Развитие речи детей в процессе общения с ребенком

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города Балашова Саратовской области»

Консультация для педагогов ДОУ

на тему:

«Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Воспитатели: Жижина О. В.

Балашов

2015г.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Одним из условий речевого развития является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.

Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т.е. обладал определённой речевой активностью.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Чтобы обеспечить контакт и общение детей со сверстниками, необходимо специально организованное пространство. Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. По этому, кроме просторной групповой комнаты, желательны мини – мастерская, мини – театр, мини – библиотека, изостудия, удобная для перестановок мебель и т.д.

Основным методом формирования речевого развития в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Читайте также:  Ребенку годик развитие и питание вес и рост

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. иииМы в своей группе «Осинка» развиваем речь детей в процессе повседневного общения в процессе режимных моментов и в непрерывной образовательной деятельности. ооПроводим беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т.д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. ОоСледим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи. ооСтараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции). О Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь оформляем по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью мы оказываем влияние на все стороны речи ребенка: исправляем ошибки, даём образец правильной речи, развиваем навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Мы изучаем все стороны детской речи, выявляем ее недостатки, определяем, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстники способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками-выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,ивиповседневнойтжизни.

Источник

« Развитие речи детей в общении,

как способ интеллектуального

и нравственного развития

в окружающем их мире»

Из опыта работы

воспитателя

Овод С.Ф.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы, а также самостоятельно задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.

Читайте также:  Особенности физиологического развития ребенка

Л.С.Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту».

Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка.

К основным видам деятельности ребёнка относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диа-логической, монологической, письменной), позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

II. Основная часть.

  1. Основные задачи работы.

Для реализации своей работы я спланировала следующие задачи:

  1. развитие и активизация словаря детей;
  2. освоение и развитие звуковой культуры речи;
  3. развитие и освоение грамматически правильной речи;
  4. развитие навыков речевого общения с взрослыми и сверстниками;
  5. обогащение опыта речевого общения детей с окружающими его людьми.
  1. Формы и методы работы.

В своей работе я использовала следующие методы и формы работы:

  1. Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций и картин)
  2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, пересказы, фольклор)
  3. Практические (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры со словами, диагностирование, анкетирование взрослых)

Свою работу по развитию речи и речевого общения, я организовывала и в повседнев-ной жизни, и в различных видах деятельности: на занятиях; на прогулках; в игровой деятельности детей, в свободной самостоятельной деятельности детей, а также в работе с семьёй.

На занятиях мы с детьми ставили звуки и учились их произносить правильно и чётко, учились строить простые и сложные предложения, составлять небольшие рассказы и пересказывать тексты, рассматривали картины и иллюстрации, по которым составляли описательные рассказы, учились строить диалоги между двумя и тремя детьми и т.д. На прогулках, при наблюдении за различными объектами, дети учились правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы. В игровой и самостоятельной свободной деятельнос-ти дети учились общаться между собой, чётко и ясно высказывая и выражая свои мысли и предложения для создания игровой ситуации. При работе с семьёй я использовала анкетирование и проводила консультации для родителей по обучению детей граммати-чески правильной речи и речевому общению родителей и детей вне детского сада.

Перед тем, как начать работу по формированию речи в общении детей, я использовала метод наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности детей: как общаются они между собой, как умеют выстраивать диалог, умеют ли высказать ясно и чётко свою мысль, как отвечают на поставленные вопросы, умеют ли пересказать небольшой текст, составить рассказ из 3-4 предложений без помощи взрослого Результаты наблюдений за детьми я систематизировала и составила диагностику. (Приложение №1)

С учётом результатов диагностики построила свою работу по развитию речи детей в общении их на занятиях, в игровой деятельности, в свободной повседневной жизни и в общении детей с взрослыми и сверстниками. Это позволило мне систематизировать, расширять и углублять умения детей общаться между собой и с взрослыми, используя знания и умения в составлении диалогической и монологической речи, построении грамматически правильной связной речи. Также результаты диагностики показали, что необходимо расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей при общении их со сверстниками и окружающими их взрослыми.

Совершенствуя умение пользоваться установленными формами вежливого общения между собой и взрослыми, дети начинают использовать в своей речи элементы диалогической и монологической речи в сообщениях о выполненной ими работе, о поручении, а также в диалогах с взрослыми, в совместной творческой деятельности: сочинении небольших сказок, рассказов, чистоговорок, стихов и т.д., в умении пересказать тексты, построении простых и сложных предложений в своей связной речи.

Вместе с тем, расширение контактов ребёнка с другими людьми вызывает необходимость научиться относить к себе речь взрослого, обращённую к группе людей, понимать её содержание и реагировать на неё. Ребёнок вступает в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, стремится задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т.д. Ребёнок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.

С этой целью я проводила занятия, различные по характеру и содержанию, беседы на различные темы, дидактические игры, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, составление по ним описательных рассказов, придумывание диалогов по определённым темам, беседы и консультации для родителей по развитию речи в общении детей с семьёй.

Например, проводила беседы по темам: «Как вести себя в общественных местах», «Для чего нужно умение общаться?», «Что такое вежливость?» и т.д. Обучая детей речевому общению, использовала различные игры: словесные, настольно-печатные, театрализованные, подвижные игры со словесными приговорами и др.

Читайте также:  Центр развития ребенка надежда боровичи

Лингвистические игры во всём многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации (подвижные игры со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и т.д.), способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у детей происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Также развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие детей в таких играх стимулирует речевую активность. Параллельно со становлением речевого общения детей в детском саду, я проводила консультации для родителей, чтобы систематизировать, совершенствовать и углублять речевое общение детей не только в детском саду, но и в семье между детьми и их окружением,

а также проводила анкетирование и беседы с родителями по совместному обучению

детей речевому общению и развитию речи детей, активизации и обогащению словаря детей, что способствовало дальнейшему развитию активного речевого общения детей.

(Приложение №1)

Начинала я свою работу с детьми младшего возраста. С ними я проводила игры и занятия по становлению звуковой культуры речи, совершенствовала правильное произношение отдельных звуков, а также звуков в сочетании со слогами и словами. Например, говорила и показывала детям, как правильно произносить звуки, как располагать язычок при том или ином звуке, заучивали и проговаривали чистоговорки на различные звуки: са-са-са – вот летит оса; су-су-су – вижу я лису; со-со-со – у машины колесо и т.д.

С детьми среднего возраста также закрепляли на занятиях и в играх звуковую сторону речевого общения, обучались чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы взрослого, по произведениям, обучались пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по картинкам и иллюстрациям, заучивали наизусть и выразительно читали стихи и т.д.

В старшем возрасте, кроме уже изученного, учились общению между собой, составляя диалоги по определённым темам, учась не перебивать говорившего взрослого или ребёнка, внимательно выслушивать, отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения из нескольких слов, называя каждое слово и определяя его местоположение в предложении. Также дети учились свободно владеть в разговоре речью и общаться между собой, интонационно выражать свои мысли и т.д.

В своей работе я использовала различные игры: словесные, развивающие, логические, которые требуют внимания, умения строить свою речь, логически мыслить и умения рассказать чётко и ясно о своих ощущениях и идеях. Такие игры, как «Кто что делает?», «Цепочка слов», «Узнавание», «Какие бывают слова?», «Пропущенные слова», «Пропавшие слова», «Летает – не летает» и др.

Всё это способствовало развитию речи детей и развитию речевого общения детей со сверстниками и с окружающими их взрослыми.

III. Заключение.

Использование в систематической работе различных форм и методов показало эффективность работы при формировании диалогической и монологической речи детей, звуковой культуры речи, построении грамматически правильной связной речи, а также развития речевого общения детей.

В начале моей исследовательской работы качественный уровень развития речи детей составил: высокий – 25%; средний – 55%; низкий – 20%.

В процессе моей работы по развитию речи и речевого общения в течение нескольких лет уровень развития составил: высокий – 65%, средний – 35%, низкий – 0%. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи и речевого общения повысился на 40%.

Диагностирование показало, что систематически-целенаправленное развитие речи и речевого общения детей в течение определённого времени, способствует развитию умственных способностей детей, успешному обучению в школе, умению детей строить взаимоотношения между сверстниками и взрослыми, способствует развитию логическо-го мышления и связного рассуждения в речи детей.

Библиографический список.

1.О.А. Белобрыкина. «Речь и общение».

2. Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей».

3. Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать».

4. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»

5. Л.Г. Антонова «Развитие речи: уроки риторики».

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Много ли ребёнок задаёт «почемучкиных» вопросов?

а) очень много, постоянно;

б) довольно много, но периодами;

в) мало.

2. Любит ли слушать, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

а) умеет читать и часто читает;

б) буквы знает и читает кое-какие слова;

в) интереса к чтению нет.

4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

а) очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;

б) по-разному;

в) не любит стихов, не играет в слова.

5. Хочет ли ребёнок учиться?

а) очень хочет;

б) хочет, но боится идти в школу;

в) не хочет.

6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

7. Уверен ли ребёнок в своих силах?

а) конечно, уверен;

б) когда, как;

в) нет, не уверен.

Источник