (старшая группа).
Неделя | Тема | Цель |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | Мы – воспитанники старшей группы. | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. |
2 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з- с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. |
3 | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. |
4 | Веселые рассказы Н. Носова. | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. |
ОКТЯБРЬ | ||
5 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. |
6 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой. |
7 | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана |
8 | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. |
НОЯБРЬ | ||
9 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений |
10 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание. |
11 | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). |
12 | Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя |
ДЕКАБРЬ | ||
13 | Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
14 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. |
15 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». |
16 | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. |
ЯНВАРЬ | ||
17 | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. |
18 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
19 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. |
20 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. |
ФЕВРАЛЬ | ||
21 | Беседа на тему “О друзьях и дружбе” | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. |
22 | Рассказывание по теме “Моя любимая игрушка”. Дидактическое упражнение “Подскажи слово” | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
23 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. |
24 | Пересказ сказки А. Н. Толстого “Еж” | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
МАРТ | ||
25 | Беседа на тему “Наши мамы”. Чтение стихотворений Е. Благининой “Посидим в тишине” и А. Барто “Перед сном” | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
26 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева “Про пингвинов”. Дидактическая игра “Закончи предложение” | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. |
27 | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева “Про пингвинов”. | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева “Про пингвинов” (по своему выбору) |
28 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза “Шумный Ба-бах” | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза “Шумный Ба-бах” (перевод М. Боровицкой). |
АПРЕЛЬ | ||
29 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. | Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. |
30 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра “Угадай слово”. | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. |
31 | Обучение рассказыванию по теме “Мой любимый мультфильм”. | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. |
32 | Чтение сказки В. Катаева “Цветик-семицветик” | Познакомить детей со сказкой В. Катаева “Цветик-семицветик”. |
МАЙ | ||
33 | Чтение рассказа В. Драгунского “Сверху вниз, наискосок”. Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. |
34 | Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. |
35 | Рассказывание на тему “Забавные истории из моей жизни” | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. |
36 | Повторение пройденного материала | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). |
Литература
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. -112 с.
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 336 с.
Источник