Развитие речи неслышащего ребенка
Особенности речевого развития неслышащих детей
Несомненно, самым важным фактором для развития ребенка неслышащего играет речь. Но, логично предположить, что развитие речи у глухого затруднено и осложнено по многим причинам. У глухих детей вначале обучения языку формируются оптические образы слов, воспринимаемые ими как незнакомые фигурки. Неслышащие дети воспринимают звучащую речь зрительно – двигательным путем, стоит учитывать, что у них отсутствует самоконтроль произносимых слов, фраз, предложений. Слоговой структурой глухие дети также овладевают позднее, чем буквенным составом слова, это приводит к задержке овладения грамматического строя языка.
Слух и речь, безусловно, сплетены меж собой. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.
По уровню речевого развития группа детей с нарушением слуха очень разнообразна.
Разнообразие различается несколькими факторами:
степенью нарушения слуха;
временем возникновения слухового дефекта;
педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;
индивидуальными особенностями ребенка.
Каждый фактор носит большое значение и может являться решающим в выборе реабилитации или операции по применению кохлеарной имплантации для ребенка.
Благодаря тому что глухие дети находятся среди слышащих, пользуются их руководством, они рано начинают разумно действовать, ориентироваться в обстановке, правильно реагировать на окружающее. Развитие действенного и наглядно-образного мышления у них опережает развитие речи в связи с трудностями овладения ею из-за отсутствия слуха.
По мнению советского сурдопедагога Р.М. Боскис, чем раньше было начато осуществление обучению речи в дошкольном возрасте, тем максимально будут сглажены различия между глухими и слышащими детьми. У ребенка с нарушением слуха рано формируется мимико – жестовая речь. Жесты имеют ряд особенностей. Раньше всего возникает указательный жест, указывающий и обозначающий предметы. Мимикой обозначают качество предмета. Иногда предметы обрисовываются в виде контура. Путем объединения жестов строятся жестовые высказывания. В семьях глухих родителей дети владеют большим числом жестов, при слышащих родителях жестов меньше, так как раньше развивается словесное общение с ребенком.
С началом обучения в школе жестовая речь развивается совместно со словесной. Происходит взаимодействие между собой. Глухие дети имеют проблемы в запоминании предлогов и союзов. Но благодаря воздействию словесной речи в жестовую речь начинают включаться данные части слова. Происходит медленное, постепенное развитие и плавный переход от жестов и мимики к словесной речи. Но словесная речь, в основном, у большинства глухих сопровождается жестами или дактилем. Следует сказать, что в дактильной азбуке русского языка имеется тридцать два знака, соответствующим буквам нашего алфавита. Функционально дактильная речь аналогична устной речи и служит общению глухих между собой. У глухих детей двухлетнего возраста процесс овладения дактильной речью занимает 5-6 мес, у трехлетних – до 2 мес, т. е. происходит гораздо быстрее, чем овладение произношением и письмом.
Одну из ведущих ролей в развитии речи ребенка являются педагогические условия, в которых он находится. Ранняя педагогическая помощь, специальное воздействие учителя позволяют сформировать речь внятнее, словарный запас богаче и насыщенней. Устная речь – наиглавнейшая связь в общении, и именно развитию устной речи должно уделяться большое внимание. Внутренняя речь неразрывно связана с внешней, и без внутренней речи ребенку не овладеть внешней устной речью. При отсутствии слуха одним из способов восприятия речи является чтение с губ. В советской системе образования, был даже отдельный школьный предмет. Механизм произношения при отсутствии слуха связан с функцией кинестетического анализатора, дополняемой вибрационными раздражениями. Таким же образом осуществляется контроль над произношением – путем кинестетической обратной афферентации.
Очень своеобразно у глухих формируется письменная речь. Как правило, глухие дети имеют набор стандартных ошибок. Например, дети, как правило, путают окончания, склонения, род. Понимание текста, сюжетного рассказа также отстает у глухих по сравнению со слышащими детьми. Это можно обуславливать неправильным пониманием значения слова, образного оборота, ведь мышление ребенка с нарушенным слухом очень конкретно.
Я считаю, что наиболее заметным и отягощающим фактором для ребенка с нарушением слуха является ограниченное понимание речи. Для обучения языку и развитию речевой способности детей сейчас актуальна и используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Данная система была разработана С.А. Зыковым в 50 – 60 годах. Л.С. Выготский считал, что слово как единица языка имеет большую роль в развитии мышления, взаимодействии внешних и внутренних планов речи. Эти важные для построения теории речевого развития положения позволяют обосновать и развить важнейшие принципы коммуникативной системы обучения языку: выделение функции общения как важнейшей в процессе обучения языку; организацию практической деятельности как необходимого условия возникновения потребности в речевом общении; создание преднамеренных и использование непреднамеренных ситуаций для систематического обучения применению речевых высказываний; организацию речевой среды, создание которой предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория глухих детей очень специфична, к ним требуется особый подход. Развитие речи и словарного запаса в обучении глухого ребенка играет наиважнейшую роль. Ведь именно речь является связующим звеном при взаимодействии людей, в общении в социуме.
Источник
Статья:
И у слышащих и у глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление (что иногда затрудняет распознавание глухоты). Но, в отличие живых интонаций и певучего гуления слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепляемые реакции, быстро сокращается и исчезает (Ф.А. Pay и Ф.Ф. Pay, 1955). К семи-восьми месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя, вторит своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке.
У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания.
На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и Указаниям, которые он дает ребенку.
Наблюдения показывают, что различия между глухими и слышащими детьми, проявившиеся уже на первом году жизни, резко нарастают в раннем детстве. Одной из наиболее существенных особенностей Развития слышащего ребенка в этом возрасте является быстрое и интенсивное овладение речью: у глухого речь не появляется. Слышащий ребенок к трем годам делает громадные успехи в усвоении фонетики, словаря и грамматического строя языка, начинает широко, многообразно и правильно пользоваться речью в ее различных функциях, у него значительно расширяется мотивация речи. Поэтому различия между слышащим и глухим ребенком к концу раннего возраста очень значительны. Они нарастают, если в дошкольном возрасте глухим детям не создают особо благоприятных условий для овладения словесной речью .
Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно¬сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе¬дагогическая работа специалистами-сурдологами, которая пред¬полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо¬вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного – слухового, зритель¬ного, тактильно-вибрационного – восприятия устной речи и вы-зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли¬жайшего окружения (но со значительными неточностями в про¬изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).
Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо¬жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова¬ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо¬собствует его всестороннему психическому развитию .
По показателям развития речи у глухих детей наблюдается боль¬шое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, разви¬вающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Речь глухих детей 6 – 7 лет бедна по словарю, по способам вы-сказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное сниже¬ние словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Развитие речи ребенка с недостатками слуха в семье.
Речевые игры.
Нужно знать и помнить, что ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого, следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.
Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», – думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
С ребенком полезно проводить такие игры:
- «Где звонили?» Ребенок указывает место.
- «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
- «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)
Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.
Игры для развития речи детей.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…
Ход игры
Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игры
Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта – это одежда….
Ход игры
Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой – продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?
Ход игры
У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Источник