Развитие речи ребенка 3 года рекомендации для родителей

Развитие речи ребенка 3 года рекомендации для родителей thumbnail

артикуляционной моторики (для языка)

Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики (для языка)

· Упражнение «Язык-силач

(ротик открыт, язычок горкой упирается в нижн зубы)

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

· Упражнение «Качели»

(ротик открыт, язычок то верх за зубки, то вниз)

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

· Произнесение по картинкам

гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит   поезд (УУУ),   летит самолет  (ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.

· «Обезьянка кривляется» – показать смешные рожицы.

· «Щенок лакает молоко» – лакательные движения языком

· «Кошка рассердилась и шипит» – надуть щеки и с силой выдохнуть воздух

                (тоже самое можно проделать со свечкой).

· «Месим тесто» – язычок между губами шлепаем пя-пя-пя.

· «Часики» – язычок изо рта вытащить и из стороны в сторону – тик-так-тик-так.

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

 Особенности речевого развития детей 2-3 лет

   Период от 2-3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (в 3-4 раза).

   Возрастает понимание ребенком речи. В речи детей преобладают слова-названия, глаголы, но он уже употребляет прилагательные, наречия, местоимения, предлоги.

   Ребенок начинает высказывать элементарные суждения  о  предметах,   простых   явлениях. Однако

речь детей еще несовершенна. О звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. В этом возрасте важно научить детей четко, громко(тихо), быстро(медленно) произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э,м, п, н, т, к, в, ф и д.р. Звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет(с-ф, ш-с, р-л), что связано еще не с достаточно подвижными органами артикуляции, которые и необходимо развивать.

   К 3 годам связная речь сформирована, но она еще недостаточно развернутая и грамматически правильно оформленная.

            Игры и упражнения для развития  

         артикуляционной моторики (для губ)

          · Упражнение «Лягушки улыбаются»

(губы сомкнуты, улыбаются)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей , очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

 · Упражнение «Заборчик»

              (губы улыбаются, зубки видны)

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

· Упражнение «Хобот слоненка»

(губы вытягиваем трубочкой, как-будто говор О)

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

· Упражнение «Трубочка»

               (губы вытягиваем трубочкой)

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду.

· Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

(чередуем все упражнения)

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка – погудочки.

Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.

Поиграйте с детьми дома:

Развитие слухового внимания.

Игра «Хлоп-топ». Мама тихо хлопает в ладоши – ребенок прыгает, мама затопала- ребенок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит».Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама. Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит(машина); Кто кричит? и т.д.

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов». Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

Игра «Поздоровайся» – как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

Развитие силы голоса.

Игра «Позови.  Попросите ребенка позвать,

куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «Взрослые и детки». Мама – мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

Игра «Дует ветер». Сильный ветер, ребенок (гудит) – у – у -у (громко), слабый ветерок у – у – у (тихо) и т.д.

Читайте также:  Вопросы для развития ребенка 9 лет

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у

Рекомендации родителям для развития речи детей 2-3 лет

Учитель-логопед                          ГБОУ СОШ 949

Королева Елена Валерьевна

    Это важно!

  • Разговаривать с ребѐнком только на правильном  языке,

     четко, внятно  ни в коем случае не использовать

     «детский язык».

  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки, после обсуждать их, чаще +

     разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы.

  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Еѐ цель –

     заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Также Эффективно пережѐвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щѐк, перекатывание воздуха из одной щеки в др и т.д.

  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики, т.к. развивая пальчики, мы стимулируем речевое развитие выкладывание узоров из круп, спичек, пуговиц; нанизывание бусин, шнуровки, мозаики, лепка, пальчиковые краски, застегивание и расстегивание пуговиц, раскраски, пальчиковая гимнастика и др.).
  • Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса.
  • Чаще хвалите малыша!!!

Источник

Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет

Воспитание звуковой культуры речи

       Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т.д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка  громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки ).

Развитие словарного запаса

       Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека

 («Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

      Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).

     При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та – маленькая и т.д.

      У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий :платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда, развивается умение сравнивать предметы , соотносить целое и его части (поезд – окна, вагоны, колёса).

     В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба  плывёт; дом строят, суп варят; мяч сделан из резины, карандаш из дерева.

     При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки и т.д.

      В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Формирование грамматического строя речи.

       В развитии грамматического строя речи  занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.  Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).

     Использование пространственных предлогов в, на, за, под, около подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы : игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок, находя эти места правильно называет слова с предлогами.

     Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?» (воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает,лягушка ква-ква-квакает), знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе  трубят, а на гитаре и гармошке играют). 

      Различные способы образования глаголов можно  закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»,  «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?».

     В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть)». Также можно предложить  малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка стишки

     Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. 

     Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений – воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним и, наконец, самостоятельно, рассказыванию по картине, игрушке – сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

   Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т.д.

Источник

Елена Сутырина
Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей

Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его в студии раннего развития. На самом деле речь ребенка прекрасно развивается в интересном общении с малышом, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат сил, времени и денег.

Предлагаю

несколько простых советов по развитию речи детей 3-4 лет:

В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.). Например: «Давай расставим посуду на столе. Какой транспорт ты видел на прогулке с папой? Из каких овощей я приготовила салат? Помоги бабушке перебрать ягоды».

Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли.

Распространённая ошибказаучивание этих понятий по картинкам в книгах. Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя понял, чем отличаются овощи и фрукты, стул от табуретки и т. п. Алгоритм действий примерно такой: внимательно рассмотреть, сравнить, обсудить, и помочь ребёнку самому сделать вывод.

Позднее, нам надо лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», «Какие цветы растут у нас на даче? Можно поиграть с ребёнком в магазин, где ему надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (одежда, мебель, посуда и т. д.) и уточнить их.

Чаще сравнивайте предметы друг с другом. Например, по дороге в детский сад предложите ребёнку сравнить его куртку и куртку мамы – чем они похожи и чем отличаются (цвет, форму, детали, материал). Сравнивать можно всё, что угодно, – дома, транспорт, игрушки, деревья и др. Такие задания развивают не только речь, но его внимание, восприятие, мышление ребенка.

Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Чем всё закончилось). Можно предложить ребёнку игру «Закончи предложение (мою фразу). Например, «Мне очень понравилось, как… Я расстроился, когда… Сначала малыш будет рассказывать с помощью Вашей помощью, а позднее Вы заметите, что он сам научился строить высказывание.

Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи. Вместо того, чтобы сказать «надевай штаны», назовите предмет точно, «надень колготки (или – брюки, джинсы, шорты). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и джинсы? Чем похожи и чем отличаются панамка и кепка? Чем похожи и чем отличаются стул, табуретка и кресло? Чашка, стакан и бокал? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать, объяснять свои действия. Когда Вы кормите ребёнка или собираетесь на прогулку, проговаривайте, что Вы делаете, называя все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Машеньку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Маши ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т. д.

Примерно с 4 лет предлагаю попробовать использовать ситуацию «письменной речи». Конечно, пишет не малыш, а вы под диктовку ребенка придуманный им рассказ (для друга или письмо бабушке). Это очень действенный, работающий способ развития речи, т. к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Предложите ребёнку начало фраз: «Сегодня мы были…где? Там мы видели? Мы стали…. И котята.». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

Важно знать и то, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо. По дороге в детский сад спросите, в какую игру он хочет поиграть, какие игрушки ему больше нравятся и почему. А вечером, после садика, поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Обсудите, как он хочет провести выходные дни. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, понятно и связно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

Читайте также:  Развитие успешности ребенка в школе

Помните, что малышу очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре. Опыт работы убедительно доказал, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! Это важно, так как активно формируется грамматический строй речи ребенка.

Важно знать и то, что если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит её в его памяти. Вместо этого просто скажите правильный вариант. Например, сын говорит: «Я разложил на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Молодец! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положил. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, ты мне очень помог». Интонацией старайтесь выделить правильное окончание в слове.

Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д. Через несколько месяцев такого сочинения, Вы заметите, что малыш стал самостоятельно употреблять слова – связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

Обязательно читайте детям книги, рассказывайте сказки. Чтение обогатит их словарь, принесёт много положительных эмоций.

Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителейРазвитие речи ребенка 3 года рекомендации для родителей

Общаясь с ребёнком, не забывайте использовать и народные потешки. Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы, и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

Развитие речи ребенка 3 года рекомендации для родителей

Помните, что с маленькими детьми нужно говорить более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов.

Весело поиграть с ребенком в рифмы. Например: «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала, «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал, и т. д. Это развивает у ребенка чувство ритма и рифмы, языковое чутье.

Если Ваш ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой», «зелёныя платья» вместо «зелёные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», то Вам поможет грамматическая игра «Загадки». Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов: «КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)». «Отгадай!». «КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)». «КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)». В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это рябина или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или дыня?», в транспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?». В такой игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша. Маленькому ребенку важно пощупать, потрогать и увидеть результат его речевого творчества.

Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на необычные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения – «туча занавесила небо», «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась». «Собирайте» их в волшебный мешочек – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки).

Играйте с малышом в загадки. Заниматься этим можно когда угодно и где угодно: можно «по пути», можно во время приготовления завтрака, на прогулке. Самые простые загадки строятся на сравнении. Например: «Он белый как… (ребенок продолжает – «снег», но не снег. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок, но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка, но не игрушка. Кто это?» (Котёнок). Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку бабушке, старшему брату, папе. Помогайте ребёнку начинать фразы, а ребенок будет заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам.

Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Так как дети перестают вслушиваться в речь.

И последний, но очень важный совет, – речь ребёнка будет активно развиваться только в обстановке любви, добра и уважения между всеми членами семьи! Удачи!

Источник