Развитие речи ребенка через общение

   Развитие речи детей через общение, игру.

   Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

   Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. . а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку,  когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвет листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки).

Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож  пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

– Ткет ткач ткани на платье Тане.

– Три сороки-тараторки тараторили на горке.

– Орел на горе, перо на орле.

– Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  1. «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  2. «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  3. «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  4. «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо показать четыре картинки. Три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  5. «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  6. «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  7. «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];
  8. «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Источник

Развитие речи детей через общение и игру

  О.А.Кузнецова, Л.И.Фролова, А.К.Крылова

МБДОУ «Детский сад №166» г.Чебоксары, kuzne1982@bk.ru

Анотация: Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что видели, обращаться к близким взрослым с вопросами “Что это?”; “Как?”; “Зачем?”; “Где?”. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Ключевые слова: речь, игра, общение, словарный запас, звуки, слова.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
         В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом». 
        В дошкольном возрасте – игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
        Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
         Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей: они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире можно, только разложив их по полочкам. Приучать ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, родителям нужно заняться изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, нужно объяснить ребёнку, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забыть и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвет листьев, пней, веток. Можно найти на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробовать описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяться ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

«Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки):

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);

«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]): «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно Больше слов на заданный звук;

«Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];

«Я к вам пишу,,»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может выть любым.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Литература:

1.Аммосова В.В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей. – Якутск: Бичик, 1995.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. – М.: «Мозайка-Синтез», 2004.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. – М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001.

4. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. – №12.

5. Ладыженская Т.А. Устная речь как предмет и средство обучения. – М.: Флинта, 1998.

6.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Источник

Ольга Кустова
Развитие речи детей через ситуации общения

Развитие речи дошкольников через ситуации общения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологи-ческой речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слу-ха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпо-сылки обучения грамоте.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в качестве первого компонента речевого развития указано «владение речью как средством общения» Поче-му это так? Если мы посмотрим на само определение речи, то всё встанет на свои места. Согласно словарю, речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосре-дованная языком. Из этого определения следует то, что речь и общение тес-но связаны между собой, речь человека формируется и развивается в обще-нии с другими людьми.

Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с тем как, развивать речь дошко-льников через ситуации общения. Ситуация общения – это специально про-ектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направ-ленная на упражнение детей в использование освоенных детьми речевых ка-тегорий. Мы поговорим о специально планируемых ситуациях общения ко-торыми в отношении к дошкольникам являются …. различные игры. По-этому сегодня я познакомлю вас с некоторыми речевыми играми, которые можно использовать как на занятиях так и вне их.

Начнём мы с игры «Доскажи словечко» . Вариантов этой игры много. Взрослый называет ребенку словосочетания, предложения или загадки делая паузы в тех местах где нужно добавить слово. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Предлагаю вашему вниманию такую игру на тему «Домашние животные»

«Жили у бабуси» (автор стихотворных строк неизвестен)

В деревушке у опушки

Бабушка живет в избушке.

Вместе с нею там живет

Полосатый Васька-…

Кот мяукает, мурлычет,

Всем он очень симпатичен,

Но поймать его за хвост

Очень хочет старый …

Службу пес несет исправно,

Во дворе он самый главный.

Пес следит из новой будки,

Как в пруду ныряют …

Утки маленьких утят,

Научить всему хотят.

К кряканью давно привык

Толстый и сердитый …

Рогом бык плетень бодает,

Тот от этого страдает.

Возмущаться начал вслух,

Вниз слетев с плетня, …

К петуху бегут гурьбою

И кудахчут меж собою

Неразлучные подружки

Наши курочки-…

У несушек круглый год

Много во дворе хлопот,

Но милей всего бабусе

Два ее веселых …

Гуси ходят по дорожке,

Чтоб помыть в канаве ножки

И на мостике у речки

Встретить белую …

У овечки есть соседка,

Лежебока-домоседка.

Лежа в луже у ручья,

Громко хрюкает …

А над свинкою летает

Вороватых птичек стая,

“Эй, ребята, не робей!” –

Прочирикал …

Воробей зерно клюет,

Только песен не поет.

В доме пусто, в доме тишь,

И из норки вышла …

Мышь опять в углу скребется,

Кот не хочет с ней бороться –

Просит молока парного.

Ну, когда ж придет …

За коровой по пятам

Есть резон ходить котам.

Ну, а вкусной шоколадкой

Лучше угостить …

Лошадь очень любит, чтобы

Был за ней уход особый,

Ведь лошадка та родня

Богатырского …

Конь зовет богатырей:

“Приходите поскорей!

И тогда, я не шучу,

На себе вас прокачу!”

«Назови слово похожее по звучанию» Педагог называет слово детям нуж-но назвать слово похожее по звучанию. В эту игру можно играть на слух, а можно раздать детям картинки, на которых изображены предметы, названия которых похожи по звучанию

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

Игра «Подходящие слова». Задание: подобрать существительные к

прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть кислое слово – лимон! (М. Пляцковский).

А теперь не зевайте, слова к слову подбирайте!

Быстрый (быстрая, быстрое, быстрые) – ракета, самолет, тигр, орел, конь, машина.

Сладкие слова – конфеты, торт, пирожное, сахар. Кислые слова – лимон, сок, конфета, ягода. Большой – дом, пакет, грузовик…

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Медленный – человек, черепаха и тд. Мягкие слова – подушка, хлеб, печенье… Задание можно усложнить. Назвать слова подходящие к двум другим (предмет обладает сразу двумя признаками)

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Круглый и красный – (арбуз, мяч, яблоко, помидор). Игра «Что внутри». Педагог называет предмет или место, а дети в ответ на-зывают что – то или кого – то, что может быть внутри названного предмета: дом – стол, мама, игрушки… шкаф – платье, свитер, книги… детский сад – игрушки, дети, воспитатели… холодильник – йогурт, молоко, колбаса… нора – лиса, мышка, крот… магазин – продукты, конфеты, сок, игрушки… Игра «Скажи наоборот» Педагог называет слово, дети слово противоположное по значению. Нам с вами пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а вы ответите. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а вы. («близко»).

Скажу поднял – вы… опустил, взял – … положил Скажу я слово «потолок», в ответ услышу… («пол»). Скажу я слово «потерял», а вы. («нашел»!

Скажу вам слово «трус», а вы в ответ. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечайте же. («конец»). (автор стихотворных строк неизвестен) Сахар сладкий, а лимон. Луна видна ночью, а солнце. Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

«Что больше? Что меньше?» Педагог ставит перед детьми задачу: «я буду называть кого- нибудь или что – нибудь, а вы назовёте предмет или живое существо, которое больше по размеру (или меньше).

Муравей -, кошка- …, карандаш -, книга -, стол – … Игра «Волшебная палочка». Для игры необходимы предметные картинки или игрушки и «волшебная палочка» Предложите детям по очереди взмах-нуть палочкой и «уменьшить» какой – то предмет, назвав его ласково (обра-зование уменьшительно – ласкательной формы, или увеличить предмет до огромных размеров (домище, конфетища).

Источник