Развитие речи ребенка через мелкую моторику
Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.
Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи
Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.
Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.
Появились игровые программы на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.
Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».
Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте
По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.
Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.
Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.
По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.
Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:
- в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
- действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.
Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.
Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:
- «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
- «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием – Action rhyme.
Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.
Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.
Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:
- Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
- Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
- Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
- Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.
Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:
- Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
- Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
- Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
- Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
- Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
- Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
- Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
- Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
- Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.
Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
- Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
- Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
- Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
- Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.
Источник
Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.
Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.
Где ладошка?
Где ладошка? (показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой – это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)
Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.
Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)
«Перчатка»
Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх)
Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо)
Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца)
Отшлепала всех – непослушных мышат
Погладила всех
Уложила их спать (ручки под щечку). И т.д.
применение массажного шарика су-джок
Применяются Су – Джок – массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)
На клубочек ты похож
На спине иголки – очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)
Хоть и ростом ежик мал
Нам колючки показал
А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
- Мальчик-пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел
С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой).
Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков
Упражнение 1. “Заплети косичку” – три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. “Бумага” – смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. “Спецрисование” – по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Упражнение 4. “Раскрась” – книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.
Упражнение 5. “Штриховка” – линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.
Упражнение 6. “Выщипывание” – нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.
Упражнение 7. “Аппликация выщипыванием” – нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких – получится неваляшка).
Упражнение 8. “Резиновая игрушка” – сжимать, разжимать резиновую игрушку.
Упражнение 9. “Бусы” – нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. “Мотылек” – грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.
Упражнение 11. “Чудесный мешочек” – мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 12. “Мозаика” – (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.
Упражнение 13. “Завяжи-развяжи” – полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 14.”Застегни-растегни” – застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).
Упражнение 15. “Нитки” – смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр – это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Источник
1 слайд
Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук.
Подготовила:
воспитатель УК№567
Топоркова Ю.А.
2 слайд
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С этим трудно не согласиться – двигательные и речевые центры находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.
3 слайд
Существует много способов развития мелкой моторики:
пальчиковые игры
пальчиковый театр, Би-ба-бо
лепка из пластилина или теста
рисование карандашами или красками
собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок
выкладывание рисунков из фасоли или гороха
застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек.
4 слайд
Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Поэтому в своей работе мы используем игры-манипуляции, в основе которых народное творчество – прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют нам многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать.
Где ладошка?
Где ладошка?(показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой – это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)
Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.
Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)
5 слайд
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы, в которых есть рифмованные стихотворения. Проговаривание стихов мы проводим одновременно с движениями пальцев рук, при этом речь становится ритмичной, более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.Пальчиковые игры для нас универсальный дидактический развивающий материал.
6 слайд
Массажными шариком мы стимулируем зоны на ладонях. С помощью шаров – «ежиков» нашим детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)
На клубочек ты похож
На спине иголки – очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)
Хоть и ростом ежик мал
Нам колючки показал
А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).
7 слайд
Часто мы используем в своей работе с дошкольниками упражнения, которые развивают у ребенка мелкую моторику, и способствуют активизации речевых навыков
Упражнение 1. “Заплети косичку” – три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. “Бумага” – смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 5. “Штриховка” – линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.
Упражнение 7. “Аппликация выщипыванием” – нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких – получится неваляшка).
Упражнение 9. “Бусы” – нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. “Мотылек” – грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.
Упражнение 11. “Чудесный мешочек” – мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 12. “Мозаика” – (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.
Упражнение 13. “Завяжи-развяжи” – полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 15. “Нитки” – смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
8 слайд
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, мы успешно используем различные виды инсценирования. Любимыми в нашей группе являются игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.
9 слайд
На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности мы используем физкультминутки, которые проводим в сочетании движений с речью детей, что позволило нам достичь наибольшего обучающего эффекта.
10 слайд
Наших детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые мы используем в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
11 слайд
Кроме игр и массажа пальчиков, мы часто используем различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого мыиспользуем подручные материалы, от пуговиц до круп, любые предметы:
Одеваем кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
Зажимаем между ладонями простой карандаш и перекатываем его;
Завязываем банты из лент или наматываем нитки на катушку;
Занимаемся выкладыванием фигур из камушков, ракушек;
Играем со шнуровкой, создавая разные плетения;
Используем прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
Рисование на манке. Высыпаем на поднос манную крупу и играем в художника. Начинаем с простых линий, а потом переходим к рисованию образов, букв, цифр.
Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: мы перебираем гречку, горох, создаем из крупинок аппликации, ищем спрятанные игрушки в емкости с зерном.
12 слайд
В своей работе мы часто используем творческие задания. Для этого создано множество различных наборов мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
Мы вырезаемфигурки из бумаги.
Соревнуемся на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Дети как можно точнее повторяют оригинал.
Лепим из пластилина и глины.
Собираем пазлы, бусы по схеме
13 слайд
Ещё одним способом развития мелкой моторики является лепка и занятия пластилинографией. Этот нетрадиционный способ художественного творчества мы применяем в своей практике.Большинство наших детей очень любят рисовать пластилином. Для декорирования работ используем различные виды круп: фасоль, горох, рис, гречка. Ссыпав их в одну емкость, дети перебирают крупу, зачитывая стихотворения:
«Горох»
Сюда насыпали горох и
Пальцы запустили,
Устроим там переполох,
чтоб пальцы не грустили!
«Фасоль»
Катись, фасолинка, за окошко,
Катись, фасолинка, к нам в лукошко.
Ты катись, фасолинка, по столу,
Развлекай, фасолинка, детвору.
В процессе работы, дети с удовольствием обсуждают, что они делают, оценивают результат готовых работ, тем самым развивают связную речь.
На занятиях мы читаемнебольшие стихи:
Мы рисуем пластилином
Разноцветные картины.
И фантазий самолёт
Отправляется в полёт!
14 слайд
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что является главной целью нашей работы. Желаем Вам творческих успехов!!!!
Источник