Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста

Алевтина Гомбоева

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений,и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, например что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Это развивает его речь, тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено.Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Развитие образной речи

Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»)

Читайте также:  Развитие познавательной активности раннего развития ребенка

Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов,задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте карандашом какого цвета он рисует.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуем – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике – нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из пластилина, соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками семечек, орехов, крупными косточками фруктов. Попробуйте складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.

У вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомитесь с ней.

Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Простое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Если же вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.

Некоторые приемы и упражнения, которые используются в работе по развитию речи для формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировки органов артикуляции, развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в таз или ванну воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

В. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например,подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем читаем стихотворение, сопровождая слова движениями.Например:«Хомка,хомка хомячёк» .

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку»

6. Пальчиковые игры.

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями, надувные шарики наполненные мукой или манной крупой.

«Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка по неделям

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Источник

Анастасия Бекасова

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

Актуальность темы.

Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция – с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих. Они выражают свои желания или эмоции только с помощью мимики и жестов, звукопроизношение совсем отсутствует.

Актуальность темы обусловлено тем, что:

1) речь является основным способом коммуникации и способом общения между людьми. Речь является одним из основных источников получения новых знаний и умений;

2) наличие отклонений в развитии речи влечет за собой неблагоприятные условия. Наиболее ярким из которых является нервозность и агрессивность детей.

Объект исследования – дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – уровень развития речи детей 3-4 лет.

Работа воспитателя с детьми в условиях детского сада предполагает развивать все виды связной речи. Дети младшего дошкольного возраста должны легко и непринужденно вступать в разговор со взрослыми и своими сверстниками, стремиться ясно и четко объяснять свои желания и чувства словами, отвечать на вопросы старших. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, возникает желание делиться своими эмоциями и впечатлениями от увиденного или услышанного. Дети 3-4 лет, как правило, используют в общении элементарными формами этикета- здороваются при встречи и прощаются при расставании.

Активное развитие речи у детей этого возраста происходит в общении дома и в детском садике. Важнейшим условием для эффективного развития связной речи у детей является наличие и организация речевой среды, а также тесное взаимодействие педагога с воспитанниками, родителей с воспитателем, родителей и детей, детей со своими сверстниками.

Главным способом формирования и развития речи в условиях детского сада выступает общение, разговор педагога со своими детьми.

У детей 3-4 лет приоритетными являются личные беседы. Задача воспитателя найти подход к каждому ребенка и наладить с ним тесный, доверительный контакт. Основными темами разговоров в этом возрасте являются беседы о: каждом ребенке индивидуально и его семье, об изменениях в природе в зависимости от времени года, об основных профессиях, о различных видах животных и их отличительных особенностях и т. д.

Для развития диалогической речи воспитатель прибегает и активно использует в своей работе метод поручений. Большое значение использования этого метода было выявлено в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. К выполнению такого вида поручений сначала привлекались наиболее активные дети, которые стали образцом для подражания у других детей своей группы.

Как показывает практика, для детей важен зрительный и словесный образец просьбы. Со временем надобность в таком образце отпадает и дети сами способны четко выражать свои просьбы.

В процессе развития диалога активно используются разнообразные виды дидактических игр и пособий. При работе с младшими дошкольниками наиболее эффективна работа с образными игрушками. Педагог ставит инсценировки или кукольный театр с известными персонажами из детских сказок, мультфильмов и ведет диалог с детьми от лица своего героя. Как правило, диалоги ведутся на основе русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»). Также в этом возрасте дети хорошо знакомы с произведениями Чуковского К. И., Маршака С. Я., Сутеева В. Г.

Целесообразно применять в своей работе различные подвижные игры, такие как «Ладушки-ладушки», «Петушок золотой гребешок», «Сорока белобока» и другие.

Также в младшем дошкольном возрасте начинается развитие монологической речи у детей. В этот период дети учатся пересказывать своими словами их любимые и хорошо знакомые стихи, сказки, короткие рассказы. Также они могут составлять рассказ по картинкам, на которых нарисованы игрушки. Постепенно рассказ по наглядному материалу увеличивается до 5 предложений.

Детей 3-4 лет нужно учить не только слушать, но и правильно слышать, воспринимать любое произведение литературы, четко отвечать на поставленные вопросы. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, рассказывают совместно со взрослым, отвечают на его вопросы. Для начала вопрос ставится на конец предложения или высказывания. Например, «Снесла Курочка Ряба. Что?» – «Яичко». Если дети не могут сразу ответить сами, то сначала отвечает воспитатель, а в последующем на такого рода вопросы отвечают дети.

Как уже отмечалось, для развития речи у детей 3-4 лет эффективно использовать кукольный театр. Возьмем всем известную русскую народную сказку «Курочка Ряба». Воспитатель говорит: «Жили- были не тужили.», ребята договаривают: «Дед и Баба». Как правило, дети отвечают хором. По мере прочтения сказки на ширму выставляются фигурки персонажей.

Затем воспитатель читает потешку, рассказывающую про курочку:

– Курочка, курочка, ты куда идешь?

– Я иду на речку.

– Курочка, курочка, а куда ты идешь?

– Я иду на речку.

– Курочка-курочка, а зачем ты идешь?

– Я иду за водичкой.

– Курочка- курочка, а зачем тебе водичка?

– Цыпляток- деток поить.

– А как цыплятки пищат?

– Пи-пи-пи.

Для закрепления результата и представлений о курочке детям предлагается сыграть в подвижную игру “Бабушкин петушок”. Детям предлагается встать вкруг на ковре и повторять за педагогом действия, имитирующие повадки петушков и курочек (поставить руки на пояс и высоко поднимать ноги; затем расставить руки в стороны и поднимать, опускать их, как будто петушок машет крыльями; присесть и пальчики рук соединить в виде клюва, постучать ими по полу, как будто клюем зернышки на земле; затем залезть на лавочки, сесть на корточки, положить ладошки под щечку и закрыть глазки, сделать вид, что спим).

Читайте также:  Центр развития ребенка орел раздольная

В процессе развития речи у детей этого возраста эффективно применяется совместный пересказ- пересказ ребенка и взрослого. Лучше всего начинать обучать ребенка пересказу с пересказа об игрушке. Любые высказывания ребенка о хорошо известной ему игрушке основываются на зрительном восприятии этой самой игрушки. Младший дошкольник учится концентрировать свое внимание на рассматривание игрушки или любого другого предмета, затем он учится отвечать на вопросы по описанию. Как правило, рассказ об игрушке состоит из 3 простых предложений. Задача педагога организовать беседу персонально и по подгруппах их 4-5 человек не более: есть ли у тебя дома игрушки, какие, какая игрушка у тебя самая любимая? Кто купил тебе ее?

Для дальнейшего развития реи детям предлагается принести в детский сад свою любимую игрушку. При рассматривании принесенной игрушки педагог отмечает характерные особенности и отличительные признаки игрушки. После совместного рассматривания проводится игра «Кого я загадала».

Для проведения игры нам понадобится следующие игрушки: собака и щенок, заяц и зайчонок, белка и бельчонок. Педагог обращается к детям: «Кто это к нам прибежал и лает: гав-гав? Это. (щенок). Кто его мама? (Собачка). Как мама лает? Собачка большая, а щенок. (маленький). Собака лает громко, а щенок. (тихо). У мамы собаки хвост длинный, а у малыша щенка. (короткий)».

При работе с игрушкой (щенком) важно учить детей правильно отвечать на поставленный вопросы «Кто это?», мы должны получить ответ: «Это щенок». Далее следуют вопросы: «Какой щенок?» (Черный, с белым пятнышком, маленький, лохматый, Что умеет делать щенок? (Лаять, лакать воду, грызть косточку и т. д.) Как щенок будет звать свою мама? (Га-гав). Как мама собачка ласково называет своего малыша? (Щеночек)».

Для закрепления результатов можно составить совместный рассказ. Воспитатель говорит детям: «Ребята, а давайте мы вместе с вами расскажем про щенка. Я начну рассказ, а вы мне будете помогать. Его зовут Барбос. Он.». В этом месте воспитатель останавливается и детям предоставляется инициатива продолжить рассказ самим.

Суть совместного пересказа заключается в том, педагог задает детям логическую связь «щенок – он», и они начинают практически самостоятельно без помощи взрослого сочинять свой рассказ. Здесь мы видим развитие связной речи.

По этому же принципу дети разглядывают остальных животных. После этого взрослый загадывает загадки детям по пройденных животных.

-Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой – зимой,

А в серой – летом. (Зайчик)

Затем детям предлагается по прыгать как зайчики, показать как зайчик прячется от лисы и как вострит ушки, когда прислушивается не ежит ли кто за ним. Такие упражнения развивают представления детей об образе дикого животного. В последующем это послужит дополнением к рассказу ребенка о животном, свой рассказ он сможет подтвердить не только словесно, но и с помощью движений.

Дети узнают и находят загаданный объект по 2-3 явным признакам, а затем и по признакам, которые нельзя увидеть, но принадлежать ему (лиса хитрая, мишка косолапый, белочка запасливая, зайка быстрый).

Для дальнейшего развития реи у детей дошкольного возраста необходимо усложнять задания, обогащать их словарный запас.

На следующих занятиях воспитанники разглядывают различные предметы, называют, что лежит перед ними, выделяют характерные признаки и особенности, сравнивают предметы между собой, употребляя основные сравнительные признаки (большой или маленький, широкий или узкий, длинный или короткий, низкий или высокий и т. д., вспоминают какие действия можно делать с этим предметом, какие действия может выполнять предмет.

На начальном этапе по развитию связной реи у детей младшего дошкольного возраста рассказывание идет при поддержке воспитателя, благодаря его наводящим вопросам. Дети, давая ответ на эти вопросы, подходят к рассказу об игрушке, а это также является необходимой предпосылкой для развития более сложного рассказа и способствует самостоятельному пересказу ребенка, уже без какой либо помощи взрослого.

Таким образом, ребенок от отдельных слов и обрывистых фраз переходит к развернутому самостоятельному рассказу.

Не менее важным методом развития речи детей является рассматривание и дальнейшее составление рассказа по картинкам, беседа. Данный метод работы с детьми был опубликован в работах В. Езикеевой и Е. Радиной. Цель данного метода заключается в следующем: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображено действие. Воспитатель акцентирует внимании ребят на центральном объекте- предмете (Кто нарисован на данной картинке). Затем внимание переключается на другие объекты, выделяются детали. С помощью наводящих вопросов дети составляю рассказ на основе ответов на заданные воспитателем вопросы.

Для примера, рассмотрим картинку «Мы кормим рыбок». Воспитатель рассаживает детей полукругом, так чтобы всем было видно, демонстрирует им картинку «Дети кормят рыбок» и предлагает им рассказать об увиденном. Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки.

– Что дети делают? (Рыбок кормят)

– Что мальчик держит в ручках? Как вы думаете, что лежит в этой баночке? (У мальчика в руках банка с кормом)

– Что мальчик делает с кормом? (Мальчик сыплет корм рыбкам)

– А где живут рыбки? (Рыбки живут в аквариуме, в воде)

– Сколько рыбок плавает в воде? (Много)

Дети рассказывают, что рыбки глотают корм; девочка заглядывает в аквариум и т. д.

Таким образом, одной из основных задач воспитателя в рамках детского дошкольного учреждения является всесторонне развитие речи детей. В этом педагогу помогают различные дидактические и подвижные игры, чтение сказок, постановка инсценировок по прочитанным произведениям и т. п.

Источник