Развитие речи ребенка лурия

Развитие речи ребенка лурия thumbnail

А.Н. Леонтьев
отмечает, что актуально осознается
только то, что входит в деятельность
как предмет того или иного осуществления
действия, как его непосредственная
цель. Ребенок овладевает речевыми
операциями в процессе приспособления
своей речевой деятельности к тем языковым
условиям, в которых она протекает. В
результате развития подражания происходит
процесс «прилаживания» употребляемых
речевых форм к тем нормативным языковым
моделям, которые предлагаются ребенком
в качестве норматива. По мнению Леонтьева,
грамматические формы, которыми ребенок
столь совершенно пользуется в качестве
способов общения, не способны
контролироваться сознанием, для этого
они прежде должны стать специальным
предметом его целенаправленного
действия; в противном случае они могут
продолжать существовать у него в форме
так называемого «чувства языка».
Возможности произвольного и осознанного
оперирования речевой действительностью
возникают в том случае, если позиция
ребенка по отношению к речи носит
теоретический характер, и он способен
отнестись к действительности родного
языка как к особой, отражающей предметную
действительность. В результате этого
аналитического процесса появляется
умение видеть ее элементы, особенность
структуры этих элементов, познать
закономерности, свойственные этой
действительности.

Наиболее подробному
изучению в трудах А.Р. Лурия была
подвергнута системная организация
речевых процессов. На детях и на больных
с локальными поражениями мозга А.Р.
Лурия со своими сотрудниками изучал
речь как единую сложную систему,
включающую множество звеньев, объединенных
в определенные подсистемы анализа
слуховых, зрительных и тактильных (в
особых случаях) речевых сигналов, я
актуализацию речевых следов в виде
устной или письменной речи. Все звенья
этой сложной речевой системы составляют
единое целое, вследствие чего выпадение
(или нарушение) одного звена ведет к
нарушению всей речевой системы (как
системному эффекту). При этом локальные
поражения мозга никогда не вызывают
общего диффузного нарушения речевой
деятельности, а приводят к дифференцированным
формам речевых нарушений (различным
формам афазии), что свидетельствует о
системной природе речевых функций.
Системные представления об организации
речевых процессов легли в основу
классификации афазий, разработанной
А.Р. Лурия и получившей широкое признание
как в нашей стране, так и за рубежом. На
представлениях о системной организации
речевых функций базируется также и
теория восстановления речевых процессов
(как часть общей теории восстановления
высших психических функций). Именно
системная организация речи и позволяет
осуществлять внутрисистемную и
межсистемную перестройку речевых
процессов, благодаря чему и происходит
их восстановление.

А.Р. Лурия объединял
проблему сознания (и отвлеченного
мышления) с проблемой языка, развивая
положение Л.С. Выготского о том, что речь
(т. е. использование языка в процессе
общения) — «коррелят сознания, а не
мышления». В своей монографии «Язык и
сознание» А.Р. Лурия пишет, что проблему
сознания (и отвлеченного мышления)
следует рассматривать в тесной связи
с проблемой языка, так как именно
применение языка приводит к формированию
таких сложнейших процессов, характерных
для человеческой психики, как процессы
сознательной и произвольной психической
деятельности. Строение сознания связано
со словом как единицей языка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия

В наше время очень часто используют термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:

– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

– дети с нарушением речи (логопаты);

– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

– дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);

– дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);

– дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);

– дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.

Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.

Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Читайте также:  Задания для логического развития ребенка

Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.

А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Три основных функциональных блока мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).

Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.

1-й блок – обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

– истощаемость, утомляемость, вялость;

– эмоциональная неуравновешенность;

– аллергии у ребенка;

– часто болеющие дети;

– гипо/гипертонус;

– дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

– движение языком во время письма (другие синкинезии);

– дизартрии, дисграфии;

– сужение полей зрения и др.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:

– дыхательные упражнения;

– массаж, самомассаж;

– растяжки;

– релаксация;

– блок упражнений «Здоровые глаза»;

– тренировка мышц речевого аппарата;

– упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Второй блок мозгаПриём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).

Его метафорический «девиз»: Я МОГУ!

Рис. №2

2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.

На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.

Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.

Признаки несформированности 2-го блока:

– несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

– несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);

– неловкость, однотипность движений.

Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).

Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

Рис. №3

3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

Читайте также:  Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка

К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.

Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:

– отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

– упрощение любой программы;

– пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

– бедная речь;

– не могут решить смысловую задачу.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.

Источник

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь — вода и т. п.).
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

12345
1числоартистбазарберезаболь
2хорвосквостокгаражгород
3каменьзаборзаяцзвездазвук
4грибклинкнигакротконь
5киноленлипаложкалопата
6зонтмышьнебоовцаокно
7мореполепомидоррамарека
8шмельстулсольтелефонтокарь
9лампахлевцветчасычашка
10рысьволкжизнькедрлес

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». 

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Читайте также:  Обследования умственного развития ребенка

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________  Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

           

2

           

<..>

           

10

           

«Лишние» слова

           
           
           

V

         

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

— Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
—·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

где

Кi —коэффициент запоминания i-го слова,
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

где 

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Источник