Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки

Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки thumbnail

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
«да-да-да — в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша — принесли домой ерша»
«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу — я на солнышке лежу»… и так далее.

Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку — цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Источник

Татьяна Бакина
Картотека чистоговорок и скороговорок

Картотека чистоговорок.

Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.

Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

1. Су-су-су, су-су-су

белку видели в лесу.

2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу

сидит ворон на дубу.

3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Зайке холодно зимой!

4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

есть иголки у ежа.

5. Са-са-са, вот летит оса.

6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

наша каша хороша!

7. Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Ищут, ищут мячик

девочка и мальчик.

8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Читайте также:  Развитие ребенка в нод

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

9. Мышки, не мешайте кошке,

ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

10. До города дорога в гору,

от города – с горы.

11. Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-

просит заинька косой.

– Спой мне песню, сойка, спой!

12. Ед – ед – ед- где же мой велосипед?

Да-да-да- быстрая езда.

Али-али-али- нажимаю на педали.

Аль-аль-аль- быстро мчусь я вдаль.

13. Жа – жа -жа

мы нашли в лесу ежа.

Жу – жу – жу,

Подошли мы к ежу.

Ужа – ужа – ужа,

Впереди большая лужа.

Жок – жок – жок,

Надень, ёжик, сапожок.

14. Са-са-са – вот идет Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька – краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

15. Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул – ветерок подул.

Ала-ала-ала – пчёлка крыльями махала.

Ила-ила-ила – пчёлка мёд носила.

16. Са-са-са – прилетела к нам оса.

Су-су-су – мы увидели осу.

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

Са-са-са – улетай скорей, оса.

Ай- ай-ай – ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой – побежали мы домой.

17. Да-да-да – наступили холода.

Да-да-да – превратилась в лёд вода.

Ду-ду-ду – поскользнусь я на льду.

Ду-ду-ду – я на лыжах иду.

Ды-ды-ды – на снегу есть следы.

Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!

18. Ба-ба-ба – на крыше есть труба.

Бу-бу-бу – надо чистить трубу.

Бы-бы-бы – валит дым из трубы.

19. Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.

Ишки-ишки-ишки – вот золотые шишки.

Ош-ош-ош – шар большой хорош.

Ша-ша-ша – ёлка тоже хороша.

20. Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора.

Ря-ря-ря – взошла красная заря.

Ре-ре-ре – растёт рябина на горе.

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири.

21. Са-са-са- кисонька – краса.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы – молоко у кисы.

Иса-иса-иса – бантиком играет киса.

22. Ома-ома-ома – стоит козлик у дома.

Оме-оме-оме – хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.

23. Од-од-од – мы вскопали огород.

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.

Да-да-да – растениям нужна вода.

Ду-ду-ду – за водой я пойду.

24. Жу-жу-жу – я границу сторожу.

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.

25. Ба-ба-ба – заиграла труба.

Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.

Бе-бе-бе- я играю на трубе.

26. Ока-ока-ока – где живет сорока?

Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки.

Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок!

Ку-ку-ку – попить лети ты на реку.

Ко-ко-ко – а река – то далеко!

Картотека скороговорок.

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

1. Сшила Саша Сашке шапку.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Сыворотка из – под простокваши.

6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

10. Кукушка кукушонку купила капюшон.

11. Слишком много ножек у сороконожек.

12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

16. Наш Полкан попал в капкан.

17. От топота копыт пыль по полю летит.

18. Ткет ткач ткани на платок Тане.

19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

24. На дворе трава, на траве – дрова.

25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

29. Мокрая погода размокропогодилась.

30. Полпогреба репы, полколпока гороха.

31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

32. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

33. У Кондрата куртка коротковата.

34. Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

35. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

36. Король – орел, орел – король.

37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.

38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

39. Бобр добр для бобрят.

40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

41. Орел на горе, перо на орле.

42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

45. Милая Мила мылась мылом.

46. Мы ели-ели линьков у ели.

47. У четырех черепашек по четыре черепашонка.

48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

50. В перелеске перепел, перепёлку перепел.

51. Утром присев на зеленом пригорке,

учат сороки скороговорки:

картошка, картонка, карета, картуз,

карниз, карандаш, карамель, карапуз.

52. Сова советует сове, спи соседка на софе,

на софе так сладко спится, о совятах сон присниться.

53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,

соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.

54. Хорош пирожок, внутри творожок.

55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.

56. Вырастил Толя тополь за полем,

по полю, по полю шел к тополю Толя.

57. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу, кричать до хрипу.

58. Разорались петухи, закачались лопухи,

громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор.

59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы,

все озёра – зеркала, из зеленого стекла.

Читайте также:  Бдоу центр развития ребенка 235 омск

60. Дед Данил делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

61. Все за столом сели, со стола всёсъели:

сметану с простоквашей, с овсяной кашей.

62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза.

Известно, звезды не достать, зачем козе о них мечтать.

63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит,

Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.

Источник

Чистоговорки для развития дикции детей, которые можно использовать на логопедических занятиях, а также для занятий в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Звук Б

Ба-ба-ба – во дворе изба.

Ба-ба-ба – на крыше труба.

Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.

Би-би-би – сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы – на пеньке грибы.

Бы-бы-бы – за двором дубы.

Аба-аба- аба – ускакала жаба.

Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.

Об-об-об – в огороде растет боб.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу – бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги – печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди – тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Звук З

За-за-за  – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла  – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож  мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу – я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под  дождем в плаще.

Читайте также:  Методика социального развития ребенка

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».

Чистоговорки и скороговорки – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Коротенькие рифмованные фразы помогают выработать навыки произношения. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Чистоговорки и скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Каждая чистоговорка состоит из двух частей. В первой части определенный слог повторяется трижды, для этого ребенку приходится согласовывать движения языка и губ – вырабатывать нужный артикуляционный навык. Вторая часть – короткая фраза, которая рифмуется с первой частью. Так ребенок отрабатывает произнесении слога не только в слове, но и в предложении. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.

Однообразные занятия могут быстро наскучить ребенку. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Например, можно предложить ребенку представить себя собачкой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Можно еще использовать картинки. Министишок с веселой картинкой способны сотворить чудо. Большинству детей очень нравятся эти карточки.

Приведу несколько примеров чистоговорок.

Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки

Мы – мы – мы – дождались зимы.

Ра – ра – ра – во дворе гора.

Ры – ры – ры – прокачусь с горы.

Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки

Ма – ма –ма – вот пришла зима.

Ок – ок – ок – на дворе снежок.

Ом – ом – ом – слепим снежный дом.

Скороговорки намного сложнее чем чистоговорки. В них используются слова с очень сложными сочетаниями звуков.

Скороговорки – своеобразный тренажёр. Они поднимают настроение, помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.

Разучивать каждую новую скороговорку надо медленно, тщательно проговаривая звуки. Только научившись произносить правильно все звуки, можно попытаться предложения в быстром темпе.

Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, можно превратить это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять.

Как работать со скороговорками?

• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее.

• В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

• Устройте соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку.

• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые, на мой взгляд, скороговорки.

*Бегают две курицы

Прямо по улице.

*Мы читали, мы не спали

И нисколько не устали.

*Тот ли это кот?

Это кот – не тот!

*Тащи леща, неси карася.

*В цветнике цветут цветы.

*Василек – мой любимый цветок.

Мой любимый цветок – василек.

*Бобры добры,

Добры бобры.

*Жираф в Африке граф.

*У Сани сом с усами.

*У ежа и елки

Иголки колки.

*Скачет косой в кустарник густой.

*Вышел кот из ворот-

Кот рябой, хвост трубой.

*Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке.

Скороговорки можно использовать в играх. Например, игра «Эхо». Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму. Например, игра «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

Многолетний опыт показывает: игровая форма помогает не только полюбить такие замечательные речевые упражнения, как чистоговорка и скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Чем раньше начать учить с ребенком чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он может слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно.

Источник