Развитие речи и интеллекта ребенка от рождения до 2 лет пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей раннего возраста
Мамедова Полина Аркадьевна,
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Родителей часто мучает один и тот же вопрос: как организовать досуг детей, чем их занять так, чтобы направить энергию 2-х, 3-х летних малышей в нужное русло, чтобы дети провели время с пользой, чему-то научились, о чем-то узнали, а особенно, когда приближается пора летних каникул и отпусков… Итак, чем же можно заняться с ребёнком дома или на даче или, даже в дороге?
Пальчиковые игры в настоящее время завоевали большую популярность у родителей и педагогов. Это не случайно, так как они способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев, согласованности работы пальцев и речи.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству.
По одной из систем восточной рефлексотерапии кисть руки соответствует голове, а пальцы – головному мозгу. Активный массаж пальцев и ладони, их движения, возникающие при пальчиковых играх, способствуют снятию усталости, улучшению кровообращения, повышения работоспособности, а в конечном итоге – улучшению здоровья и повышения интеллекта.
Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать … Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
«Пароход»
Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
«Капитан»
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я – отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
«Барабанщики»
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано.
Твои пальчики-барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
«Птичка»
Поставить правую руку локтем на кисть левой руки. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка
клюет зернышки.
На ладонь посадим птичку
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов –
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят
И, конечно, есть хотят.
«Гвозди»
Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука – гвозди, стоит на коленях или столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» – по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы «гвозди» согнуты, пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и вырывают «гвозди».
Поочередно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
«Тук-тук-тук»
Ритмическая импровизация
Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С (имя ребенка).
В прятки пальчики играются: поднять и растопырить все пальцы
Открываются: соединив пальцы, опустить и спрятать в кулачок.
Закрываются.
«Прыг-скок».
На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко.
«Два козлика»
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами – бух! на слово “бух” – хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку – плюх!
«Заводные машинки»
Пальцы рук сцеплены в замок (не сцеплены только большие пальцы), превращаясь в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя
поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутится вокруг друг друга, все быстрее
и быстрее (пока не кончится дыхание). Тренирует длительный плавный выдох.
«Шарик»
Пальцы обеих рук собраны в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них – пальцы принимают форму шара. Выдох –
шарик сдулся и пальчики принимают исходное положение. Варианты выдоха – через букву «ф», «с».
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Цветок»
Ладони сомкнуты и чуть округлы – бутон цветка. Детям предлагается глубоко втянуть его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты, поток воздуха проходит высоко, до лба. Игра направлена на выработку ощущения «высокого вдоха».
Утром
восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться (пальцы расходятся в стороны), трепещут от ветерка. Вечером
цветок начинает закрывать лепестки и засыпает. Каждый раз можно представлять себя новым цветком.
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Источник
2
2016-06-28
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет + Видео (Часть 1)
Если вы следите за обновлениями блога, то знаете, что мы с Таисией – большие поклонники жестовых и пальчиковых игр. Начинали мы еще до года с притопов, прихлопов и всеми любимых «ладушек», ну а сейчас уже доросли до более сложных пальчиковых фигур вроде белочек и собачек. Считаю пальчиковую гимнастику простым и в то же время очень полезным инструментом развития ребенка. От нее и настроение повышается, и память развивается, и воображение. Ну и главное (собственно для чего пальчиковые игры были придуманы) – развивается мелкая моторика. Думаю, сейчас ни для кого не секрет, что уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речью малыша.
4
2015-11-11
Пальчиковые игры для детей от 1 года 9 месяцев + Стихи для запоминания названий пальчиков
Пальчиковые игры – занятие очень полезное и интересное, их благотворный эффект трудно переоценить. Они способствуют развитию речи, памяти, воображения, да и просто делают общение с ребенком ярче и разнообразнее. Если вы только начинаете знакомство с жестовыми и пальчиковыми играми или уже давно с удовольствием в них играете, но хотите добавить что-нибудь новенькое в свой репертуар, то вам точно сюда.
21
2015-11-05
Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
3
2015-02-09
Пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет
Я продолжаю публиковать нашу подборку пальчиковых игр. И сегодня на очереди пальчиковые игры для малышей от 1,5 лет. Все эти игры нами опробованы и одобрены:), так что можете смело использовать их в своих занятиях.
Для удобства пальчиковые игры на сайте разбиты в порядке возрастающей трудности. Напомню, что указанные возрастные рамки несколько условны и вовсе не означают, что вам нужно дожидаться определенного возраста, прежде чем приступить к игре. Всегда ориентируйтесь на ребенка.
24
2015-01-30
Первые сюжетные игры с малышом (от 9 месяцев до 2 лет)
Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.
В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.
6
2015-01-21
Пальчиковые игры для малышей от 1 года 3 месяцев
Пальчиковые игры – одно из наших любимых занятий с дочкой. Практикуем их уже давно, начали еще до года, и всегда они проходят на ура. Веселые стишки всегда можно вспомнить, когда вдруг становится скучно в дороге, в очереди или в ожидании обеда. Чтобы интерес к пальчиковым играм у дочки не угасал, я периодически обновляю стишки и песенки, естественно, постепенно увеличивая их уровень сложности.
12
2014-12-26
Пальчиковые игры для малышей от 1 года
Сегодняшнюю статью я пишу в продолжение цикла статей о пальчиковых играх. Широко известен факт, что пальчиковые игры способствуют развитию речи малыша, поэтому они занимают значимое место среди прочих развивающих игр. Пальчиковые игры благотворно сказываются и на других сферах развития ребенка, подробнее об их пользе вы можете прочитать в статье с играми для малышей от 6 месяцев до 1 года (кстати, все игры в этой статье актуальны и для годовалого малыша).
19
2014-11-20
Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица
Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.
6
2014-11-01
Стихи и потешки для малышей на все случаи жизни
Ни для кого не секрет, что для гармоничного развития ребенка, с ним необходимо много разговаривать (подробнее про общение с ребенком). Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас любопытно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И ваш рассказ будет для малыша гораздо интересней и понятней, если вы будете сопровождать его разнообразными стишками и потешками. Малыш в возрасте до 1 года понимает еще не все слова, поэтому для него очень важна ритмичность и эмоциональность вашей речи, все это есть во всевозможных приговорках, стишках, песенках, прибаутках, которые складывались целыми поколениями мам, бабушек и нянь.
2
2014-10-23
Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года
В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.
Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?
Источник