Развитие речи ребенка на основе ознакомления с окружающим миром
План по самообразованию «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей, объединить усилия воспитателей и родителей в работе по речевому развитию детей.
-участвовать в конкурсах.
-формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
– помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
– обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.
Сроки (начало- окончание) | Содержание деятельности | Форма предоставления результатов |
В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты. | |
Сентябрь | -Организовать консультацию для родителей. -Оформить папку передвижку. -Организовать выставку поделок. | -Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет». -Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)». -Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала. |
Октябрь | -Провести открытое занятие. -Опубликовать конспект интегрированного занятия в электронном СМИ. -Организовать дидактические игры. | -Открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел» -Публикация в электронном СМИ “nsportal.ru” конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел» -Организация дидактических игр: 1. Игра «Громко – тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. 2. Игра «Лягушка и лягушата» Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают. |
Ноябрь | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры. – Организация дидактических игр. -Публикация опыта работы в электронном СМИ. -Участие в конкурсе рисунков «Осень» | -Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса». -Организация дидактических игр: 1. «Поезд». Учить произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). 2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей -Публикация в электронном СМИ “nsportal.ru” выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме “Возрастные особенности детей 2-3 лет” |
Декабрь | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря. -Участие во Всероссийском конкурсе. | -Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год». – Организация дидактических игр: 1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). 2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. -Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества “Осень, поздняя осень” |
Январь | -Изготовить кормушки для птиц. -Организовать дидактические игры. -Беседа с родителями. -Прослушивание аудиозаписей | -Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых». -Организация дидактических игр: – «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт). -Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый) – «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И» Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок. -Беседа с родителями «Развитие связной речи детей в семье». -Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных. |
Февраль | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры. -Опытно-исследовательская деятельность. | -Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы». -Организация дидактических игр: – «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит: Пчелки в улье сидят И в окошко глядят. Погулять все захотели. Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж. – «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным. Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у). Опытно-исследовательская деятельность: – «Игры с вертушками»познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания. -«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя. |
Март | -Создание в группе огорода на подоконнике. -Опытно-исследовательская деятельность. -Консультация для родителей. | -Совместное создание в группе огорода на подоконнике. -Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше. – Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» -Организация дидактических игр: -«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. |
Апрель | – Экскурсии совместно с детьми. -Оформить папку передвижку. -Консультация для родителей | -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна» – Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям». -Консультация для родителей на тему «Как учить стихи» -Организация дидактических игр: – «Пришла весна-красна».Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. |
Май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по экологическому воспитанию детей. | Отчёт о проделанной работе за учебный год. |
Источник
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.
Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.
Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Актуальность: в процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.
С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим в различных видах деятельности разными средствами.
Объект: процесс развития речи при ознакомлении с окружающим.
Задачи:
1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.
2.подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.
3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.
В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.
Источник
Консультация для родителей.
Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют, как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому следует уделять внимание ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому важно работать над темами – «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».
Работа по ознакомлению с окружающим миром предусматривает использование различных средств и методов. Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. С этой целью необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, рассматривать окружающие предметы. Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь взрослого, имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог и родители должны говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача взрослых состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослых поддерживать любознательность ребёнка организуя наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Рассмотрим на примере изучения темы «Домашние птицы», как можно организовать работу по развитию речи и речевому творчеству дошкольников.
Дети должны знать:
– понятие «домашние птицы»;
– как называется помещение, где живут домашние птицы;
– чем эти птицы питаются;
– название частей тела, чем оно покрыто, различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки;
– о пользе домашних птиц для человека;
– для чего люди разводят домашних птиц;
Расширение словарного запаса детей:
существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Лексический и грамматический строй речи.
Поиск соответствующих понятий и определений.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Отгадывание загадок о домашних птицах.
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – …
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Дидактические игры. «Угадай, кто это», «Кто как разговаривает»,
«Узнавание» и т.д.
Упражнение для пальчиков.
Первый, второй – шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый – за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе».
Рисование на тему «Домашние птицы».
Придумывание конца к рассказу о домашних птицах.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Источник